Научная статья на тему 'Частная методика преподавания дисциплины «Теория государства и права» с использованием латинской терминологии и фразеологии: концептуальные основы и перспективы использования в процессе обучения курсантов и слушателей в образовательных организациях системы МВД России'

Частная методика преподавания дисциплины «Теория государства и права» с использованием латинской терминологии и фразеологии: концептуальные основы и перспективы использования в процессе обучения курсантов и слушателей в образовательных организациях системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
649
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / ЛАТИНСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / A PRIVATE METHOD / THEORY OF STATE AND LAW / LATIN TERMINOLOGY AND PHRASEOLOGY / THE EFFECTIVENESS OF TRAINING / EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купцова Ольга Борисовна

В данной статье раскрываются концептуальные основы частной методики преподавания дисциплины «Теория государства и права» с использованием латинской терминологии и фразеологии. Существенное внимание уделено анализу влияния рассматриваемой частной методики на эффективность процесса обучения курсантов и слушателей в образовательных организациях системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Купцова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Private method of teaching «Theory of state and law» with the Latin terminology and phraseology: conceptual basis and perspectives in the learning process of students and trainees of the educational institutions of the Ministry of internal affairs of Russia

The article is devoted the conceptual basis of the private methods of teaching «Theory of State and Law» with the Latin terminology and phraseology. Considerable attention is paid to the analysis of the impact of the considered private methods on the effectiveness of the learning process of students and trainees in universities of the Ministry of internal affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Частная методика преподавания дисциплины «Теория государства и права» с использованием латинской терминологии и фразеологии: концептуальные основы и перспективы использования в процессе обучения курсантов и слушателей в образовательных организациях системы МВД России»

ИНТЕГРЙЦИЯ ÏPÀÂOÂOÉ ИЙУКИ И ВЫСШЕМ ЮРИДИЧЕС^М 0БPЙ30ВЙHИЯ

ДИДЙКТИЧЕСКИИ ЙСПЕКТ)

УДК 340

Купцова Ольга Борисовна Kuptsova Olga Borisovna

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), associate professor, associate professor of the department of the theory and history of state and law

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Частная методика преподавания дисциплины «Теория государства и права» с использованием латинской терминологии и фразеологии: концептуальные основы и перспективы использования в процессе обучения курсантов и слушателей в образовательных организациях системы МВД России

Private method of teaching «Theory of state and law» with the Latin terminology and phraseology: conceptual basis and perspectives in the learning process of students and trainees of the educational institutions of the Ministry of internal affairs of Russia

В данной статье раскрываются концептуальные основы частной методики преподавания дисциплины «Теория государства и права» с использованием латинской терминологии и фразеологии. Существенное внимание уделено анализу влияния рассматриваемой частной методики на эффективность процесса обучения курсантов и слушателей в образовательных организациях системы МВД России.

Ключевые слова: частная методика, теория государства и права, латинская терминология и фразеология, эффективность обучения, образовательные организации МВД России.

The article is devoted the conceptual basis of the private methods of teaching «Theory of State and Law» with the Latin terminology and phraseology. Considerable attention is paid to the analysis of the impact of the considered private methods on the effectiveness of the learning process of students and trainees in universities of the Ministry of internal affairs of Russia.

Keywords: a private method, theory of state and law, Latin terminology and phraseology, the effectiveness of training, educational institutions of the Ministry of internal affairs of Russia.

Среди основных тенденций развития современной дидактики и методики обучения на первый план, бесспорно, выходит поиск новых подходов к осуществлению образовательного процесса, нестандартных концепций учебной деятельности, эффективных частных методик. В этом аспекте преподавание теории государства и права как важнейшей вводной, методологической и достаточно абстрактной учебной дисциплины имеет широкий диапазон внедрения новаций.

Существенной характерной чертой этой дисциплины является использование достаточно большого количества понятий и категорий,

между которыми прослеживаются сложные иерархичные взаимосвязи и закономерности. Важнейшая задача, которая встает перед преподавателем, — это дать не просто глубокие знания, умения и навыки обучаемым, а добиться наиболее полного понимания содержания материала и уяснения системности категорий и ключевых терминов.

