Научная статья на тему 'ОТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ К КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ СТОМАТОЛОГИИ'

ОТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ К КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ СТОМАТОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИКА / МЕТОДОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ / МЕДИЦИНА / СТОМАТОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ / ОРДИНАТОРЫ / ИНТЕРНЕТ / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тишков Денис Сергеевич

Доказательная стоматология является модернизацией в традиционной педагогической программе, которая включает в себя системный подход теоретической и практической медицины. Такая практика лучше позволяет молодым врачам стоматологам и ординаторам самостоятельно принимать клинические решения, основанные на фактах и доказательствах, подкрепленных теоретической и практической подготовкой, а не на личных идеях и суждениях. С этой целью данное исследование направлено на пересмотр концепций трансляции знаний и доказательной стоматологии и отражения их роли и влияния в стоматологическом образовании. В ходе исследования отражена методика преподавания доказательной стоматологии на кафедре терапевтической стоматологии ФГБОУ ВО КГМУ. В нашем исследовании рассматриваются основные стратегии для облегчения трансляции клинических знаний, поощрения студентов-стоматологов к использованию принципов доказательной стоматологии, включающую науку и практику в совместном клише и поощрения преподавателей-стоматологов к созданию среды, в которой студенты становятся самостоятельными докторами. Таким образом, разработка и внедрение методики преподавания доказательной стоматологии завершается призывом к разработке современных и эффективных онлайн-платформ, которые могли бы предоставить стоматологам лучший доступ к источникам клинических знаний, чтобы более эффективно переводить данные теоретические знания и факты из исследований в клиническую практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM DENTAL SCIENCE TO CLINICAL PRACTICE: METHODS OF TEACHING EVIDENCE-BASED DENTISTRY

Evidence-based dentistry is a modernization in the traditional teaching program, which includes a systematic approach of theoretical and practical medicine. This practice better enables young dentists and residents to make their own clinical decisions based on facts and evidence supported by theoretical and practical training, rather than on personal ideas and judgments. To this end, this study aims to revise the concepts of knowledge translation and evidence-based dentistry and reflect their role and influence in dental education. The study reflects the methodology of teaching evidence-based dentistry at the Department of Therapeutic Dentistry of KSMU. Our study examines key strategies to facilitate the translation of clinical knowledge, encourage dental students to use evidence-based dentistry principles that include science and practice in a collaborative cliche, and encourage dental teachers to create an environment in which students become independent doctors. Thus, the development and implementation of evidence-based dentistry teaching methodology culminates in a call for the development of modern and effective online platforms that could provide dentists with better access to sources of clinical knowledge in order to more effectively translate this theoretical knowledge and facts from research into clinical practice.

Текст научной работы на тему «ОТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ К КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ СТОМАТОЛОГИИ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35) ТИШКОВ Денис Сергеевич

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780 ОТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ К КЛИНИЧЕСКОЙ ...

УДК 378.16.004. (ее) ®® ^sis'm^^ccess^SeиЖ^^ё^-^1?.^license

DQ[. | (j 26140/bgz3-2021-1002-0045 lfcae3MI^ehttps://creativeconm№ns.org/licemes/by-nc/4.0/)

ОТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ К КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ СТОМАТОЛОГИИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 2994-5352 AuthorlD: 668016 ORCID: 0000-0003-3638-4483 ScopusID: 57193751396

ТИШКОВ Денис Сергеевич, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой

«Терапевтическая стоматология» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса дом 3, e-mail:den-tishkov@yandex.ru) Аннотация. Доказательная стоматология является модернизацией в традиционной педагогической программе, которая включает в себя системный подход теоретической и практической медицины. Такая практика лучше позволяет молодым врачам стоматологам и ординаторам самостоятельно принимать клинические решения, основанные на фактах и доказательствах, подкрепленных теоретической и практической подготовкой, а не на личных идеях и суждениях. С этой целью данное исследование направлено на пересмотр концепций трансляции знаний и доказательной стоматологии и отражения их роли и влияния в стоматологическом образовании. В ходе исследования отражена методика преподавания доказательной стоматологии на кафедре терапевтической стоматологии ФГБОУ ВО КГМУ. В нашем исследовании рассматриваются основные стратегии для облегчения трансляции клинических знаний, поощрения студентов-стоматологов к использованию принципов доказательной стоматологии, включающую науку и практику в совместном клише и поощрения преподавателей-стоматологов к созданию среды, в которой студенты становятся самостоятельными докторами. Таким образом, разработка и внедрение методики преподавания доказательной стоматологии завершается призывом к разработке современных и эффективных онлайн-платформ, которые могли бы предоставить стоматологам лучший доступ к источникам клинических знаний, чтобы более эффективно переводить данные теоретические знания и факты из исследований в клиническую практику.

