Научная статья на тему 'Внедрение форм и методов дистанционного обучения на примере организации повышения квалификации старших инспекторов, инспекторов по исполнению административного законодательства, специализирующихся на выявлении правонарушений в сфере оборота контрафактной продукции, защиты прав интеллектуальной собственности'

Внедрение форм и методов дистанционного обучения на примере организации повышения квалификации старших инспекторов, инспекторов по исполнению административного законодательства, специализирующихся на выявлении правонарушений в сфере оборота контрафактной продукции, защиты прав интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение форм и методов дистанционного обучения на примере организации повышения квалификации старших инспекторов, инспекторов по исполнению административного законодательства, специализирующихся на выявлении правонарушений в сфере оборота контрафактной продукции, защиты прав интеллектуальной собственности»

3. Латинская терминология и фразеология может применяться в русле приемов опережающего обучения для формирования прочных межпредметных связей с другими дисциплинами, когда в процессе усвоения знаний по теории государства и права используются материалы, отражающие те явления, которые будут изучаться в других учебных курсах. Это способствует повышению мотивации к изучению юридических наук и закладывает основы понятий, которые будут формироваться при дальнейшем изучении юридических дисциплин. Например, в конституционном праве — основания приобретения гражданства в латинской интерпретации — jus soli (право почвы) и jus sanguinis (право крови). В римском праве — fiducia (фидуциарный договор), servi (рабы), depositum (поклажа). В гражданском и международном праве — pacta sunt servanda (принцип «договоры должны соблюдаться»). В уголовном праве — corpus delicti (состав правонарушения), mactator (убийца), furtum (кража).

4. Можно отметить еще один аспект использования всей упомянутой латинской терминологии и фразеологии — это разгрузочные пятиминутки для того, чтобы снять напряжение и усталость на занятии, не потерять внимание обучаемых и применить определенное воспитательное воздействие. Например, выражение «ad kalendas graecas» дословно обозначает «до греческих календ», то есть на неопределенный срок. Календы (первое число каждого месяца) были днями расплаты по денежным обязательствам. У греков календ не было, поэтому выражение «до греческих календ» означало: до времени, которое никогда не наступит.

Рассматривая адресную направленность использования данной частной методики, следует отметить, что она рекомендуется педагогам с высоким уровнем мастерства при наличии углубленных знаний теории государства и права не только на учебно-методическом, но и на хорошем научном уровне. Кроме того, немаловажным фактором будет необходимость владения хотя бы основами латинского языка. Область применения достаточно широка: курсанты и слушатели очной и заочной формы обучения, адъюнкты. При этом важно уметь варьировать предлагаемый материал с использованием латинской терминологии и фразеологии с учетом дифференцированного характера обучения.

Весьма выигрышно смотрится уровень требований к материально-техническому обеспечению использования анализируемой частной методики — доска и мел (или доска и фломастеры), иногда может понадобиться проектор.

Таким образом, применение латинской терминологии и фразеологии в процессе освоения юриспруденции позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Кроме того, важно отметить, что рассмотренные особенности осуществления процесса обучения повышают познавательный интерес к изучению иных неюридических дисциплин и формируют уровень правосознания, правовой культуры, профессиональный кругозор и язык юриста — сотрудника ОВД.

И.А. Кузнецова, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД

Внедрение форм и методов дистанционного обучения на примере организации повышения квалификации старших инспекторов, инспекторов по исполнению административного законодательства, специализирующихся на выявлении правонарушений в сфере оборота контрафактной продукции, защиты прав интеллектуальной собственности

В настоящее время в мире накоплен опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО). В целом мировая тенденция перехода к инновационным формам образования прослеживается в росте числа образовательных организаций, ведущих подготовку по новым информационным технологиям. Перед образовательными организациями, входящими в структуру МВД России, равно как и перед другими образовательными организациями, стоят задачи активного внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. Отдельно можно выделить задачу использования дистанционных образовательных технологий, как один из критериев реализации компетентностного подхода.

Преимущества дистанционного обучения, реализуемого в рамках программы повышения квалификации:

1. Сокращение расходов территориального органа внутренних дел на проезд и проживание сотрудников, проходящих обучение.

2. Возможность обучаемых самостоятельно планировать время и длительность обучения в рамках отведенного норматива.

3. Простота использования программной оболочки STELLUS.

4. Доступность для работы с любого компьютера, имеющего выход в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

5. Интерактивное взаимодействие между преподавателем и обучаемым в диалоговом режиме, которое в ряде случаев может приближаться по форме ко взаимодействию, происходящему при традиционном аудиторном обучении.

6. Быстрая доставка учебных материалов в электронном виде.

7. Оперативный доступ к базам знаний, размещенным в сети «Интернет».

8. Тестирование знаний в дистанционном режиме.

Недостатки дистанционного обучения, реализуемого в рамках программы повышения квалификации:

1. Возникновение учебно-методических и организационных вопросов как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов, требующих быстрейшего разрешения.

