Научная статья на тему 'РЕФЛЕКСИВНАЯ ПРАКТИКА В ОБУЧЕНИЕ АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

РЕФЛЕКСИВНАЯ ПРАКТИКА В ОБУЧЕНИЕ АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / АСПИРАНТУРА / МЕДИЦИНА / ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЯ / ПРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ / АНКЕТИРОВАНИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПРАКТИКА / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина Карина Михайловна

Рефлексивная практика играет немаловажную роль в обучении будущих педагогов медицинского Вуза. Планирование практического занятия в медицинском университете является сложной задачей, особенно когда мы стремимся дать максимальный уровень в обучении студентов. Цель настоящего исследования заключалась в оценке эффективности и удовлетворенности аспирантов методикой рефлексивной практики в современном образовании. В ходе исследования создана специальная перспективная стратегия для планирования педагогического семинара. После практических занятий и лекций было проведено анкетирование всех участников с дальнейшей оценкой их удовлетворенности по шкале Лайкерта. Нами были предложены две гипотезы расширенного образования аспирантов, которые впоследствии использовались на каждом шаге рефлексивного семинара. Таким образом, мы смогли показать схему рефлексивной практики в педагогической методологии аспирантов и подчеркнуть их удовлетворенность. Рефлексивная практика в основном используется в экономической сфере для всестороннего воздействия на множество факторов, однако нам удалось выявить значимость данной методики в обучении аспирантов медицинского университета. В заключение, использование принципов проспективной методологии преподавания может расширить возможности рефлексивной практики в обучении аспирантов медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXIVE PRACTICE IN THE TRAINING OF POSTGRADUATE STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY

Reflexive practice plays an important role in the training of future teachers of a medical university. Planning a practical class at a medical university is a difficult task, especially when we strive to give the maximum level in the training of students. The purpose of this study was to assess the effectiveness and satisfaction of graduate students with the methodology of reflexive practice in modern education. In the course of the study, a special perspective strategy was created for planning a pedagogical seminar. After practical classes and lectures, all participants were surveyed with a further assessment of their satisfaction on the Likert scale. We proposed two hypotheses of advanced postgraduate education, which were subsequently used at each step of the reflexive workshop. Thus, we were able to show the scheme of reflexive practice in the pedagogical methodology of graduate students and emphasize their satisfaction. Reflexive practice is mainly used in the economic sphere for a comprehensive impact on many factors, but we were able to identify the importance of this technique in the training of graduate students of the medical university. In conclusion, the use of the principles of prospective teaching methodology can expand the possibilities of reflexive practice in the training of graduate students of a medical university.

Текст научной работы на тему «РЕФЛЕКСИВНАЯ ПРАКТИКА В ОБУЧЕНИЕ АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35) БОРОДИНА Карина Михайловна

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780 РЕФЛЕКСИВНАЯ ПРАКТИКА В ОБУЧЕНИЕ АСПИРАНТОВ ...

VTTK" fi4.fi 4 /Т> (<\ 1Я>2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

у A14 J ' O.U-+0.-+. |(сс) УХ) C5J This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1002-0009 fc^»THTMhttps://cieativecommons.oig/licemes/by-nc/4.0/)

РЕФЛЕКСИВНАЯ ПРАКТИКА В ОБУЧЕНИЕ АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

