Научная статья на тему 'Применение дистанционных технологий в системе дополнительного образования педагогов'

Применение дистанционных технологий в системе дополнительного образования педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1230
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОГРАММНАЯ СРЕДА / ТЬЮТОР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / EXTENSION COURSES / EXTRA VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMMS / REMOTE EDUCATION / SOFTWARE ENVIRONMENT / TUTOR OF REMOTE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пальчикова Ирина Николаевна

В статье сформулированы подходы к организации дополнительного образования педагогических кадров в области ИКТ средствами дистанционных образовательных технологий. Анализируется деятельность участников образовательного процесса, формулируются принципы отбора содержания курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers approaches to the organizing the of extra vocational education of pedagogical personnel in the field of ICT by means of remote educational technologies. The author also analyzes activity of participants of educational process and formulates principles of selection of the contents for extension courses.

Текст научной работы на тему «Применение дистанционных технологий в системе дополнительного образования педагогов»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ

УДК 371.14:004.9 ББК 74.204.28

И. Н. Пальчикова

Применение дистанционных технологий в системе дополнительного образования педагогов

В статье сформулированы подходы к организации дополнительного образования педагогических кадров в области И КТ средствами дистанционных образовательных технологий. Анализируется деятельность участников образовательного процесса, формулируются принципы отбора содержания курсов повышения квалификации.

The article covers approaches to the organizing the of extra vocational education of pedagogical personnel in the field of ICT by means of remote educational technologies. The author also analyzes activity of participants of educational process and formulates principles of selection of the contents for extension courses.

Ключевые слова: повышение квалификации педагогов, программы

дополнительного профессионального образования, дистанционное обучение, программная среда, тьютор дистанционного обучения.

Key words: extension courses, extra vocational education programms, remote education, software environment, tutor of remote education.

Процесс стремительного появления, развития, совершенствования и смены устаревающих информационных технологий происходит непрерывно и приводит к тому, что использование современных компьютерных, сетевых и программных средств требует постоянного изучения новой информации, получения новых знаний, повышения квалификации в данной области, как специалистов, так и прикладных пользователей. При этом подготовка специалистов в области информационных технологий должна быть опережающей. В России работа по повышению квалификации работников образования в области информационных технологий ведется уже более 30 лет.

Анализ исследований показал, что в различных образовательных учреждениях Российской Федерации деятельность по организации и проведению повышения квалификации, подготовке и переподготовке кадров в области информационных технологий проводится, в основном, по следующим направлениям:

• анкетирование, интервьюирование слушателей с целью выбора наиболее эффективной для конкретного случая программы повышения квалификации;

• разработка методических основ переподготовки кадров, включая инвариантные компоненты информационных ресурсов, дифференцированный подход к обучению, интерактивное взаимодействие преподавателя и обучаемого, психологические аспекты и др.;

• использование системного подхода в формировании образовательных программ повышения квалификации в области ИКТ и ДО;

• мониторинг образовательных программ переподготовки кадров;

• обучение специалистов предприятий, организаций, учреждений по разработанным курсам повышения квалификации в области различных форм и методов использования информационных ресурсов и технологий;

• п роведение регулярных тематических семинаров и курсов-тренингов по заявленной тематике, включая внутриуниверситетские, городские, республиканские, всероссийские и международные;

• проведение стажировок преподавателей в российских и зарубежных вузах по заявленной тематике и обязательных семинаров по результатам стажировок;

• активное участие в республиканских, российских и международных конференциях, посвященных заявленной тематике переподготовки кадров и обязательных семинаров по результатам участия в конференциях.

К образовательным программам дополнительного профессионального образования в области современных информационных и образовательных технологий относятся программы профессиональной переподготовки; повышения квалификации; краткосрочные семинары и курсы (курсовое обучение).

Реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования осуществляется различными формами и методами: очно-заочная, очно-дистанционная;

дистанционная; проблемные курсы; стажировки; обучение по индивидуальным планам; тематическое индивидуальное консультирование.

Развитие дистанционного обучения в системе переподготовки кадров в системе образования Российской Федерации позволяет эффективно использовать не только потенциал специалистов образовательных учреждений непосредственно, но и специалистов предприятий, организаций различного профиля как республиканских и российских, так и зарубежных с помощью современных сетевых технологий on-line и проведения удаленного учебного процесса в «виртуальной» образовательной среде.

Основным правилом, положенным в основу разработки учебных программ дополнительного профессионального образования (ДПО),

является максимальное удовлетворение профессиональных интересов и запросов заказчиков и слушателей программ. Во многих образовательных учреждениях повышения квалификации в области ИТ и технологий ДО разработана методика поэтапной подготовки преподавателей.