При этом следует иметь в виду, что содержание теории государства и права не является сводом готовых правил на все случаи жизни. Это живая, постоянно развивающаяся наука и учебная дисциплина, которая предлагает наряду с устоявшимися подходами также и дискуссион-

интеграция правовой пачки и высшего юридического овразования

(ДИДАКТИЧЕСКИЙ аСПЕКТ)

ные точки зрения, способствует выработке навыков творческого мышления, самостоятельного анализа политико-правовых явлений, которые необходимы и при изучении других дисциплин и в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел [1, с. 24].

В этом плане следует позитивно рассматривать разработку частных методик преподавания теории государства и права, которые в целом отражают педагогическую концепцию педагога зачастую с использованием инновационных методов обучения и нестандартного видения образовательного процесса. Как справедливо отмечают В.И. Филиппенко, А.С. Бахта, В.М. Рудник, среди основных задач частной методики преподавания учебной дисциплины выделяется не только внедрение передового образовательного опыта, а также выработка рекомендаций по воспитанию обучаемых в процессе изучения дисциплины [2, с. 120—123].

Кроме того, деятельность курсантов образовательных организаций системы МВД России включает два основных компонента — учебную и профессиональную (служебную) деятельность. Эти компоненты тесно связаны с процессами адаптации и мотивации курсантов в учебе в специальном вузе, способствуют получению образования, несению службы в ОВД [3, с. 58]. Это предопределяет необходимость отражения в частной методике преподавания дисциплины многоаспектного воздействия на развитие личности обучаемого и формирование его общеправовых и профессиональных знаний, умений и навыков.

Изучение научной и научно-методической литературы, а также активное участие в научно-практических и научно-методических конференциях, семинарах, круглых столах, проводимых в образовательных организациях различных городов России, позволило сформировать концепцию частной методики преподавания дисциплины «Теория государства и права» с использованием латинской терминологии и фразеологии. Она основывается на сочетании технологий проблемного и развивающего обучения и использовании ассоциативных связей с латинскими терминами и фразами при изучении понятий, категорий, закономерностей теории государства и права [см. подробнее 4, с. 72—74; 5, с. 108—112; 6, с. 177—179; 7, с. 42—46].

Известный ученый доктор юридических наук, профессор В.С. Нерсесянц в предисловии к учебнику «Римское частное право» справедливо отмечал, что юридическая латынь — это материнский язык юриспруденции [8]. Симво-

лический язык права создает проблему поиска точного образа, преодоления разрыва между буквой и духом, мыслью и словом, формой и содержанием [9, с. 20]. Кроме того, как справедливо отмечает Л.А. Труженикова, латинский язык, являясь источником формирования понятийно-терминологического аппарата права, играет важную педагогическую роль в процессе подготовки учащихся к овладению посредством этого аппарата всеми дисциплинами юриспруденции и к дальнейшей профессиональной деятельности, стимулируя познавательную деятельность учащихся [10, с. 47].

Теоретические исследования и опыт преподавания позволяют сделать вывод о том, что применение латинской терминологии и фразеологии в процессе освоения теории государства и права способствует повышению эффективности процесса обучения и формированию профессионального языка юриста — сотрудника ОВД. Кроме того, важно отметить, что рассмотренные особенности осуществления образовательного процесса повышают познавательный интерес обучаемых к изучению теории государства и права, а также других юридических дисциплин.

Как справедливо отмечали В.Я. Кикоть и А.М. Столяренко, задача системы юридического образования состоит в том, чтобы обучающиеся не только приобрели глубокие знания по юриспруденции, но и стали настоящими юристами, людьми с разносторонними интересами, высокой общей и профессиональной культурой, подлинными гуманистами [11, с. 512]. В этом аспекте формирование профессионального языка юриста — это комплексный, в чем-то даже синкретичный процесс. Он должен проходить с использованием максимального количества средств, способствующих его эффективному осуществлению.

