Научная статья на тему 'Внедрение эффективных форм обучения в систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров'

Внедрение эффективных форм обучения в систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение эффективных форм обучения в систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров»

ВНЕДРЕНИЕ

ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

А. Закиров

В настоящее время в Республике Узбекистан в соответствии с Национальной программой по подготовке кадров действуют свыше 1500 средних специальных, профессиональных учебных заведений, в которых проходят подготовку по более 200 востребованным направлениям и специальностям около 110 тыс. педагогических работников, из которых 90,6 % имеют высшее образование и более 70 % - это специалисты в возрасте до 40 лет. В системе среднего специального, профессионального образования (далее система СПО) в учебный процесс внедряются современные прогрессивные педагогические и новейшие компьютерные технологии.

Вместе с тем в системе переподготовки преподавательских кадров назрела необходимость внедрения новых эффективных форм обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий. В целях обеспечения эффективности сложившейся системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров системы СПО постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан утверждено «Положение о повышении квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров системы среднего специального, профессионального образования» и определены новые эффективные формы повышении квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров системы СПО.

Структура и управление системой повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров учреждений системы СПО строятся на следуюших принципах: (а) мониторинг качества повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров учреждений системы СПО; (б) внедрение интерактивных методов практического обучения, направленных на профессиональный рост преподавателей и мастеров профессиональных колледжей; (в) системное совершенствование оценки, организационно-методических основ внедрения эффективных форм повышения квалификации и переподготовки педагогических работников. Основными задачами повышения квалификации и переподготовки, исходя из государственных требований, являются: (1) повышение профессиональной компетентности и мастерства, эрудиции в обучении (преподавании); (2) психолого-педагогическая подготовка и знание основ риторики и ораторского искусства; (3) привитие навыков и развитие способности самостоятельно мыслить и приобретать новые знания; (4) овладение новыми педагогическими и информационными технологиями, практическими навыками работы с глобальной сетью Интернет; (5) проведение учебно-воспитательной и духовнонравственной работы, закрепление навыки контроля и объективной оценки знания слушателей и др.

30

Сложились следующие формы повышения квалификации руководящих и педагогических кадров учреждений системы СПО: (а) повышение квалификации в высшем образовательном учреждении с отрывом от основной работы; (б) повышение квалификации в высшем образовательном учреждении с частичным отрывом от основной работы по схеме 2+2 (2 недели непосредственно на базовом учреждение и 2 недели путем самостоятельной подготовки по месту работы) или 3+1 (3 недели непосредственно на базовом учреждение и 1 неделя путем самостоятельной подготовки по месту работы); (в) повышение квалификации в высшем образовательном учреждении без отрыва от основной работы по методу «наставник-ученик»; (г) повышение квалификации с отрывом от основной работы в форме прохождения производственной стажировки в высшем образовательном учреждении; (д) повышение квалификации путем самообразования в форме обучения по индивидуальному плану. Продолжительность этих форм повышения квалификации руководящих и педагогических кадров - не менее 4 недель (144 ч).

Педагогическая переподготовка преподавателей учреждений системы СПО осуществляются в следующих формах: (а) с отрывом от основной работы (предусматривает проведение полного курса: аудиторные, практические занятия, самостоятельная подготовка - обучения на базе вузов; (б) с частичным отрывом от основной работы (комбинированный способ) - не менее 50 % от общей продолжительности курса отводится аудиторным занятиям. Остальная часть курса предусматривает проведение практических занятий с выполнением индивидуальных заданий на базе учреждений системы СПО. Допускается проведение практических занятий по месту основной работы. По каждому освоенному модулю практических занятий предусматривается промежуточный контроль в форме тестовых испытаний, сдачи реферата, отчёта по практике и т. д.; (в) без отрыва от основной работы посредством дистанционной формы обучения - предусматривает усвоение знаний, умений и навыков по психологии и педагогике с применением Интернет-технологий методом обратной связи. Продолжительность педагогической переподготовки независимо от форм обучения устанавливается не менее 16 недель (576 ч).