© Автор(ы) 2021 SPIN: 5075-5664 AuthorlD: 1067508 ORCID: 0000-0002-4376-0363

БОРОДИНА Карина Михайловна, ассистент кафедры «Анатомия человека» Курский государственный медицинский университет (305041,Россия, Курск, улица Карла Маркса, дом 3, e-mail: karina_borodina46@mail.ru) Аннотация. Рефлексивная практика играет немаловажную роль в обучении будущих педагогов медицинского Вуза. Планирование практического занятия в медицинском университете является сложной задачей, особенно когда мы стремимся дать максимальный уровень в обучении студентов. Цель настоящего исследования заключалась в оценке эффективности и удовлетворенности аспирантов методикой рефлексивной практики в современном образовании. В ходе исследования создана специальная перспективная стратегия для планирования педагогического семинара. После практических занятий и лекций было проведено анкетирование всех участников с дальнейшей оценкой их удовлетворенности по шкале Лайкерта. Нами были предложены две гипотезы расширенного образования аспирантов, которые впоследствии использовались на каждом шаге рефлексивного семинара. Таким образом, мы смогли показать схему рефлексивной практики в педагогической методологии аспирантов и подчеркнуть их удовлетворенность. Рефлексивная практика в основном используется в экономической сфере для всестороннего воздействия на множество факторов, однако нам удалось выявить значимость данной методики в обучении аспирантов медицинского университета. В заключение, использование принципов проспективной методологии преподавания может расширить возможности рефлексивной практики в обучении аспирантов медицинского университета.

Ключевые слова: педагогическая стратегия, методология, аспирантура, медицина, педагогика, психология, проспективный анализ, анкетирование, удовлетворенность, педагоги, рефлексивная практика, современное образование.

REFLEXIVE PRACTICE IN THE TRAINING OF POSTGRADUATE STUDENTS

OF A MEDICAL UNIVERSITY

© The Author(s) 2021

BORODINA Karina Mikhailovna, assistant of the Department «Human Anatomy» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx st. 3, e-mail: karina_borodina46@mail.ru)

Abstract. Reflexive practice plays an important role in the training of future teachers of a medical university. Planning a practical class at a medical university is a difficult task, especially when we strive to give the maximum level in the training of students. The purpose of this study was to assess the effectiveness and satisfaction of graduate students with the methodology of reflexive practice in modern education. In the course of the study, a special perspective strategy was created for planning a pedagogical seminar. After practical classes and lectures, all participants were surveyed with a further assessment of their satisfaction on the Likert scale. We proposed two hypotheses of advanced postgraduate education, which were subsequently used at each step of the reflexive workshop. Thus, we were able to show the scheme of reflexive practice in the pedagogical methodology of graduate students and emphasize their satisfaction. Reflexive practice is mainly used in the economic sphere for a comprehensive impact on many factors, but we were able to identify the importance of this technique in the training of graduate students of the medical university. In conclusion, the use of the principles of prospective teaching methodology can expand the possibilities of reflexive practice in the training of graduate students of a medical university.

Keywords: pedagogical strategy, methodology, postgraduate studies, medicine, pedagogy, psychology, prospective analysis, questionnaire, satisfaction, teachers, reflexive practice, modern education.

ВВЕДЕНИЕ.

Существует необходимость последипломного обучения по многим медицинским специальностям, включая психиатрическую медицину, гериатрическую медицину или хирургию, а также в других областях, включая образование медсестер или стоматологию. Эта потребность объясняется необходимостью достижения и поддержания мастерства во многих компетенциях. В этом тренинге были описаны различные педагогические инструменты, в том числе лекции, аналитические занятия, рефлексивные письменные упражнения, симуляция / ролевые игры, педагогические семинары с упором на семинары. Репетиторский педагогический семинар по академической медицине направлен на содействие эффективной рефлексивной практике преподавателей аспирантуры и повышение их педагогической компетентности. Рефлексивная практика является обязательной для ознакомления учеников с педагогическими целями семинара и их ключевой роли в обучении врачей [1-9].

Стимулирование рефлексивной практики оценивалось по-разному, включая использование устных, письменных упражнений или даже анекдотов. Авторы использовали методику, известную в основном в сфере менеджмента, для развития рефлексивных навыков во время педагогического семинара. Эта техника заключалась в перспективной стратегии. Стратегическое плани-

рование основано на многих отношениях: реактивном, проактивном и перспективном. Реактивная установка заключается в быстром реагировании на новые вмешивающиеся факторы. Проактивное отношение заключается в предсказании будущего на основе различных факторов, которые присутствуют [10-14].