В этом плане можно считать целесообразной предлагаемую частную методику преподавания теории государства и права. Кроме педагогического обучающего значения, просматривается дополнительный эффект повышения правосознания, правовой культуры и профессионального языка сотрудника ОВД. В современном обществе наблюдаются явные тенденции поступательной интернационализации юридической практики. Учитывая естественный характер данных преобразований, важно отметить, что нужно стремиться к терминологическому единству, частичной его интернационализации, что способствовало бы развитию общения между юристами, в том числе сотрудниками поли-

ИHTEГPЙЦИЯ ПPЙB0B0Й ИЙУКИ И BUdUE^ ЮPИДИЧEСКOГO 0БPЙ30BЙHИЯ

ДИДЙКTИЧEСКИЙ ЙСПEКT)

ции. Как справедливо отмечает В.А. Семеусов, интернационализация не должна быть смыслом и целью, важно, чтобы она отражала суть явлений, «чтобы термин был именно термином и за ним стояло четкое представление» [12, с. 117]. В этом случае латинская терминология могла бы служить неким связующим звеном, учитывая активное развитие международного взаимодействия правоохранительных органов.

Рассмотрим аспекты использования латинской терминологии и фразеологии в теории государства и права:

1. Повышение эффективности усвоения категориального аппарата теории государства и права и актуализации знаний по данной дисциплине.

Использование латинской терминологии способствует дальнейшему глубокому осмыслению и усвоению тех правовых явлений, которые изучаются в курсе теории государства и права. Термины, которые несут в себе дополнительную информацию, дольше остаются в памяти обучаемых. Причем, эта дополнительная информация должна представляться в доступной, интересной форме, вызывать достаточно яркие эмоции. Это повышает познавательную активность обучаемых и интерес к предмету. При этом, преподавателю при раскрытии сути понятия необходимо обратить сознание обучающегося на формирование ассоциативных связей терминов.

В сфере латинской терминологии ассоциативные связи могут быть задействованы достаточно эффективно, так как многие слова и термины в неизменном состоянии, сохранившие свое первоначальное значение, перешли в современные языки, в том числе и в русский. Особенно это касается юридической терминологии. Для лучшего их усвоения необходимо увязать их сегодняшнюю суть с древним значением слова.

В этом аспекте знание латинской фразеологии и терминологии, например, помогает осмыслению понимания права на раннем этапе становления и соотношения его с законом (тема «Понятие и сущность права»). Ответ на эти вопросы дает исследование этимологии слова jus.

Проблема понимания древнейшего jus и его соотношения с lex весьма активно обсуждалась в середине ХХ века. Как отмечает Л.Л. Кофа-нов, существуют значимые аргументы в пользу тесной связи архаического jus с религиозной сферой, которые основываются на вполне очевидной связи jus с глаголом jurare, а также с древнейшей клятвой Юпитера — jus jurandum

per Iovem lapidem [13, с. 181—190]. Таким образом, можно проследить связь термина ius и производных от него слов с религией, это еще раз служит подтверждением одной из закономерностей теории государства и права.

Следует отметить, что из всех видов памяти в сфере юридической терминологии эффективно задействовование ассоциативной памяти. Например, знание слов lex (закон) и ius (право) объясняет наименование двух концепций пра-вопонимания — легизма и юснатурализма, значение слова poena — «наказание» объясняет название пенитенциарных учреждений.

Терминологические ассоциативные связи можно также использовать и для повышения грамотности написания терминов. Например, слово «прецедент» обучаемые зачастую пишут и произносят с ошибками — «прецеН-дент». Но если они знают, что данный термин произошел от латинского praecedens — предшествующий и в его написании лишь одна буква «н», то это повышает вероятность правильного его написания.