Ключевые слова: дистанционное обучения, педагогика, методология, психология, образование, формат обучения, медицина, стоматология, студенты, ординаторы, интернет, непрерывное медицинское образование, доказательная медицина, интеграция науки и практики.

FROM DENTAL SCIENCE TO CLINICAL PRACTICE: METHODS OF TEACHING

EVIDENCE-BASED DENTISTRY

© The Author(s) 2021

TISHKOV Denis Sergeevich, candidate of medical Sciences, associate Professor, head of the Department of «Therapeutic dentistry» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, street Karl Marx st.3, e-mail: den-tishkov@yandex.ru) Abstract. Evidence-based dentistry is a modernization in the traditional teaching program, which includes a systematic approach of theoretical and practical medicine. This practice better enables young dentists and residents to make their own clinical decisions based on facts and evidence supported by theoretical and practical training, rather than on personal ideas and judgments. To this end, this study aims to revise the concepts of knowledge translation and evidence-based dentistry and reflect their role and influence in dental education. The study reflects the methodology of teaching evidence-based dentistry at the Department of Therapeutic Dentistry of KSMU. Our study examines key strategies to facilitate the translation of clinical knowledge, encourage dental students to use evidence-based dentistry principles that include science and practice in a collaborative cliche, and encourage dental teachers to create an environment in which students become independent doctors. Thus, the development and implementation of evidence-based dentistry teaching methodology culminates in a call for the development of modern and effective online platforms that could provide dentists with better access to sources of clinical knowledge in order to more effectively translate this theoretical knowledge and facts from research into clinical practice.

Keywords: distance learning, pedagogy, methodology, psychology, education, training format, medicine, dentistry, students, residents, Internet, continuing medical education, evidence-based medicine, integration of science and practice.

ВВЕДЕНИЕ. диагностической информации, желаний пациентов и

Методика преподавания доказательной стоматоло- данных о результатах, основанных на фактических дан-

гии касается применения наилучших имеющихся до- ных. К сожалению, внедрение доказательной практики

казательств на благо здоровья и благополучия. Это су- стоматологами очень ограничено из-за ее сложности.

щественный процесс, в котором участвует ряд заинте- Таким образом, эта статья предназначена для ознаком-

ресованных сторон, которые взаимодействуют в рамках ления студентов-стоматологов и клиницистов с концеп-

системы здравоохранения. С другой стороны, доказа- циями доказательной стоматологии, чтобы способство-

тельная стоматология - это процесс объединения наи- вать их внедрению на повседневной основе [6-7].

лучших имеющихся научных данных и клинического Концепции доказательной стоматологии, обмена

опыта стоматологов с потребностями и предпочтения- знаниями, использования исследований, внедрения и

ми пациентов, чтобы служить основой для клинической распространения часто путают и неправильно понима-

помощи. Утверждается, что даже занятые стоматологи ют. Доказательная стоматология специально посвящена

могут легко внедрить данный формат с использованием превращению знаний в действия и охватывает процессы

технологий и электронных ресурсов особенно при пла- как создания знаний, так и их применения.

нировании лечения, то есть процессе, в котором прини- «Трансляция знаний - это обмен, синтез и этически

маются важные решения в отношении ухода за пациен- обоснованное применение знаний - в рамках сложной

тами [1-5]. системы взаимодействия между исследователями и

Основанное на фактических данных планирование пользователями - для ускорения использования преиму-

лечения в стоматологии призвано помочь клиницистам ществ исследований для канадцев за счет улучшения

обеспечить наиболее современное лечение, оправдан- здоровья, более эффективных услуг и продуктов, а так-

ное более сильными аргументами, вытекающими из же усиленная система здравоохранения ».

тщательного обзора альтернативных методов лечения,_«Трансляция знаний - это динамичный и повторяю-

TISHKOV Denis Sergeevich

FROM DENTAL SCIENCE TO CLINICAL PRACTICE ...

щийся процесс, который включает синтез, распространение, обмен и этически обоснованное применение знаний для улучшения здоровья канадцев, предоставления более эффективных медицинских услуг и продуктов и укрепления системы здравоохранения».

Продвигая значение «синтеза и этически обоснованного применения знаний» в определении, он также предлагает уделять особое внимание знаниям, которые необходимо переводить, включая аудиторию, на которую они направлены, признавая все способы, которыми знания можно было применить [8-12].

