Научная статья на тему 'Использование латинской терминологии и фразеологии в процессе преподавания теории государства и права в юридическом вузекак фактор повышения эффективности процесса обучения'

Использование латинской терминологии и фразеологии в процессе преподавания теории государства и права в юридическом вузекак фактор повышения эффективности процесса обучения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
937
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТИНСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / ФРАЗЕОЛОГИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ЮРИСТА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LATIN TERMINOLOGY AND PHRASEOLOGY / INFLUENCE / FORMATION OF LEGAL TERMINOLOGY / THE LANGUAGE OF THE PROFESSION / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Купцова Ольга Борисовна

Данная статья посвящена анализу возможностей использования латинской терминологии и фразеологии в процессе обучения теории государства и права. Отражено влияние латыни на формирование юридической терминологии, профессионального языка юриста, правовой культуры, повышение уровня осмысления материала и мотивации образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Купцова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the use of Latin terminology and phraseology in the course of Theory of State and Law. The influence of Latin on the formation of legal terminology, the language of the profession, legal culture and better understanding of the material studied as well as the improvement of the motivation of educational activities are shown.

Текст научной работы на тему «Использование латинской терминологии и фразеологии в процессе преподавания теории государства и права в юридическом вузекак фактор повышения эффективности процесса обучения»

интЕГРация правовой начли и высшЕго юридического овразования: (ДидактичЕСкий аспЕкт)

О.Б. Купцова

Купцова Ольга Борисовна — доцент кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД

России, кандидат юридических наук

E-mail: olga.kuptsova@mail.ru

Использование латинской терминологии и фразеологии в процессе преподавания теории государства и права в юридическом вузе как фактор повышения эффективности процесса обучения

Данная статья посвящена анализу возможностей использования латинской терминологии и фразеологии в процессе обучения теории государства и права. Отражено влияние латыни на формирование юридической терминологии, профессионального языка юриста, правовой культуры, повышение уровня осмысления материала и мотивации образовательной деятельности.

The article analyzes the use of Latin terminology and phraseology in the course of Theory of State and Law. The influence of Latin on the formation of legal terminology, the language of the profession, legal culture and better understanding of the material studied as well as the improvement of the motivation of educational activities are shown.

В настоящее время активно развивается тенденция поиска путей повышения эффективности процесса обучения в высших учебных заведениях. Реформирование системы образования способствует инициированию различных доктринальных исследований и разработок практического характера. Существенное влияние на развитие педагогической деятельности оказывает внедрение как целостных педагогических технологий, так и использование отдельных нестандартных развивающих способов и приемов обучающего воздействия. В этом аспекте хотелось бы на примере освоения теории государства и права в юридическом вузе предложить возможности повышения эффективности данного процесса.

Изучение теории государства и права лежит в основе современного юридического образования, так как она представляет собой вводную, абстрактную и методологическую науку со всеми вытекающими сложностями и проблемами, которые возникают по причине ее специфического характера. Ее изучение связано, в первую очередь, с формированием понятийной базы для дальнейшего познания юридических дисциплин, а также со становлением мировоззрения и профессионального языка юриста. Изучается эта дисциплина на первом курсе, и студенты и курсанты сталкиваются с целым рядом проблем: недостаточность общей эрудиции и школьных знаний для анализа непростых государственно- правовых явлений, трудности в осмыслении, понимании сложного для восприятия изучаемого материала, проблемы в запоминании обширной понятийной базы, и, как следствие, невысокая мотивация образовательной деятельности и т. д.

Тем не менее, важность и фундаментальный характер этой дисциплины не вызывает сомнений.

Теория государства и права представляет собой основу профессионального мировоззрения, овладение которой дает возможность результативно изучать отраслевые юридические дисциплины. Разрабатываемые в теории государства и права понятия, категории, юридические конструкции, классификации используются всеми другими юридическими науками, причем последние, как правило, не занимаются проблемами терминологии и общего понимания политико-юридических явлений. Авторы учебников по конституционному, административному, гражданскому, уголовному и т. д. праву оперируют понятиями «государство», «право», «источник права», «норма права», «нормативный правовой акт» и многими другими, не объясняя их сути, поскольку это уже сделано в курсе теории государства и права. Юридическая терминология активно используется и в практике — при подготовке нормативных правовых, интерпретационных и правоприменительных актов. Специалиста с высшим юридическим образованием должно отличать грамотное применение профессиональной терминологии, а эти знания изначально закладываются в курсе теории государства и права, которая формирует общую для всех отраслей права понятийную базу. Пробелы в знаниях в данной сфере, влекущие как терминологическую неопределенность, так и непонимание основных закономерностей государственной и правовой жизни, в ряде случаев являются причинами юридических ошибок.