2. Формирование общеупотребительной лексики как один из аспектов развития профессионального языка юриста — сотрудника ОВД. Формирование профессионального языка юриста — это комплексный, в чем-то даже синкретичный процесс. Он должен проходить с использованием максимального количества средств, способствующих его эффективному осуществлению. К юридической лексике относятся уже упоминавшиеся в данной статье ранее следующие термины и фразы — de jure, de facto, habeas corpus, ех lege, oontra legem, per se, obiter dictum, racio decidendi, lex specialis и другие.

Кроме того, показателем правовой культуры юриста является развитие общей культуры. Существует целый ряд латинских высказываний, которые используются во многих сферах науки и практики. Их усвоение не отнимет много времени на занятии, но позволит повысить интеллектуальный уровень обучаемых. Например, alma mater (мать-кормилица»), terra incognita (земля неизведанная) и другие.

3. Латинская терминология и фразеология могут применяться в русле приемов опережающего обучения для формирования прочных межпредметных связей с другими дисциплинами, когда в процессе усвоения знаний по теории государства и права используются материалы, отражающие те явления, которые будут изучаться в других учебных курсах. Это способствует повышению мотивации к изучению юри-

интЕГРация правовой начни и высшего юридического овразования

(ДидактичЕСкий аспЕкт)

дических наук и закладывает основы понятий, которые будут формироваться при дальнейшем изучении юридических дисциплин. Например, в конституционном праве — основания приобретения гражданства в латинской интерпретации — jus soli (право почвы) и jus sanguinis (право крови). В римском праве — fiducia (фидуциарный договор), servi (рабы), depositum (поклажа). В гражданском и международном праве — pacta sunt servanda (принцип «договоры должны соблюдаться»). В уголовном праве — corpus delicti (состав правонарушения), mactator (убийца), furtum (кража).

4. Можно отметить еще один аспект использования всей упомянутой латинской терминологии и фразеологии — это разгрузочные пятиминутки для того, чтобы снять напряжение и усталость на занятии, не потерять внимание обучаемых и применить определенное воспитательное воздействие. Например, выражение ad kalendas graecas дословно обозначает «до греческих календ», то есть на неопределенный срок. Календы (первое число каждого месяца) были днями расплаты по денежным обязательствам. У греков календ не было, поэтому выражение «до греческих календ» означало следующее: до времени, которое никогда не наступит [14, с. 33].

Рассматривая адресную направленность использования данной частной методики, следует отметить, что она рекомендуется педагогам с высоким уровнем мастерства при наличии углубленных знаний теории государства и права не только на учебно-методическом, но и на хорошем научном уровне. Кроме того, немаловажным фактором будет необходимость владения хотя бы основами латинского языка. Область применения достаточно широка: курсанты и слушатели очной и заочной формы обучения, адъюнкты. При этом важно уметь варьировать предлагаемый материал с использованием латинской терминологии и фразеологии с учетом дифференцированного характера обучения.

Весьма выигрышно смотрится уровень требований к материально-техническому обеспечению использования анализируемой частной методики — доска и мел (или доска и фломастеры), иногда может понадобиться проектор.

Таким образом, применение латинской терминологии и фразеологии в процессе освоения теории государства и права позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Кроме того, важно отметить, что рассмотренные особенности осуществления процесса обучения повышают познавательный интерес к

изучению иных юридических дисциплин и формируют уровень правосознания, правовой культуры, профессиональный кругозор и язык юриста — сотрудника ОВД.

Примечания

1. Теория государства и права: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева. М., 2008.

2. Филиппенко В.И., Бахта А.С., Рудник В.М. Основные принципы подготовки частных методик преподавания дисциплин // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. № 1.

3. ВолоховД.А. Психологические особенности мотивации учения курсантов вузов МВД России: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006.

4. Купцова О.Б. Использование латинской терминологии и фразеологии при освоении теории государства и права как предпосылка формирования профессионального языка юриста // Проблемы иноязычного обучения взрослых языку специальности: от теории к практике. М., 2013.

5. Купцова О.Б. Использование основ латинского языка в процессе обучения теории государства и права как фактор модернизации образовательного процесса и предпосылка повышения его эффективности // Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов: материалы Всероссийской научно-методической конференции (14—17 февраля 2013 г., г Суздаль). Владимир, 2013.

