Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ САМООБУЧЕНИЯ ДЛЯ АСПИРАНТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ САМООБУЧЕНИЯ ДЛЯ АСПИРАНТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / АСПИРАНТУРА / МЕДИЦИНА / ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЯ / ПРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ / АНКЕТИРОВАНИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПРАКТИКА / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина Карина Михайловна, Ершова Елизавета Сергеевна

Развитие, обучение и практика преподавателей и аспирантов педагогических кадров является актуальной темой в настоящее время. Методология самообучения в аспирантуре является способом целенаправленного изучения сложных и реляционных отношений в своей практике. Цель данного исследования состояла в оценке внедрения элементов самообучения для аспирантов в высшем учебном заведении, а также изучение развития педагогики и педагогического образования в рамках медицинской специализации. Это самообучение аспирантов исследует процессы развития педагогики, как одного из важнейших элементов педагогического образования. В ходе исследования мы использовали концепцию ризоматики для согласования практической значимости и целостности обучения в методологии самообразования. Одним из основных методов является применение ретроспективной модели педагогики и теоретической основы интерактивных соотношений между совокупностью элементов, условий и сценариев в данной педагогической модели практического образования. Таким образом, нами продемонстрирована сложность самообучения педагогов, которая характеризуется, как совокупность интерактивных элементов самообучения и практической подготовки аспирантов, способствующих созданию теоретического аспекта педагогического образования. Это исследование концептуализирует характерные элементы самообучения для аспирантов в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF SELF-STUDY ELEMENTS FOR POSTGRADUATES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The development, training and practice of teachers and postgraduates of teaching staff is an urgent topic at the present time. The methodology of self-study in graduate school is a way to purposefully study complex and relational relationships in their practice. The purpose of this study was to evaluate the introduction of self-study elements for graduate students in higher education, as well as to study the development of pedagogy and teacher education within the framework of medical specialization. This self-study of graduate students explores the development of pedagogy as one of the most important elements of teacher education. In the course of the study, we used the concept of rhizomatics to coordinate the practical significance and integrity of learning in the methodology of self-education. One of the main methods is the application of the retrospective model of pedagogy and the theoretical basis of interactive relations between the set of elements, conditions and scenarios in this pedagogical model of practical education. Thus, we have demonstrated the complexity of self-education of teachers, which is characterized as a set of interactive elements of self-education and practical training of graduate students, contributing to the creation of the theoretical aspect of teacher education. This study conceptualizes the characteristic elements of self-study for graduate students in higher education.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ САМООБУЧЕНИЯ ДЛЯ АСПИРАНТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35) БОРОДИНА Карина Михайловна и другие

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780 ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ САМООБУЧЕНИЯ ...

УДК 378:611.91.076. |@ ® ® Ж^'ш^^ссеи^й"иЖ^^ё^-^1?.^license

DQ[. | (j 26140/bgz3-2021-1002-0026 lfcae^K^ehttps://creativeconm№ns.org/licemes/by-nc/4.0/)

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ САМООБУЧЕНИЯ ДЛЯ АСПИРАНТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 5075-5664 AuthorlD: 1067508 ORCID: 0000-0002-4376-0363

БОРОДИНА Карина Михайловна, ассистент кафедры «Анатомия человека»