Знание к действию - это органический процесс с определенными шагами. Чтобы уменьшить разрыв между тем, что мы знаем, и тем, что мы делаем, результаты исследований должны быть преобразованы из знаний в действия, но разумным образом. В центре «воронка создания знаний» предполагается, что знания сначала необходимо усовершенствовать, чтобы они были готовы к применению. Модель подчеркивает важность синтеза с использованием количественных или качественных методов для контекстуализации и интеграции результатов одного исследования в большую часть литературы. Кроме того, синтез необходим для разработки инструментов знаний, определения передовой практики и создания научно обоснованной основы для правильной интерпретации. Типы исследований, включенных в синтез, должны быть представлены в отчете, чтобы установить надежность и обобщаемость доказательной базы, из которой предполагается передать знания [13-18].

Обнаружено, что обеспечивающие шаги в цикле действий окружают «воронку создания знаний». Эти шаги основаны на теориях запланированных действий. Однако классические теории реализации были исключены, потому что они пассивны и в основном используются для ретроспективного понимания изменений. Существует три основных способа получения знаний: Получить знания из первичных исследований (например, рандомизированных контролируемых испытаний); Синтезировать первичные исследования с целью структурирования вторичных знаний (например, систематические обзоры); Создавать знания третьего поколения, основанные на наилучших имеющихся доказательствах, извлеченных из вторичных знаний (например, практические руководства, средства принятия решений) [19].

Существует как минимум семь способов применения знаний:

1.После выявления проблемы, чтобы определить, просмотреть и выбрать знания.

2.Чтобы адаптировать более общие знания к местным условиям.

3.Оценить препятствия и способствующие применению знаний.

4.Для выбора, адаптации и реализации мероприятий, направленных на устранение препятствий на пути использования знаний.

5.Для мониторинга применения знаний.

б.Оценить результаты использования знаний.

7.Разработать механизмы для поддержки применения знаний [20-21].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Целью доказательной медицины было укрепить научную основу медицины и уменьшить неопределенность при принятии решений. Таким образом, данный формат применяет результаты лучших исследований для ускорения процесса принятия решений, чтобы сгладить путь к наилучшему возможному лечению. Утверждалось, что для уменьшения разрыва между тем, что мы знаем, и тем, что мы делаем, результаты исследований должны быть преобразованы из знаний в действия. Такая практика лучше позволяет стоматологам принимать решения, основанные на фактах, а не на личных идеях и суждениях. С этой целью данный обзор литературы направлен на пересмотр концепций трансляции знаний и доказательной стоматологии и отражения их роли и влияния

Baltic Humanitarian Journal. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

в стоматологическом образовании. В нем рассматриваются некоторые возможные стратегии для облегчения трансляции знаний, поощрения студентов-стоматологов к использованию принципов доказательной стоматологии и поощрения преподавателей-стоматологов к созданию среды, в которой студенты становятся самостоятельными учениками. Он завершается призывом к разработке современных и эффективных онлайн-платформ, которые могли бы предоставить стоматологам лучший доступ к источникам доказательной медицины, чтобы более эффективно переводить данные исследований в клинику.

Иерархию доказательств в доказательной медицине можно объяснить пирамидой, которая показывает наилучшие возможные медицинские доказательства наверху. По мере того, как человек поднимается по пирамиде снизу вверх, качество доказательств улучшается. Чем выше в иерархии находится конкретное лечение, тем больше вероятность, что оно действительно будет эффективным. Отфильтрованная информация содержится в трех верхних блоках, а неотфильтрованная информация содержится в следующих трех блоках под критически оцененными отдельными статьями.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Систематические обзоры в доказательной стоматологии - это форма вторичного исследования, которое пытается устранить предвзятость, часто обнаруживаемую в описательных обзорах. Систематические обзоры обобщают и синтезируют имеющиеся данные, касающиеся диагностики, терапии, прогноза и вреда для клиницистов и лиц, принимающих решения. Такие обзоры представляют собой один из самых мощных инструментов для претворения знаний в жизнь. Систематические обзоры считаются основным и лучшим источником, поскольку они синтезируют лучшие доказательства и обеспечивают основу для руководств по клинической практике. Жизненно важно периодически обновлять систематические обзоры, чтобы включать новые исследования и давать возможность проспективного и точного сравнения результатов лечения.

Критическая оценка систематических обзоров включает оценку риска систематической ошибки, результатов и применимости таких исследований. Достоверность систематических обзоров зависит от того, рассмотрели ли авторы разумный клинический вопрос, включили ли они исчерпывающий раздел литературных исследований, продемонстрировали воспроизводимость отбора и оценки исследований и представили результаты в удобной

Было высказано предположение, что быстрый доступ к научно обоснованным знаниям может помочь стоматологам, наставникам, исследователям и студентам эффективно внедрять практику, основанную на фактических данных.