В процессе обучения по дистанционной форме педагогической переподготовки деятельность слушателей, координация и управление образовательным процессом осуществляются тьютором (преподавателем-консультантом), прикрепляемым из числа профессорско-преподавательского состава. В обязанности тьютора входят поддержание постоянной связи со слушателями, оказание им необходимой методической помощи, осуществление контроля за выполнением индивидуального задания и оценка знаний слушателей. Тьютор несет полную ответственность за объективность оценки выполнения индивидуального задания слушателем. Связь с тьютором осуществляется по электронной почте, телефону, чату и другим электронным форумам. Также связь может быть осуществлена по очной форме не менее одного раза в неделю. Для обеспечения стабильной обратной связи между тьютором и слушателем процесс контроля и оценки качества образования дополнительно включает в себя следующие механизмы: (а) составление на основе учебного плана и учебной программы индивидуального плана прохождения курса для каждого слушателя, который утверждается Ученым сове-

31

том образовательного учреждения; (б) проведение специальной комиссией периодической аттестации хода выполнения индивидуального плана не менее одного раза в месяц по очной форме; (в) обучающие программы внедряются в индивидуальной форме по специальному графику. Получение индивидуального задания и доступа к базе данных слушателем осуществляется путем электронной регистрации на web-сайте образовательного учреждения.

Курсы по дистанционной форме педагогической переподготовки включают в себя «кейс-технологии» дистанционного обучения с использованием сетевых технологий. Слушателю дистанционной формы педагогической переподготовки выдаётся кейс курса с учебно-методическими приложениями (инструкция по курсу, учебные пособия, папка с индивидуальными заданиями, рекомендации по выполнению квалификационной работы, электронные мультимедийные учебники и пособия, а также другие необходимые учебнометодические материалы).

Слушатели курса по дистанционной форме педагогической переподготовки самостоятельно усваивают учебно-методические материалы модулей с web-страниц согласно учебным планам. Сдача индивидуальных заданий по графику (тест, реферат, разработка, письменная работа, курсовая работа, отчёты по практике и т. д.) сдаются тьютору, а промежуточный тест-контроль осуществляет специальная комиссия. После полного усвоения курса педагогической переподготовки слушатели, успешно сдавшие промежуточный контроль, допускаются к итоговой аттестации, которая проводится по очной форме и состоит из итоговых тестовых вопросов и защиты выпускной квалификационной работы.

32

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАИН-КУРСЫ КАК ЧАСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. Д. Калинина

9 октября 1930 г. испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет по просьбе Федерации студентов университетов Мадрида выступил с лекцией, которая позже вышла отдельной книгой, озаглавленной «Миссия университета». Размышляя в ней об идее университетского образования, он сказал: «Человек столкнулся с насущной, неотложной проблемой: нужно изобрести технологию адекватного обращения с той горой знаний, которая у него сегодня есть. Если человек не придумает, как совладать с этим неудержимым разрастанием знаний, он будет раздавлен» [6]. Выдающимся мыслителям свойственно ставить перед обществом вопросы, которые не только были актуальны в их время, но и не потеряли своей актуальности в будущем. Так случилось и с фразой Ортеги-и-Гассета - примерно через десять лет начался электронный этап в развитии технологий обработки информации, и лавинообразный рост информационных потоков привел общество на новую стадию развития - информационную. Как человечеству справиться с таким объемом информации? Ответом на этот вопрос стали два важнейших направления развития человеческого общества: совершенствование технологий обработки информации и изменение подхода к образованию человека - появление понятий «непрерывное образование» или «образование в течение всей жизни» [4].

Однако на пути реализации непрерывного образования встают несколько проблем. К ним можно отнести: удаленность образовательных учреждений от человека, желающего продолжать свое образование; невозможность прекратить работу на срок обучения; наличие у человека проблем с физическим здоровьем, что не позволяет ему учиться в традиционной форме. Для некоторых групп населения имеются объективные факторы, препятствующие непрерывному образованию: например, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; военнослужащие; лица, находящиеся в местах заключения. Поэтому на первый план выходит дистанционное обучение. Исторически ситуация с дистанционным обучением в высшем образовании сложилась так, что шло четкое разделение на вузы: а) осуществляющие дистанционное обучение и б) реализующие классический учебный процесс. Однако ситуация стала меняться. Все чаще современные дистанционные образовательные технологии стали внедряться в традиционное вузовское обучение.

Для реализации любых форм непрерывного образования одним из вариантов применения дистанционных образовательных технологий являются массовые открытые-онлайн курсы (далее MOOC). В 2013 г. три российских вуза (Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный университет и НИУ «Высшая школа экономики») стали партнерами Coursera [8]. Известие о том, что на всемирно популярной образовательной платформе Coursera появятся онлайн-курсы российских университетов, не получило заслуженного отклика в российском вузовском сообществе. Однако это событие является переломным моментом в отношении к дистанционному образованию в среде элитных российских вузов. Три вуза из рос-

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.