SPIN: 2218-6910 AuthorlD: 1067545 ORCID: 0000-0003-3247-3374

ЕРШОВА Елизавета Сергеевна, ассистент кафедры «Анатомия человека» Курский государственный медицинский университет (305041,Россия, Курск, улица Карла Маркса дом 3, e-mail: eli2aveta.er@yandex.ru) Аннотация. Развитие, обучение и практика преподавателей и аспирантов педагогических кадров является актуальной темой в настоящее время. Методология самообучения в аспирантуре является способом целенаправленного изучения сложных и реляционных отношений в своей практике. Цель данного исследования состояла в оценке внедрения элементов самообучения для аспирантов в высшем учебном заведении, а также изучение развития педагогики и педагогического образования в рамках медицинской специализации. Это самообучение аспирантов исследует процессы развития педагогики, как одного из важнейших элементов педагогического образования. В ходе исследования мы использовали концепцию ризоматики для согласования практической значимости и целостности обучения в методологии самообразования. Одним из основных методов является применение ретроспективной модели педагогики и теоретической основы интерактивных соотношений между совокупностью элементов, условий и сценариев в данной педагогической модели практического образования. Таким образом, нами продемонстрирована сложность самообучения педагогов, которая характеризуется, как совокупность интерактивных элементов самообучения и практической подготовки аспирантов, способствующих созданию теоретического аспекта педагогического образования. Это исследование концептуализирует характерные элементы самообучения для аспирантов в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: педагогическая стратегия, методология, аспирантура, медицина, педагогика, психология, проспективный анализ, анкетирование, удовлетворенность, педагоги, рефлексивная практика, современное образование.

INTRODUCTION OF SELF-STUDY ELEMENTS FOR POSTGRADUATES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

© The Author(s) 2021

BORODINA Karina Mikhailovna, assistant of the Department «Human Anatomy» YERSHOVA Elizaveta Sergeevna, assistant of the Department "Human Anatomy» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, street Karl Marx st.3, e-mail: eli2aveta.er@yandex.ru)

Abstract. The development, training and practice of teachers and postgraduates of teaching staff is an urgent topic at the present time. The methodology of self-study in graduate school is a way to purposefully study complex and relational relationships in their practice. The purpose of this study was to evaluate the introduction of self-study elements for graduate students in higher education, as well as to study the development of pedagogy and teacher education within the framework of medical specialization. This self-study of graduate students explores the development of pedagogy as one of the most important elements of teacher education. In the course of the study, we used the concept of rhizomatics to coordinate the practical significance and integrity of learning in the methodology of self-education. One of the main methods is the application of the retrospective model of pedagogy and the theoretical basis of interactive relations between the set of elements, conditions and scenarios in this pedagogical model of practical education. Thus, we have demonstrated the complexity of self-education of teachers, which is characterized as a set of interactive elements of self-education and practical training of graduate students, contributing to the creation of the theoretical aspect of teacher education. This study conceptualizes the characteristic elements of self-study for graduate students in higher education.

Keywords: pedagogical strategy, methodology, postgraduate studies, medicine, pedagogy, psychology, prospective analysis, questionnaire, satisfaction, teachers, reflexive practice, modern education.

ВВЕДЕНИЕ.

Развитие, обучение и практика преподавателей педагогических кадров недостаточно изучены и недостаточно поддерживаются. Поэтому неудивительно, что, несмотря на общее согласие среди исследователей педагогического образования о важности развития педагогики педагогического образования , такая педагогика как академическая область находится в зачаточном состоянии. Сторонники педагогики педагогического образования утверждают, что оно должно включать «знание преподавания об обучении и знание обучения об обучении и о том, как они влияют друг на друга». Чтобы разработать и сформулировать педагогику педагогического образования [1-7].

Более того, парадокс, заключающийся в том, что, несмотря на очевидную сложность разработки педагогики педагогического образования, трудно найти исследования, которые исследуют взаимосвязанные отношения между преподаванием и обучением. По-прежнему от-

сутствует хорошо разработанная база знаний, которая объясняет предполагаемую сложность практики и обучения педагогов. Хотя исследователи выявили некоторые из этих сложностей, мы утверждаем, что существует необходимость в исследованиях, которые сознательно рассматривают педагогическую практику и обучение как сложный, взаимосвязанный и интерактивный процесс [8-11].