Особенности реализации дистанционной формы обучения в рамках программы повышения квалификации:

Для организации интерактивного взаимодействия, осуществляемого любым участником образовательного процесса как в режиме реального времени, так и путем разновременной коммуникации, используются различные информационно-технические средства: телефон, электронная почта, программные средства взаимодействия, компьютерная видео-конференц-связь и т. п. Использование тех или иных технологий планируется преподавателем в процессе разработки учебного курса, может использоваться как одна конкретная технология, так и сочетание нескольких технологий.

При выборе вида, методов и форм обучения следует руководствоваться

особенностями предметной области. В дистанционном обучении по программе повышения квалификации учебный курс ориентирован, в основном, на самостоятельное изучение материала. Преподаватель, создавая курс, должен опираться на определенный уровень сложности с учетом самообразования слушателей.

Главными задачами преподавателя в организации дистанционного образования по программе повышения квалификации являются:

— разработка учебного курса;

— разработка инструкции по обучению;

— консультирование и помощь обучающимся по изучаемому предмету;

— контроль результатов обучения.

Учебный курс в системе дистанционного образования для обучающегося по программе повышения квалификации включает два обязательных компонента:

— индивидуальную работу, предполагающую использование различных форм учебных материалов и учебно-технологических средств;

— диалог с преподавателем и другими учащимися.

В образовательном процессе ДО, реализуемого в рамках программы повышения квалификации, используются следующие средства обучения:

1. Книги (в бумажной и электронной форме).

2. Сетевые учебные материалы.

3. Учебно-информационные аудиоматериалы.

4. Учебно-информационные видеоматериалы.

Таким образом, дистанционное обучение, реализуемое в рамках программы повышения квалификации, является формой получения образования, при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычной почте, а также очно.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 4 (36)

361

Е.Л. Шапошников, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминологии

Роль школы педагогического мастерства Нижегородской академии МВД России в формировании профессиональной компетенции преподавателя

Системные изменения, происходящие в российском образовании, требуют поиска активных форм повышения квалификации молодых преподавателей. Однако при решении этой задачи возникает ряд проблем.

Во-первых, нет четких требований к профессиональным качествам преподавателей, учитывающих ФГОС, главная особенность которых — ориентация на формирование компетенций у обучающихся. Во-вторых, в школах педагогического мастерства, на курсах повышения квалификации используются традиционные методики подготовки, ориентирующие прежде всего на изучение теории, и мало уделяется внимания практикоориентированным технологиям. В-третьих, не создана система непрерывной переподготовки преподавателей по тотальному повышению педагогического мастерства всех — от начинающих до маститых профессоров.

Для устранения этих проблем требуется целый комплекс мер, носящих и методологический, и организационный характер. Прежде всего, следует уяснить, что такое педагогическая компетентность преподавателя.

Скорее всего, это качество личности преподавателя, образованное комплексом соответствующих компетенций, представляющих собой профессионально значимые характеристики, которые обеспечивают эффективность педагогической деятельности.

К последним мы отнесем: проектно-конструктивная, ориентирующая на цели образовательной дисциплины; методическая, связанная со способами достижения этих целей; воспитательная, ориентирующая на формирование через предмет позитивных личностных качеств обучающихся; наконец, контролирующая, связанная с оценкой качества усвоения обучающимися изучаемого материала. Следовательно, преподавательские компетенции носят комплексный характер и не могут сводиться к одному какому-либо качеству.

Важной сферой повышения педагогического мастерства преподавателей является их приобщение к современным достижениям в области педагогики и психологии.

Однако при анализе современной литературы сами авторы учебных пособий признают, что содержание этих пособий часто недоступно преподавателям, так как они заполнены «причудливыми терминами и изощренной вязью логических умозаключений». В этой связи возникает задача создания доступной по форме учебно-методической литературы, содержащей выверенные практические рекомендации, в том числе и изданные в нашей академии.

Наконец, еще одна проблема, связанная со становлением педагога высшей школы, — это его умение позитивно воздействовать на курсанта (слушателя). Еще К.Д. Ушинский замечал, что главное достоинство преподавателя состоит не в том, чтобы просто обладать знаниями, а в том, чтобы «он умел воспитывать учеников своим предметом».

Каждый педагог не просто транслирует знания, которые определяются уровнем развития социума, но эта передача «включает содержание его собственного «Я». В этом смысле без трансляции личности нет трансляции культуры». Отсюда вытекают особые требования не только к интеллектуальному уровню педагогов, но и к их нравственным качествам.

На сегодняшней день основной задачей школы педагогического мастерства является оказание помощи начинающим преподавателям в овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми в научно-педагогической, учебно-методической и воспитательной деятельности, а также овладению преподавателями новых технологий обучения воспитания, развитию творческого и интеллектуального потенциала личности преподавателя.

Особый акцент при обучении в школе педагогического мастерства должен быть направлен на методы организации самостоятельной работы, по формированию навыков умственного труда обучаемых, психологии личности и деятельности курсанта, по подготовке к учебному занятию, учебно-методической работе, научно-исследовательской и воспитательной работе.

Итак, профессия преподавателя является одной из самых сложных, она требует формирования системы компетенций и качеств, которые не появляются сами по себе, а вырабатываются, в том числе и через систему повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.