Тем не менее, существует целый ряд проблем, с которыми сталкиваются обучаемые в ходе освоения теории государства и права. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь им преодолеть ряд сложившихся затруднений.

Следует заметить, что самая основная проблема, которая встает перед слушателями, — это за-

Купцова О.Б. Использование латинской терминологии и фразеологии в процессе преподавания теории государства и права в юридическом вузе как фактор...

Купцова О. Б. Использование латинской терминологии и фразеологии в процессе преподавания теории государства и права в юридическом вузе как фактор...

поминание понятий курса теории государства и права. При изучении теории государства и права нельзя ограничиваться механическим заучиванием формулировок понятий, так как полноценное их усвоение может осуществляться только в процессе сознательного и осмысленного уяснения его сущности. Заучивание непонятного и неосознанного представляет собой так называемое зазубривание материала. Это неэффективно, так как результаты зазубривания очень быстро забываются. Поэтому запоминание должно носить осознанный характер.

Кроме того, несколько снижена познавательная активность по сравнению с другими дисциплинами по причине сложности и абстрактности изучаемых явлений. По мнению известного российского ученого Г.И. Щукиной, познавательный интерес в процессе обучения играет существенную роль, о его наличии можно судить по следующим показателям: интеллектуальная активность — стремление участвовать в деятельности и желание получить новую информацию; эмоциональные проявления личности в учебном процессе — радость, заинтересованность; волевое проявление — сосредоточенность внимания, желание добиться результата1.

Как показывает исследование научных данных и опыт педагогической деятельности, данные проблемы в существенной степени могут быть преодолены и эффективность обучения теории государства и права повышена путем применения ряда нестандартных приемов, в частности — использования латинской терминологии и фразеологии, связанной с изучаемым материалом.

Латинский язык с каждым годом все более входит в научную и практическую деятельность юриста. В этом отношении следует подчеркнуть позитивную роль возрождения традиций дореволюционной юриспруденции. Так, например, латынь существует в названии статей: «Terra incognita: «хозяйственное уголовное право»2; монографий — «Lex и ius: возникновение и развитие римского права в VIII—III вв. до н. э.»3; в названии журналов — «Lex russica»4. Рассматривая содержательный аспект, следует отметить, что латинская терминология и фразеология присутствуют во многих монографиях и научных статьях. Кроме того, данная тенденция стала прослеживаться в юридической практике. В тексте правоприменительных актов используются латинские термины, которые в ряде случаев при переводе на русский язык остаются в неизменном виде. К указанным терминам относятся ставшие уже общеупотребительными в научной и практической литературе фразы: de jure, de facto, habeas corpus5, status quo6, ex post facto7, per se8, ab initio9, obiter dictum10, racio decidendi11, lex special's12 и др. Например, в постановлениях Европейского Суда по правам человека в качестве наиболее распространенных можно отметить следующие: mutatis mutandis13, inter alia14 amicus curiae15, prima facie16, lex special's17 и др.

Латынь сохраняла роль языка науки, образования и культуры вплоть до начала XIX века. Однако до сих пор латинский язык продолжает занимать веду-

щую позицию в культурном пространстве не только Европы, но и всего мира18. Латинский язык является основным источником современной юридической терминологии, так как правовая система России и ряда других государств формировалась путем рецепции римского права. Отсюда вытекает значительная роль латинского языка в формировании терминологического базиса почти всех юридических наук. Кроме того, «латинский язык таит в себе огромный потенциал для повышения интеллекта обучаемых, для воспитания их в духе верности традициям»19.

Среди основных направлений использования латинской терминологии и фразеологии в процессе преподавания теории государства и права для повышения эффективности процесса обучения можно выделить следующие.

Повышение эффективности усвоения понятий теории государства и права и актуализации знаний по данной дисциплине.

Использование латинской терминологии способствует дальнейшему глубокому осмыслению и усвоению тех правовых явлений, которые изучаются в курсе теории государства и права. «Термины, не несущие в себе дополнительной информации, забываются быстрее, чем те, которые показались обучаемым интересными»20. Причем, эта дополнительная информация должна представляться в доступной форме. Это повышает познавательную активность обучаемых и интерес к предмету. При этом преподавателю, раскрывающему суть понятия, необходимо обратить сознание обучающегося на формирование ассоциативных связей терминов.

В сфере латинской терминологии ассоциативные связи могут быть задействованы достаточно эффективно, так как многие слова и термины в неизменном состоянии, сохранив свое первоначальное значение, перешли в современные языки, в том числе и в русский. Особенно это касается юридической терминологии. Для лучшего усвоения необходимо увязать их сегодняшнюю суть с древним значением слова.