«Методология самообучения» пропагандируется как способ для преподавателей целенаправленно исследовать сложные и реляционные отношения в своей практике. Несмотря на то, что проблемы и возможности самообучения были определены как «инсайдерами», так и «сторонними наблюдателями» сообщества для уточнения, подход был определен как методология и педагогика для обучения преподаванию и поддержки постоянное профессиональное развитие учителей-педагогов. Хотя есть примеры исследователей-самоучителей, мы утверждаем, что по-прежнему существует потребность

BORODINA Karina Mikhailovna and others INTRODUCTION OF SELF-STUDY ELEMENTS ..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

в исследованиях, в которых исследователи используют методологию самообучения как способ развития основанных на исследованиях знаний и общего понимания педагогики педагогического образования [12-14].

Впоследствии в этом исследовании мы стремимся целенаправленно проиллюстрировать взаимосвязанные и сложные процессы педагогической практики, исследуя интерактивные процессы практики с использованием самообучения. Опираясь на несколько источников данных (видео и аудио, рефлексивный дневник и фокус-группы), сгенерированных в течение рекурсивного цикла преподавания и обучения (университетский курс), это исследование руководствовалось вопросом: «Каким образом педагог может обсудить обучение и практику, поскольку он развивает педагогику педагогического образования?» [15-18].

В частности, мы утверждаем, что это исследование представляет собой оригинальный и значительный вклад в развитие надежной исследовательской базы знаний и общего понимания педагогики педагогического образования. Используя новую концептуальную основу для изучения практики педагогического образования и обучения, мы стремимся подчеркнуть сложность педагогического образования, объясняя, как совокупность элементов (человеческих, материальных и нематериальных) сопутствует практике педагогического образования. Утверждая, что педагогика педагогического образования - это совместное предприятие, мы вводим метафору «оркестровки». Эта метафора выражает веру в то, что многие повторяющиеся изменения в обучении неуправляемы, одновременно демонстрируя, как справиться с такой неконтролируемостью и противоречивыми влияниями, которые являются частью практики [19-21].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Цель данного исследования состояла в оценке внедрения элементов самообучения для аспирантов в высшем учебном заведении, а также изучение развития педагогики и педагогического образования в рамках медицинской специализации. Это самообучение аспирантов исследует процессы развития педагогики, как одного из важнейших элементов педагогического образования. В ходе исследования мы использовали концепцию ри-зоматики для согласования практической значимости и целостности обучения в методологии самообразования. Одним из основных методов является применение ретроспективной модели педагогики и теоретической основы интерактивных соотношений между совокупностью элементов, условий и сценариев в данной педагогической модели практического образования. Чтобы проанализировать обучение и практику как сложный, взаимосвязанный и интерактивный процесс, мы использовали ризоматику, теоретическую основу, которая подчеркивает интерактивные отношения между совокупностью элементов, условий и сил в данной социальной ситуации. Хотя мы признаем сложность рассмотрения одной ризоматической концепции без рассмотрения других для целей и объема. В данной статье наше основное внимание уделяется концепции сборки. Концепция сборки позволяет нам рассматривать учителя-педагога только как два из множества связанных элементов, вносящих свой вклад в практику педагогического образования. Кроме того, эта концепция позволяет нам рассматривать взаимосвязь между обучением преподаванию и изучением преподавания, отбрасывая при этом понятие учителя-педагога как автономного человека, который занимается преподаванием.

В этой статье мы используем концепцию сборки, чтобы проанализировать практику педагога и то, как различные интерактивные процессы повлияли на практику, а также на взаимосвязь между преподаванием и обучением. Цель состоит в том, чтобы расширить наше понимание взаимосвязанных отношений между обучением преподаванию и изучением преподавания, а также

сложными процессами развития педагогики педагогического образования.

Систематический обзор литературы для самообучения показал, как различные элементы, условия и силы в классе, университете и более широких политических институтах влияют на практику преподавателей. Мы утверждаем, что то, как эти элементы сочетаются и взаимодействуют, производят практику учителя-педагога.