Перспективное отношение состоит в изменении различных факторов, чтобы изменить будущее. Перспективная стратегия в основном использовалась в сфере менеджмента и промышленности, чтобы улучшить будущее компаний, воздействуя на различные факторы. Вопросы исследования, лежащие в основе этого исследования, были следующими: можно ли использовать принципы перспективной стратегии, чтобы спланировать педагогический семинар и усилить рефлексивную позицию обучаемых? Удовлетворены ли участники используемым процессом? [15-21].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Цель настоящего исследования заключалась в оценке эффективности и удовлетворенности аспирантов методикой рефлексивной практики в современном образовании. В ходе исследования создана специальная перспективная стратегия для планирования педагогического семинара. После практических занятий и лекций было проведено анкетирование всех участников с дальнейшей оценкой их удовлетворенности по шкале Лайкерта.

BORODINA Karina Mikhailovna

REFLEXIVE PRACTICE IN THE TRAINING OF POSTGRADUATE .

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

Нами были предложены две гипотезы расширенного образования аспирантов, которые впоследствии использовались на каждом шаге рефлексивного семинара. Таким образом, мы смогли показать схему рефлексивной практики в педагогической методологии аспирантов и подчеркнуть их удовлетворенность.

Тип исследования: это было исследовательское тематическое исследование об использовании принципов перспективной стратегии для планирования педагогического семинара. Педагогическое вмешательство: перспективная стратегия основана на разных этапах: общее представление о системе: участники пытаются определить терминологию и концепции для обсуждения; отслеживание текущего процесса: этот шаг заключается в обсуждении настоящего и прошлого состояния образовательной программы, которую необходимо улучшить. Определение гипотез: этот шаг заключается в обсуждении возможных гипотез относительно будущего компании. Матрица отношений гипотез: участники выполняют матрицу, выделяя различные отношения между гипотезами. Некоторые гипотезы могут способствовать возникновению других гипотез, подавлять друг друга или не иметь никаких помех. Агрегация гипотез в сценарии: графическое представление взаимосвязей между гипотезами позволяет выявить некоторые «моторные» гипотезы. Эти гипотезы наиболее тесно связаны с другими гипотезами. Двигательные гипотезы используются для запуска сценария.

Стратегическое построение: при использовании сценариев участники пытаются обсудить различные факторы, которые привели к описанной ситуации или ограничили ее, чтобы улучшить одни факторы и воспрепятствовать другим. Переменные исследования: основной результат состоял в возможности спланировать эффективный педагогический семинар на основе принципов перспективной стратегии. Различные этапы предполагаемой стратегии были использованы для планирования педагогического семинара. Незначительный результат заключался в удовлетворении ученика. Анкета удовлетворенности, содержащая 5 вопросов на основе Лайкерта, была отправлена по электронной почте разным участникам.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Планирование педагогического семинара: педагогический семинар был спланирован разными преподавателями и был сосредоточен на проблематике медицинского образования.

Педагогические цели семинара заключались в том, чтобы дать возможность обучающимся определить педагогическую модель, используемую на медицинском факультете, на основе значимости внутренних и внешних факторов, и выделить концептуальные основы при использовании различных педагогических моделей, а также методов и техник обучения.

Такой семинар считался сложным, потому что считался максимально теоретическим и слишком далеким от реальной жизни начинающих преподавателей. Этот вызов заставил авторов искать использование перспективной стратегии для мотивации учеников.

Сценарий семинара включал в себя пятиминутные лекции, групповые обсуждения (5 команд, включая 5 учителей) и пленарные заседания для обсуждения стратегий, обозначенных разными коллегами.

Преподаватели встречались 3 раза, чтобы обсудить гипотезы относительно будущего медицинского образования и оценить 9 возможных гипотез:

Н1 - Менее компетентные врачи.

Н2 - Увеличение количества врачей, которые уезжают в другие страны или передают государственную практику частной.

Н3 - Несколько врачей для подготовки к академическим экзаменам.

Н4 - Касается учителей, которые достигают высоких оценок в университете с меньшей компетенцией.

Н5 - Проблемы общественного здравоохранения в большей степени связаны с персонализированной медициной.