В этом аспекте знание латинской фразеологии и терминологии, например, помогает осмыслению понимания права на раннем этапе становления и соотношения его с законом. Ответ на эти вопросы дает исследование этимологии слова jus. Проблема понимания древнейшего jus и его соотношения с lex весьма активно обсуждалась в середине XX века. Как отмечает Л.Л. Кофанов, традиционная этимология, предложенная Т. Моммзеном, состоит в том, что термин «jus» этимологически связан с глаголом jubere21. Отсюда следует вывод, что jus publicum22 изначально было равнозначно или почти равнозначно понятию jussum populi23 и соответственно близко по своей сути к определению закона. Вместе с тем, следует отметить, существуют значимые аргументы в пользу тесной связи архаического jus с религиозной сферой, которые основываются на вполне очевидной связи jus с глаголом jurare24, а также с древнейшей клятвой Юпитера —

jus jurandum per lovem lapidem25. Таким образом, можно проследить связь термина jus и производных от него слов с религией, это еще раз служит подтверждением одной из закономерностей теории государства и права.

Следует отметить, что из всех видов памяти в сфере юридической терминологии эффективнее задействовать ассоциативную память. Например, знание слов lex (закон) и jus (право) объясняет наименование двух концепций правопонимания — ле-гизма и юснатурализма, значение слова poena — наказание — объясняет название пенитенциарных учреждений.

Латинский язык, являясь источником формирования понятийно-терминологического аппарата права, играет важную педагогическую роль в процессе подготовки учащихся к овладению посредством этого аппарата всеми дисциплинами юриспруденции и к дальнейшей профессиональной деятельности, стимулируя познавательную деятельность учащихся26.

Терминологические ассоциативные связи можно также использовать и для повышения грамотности написания терминов. Например,слово «прецедент» обучаемые зачастую пишут и произносят с ошибками — «прецеНдент». Но если они знают, что данный термин произошел от латинского praece-dens — предшествующий — и в его написании лишь одна буква «н», то это повышает вероятность правильного воспроизведения его написания.

Латинская фразеология дает основы для формирования проблемных ситуаций. Например, высказывания «Jus est ars boni at aequi»27, «Dura lex, sed lex»2S, «Juris effectus in executione consistit»29 таят в себе существенный потенциал дискуссион-ности. Кроме того, зачастую данные выдержки или цитаты существенным образом могут воздействовать на эмоциональную сферу обучаемых. Как отмечает Ю.К. Бабанский, в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций. К процессам внимания, запоминания, осмысления в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивными и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей30.

Формирование общеупотребительной лексики как один из аспектов развития профессионального языка юриста.

Формирование профессионального языка юриста — это комплексный, в чем-то даже синкретичный процесс. Он должен проходить с использованием максимального количества средств, способствующих его эффективному осуществлению. К юридической лексике относятся уже упоминавшиеся в данной статье термины и фразы — de jure, de facto, habeas corpus, status quo, ex post facto, per se, ab initio, obiter dictum, racio decidendi, lex specialis и др.

Кроме того, показателем правовой культуры юриста является развитие общей культуры. Существует целый ряд латинских высказываний, которые

используются во многих сферах науки и практики. Их усвоение не отнимет много времени на уроке, но позволит повысить интеллектуальный уровень обучаемых. Например: Veni. Vidi. Vici31, tabula rasa32, alma mater33, nota bene34, terra incognita35 и др.

Кроме того, латинская терминология и фразеология может применяться в русле приемов опережающего обучения. Когда в процессе усвоения знаний по теории государства и права используются материалы, отражающие те явления, которые будут изучаться в других учебных курсах. Это способствует повышению мотивации к изучению юридических наук и закладывает основы понятий, которые будут формироваться при дальнейшем изучении юридических дисциплин. Например, в конституционном праве — основания приобретения гражданства в латинской интерпретации — jus soli36 и jus sanguinis37. В римском праве — отношения супругов при браке — cum manu38 и sine manu39. Причем слово «manus» в переводе не только «власть», но и «рука», отсюда слово «манускрипт» — рукописный текст (от латинского manu scriptum).

И в завершение изложения можно отметить еще один аспект использования всей упомянутой латинской терминологии и фразеологии — это разгрузочные пятиминутки для того, чтобы снять напряжение и усталость на занятии.

Таким образом, теоретические исследования и опыт преподавания позволяют сделать вывод о том, что применение латинской терминологии и фразеологии в процессе освоения теории государства и права позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Кроме того, важно отметить, что рассмотренные особенности осуществления процесса обучения повышают познавательный интерес обучаемых к изучению иных юридических дисциплин. Важно выработать концепцию основ латинских знаний, которые можно позитивно использовать в преподавании теории государства и права.