6. Купцова О.Б. Использование латинской терминологии и фразеологии в процессе преподавания теории государства и права в юридическом вузе как фактор повышения эффективности процесса обучения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 21.

7. Купцова О.Б. Латинская терминология и фразеология в юридической науке и юридической практике: традиции и перспективы использования // Юридическая наука и юридическое образование в условиях глобализации и интеграции: состояние, тенденции и перспективы: материалы VIII Международной научной конференции (Иваново, 3—6 окт. 2014 г) / отв. ред. Е.Л. Поцелуев. Иваново, 2015.

8. Дождев Д.В. Римское частное право: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 1996.

9. Темнов Е.И. Jurisprudentia eloquenta — Звучащая юриспруденция. М., 2015.

10. Труженикова Л.А. Латинский язык как средство овладения учащейся молодежью понятийно-терминологическим аппаратом права: дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2002.

11. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столярен-ко. М., 2008.

интЕГРация правовой начни и высшЕго юридического овраэования

(дидактичЕСкий аспЕкт)

12. Семеусов В.А. Инновации и наука хозяйственного права // Известия ИГЭА. 2009. № 3.

13. Кофанов Л.Л. Lex и ius: возникновение и развитие римского права в VIII—III вв. до н. э. М., 2006.

14. Ахтерова О.А., Иваненко Т.В. Латинский язык и основы юридической терминологии: учебник. М., 2007.

Notes

1. Theory of state and law: textbook / ed. V.Y. Kikot, V.V. Lazarev. Moscow, 2008.

2. Filippenko V.I, Bakhta A.S., Rudnik V.M. Mine Basis of preparation of private courses teaching methods // Psycho in law enforcement. 1998. № 1.

3. Volohov D.A. Psychological features of motivation of the doctrine of students of universities Ministry of Internal Affairs of Russia: dissertation ... candidate of psychol. sciences. St. Petersburg, 2006.

4. Kuptsova O.B. The use of Latin terminology and phraseology during the development of the theory of state and law as a prerequisite for the formation of a professional lawyer language // The problems of foreign language teaching adult language specialty: from theory to practice. Moscow, 2013.

5. Kuptsova O.B. The use of the Latin language in the process of learning the theory of state and law as a factor in the modernization of the educational process and the premise of improving its efficiency // Formation of knowledge, skills and professional competences in the educational process of law schools: proceedings of the All-Russia scientific conference (February 14—17, 2013 g. Suzdal). Vladimir, 2013.

6. Kuptsova O.B. The use of Latin terminology and phraseology in the teaching of the theory of state and law in law school as the factor of increase of efficiency of educational process // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2013. № 21.

7. Kuptsova O.B. Latin terminology and phraseology in jurisprudence and legal practice: traditions and perspectives // Legal science and legal education in the context of globalization and integration: status, trends and prospects: materials of the VIII International conference. Scien. Conf. (Ivanovo, 3—6 October, 2014) / ed. E.L. Potseluev. Ivanovo, 2015.

8. Dozhdev D.V. Roman private law: the textbook for high schools / ed. V.S. Nersesyants. Moscow, 1996.

9. TemnovE.I. Jurisprudentia eloquenta — Sounding law. Moscow, 2015.

10. Truzhenikova L.A. The Latin language as a means of mastering the young students the conceptual and terminological apparatus of the right: dissertation ... candidate of pedagogy sciences. Makhachkala, 2002.

11. Applied law pedagogy in the organs of internal affairs: textbook for students and students of educational institutions of the Ministry of Interior Russian legal profile / ed. V.Y. Kikot, A.M. Stolyarenko. Moscow, 2008.

12. Semeusov V.A. Innovation and science of commercial law // News ISEA. 2009. № 3.

13. Kofanov L.L. Lex and ius: origin and development of Roman law in the VIII—III centuries BC. Moscow, 2006.

14. Ahterova O.A., Ivanenko T.V. The Latin language and the fundamentals of legal terminology: textbook. Moscow, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.