Н6 - Большая финансовая поддержка частного сектора по сравнению с государственным академическим сектором.

Н7 - Менее компетентные студенты первого и второго циклов медицинского образования.

Н8 - Выгорание учителей-медиков.

Н9 - Недостаточные ресурсы и педагогические методы по отношению к количеству преподавателей и студентов.

Была построена реляционная матрица, в которой были выделены 2 «моторные» гипотезы, позволяющие построить 2 сценария.

В этом исследовании нашей первой целью было изучить использование перспективной стратегии в качестве инструмента рефлексии на педагогическом семинаре для начинающих учителей. Перспективная стратегия в основном использовалась в промышленности и экономике. Некоторые отчеты касались медицинских областей, включая управление больницами, но ни один отчет не касался области педагогики. Эта стратегия кажется уместной на семинаре, посвященном проблематике медицинского образования, из-за сложности темы, которая кажется многим академическим учителям слишком теоретической, особенно в начале их педагогической карьеры. Мы подчеркнули возможность создания сценариев, которые можно было бы использовать, чтобы побудить учеников к размышлениям, исследованиям, исследованиям, активному обучению и рассуждению. Многие организации приветствовали включение практики рефлексии. Сообщалось, что рефлексивная практика улучшает клинические рассуждения и способствует профессионализму. Важно поощрять эту практику, но также более важно достичь согласованного определения «рефлексивной практики». Это должно быть определено как конкретный навык или даже компетенция, связанная с соответствующим образовательным результатом. Мы определили рефлексивную практику как процесс, вызывающий состояние критического осознания. Эффективная рефлексия заключается в том, чтобы подвергнуть сомнению собственную практику, действия, убеждения и ценности, используя подход «тройной петли». Подход с одним циклом определяется поиском альтернативного плана для будущего аналогичного опыта, а подход с двойным циклом определяется путем определения причин результата для оценки концептуальной основы. Подход «тройной петли» выходит за рамки последних подходов. Многие авторы задавались вопросом о методах, которые следует использовать для расширения возможностей этого подхода, включая устные или письменные упражнения или рассказывание историй, не дойдя до эффективного метода. Принципы перспективной стратегии, казалось, соответствовали потребностям рефлексивной практики. Педагогический семинар определяется как встреча, способствующая обмену между наставниками и учениками в атмосфере сотрудничества, чтобы дать возможность приобрести знания, способности и отношения. Мастерские можно разделить на производственные или учебные. В производственных классах собираются специалисты для выполнения коллективной задачи и решения проблемы. Результатом является совместная процедура с помощью наставников. Учебные семинары состоят из учебных семинаров, нацеленных на то, чтобы учащиеся приобрели новые компетенции, а исследовательские семинары делают упор на рефлексивном подходе. Семинар, который проводили авторы, представлял собой исследовательский семинар, цель которого заключалась в том, чтобы научить учеников изучить проблемы медицинского образования. Сценарий семинара основан на педагогических целях, которые необходимо достичь. В основе педагогического семинара лежат 3 ключевых элемента: начало, ход и

46

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

БОРОДИНА Карина Михайловна РЕФЛЕКСИВНАЯ ПРАКТИКА В ОБУЧЕНИЕ АСПИРАНТОВ ...

конец. На начальном этапе наставники должны продемонстрировать его актуальность в соответствии с реальностью обучаемых, представить наставников, перечислить основные цели и начать рефлексивную установку. В ходе семинара необходимо планировать каждый раздел обучения для обучаемых и поощрять их к участию в различных упражнениях в теплой атмосфере. В конце семинара следует сделать акцент на ключевых концепциях и их влиянии на практику и реальную жизнь слушателей. Темой семинара, проводимого авторами, стала проблематика медицинского образования, связанная с внешними факторами, состоящими из основных проблем общественного здравоохранения, стратегии состояния здоровья, системы социального страхования и внутренними факторами, состоящими в выборе учебного заведения, поведении учителей и непрерывном обучении. Эти различные факторы взаимодействуют и регулируют программу повышения квалификации врачей. Выявление различных факторов, которые могут повлиять на медицинское образование, помогло учителям осознать свои роли и отношения в рамках цикла обучения. Перспективная стратегия помогла ученикам занять рефлексивную и динамичную позицию. Такое отношение может помешать им решить проблему дистанционного обучения врачей. Фактически, студенты и врачи считают аспирантуру слишком удаленной и оторванной от потребностей будущих специалистов и общества. Использование перспективной стратегии помогло ученикам определить свою роль в образовании врача. Наша вторая цель состояла в том, чтобы оценить удовлетворенность участников, и мы подчеркнули, что большинство преподавателей были удовлетворены общим процессом и оценили, что используемые сценарии улучшили их рефлексивную практику. ВЫВОДЫ.