Первый этап начинается с умения использовать и применять информационные технологии в своей деятельности. Данный шаг дает базовые знания и позволяет преподавателю чувствовать себя достаточно комфортно и в индивидуальном, и в коллаборативном общении. Мнение о том, что только преподаватели с базовым техническим образованием могут применять технологии дистанционного обучения в своей деятельности в ходе исследований было опровергнуто.

Вторым этапом подготовки преподавателей является обучение преподавателей организации своего учебного материала. В качестве программной среды преподавателям предлагается использовать целый ряд отечественных и зарубежных разработок. Изменение концепции обучения и отношение к нему является главной проблемой при обучении преподавателей на этом этапе.

Третьим этапом подготовки специалистов - апробирование созданного курса в учебном процессе. Службы администрирования и сопровождения дистанционных курсов на этом этапе должны уделять определенное время работе с авторами курсов с целью повышению базовой подготовки самих преподавателей по использованию разработанных курсов.

Анализ программ повышения квалификации педагогических кадров в области ИКТ в России показал, что их на сегодня существует огромное множество, однако каждое образовательное учреждение самостоятельно формирует образовательные программы повышения квалификации. Чаще всего эти программы связаны с конкретным списком программного обеспечения и имеющейся технической базой этого учреждения и не формируют целостную систему обучения. Среди этих программ можно перечислить наиболее распространенные: «Разработка мультимедиа-презентаций в МБ PowerPoint», «МБ ОиАоок как средство интерактивного общения», «Методика работы с использованием электронных мультимедийных учебников» и другие. Однако обучение по такого рода разрозненным программам повышения квалификации не дает целостной картины учебного процесса с использованием технологий ДО, включающей планирование учебных занятий, следование нескольким траекториям обучения в одной учебной группе, индивидуальный подход к учащемуся и т. д.

Для освоения технологий дистанционного обучения в контексте реализации компетентностного подхода к профессиональному обучению, особенно в условиях разработки образовательных

программ повышения квалификации, необходимо создание и использование методической системы подготовки преподавателей, формирующей ключевые компетенции на основе курса, который бы решал проблему не только изучения технологии дистанционного обучения, но и освоения комплексной программной среды, позволяющей реализовать все этапы учебного процесса.

В связи с широким применением средств телекоммуникации и дистанционных форм обучения, особое место среди информационных и коммуникационных технологий отводится электронным учебным материалам и средствам их разработки и применения. Владение основными принципами функционирования и разработки таких материалов позволит преподавателю адекватно выбрать и эффективно использовать компьютерные средства обучения, активно участвовать в самом процессе разработки электронных дидактических материалов, а в дальнейшем - в системе дистанционного обучения с использованием !^егпе^ехнологий.

Все вышесказанное определяет цели переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров:

• сформировать представления о технологии построения электронных образовательных ресурсов и отбора соответствующих аппаратных и программных средств;

• сформировать умения использования таких ресурсов в учебном процессе.

В основу построения процесса ДПО положена методическая система обучения (МСО). На этапе проектирования данной системы обобщающими теоретическими положениями являются принципы отбора содержания обучения. Именно они направляют деятельность по разработке МСО.

В соответствии с выбранной моделью процесса обучения основным принципом отбора содержания обучения считается принцип системного подхода. С одной стороны, он предполагает исследование содержания обучения как системы и выступает как средство отбора элементов содержания, их описания и описания их взаимодействия, определения законов функционирования и

V Л V V

направлений развития. С другой стороны, системный подход определяет этапы самого процесса отбора:

• выделить и описать содержание как систему и окружающую его среду;

• проанализировать структуру содержания и оптимизировать ее;

• проанализировать функционирование содержания.

Особенности организации повышения квалификации и

переподготовки специалистов определяются особенностями обучения взрослых, а именно: активной позицией слушателей; готовностью учиться, определяемой их потребностью в решении

профессиональных проблем; преобладанием самостоятельных форм работы.

Таким образом, отбор содержания обучения осуществляется в соответствии с принципом проблемно-деятельностного обучения. Профессиональная подготовка специалистов в первую очередь основана на решении типовых профессиональных проблем, служащих источником последовательности учебных проблем, которые выбираются в качестве единицы проектирования и развертывания содержания. Исследуя такие учебные задачи, слушатели не только приобретают определенные знания, умения и навыки, но и накапливают опыт самостоятельного поиска решений. Формируя учебные проблемы разной сложности, можно обеспечить индивидуализацию обучения, т. е. предложить слушателю содержание в соответствие с его уровнем подготовки.

Данный принцип, определяя логику построения содержания, требует также особой организации учебного процесса, приоритет отдается активным методам обучения и разработке комплекса учебных и методических материалов.