Это исследование было основано на методологии самообучения, которую мы отстаиваем как способ целенаправленного изучения сложных отношений между преподаванием и обучением. В этой статье мы стремимся «провоцировать, оспаривать и освещать, а не подтверждать и улаживать», при этом выйдя за рамки историй в нашем развитии знаний о педагогике педагогического образования. В качестве руководства для нашего расследования мы использовали пять характеристик самообучения: (а) они инициированы и сфокусированы на себе: (б) они направлены на улучшение: (в) они интерактивны с точки зрения процесса и потенциального продукта: (г) они используют множество, в первую очередь качественных методов, и: они обеспечивают проверку на основе образцов, понимаемую с точки зрения надежности.

Особенности: сочетание элементов (педагог-педагог, предпрофессиональный педагог, содержание, традиция, педагогика) способствует созданию практики. Когда элементы менялись, совокупность элементов работала вместе по-разному, создавая разные практики и обучение. Материальный и нематериальный мир (например, содержание, традиции) повлияли на практику и обучение и произвели их. Метафора «оркестровки» вводится как способ концептуализации практики и педагогики.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Чтобы продемонстрировать сложность педагогической практики и обучения, мы сосредоточимся на самообучении Матса, поскольку он работал над тем, чтобы лучше понять и развить педагогику педагогического образования. Мы утверждаем, что конкретные человеческие, материальные (например, модель спортивного образования, литература по педагогике педагогических материалов) и нематериальные способы (например, ожидания формулировки того, что, как и почему), традиции курса), которые взаимодействуют между собой, помогают объяснить степень, в которой педагоги могут участвовать в осмысленной практике преподавания основ обучения и изучения преподавания.

Это исследование было направлено на вопрос: «Как педагог-педагог согласовывает свое обучение и практику, развивая педагогику педагогического образования?» Мы объяснили, как в данной модели педагог согласовывал свое обучение и практику, подчеркивая, насколько его практика и обучение были в высшей степени интерактивными, относительно неконтролируемыми, разнонаправленными и наполненными двусмысленностями, сопротивлением и напряжением. Мы представляем две взаимосвязанные концепции развивающей педагогики, которые, как мы утверждаем, имеют значение для практики других преподавателей и непрерывного развития педагогики педагогического образования.

Развитие педагогики и педагогического образования заключается в понимании сложного взаимодействия между человеческими, материальными и нематериальными элементами. Таким образом, хотя важно понимать противоречия в практике педагогов-педагогов, а также взаимосвязь между преподаванием и изучением преподавания, это исследование предполагает, что преподаватели должны понимать и ценить их классную сборку. То есть то, как несколько человеческих, материальных и нематериальных элементов соединяются и взаимодействуют в их классе, создавая напряжение в их практике и динамические отношения между преподаванием и обучением. Осмысление практики педагогического образования как совокупности дает педагогам-педагогам и ис-

104

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-00бб; ISSN online: 2712-97S0

БОРОДИНА Карина Михайловна и другие

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ САМООБУЧЕНИЯ ...

следователям теоретическую основу для исследования и описания элементов, условий и сил, которые создают взаимосвязь между преподаванием и обучением.

Мы утверждаем, что концептуализация практики педагогического образования как ассамбляжа предполагает, что преподаватели - это выдающиеся личности, которые, хотя и находятся под влиянием различных элементов и сил, постоянно занимаются «оркестровкой» практики и обучения для достижения желаемых результатов. Как организатор реляционного, интерактивного и относительно неконтролируемого процесса, педагог инициирует обучение перед тем, как усилить или направить процесс в желаемом направлении, без возможности предсказать точный результат своих действий. Практика преподавателей представлена в виде мероприятий по управлению этапами, включая непрерывное принятие решений, связанных с итеративным планированием, наблюдением, оценкой и реакциями на контекстные события в классной обстановке. Таким образом, преподаватели должны осознавать детали взаимодействия в классах (например, комментарии или эмоциональные выражения). Кроме того, преподаватели должны уметь понимать такие знаки и вносить коррективы, которые потенциально могут держать процесс в нужном русле и направлять обучение в желаемых направлениях.