Основные ограничения этого исследования заключались в том, что стажеры не практиковали перспективную стратегию, а анализировали сценарии, которые наставники выполняли, используя перспективные принципы. Во-вторых, не было оценки более глубокого обучения. Это можно объяснить темой семинара, которая была проблемной для медицинского образования. Эта тема не касалась глубокого обучения, и учеников попросили знать о различных элементах, мешающих медицинскому образованию, в соответствии с которыми они могут действовать в течение своей карьеры. Дальнейшие направления исследований могут быть сосредоточены на влиянии использования перспективной стратегии на различные педагогические темы.

В заключение, использование принципов перспективной стратегии может расширить возможности рефлексивной практики, которая является обязательной в академической медицине. Это пилотное исследование, отражающее возможность адаптации предполагаемых шагов стратегии к педагогическим вопросам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2016. - № 6 (39). - С. 322-329.

2. Алиева Л.В., Руденко И.В. Моделирование - перспективный метод организации воспитательной деятельности вуза по реализации компетентностного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 132-135.

3. Тишков Д.С. Влияние отношений преподаватель-студент и студент-студент на социальную вовлеченность

4. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования.

— 2007. С. 85-92

5. Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2004. - n 2. - с. 40-42.

6. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2016.

- 320 с.

7. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация учащихся в коллективе. М.: Academia, 2015. - 16 с.

8. Тишков Д.С., Перетягина И.Н., Брусенцова А.Е. Оценка уровня удовлетворенности у студентов стоматологического факультета в период производственной практики // Успехи современного есте-

ствознания. 2014. № 12-3. С. 289-290.

9. Бородина К.М. Социальная тревожность, как фактор снижения успеваемости студентов //Региональный вестник. 2019. № 22 (37). С. 7-8.

10. Хуторской А.В. Педагогика: Учебник/А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017. - 112 с.

11. Овчаров С.М. Педагогическая технология развития креативности будущих учителей информатики в условиях университетского образованиям/Карельский научный журнал. 2013. № 1 (2). С. 43-46.

12. Юсупова Г.В. Структура и динамика ценностных ориентаций современного педагога // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 124-126.

13. Penman J., & Oliver, M. Meeting the challenges of assessing clinical placement venues in a bachelor of nursing program //Journal of University Teaching & Learning Practice, 2017, Р.60-73.

14. Prensky M. (2001). Digital natives, digital immigrants // Journal on the Horizon, 2019, 6 р.

15. Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Макарова М.В., Тишков Д.С. Современное состояние образовательного процесса в вузах и пути повышения его эффективности. Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 17.

16. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

17. Foran J. The case method and the interactive classroom //The National Education Association Higher Education Journal.2016. р. 49.

18. Писаренко Д.А. Виртуальные студенческие сообщества как форма организации внеучебной деятельности студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 125-127.

19. Четвериков И.П. Понятие личности (из лекций по общей психологии) //История российской психологии в лицах. 2017. С. 215 - 224.

20. Чернышева Е.Н., Павличева Е.Н., Чикунов Н.С. Формирование цифровой компетентности в сетевом обществе//XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020. Т. 9. № 4 (52). С. 62-67.

21. Likert R. A technique for the measurement of attitudes //Archives of Psychology. 2016.1—55р

Статья поступила в редакцию 09.01.2021 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.