Например, в рамках образовательной программы «Тьютор дистанционного обучения» рассматривается решение следующих учебных задач:

• построение графа содержания образовательного электронного ресурса;

• разработка образовательного электронного издания и требования к его оформлению;

• разработка учебно-методического комплекса (УМК) и реализация его компонентов в среде дистанционного обучения в среде WebCT;

• организация самостоятельной деятельности учащихся;

• разработка календаря занятий;

• организация обратной связи в среде WebCT;

• управление студентами в среде WebCT.

Источником перечисленных задач при проектировании указанной образовательной программы стали координирующая роль и функции тьютора дистанционного обучения:

• отбор участников процесса дистанционного обучения;

• и нтегрирование различных видов деятельности в рамках дистанционного обучения;

• технология разработки и создание электронных учебных материалов;

• технология разработки и создание дистанционных курсов;

• методическая подготовка и проведение групповых занятий-практикумов (в очном и дистанционном вариантах);

• п омощь в выполнении аттестационных работ, их проверка и оценка.

Содержание обучения формируется по модульному принципу.

«Учебный модуль - это составляющая учебного процесса, обладающая содержательной целостностью, имеющая цели обучения данному содержанию, и технологическое обеспечение, включающее соответствующие организационные формы обучения и систему контроля и самоконтроля» [3: 273-274].

Модульная технология обучения обладает рядом отличительных характеристик. Обучающий модуль имеет определенную структуру, основным его ядром является информационное обеспечение теоретической и практической части модуля. Обучение базируется на работе с соответствующим учебно-методическим комплексом, который построен также по модульному принципу. Предлагаемая структура модуля способствует установлению его внутренних и внешних связей и позволяет сформулировать рекомендации по изучению предлагаемого содержания.

Весь процесс основан на открытых диагностично поставленных целях и предполагает наличие в учебно-методическом комплексе материалов для тренинга, самоконтроля и итогового контроля. Правило «открытых целей» обеспечивает слушателя текущей и перспективной программой деятельности.

Содержание каждого модуля может изменяться или дополняться, а конструирование исходных модулей позволяет создавать новые модули.

Такое построение учебного процесса способствует не только преобладанию самостоятельных форм работы, но и позволяет организовать дифференцированную самостоятельную работу, разработать для каждого слушателя индивидуальный образовательный маршрут.

Например, образовательный маршрут каждого слушателя образовательной программы «Тьютор дистанционного обучения» может быть построен на основе следующих модулей:

• дидактические основы дистанционного обучения и его образовательные ресурсы, который должен сформировать представление о способах организации, разработки и проведения дистанционных курсов;

• технология разработки контролирующих материалов. Данный модуль позволит подготовить специалистов в области дистанционного обучения, владеющих современными методами и технологиями разработки контролирующих материалов и готовых к организации и проведению промежуточной и итоговой аттестации дистанционно в условиях специфической телекоммуникационной учебной среды;

• технологические основы организации и управления процессом дистанционного обучения. Предложенный модуль посвящен

формированию представления об организации системы управления процессом дистанционного обучения.

Формирование содержания образовательной программы в рамках ДПО выполняется на основе принципа межпредметных связей, который предполагает комплексный подход к обучению. Содержание образовательной программы представляет собой совокупность элементов содержания различных учебных дисциплин, имеющих отношение к стандарту подготовки специалиста по определенной профессиональной программе. Указанный принцип позволяет выделить инвариантный компонент содержания обучения и взаимосвязи между дисциплинами различных циклов.

Например, ключевой проблемой первого и второго модулей образовательной программы «Тьютор дистанционного обучения» является технология создания УМК. Различные аспекты исследования этого вопроса раскрываются в содержании следующих дисциплин государственного образовательного стандарта подготовки будущих учителей «Педагогика», «Педагогические технологии», «Технические и аудиовизуальные средства обучения», «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», «Современные средства оценивания результатов обучения».

Рассмотренные принципы отбора содержания обучения и выполняют нормативную функцию при отборе содержания обучения информационным и коммуникационным технологиям педагогических кадров в рамках дополнительного профессионального образования. В соответствии с совокупностью приведенных принципов была разработана образовательная программа повышения квалификации «Тьютор дистанционного обучения».

Список литературы

1. Белозерцев Е. П., Гонеев А. Д., Пашков А. Г. и др. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 368 с.

2. Бороненко Т. А. Методика обучения информатике. Теоретические основы: учеб. пособие. - СПб., 1997. - 99 с.

3. Змеев С. И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 128 с.

4. Левина М. М. Технология профессионального педагогического образования: учеб. пособие. - М.: Академия, 2001. - 272 с.

5. Моисеева М. В., Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Нежурина М. И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М. В. Моисеевой. - М.: Камерон, 2004. - 216 с.

6. Педагогические технологии: учеб. пособие / под ред.. В. С. Кукушкина. -Серия «Педагогическое образование». - М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2004. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.