Таким образом, реалистичное отношение к реляционному характеру педагогического образования предполагает признание того, что преподаватели педагогических кадров не могут устранить неопределенность, двусмысленность и непредсказуемость их практики. Признание такой сложности означает признание парадокса и участие в нем в рамках непрерывного процесса. Исходя из этого, педагогам необходимо сосредоточиться на том, как они могут справиться, а не устранить сопротивление, двусмысленность и напряженность, которые присущи их практике и порождаются их классной сборкой.

Следовательно, мы призываем преподавателей признавать относительно неконтролируемую, реляционную и неоднозначную среду педагогической практики и обучения, и таким образом принимаем оркестровку как способ концептуализации своей практики и обучения. Мы подчеркиваем, что такая концептуализация предоставляет педагогам основу как для изучения, так и понимания практики и преодоления постоянно меняющейся природы обучения, а также языковой барьер для описания практики в их усилиях по обучению и преподаванию.

ВЫВОДЫ.

Наконец, мы утверждаем, что существует потребность в исследованиях, которые позволили бы лучше понять сложности практики педагогического образования и развития педагогики педагогического образования. Исследователям предлагается сосредоточиться и исследовать динамические процессы практики и обучения, а также способы взаимодействия преподавателей-преподавателей со своей сложной средой. Как преподаватели-педагоги справляются с неоднозначностями в своей практике? Как они организуют свою практику и обучение, а также посредством ассоциации процессов обучения? Это требует от исследователей участия в обширных качественных исследованиях и с использованием нелинейных структур (например, ризоматики), где они сознательно стремятся лучше понять реляционный, интерактивный и неконтролируемый характер практики педагогического образования и обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2016. - № 6 (39). - С. 322-329.

2. Алиева Л.В., Руденко И.В. Моделирование - перспективный метод организации воспитательной деятельности вуза по реализации компетентностного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 132-135.

3. Тишков Д.С. Влияние отношений преподаватель-студент и студент-студент на социальную вовлеченность

4. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования.

- 2007. С. 85-92

5. Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2004. - n 2. - с. 40-42.

6. Kçавцова Е.Е. Психология и педагогика. M.: Проспект, 2016.

- 320 c.

7. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация учащихся в коллективе. M.: Academia, 2015. - 16 c.

8. Тишков Д.С., Перетягина И.Н., Брусенцова А.Е. Оценка уровня удовлетворенности у студентов стоматологического факультета в период производственной практики // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 289-290.

9. Бородина K.M. Социальная тревожность, как фактор снижения успеваемости студентов //Региональный вестник. 2019. № 22 (37). С. 7-8.

10. Хуторской А.В. Педагогика: Учебник/А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017. - 112 c.

11. Овчаров CM. Педагогическая технология развития креативности будущих учителей информатики в условиях университетского образования/карельский научный журнал. 2013. № 1 (2). С. 43-46.

12. ^ндаурова И.K. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

13. Penman J., & Oliver, M. Meeting the challenges of assessing clinical placement venues in a bachelor of nursing program //Journal of University Teaching & Learning Practice, 2017, Р.60-73.

14. Prensky M. (2001). Digital natives, digital immigrants // Journal on the Horizon, 2019, 6 р.

15. Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Mакарова M.B., Тишков Д.С. Современное состояние образовательного процесса в вузах и пути повышения его эффективности. Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 17.

16. ^тепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде /карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

17. Foran J. The case method and the interactive classroom //The National Education Association Higher Education Journal.2016. р. 49.

18. Писаренко Д.А. Виртуальные студенческие сообщества как форма организации внеучебной деятельности студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 125-127.

19. ^ликова И.В. Информационные технологии как компонент учебного процесса на примере обучения иностранным языкам // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5-6 (3940). С. 163-168.

20. Четвериков И.П. Понятие личности (из лекций по общей психологии) //История российской психологии в лицах. 2017. С. 215 - 224.

21. Likert R. A technique for the measurement of attitudes //Archives of Psychology. 2016.1-55р

Статья поступила в редакцию 09.01.2021 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.