Примечания

1. См.: Плашкова О.О. Система дидактических идей в наследии ГИ. Щукиной: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. С. 173.

2. См.: Клепицкий И.А. Terra incognita: «хозяйственное уголовное право» // Государство и право. М., 2005. № 9. С. 35—43.

3. См.: КофановЛ.Л. Lex и ius: возникновение и развитие римского права в VIII—III вв. до н. э. М., 2006.

4. Научный юридический журнал, учрежденный МГЮА имени О.Е. Кутафина, посвященный фундаментальным проблемам теории права, эффективности правоприменения и совершенствованию законодательного процесса.

5. Ты можешь иметь тело неприкосновенным, то есть располагать собой (лат.). Это обозначение судебного приказа, выдававшегося на предмет немедленного освобождения от незаконного лишения свободы.

6. Первоначальное состояние (лат.).

7. После того, как действие совершено (лат.).

Купцова О.Б. Использование латинской терминологии и фразеологии в процессе преподавания теории государства и права в юридическом вузе как фактор...

Купцова О. Б. Использование латинской терминологии и фразеологии в процессе преподавания теории государства и права в юридическом вузе как фактор...

8. Сам по себе, самим собой, как таковой (лат.).

9. С начала, с возникновения (лат.).

10. Основа дела, решение дела (лат.).

11. Попутно сказанное (лат.).

12. Специальный закон (лат.).

13. С изменениями, с оговорками (лат.).

14. Среди другого, то есть других вещей или дел (лат.).

15. Помощник правосудия (лат.).

16. С первого взгляда, на первым взгляд; неопровержимая презумпция (лат.).

17. Специальный закон (лат.).

18. См.: Валькастелли М. Латинский язык в истории формирования русской интеллектуальной лексики с конца XVI в. по XVIII в.: дис. ... канд. филол. наук. М., 2010. С. 21.

19. Труженикова Л.А. Латинский язык как средство овладения учащейся молодежью понятийно-терминологическим аппаратом права: дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2002. С. 47.

20. Там же. С. 62.

21. Приказывать (лат.).

22. Публичное право (лат.).

23. Приказ народа (лат.).

24. Клясться, присягать (лат.).

25. См. подробнее: Кофанов Л.Л. Lex и ius: возникновение и развитие римского права в VIII—III вв. до н. э. М., 2006. С. 181—190.

26. См.: Труженикова Л.А. Указ. соч. С. 37.

27. Право — это искусство добра и справедливости.

28. Закон суров, но это закон.

29. Эффективность закона — в его исполнении.

30. См.: Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985. С. 185.

31. Пришел. Увидел. Победил. (лат.). Этой фразой Юлий Цезарь сообщил в письме своему другу о победе над понтийским царем Фарнаком в 47 г. до н. э.

32. Чистая доска (лат.). Расширительно — пустое место.

33. Мать-кормилица (лат.). В переносном смысле — родной вуз.

34. Хорошо запомни (лат.).

35. Неизвестная земля (лат.). В переносном смысле — нечто совершенно неизвестное.

36. Право почвы (лат.).

37. Право крови (лат.).

38. Под властью мужа, когда жена становится юридически чужой власти своей старой семьи.

39. Без власти мужа, когда жена не меняет своего юридического положения при вступлении в брак.

М.Б. Наумов, B.B. Казаков

Наумов Михаил Борисович — профессор кафедры управления Нижегородской академии МВД России, доктор технических наук, профессор

E-mail: namvd@mail.ru

Казаков Вячеслав Владимирович — начальник кафедры управления Нижегородской академии МВД России, кандидат

технических наук

E-mail: namvd@mail.ru

Информационно-физиологическая модель процесса обучения сотрудников органов внутренних дел

Построена и исследована информационно-физио- Built and tested information and physiological model

логическая модель процесса обучения сотрудников of process of training officers of the internal affairs agen-

органов внутренних дел. Рассматриваются виды муль- cies. Discusses types of multimedia tutorials and methods

тимедийных учебных пособий и методики их исполь- for their use in the educational process. Comparative analysis

зования в учебном процессе вуза. Производится сравни- of efficiency is these types of benefits.

тельный анализ эффективности данных видов пособий.

На основе общения с преподавателями различных вузов можно сказать, что практически везде идет активная работа по разработке и внедрению в учебный процесс мультимедийных образовательных ресурсов. Разработанные мультимедийные пособия имеют довольно много различных видов. Что же касается методик их использования в об-

разовательном процессе, то можно сказать, что устоявшихся, общепризнанных, традиционных почти нет, несмотря на то что в данном направлении ведется большое количество исследований, защищаются диссертации. По-видимому, появление в образовательном процессе традиционных методик преподавания с использованием информационно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.