Научная статья на тему 'Роль школы педагогического мастерства Нижегородской академии МВД Россиив формировании профессиональной компетенции преподавателя'

Роль школы педагогического мастерства Нижегородской академии МВД Россиив формировании профессиональной компетенции преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапошников Е.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль школы педагогического мастерства Нижегородской академии МВД Россиив формировании профессиональной компетенции преподавателя»

КОНФЕРЕНЦИИ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ. СЕМИНЙРЫ

Е.Л. Шапошников, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминологии

Роль школы педагогического мастерства Нижегородской академии МВД России в формировании профессиональной компетенции преподавателя

Системные изменения, происходящие в российском образовании, требуют поиска активных форм повышения квалификации молодых преподавателей. Однако при решении этой задачи возникает ряд проблем.

Во-первых, нет четких требований к профессиональным качествам преподавателей, учитывающих ФГОС, главная особенность которых — ориентация на формирование компетенций у обучающихся. Во-вторых, в школах педагогического мастерства, на курсах повышения квалификации используются традиционные методики подготовки, ориентирующие прежде всего на изучение теории, и мало уделяется внимания практикоориентированным технологиям. В-третьих, не создана система непрерывной переподготовки преподавателей по тотальному повышению педагогического мастерства всех — от начинающих до маститых профессоров.

Для устранения этих проблем требуется целый комплекс мер, носящих и методологический, и организационный характер. Прежде всего, следует уяснить, что такое педагогическая компетентность преподавателя.

Скорее всего, это качество личности преподавателя, образованное комплексом соответствующих компетенций, представляющих собой профессионально значимые характеристики, которые обеспечивают эффективность педагогической деятельности.

К последним мы отнесем: проектно-конструктивная, ориентирующая на цели образовательной дисциплины; методическая, связанная со способами достижения этих целей; воспитательная, ориентирующая на формирование через предмет позитивных личностных качеств обучающихся; наконец, контролирующая, связанная с оценкой качества усвоения обучающимися изучаемого материала. Следовательно, преподавательские компетенции носят комплексный характер и не могут сводиться к одному какому-либо качеству.

Важной сферой повышения педагогического мастерства преподавателей является их приобщение к современным достижениям в области педагогики и психологии.

Однако при анализе современной литературы сами авторы учебных пособий признают, что содержание этих пособий часто недоступно преподавателям, так как они заполнены «причудливыми терминами и изощренной вязью логических умозаключений». В этой связи возникает задача создания доступной по форме учебно-методической литературы, содержащей выверенные практические рекомендации, в том числе и изданные в нашей академии.

Наконец, еще одна проблема, связанная со становлением педагога высшей школы, — это его умение позитивно воздействовать на курсанта (слушателя). Еще К.Д. Ушинский замечал, что главное достоинство преподавателя состоит не в том, чтобы просто обладать знаниями, а в том, чтобы «он умел воспитывать учеников своим предметом».

Каждый педагог не просто транслирует знания, которые определяются уровнем развития социума, но эта передача «включает содержание его собственного «Я». В этом смысле без трансляции личности нет трансляции культуры». Отсюда вытекают особые требования не только к интеллектуальному уровню педагогов, но и к их нравственным качествам.

На сегодняшней день основной задачей школы педагогического мастерства является оказание помощи начинающим преподавателям в овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми в научно-педагогической, учебно-методической и воспитательной деятельности, а также овладению преподавателями новых технологий обучения воспитания, развитию творческого и интеллектуального потенциала личности преподавателя.

Особый акцент при обучении в школе педагогического мастерства должен быть направлен на методы организации самостоятельной работы, по формированию навыков умственного труда обучаемых, психологии личности и деятельности курсанта, по подготовке к учебному занятию, учебно-методической работе, научно-исследовательской и воспитательной работе.

Итак, профессия преподавателя является одной из самых сложных, она требует формирования системы компетенций и качеств, которые не появляются сами по себе, а вырабатываются, в том числе и через систему повышения квалификации.

362

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.