Автор раскрывает деятельность учреждений повышения квалификации в оказании помощи педагогам в реализации непрерывного процесса профессионального и личностного роста
Потлова Марина Федоровна,
проректор по учебно-методической работе краевого государственного образовательного учреждения дополнительного образования взрослых «Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров»
РОЛЬ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ТВОРЧЕСКОМ РОСТЕ УЧИТЕЛЯ, РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ
Ключевые слова: формы повышения квалификации; дистанционные образовательные технологии; план действий по решению актуальных проблем; индивидуальный образовательный маршрут на основе накопительной системы повышения квалификации.
Развитие системы непрерывного образования (повышение квалификации) расширяет горизонты возможностей для педагогов и руководителей образовательных учреждений, повышает их профессиональную мобильность. О необходимости совершенствования системы повышения квалификации сегодня говорится на самых высоких уровнях. Президент России Дмитрий Медведев обозначил главные принципы повышения квалификации: «... необходимо дать учителю широкие возможности для выбора формы и модели профессионального совершенствования. Мы начали кардинально менять систему повышения квалификации педагогических кадров, в том числе принципы ее финансирования, передавая деньги самим школам».
В связи с этим, краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых «Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров» своей главной стратегической задачей считает переход к инновационным формам, совершенствованию методической помощи учителям и руководителям школ. Заместитель министра образования и науки РФ И.И. Калина назвал этот процесс «выводом системы из режима репродуктивной педагогики в интерактивный режим».
Анализ природно-климатических и социальноэкономических особенностей Камчатского края позволил выделить основные характеристики, влияющие на систему повышения квалификации педагогических работников края. К ним следует отнести: территориальную удаленность муниципальных районов от краевого центра, сложные природноклиматические условия региона, непростые социально-экономические отношения в отдельных муниципальных образованиях края, не позволяющие педагогам в системе повышать квалификацию, невозможность замены педагога на рабочем месте в
период его курсовой подготовки ввиду малочисленности педагогического коллектива сельских школ. Учитывая особенности региона КГОУ ДОВ «Камчатский институт ПКПК» предлагает работникам системы образования Камчатского края следующие формы повышения квалификации:
1) очные курсы с отрывом от работы и без отрыва от работы;
2) очно - заочные курсы;
3) курсы повышения квалификации по модульным учебным программам;
4) дистанционное обучение;
5) проблемные курсы и семинары;
6)целевые курсы и семинары;
7) курсы и семинары на базе краевых и федеральных экспериментальных, стажерских площадок;
8) выездные курсы повышения квалификации и стажировки на базе образовательных учреждений передового педагогического опыта.
Благодаря подключению школ, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях Камчатского края (Корякском округе), к сети Интернет в 2009 году, появилась возможность повышения квалификации руководящих и педагогических работников этих школ с использованием дистанционных образовательных технологий.
В целях изучения фактического состояния системы повышения квалификации в труднодоступных и отдалённых местностях Камчатского края был проведен мониторинг учебной материально-технической базы образовательных учреждений и потребностей руководящих и педагогических работников в повышении квалификации, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Исследование проводилось в 5 муниципальных районах Корякского округа. В нем участвовало 22 школы. Мониторинг показал, что более 50% руко-
водящих и педагогических работников испытывают высокую потребность в повышении квалификации. Наибольшую потребность в повышении квалификации испытывают учителя начальной школы, математики, русского языка и литературы, технологии. Исследования показали, что 62% работников образования владеют компьютером на уровне пользователя, 45% умеют работать в сети Интернет. Практически во всех школах - респондентах есть специалисты, владеющие компьютером и умеющие работать в сети Интернет. Это дает возможность формирования и обучения тьюторской команды для дистанционного обучения в территориально отдаленных местностях Камчатского края.
С учетом потребностей работников образования Корякского округа в профессиональном развитии и возможностей материальной базы общеобразовательных учреждений разработан план действий по решению актуальных проблем, связанных с повышением квалификации работников системы образования в округе. План предусматривает дистанционное обучение и подготовку тьюторов; дистанционное обучение работников системы образования муниципальных районов Корякского округа в области информационнокоммуникационных технологий (подготовку целевой аудитории). Одновременно методисты КГОУ ДОВ «Камчатский институт ПКПК» разрабатывают учебнометодические комплексы для повышения квалификации работников системы образования Корякского округа, в том числе и в дистанционном режиме. Апробацию дистанционных форм повышения квалификации работников образования, проживающих в труднодоступных и отдаленных районах Камчатского края, планируется начать в декабре 2009 года.
Современная система повышения квалификации с каждым годом все больше ориентируется на самостоятельность, инициативность, мобильность слушателей. В связи с этим, в 2009-2010 учебном году в Камчатском крае вводится индивидуальная форма обучения (индивидуальный образовательный маршрут на основе накопительной системы повышения квалификации). В ходе учебного процесса с использованием модульных образовательных программ у педагога появляется возможность конструировать индивидуальный образовательный маршрут и выбирать программу повышения квалификации с учетом своих интересов и уровня квалификации. Педагог может выбрать содержание, сроки и режим обучения. Технологичность обеспечивается за счет содержания вариативных модулей, использования интерактивных методов работы со слушателями и возможности построения образовательного маршрута путем комбинации модульных курсов.
Меняется облик образования, важным становится не только передача знания, но и формирование значимых для общества компетенций, меняется и методология деятельности современного учителя - он учит
ребенка работать с информацией. Все это значительно расширяет возможности применения новых эффективных форм обучения и организации повышения квалификации педагогов. На смену лекциям, которые предпочитались ранее, пришел обмен опытом в процессе занятий и стажировки на базе школ-лидеров, деловые игры, индивидуальные и групповые консультации специалистов, практические занятия, тьютор-ская поддержка педагогов, применение информационных технологий, проектная деятельность. Практические занятия, мастер-классы проводятся лучшими учителями - победителями конкурсного отбора в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Одной из ключевых фигур в реформировании учебно-воспитательного процесса в школе, безусловно, является ее директор. С 2008 года Институт участвует в реализации проекта по созданию федерально-региональной мобильной сети повышения квалификации управленческих кадров, основанной на 12 модулях. Согласно государственному контракту с ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» в течение двух лет должны пройти курсы повышения квалификации 75 директоров школ Камчатского края, первые 25 директоров были обучены в июне 2009 года, остальные 50 пройдут курсы в январе и марте 2010 года. Согласно условиям государственного контракта 10 процентов обученных директоров школ должны пройти повышение квалификации либо в соседнем регионе, либо в любом другом субъекте Российской Федерации. Образовательная миграция очень важна для руководителей: директору нужно знать, как развивается образование в соседнем регионе, какие там достижения, какой положительный опыт школ других регионов можно применить в своей управленческой деятельности.
В Институте проводится социологический мониторинг всех слушателей, в том числе директоров школ. По данным мониторинга 95% опрошенных директоров удовлетворены качеством повышения квалификации. Результаты опроса свидетельствуют, что около 90% директоров хотят получить устойчивые знания в вопросах управления образованием в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности, а так же в области образовательного права и трудового законодательства; более 60% руководителей озабочены освоением новых подходов к обеспечению качества образования.
Складывающаяся система повышения квалификации обязана быть гибкой и оперативной. Она призвана быстро и качественно реагировать на динамично меняющуюся социально-экономическую ситуацию. В Камчатском крае она стремится к этому.