Таким образом, преподаватели-стоматологи должны играть важную роль в обучении принципам доказательной стоматологии, обеспечивая коммуникативные навыки для помощи в принятии решений, продвигая образование на протяжении всей жизни и сокращая разрыв между академиками и студентами-стоматологами / клиницистами для внедрения изменений как в классе, так и в клинике.

Важно, чтобы преподаватели стоматологического образования создавали среду, в которой студенты становятся самостоятельными учениками, применяющими навыки.

ВЫВОДЫ.

Насколько известно авторам, в стоматологии отсутствуют руководящие принципы в отношении доказательной стоматологии, и, следовательно, большая часть стоматологической помощи не основана на подтвержденных исследованиях. Выводы, сделанные в этой статье, призывают к будущей разработке клинических руководств и усилению данного формата. Многие стоматологи-клиницисты и преподаватели недостаточно

176

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-00бб; ISSN online: 2712-97S0

обучены критической оценке, пятиэтапному процессу доказательной стоматологии и умелому использованию вторичных источников. Более того, многие стоматологи, прошедшие обучение с помощью доказательной стоматологии, не внедряют данный формат из-за его сложного характера и ограниченного времени. По этой причине лучший доступ к инструментам и ресурсам, экономящим время, может быть решением для более широкого применения данной образовательной методологии. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования.

- 2007. С. 85-92.

2. Penman J., & Oliver, M. Meeting the challenges of assessing clinical placement venues in a bachelor of nursing program //Journal of University Teaching & Learning Practice, 2017, Р.60—73.

3. Prensky M. (2001). Digital natives, digital immigrants // Journal on the Horizon, 2019, 6 р.

4. Ракова Т.В. Роль творческого мышления в профессиональной деятельности врачей-стоматологов / Mеждународный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - Ж 2-1. - С. 89-92

5. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2016. - Ж 6 (39). - С. 322-329.

6. Тишков Д.С. Mеmакогниmивный анализ влияния нейробиологи-ческого подхода на академическую успеваемость студентов. Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. Ж 4 (33).

- С. 241-243.

7. Голованова Н.Ф. Педагогика. M.: Academia, 2019. - 352 c.

8. Дружинин В.Н. Психология. СПб.: Питер, 2001. — 656 с.

9. Брусенцова А.Е., Перетягина И.Н., Тишков Д.С. Повышение эффективности учебного процесса на кафедре терапевтической стоматологии на основе обратной связи // Успехи современного естествознания. - 2014. - Ж 12 (3). - С. 288

10. Дубровина И.В. Психология. M.: Издательский центр «Академия», 1990. — 464 с.

11. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С., Бондарева А.Э., Ирышкова О.В. Интерактивное обучение - одно из важнейших направлений подготовки студентов в современном вузе//Успехи современного естествознания. 2014. Ж 12-4. С. 493.

12. Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2004. - n 2. - с. 40-42.

13. Зимняя И.А. Педагогическая психология.M.: Логос, 2002. — 384 с.

14. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. M.: Проспект, 2016.

- 320 c.

15. Кравченко А. Психология и педагогика. M.: Проспект, 2019. -400 c.

16. Супрунова Л.Л. Сравнительная педагогика. - M.: Academia, 2017. - 312 c.

17. Бондарева А.Э., Ирышкова О.В., Тишков Д.С., Журбенко В.А., Саакян Э.С. Роль куратора в адаптации студентов 1 курса к процессу обучения в университете // Успехи современного естествознания.

- 2014. - Ж 12-5. - С. 672.

18. Бондарева А.Э., Ирышкова О.В., Тишков Д.С., Журбенко В.А., Саакян Э.С. Исследование эффективности учебного процесса на стоматологическом факультете и пути его повышения на основе обратной связи // Успехи современного естествознания. 2014. Ж 12-4. С. 492 Фрейре П. П. Педагогика. M.: КоЛибри, 2017. - 152 c.

19. Хухлаева О.В. Психология развития. M.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.

20. Чеховских M.И. Основы психологии. Mmск: Новое знание, 2008. —187 с.

21. Бородина К.M. Социальная тревожность, как фактор снижения успеваемости студентов //Региональный вестник. 2019. Ж 22 (37). С. 7-8.

Статья поступила в редакцию 11.01.2021 Статья принята к публикации 27.05.2021

ТИШКОВ Денис Сергеевич ОТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ К КЛИНИЧЕСКОЙ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.