Внедрение адаптированной версии Шкалы рейтинговой оценки среды развития раннего
возраста -
Early Children Education Rating Scale (ECERS) в дошкольные образовательные организации Республики Саха (Якутия)
Габышева Ф.В.,
доктор педагогических наук, министр образования Республики Саха (Якутия),
Россия
Аннотация: В статье рассмотрено внедрение оценки качества с использованием международного инструмента ECERS в дошкольных образовательных организациях Республики Саха (Якутия).
В последние годы дошкольное образование приобрело особое значение для образовательного сообщества и всего общества в целом. Это связано, во-первых, с ростом спроса на услуги раннего образования и развития в условиях роста рождаемости и, во-вторых, с открытиями современной науки, которые заставляют переоценивать отношение к первым пяти-шести годам жизни ребенка. На протяжении последних двух десятилетий раннему детству уделяется большое внимание со стороны науки, общества и политиков. Исследования, подтверждающие эффективность инвестиций в раннее образование, рассматривают этот вопрос как с позиций психологии развития, детской нейрофизиологии и других областей науки и практики, так и с точки зрения экономики. Становится очевидным, что дети, имеющие доступ к качественному дошкольному образованию, демонстрируют более успешное всестороннее развитие, а также более высокие образовательные (академические) результаты на протяжении последующих лет учебы и в течение всей жизни. Не усвоенные во время раннего детства навыки потом или не появляются, или приобретаются с трудом и потом не столь результативны. Иначе говоря, именно ранняя образовательная среда и есть базовая для последующих образовательных сфер и первое обязательное условие для создания инновационного контекста образования.
Понимая важность в обеспечении качественной системы дошкольного образования, Правительство Республики Саха (Якутия) уделило большое внимание в инвестицию данного уровня образования.
В рамках политики республики в сфере образования, для удовлетворения потребности населения в дошкольном образовании с учетом лучшего отечественного и международного опыта, разработана Концепция инвестиционного проекта «Инновационное развитие дошкольного образования Республики Саха (Якутия)» (далее - Проект).
Цель Проекта - это развитие системы и обеспечение доступности качественного дошкольного образования для населения Республики Саха (Якутия). Уникальность предлагаемого проекта в том, что он требует совершенно новых подходов к организации педагогического процесса, в т.ч. проектированию и строительству детских садов.
Задачами Проекта являются:
1. Модернизация инфраструктуры дошкольного образования как приоритетного направления на основе создания современных центров дошкольного образования на территории Республики Саха (Якутия);
2. Обеспечение доступности дошкольного образования;
3. Повышение качества услуг за счет поддержки дошкольного образования и повышение потенциала кадровых ресурсов.
Проект состоит из трех компонентов.
Первый компонент включает в себя:
1. Расширение системы за счет строительства и реконструкции детских садов;
2. Внедрение современных, энерго-эффективных и оптимизированных по цене проектов детских садов и образовательных сред с инновационным дизайном помещений;
3. Повышение потенциала архитекторов, инженеров и педагогов через ознакомительные визиты и работу в международных командах.
Второй компонент:
1. Совершенствование системы оценки качества в дошкольном образовании;
2. Создание и внедрение системы мониторинга развития детей для профессионального использования педагогами;
3. Развитие профессионального потенциала педагогов и управленцев дошкольного образования в соответствии с инновационной образовательной средой (включая совершенствование программ подготовки новых педагогов и менеджеров);
4. Инновационные подходы к обеспечению услугами детей от 0 до 3 лет и их семей;
5. Совершенствование нормативной базы для повышения доступности качественного дошкольного образования: развитие инновационных подходов к организации и управлению системой дошкольного образования;
6. Информационная кампания для повышения информированности населения о важности раннего детского развития;
7. Ознакомительные визиты в регионы и страны для обмена опытом по направлениям проекта;
8. Поддержка вариативных форм предоставления услуг дошкольного образования (включая поддержку частных детских садов, услуг гувернеров, услуг в кочевых детских садах, а также участия местного сообщества в предоставлении услуг дошкольного образования).
Компонент третий предполагает управление, мониторинг и оценку проекта
Основные ожидаемые результаты Проекта:
- Процент охвата детей дошкольного возраста в ДОО - не менее 70%;
- Средний показатель БСЕКБ в ДОО - Адаптированной версии Шкалы рейтинговой оценки среды развития раннего возраста - увеличение на две позиции выше начального (до начала реализации Проекта) уровня;
- Средняя оценка качества педагогической практики воспитательного персонала -увеличение на 10 процентов по сравнению с исходным (до начала реализации Проекта) уровнем.
На республиканском уровне система оценки качества дошкольного образования находится на стадии становления. В рамках Проекта будет осуществляться совершенствование систем оценки качества и мониторинга развития ребёнка, а также увеличение потенциала учебно-методических практик, ориентированных на ребенка.
Качество дошкольного образования можно повысить посредством улучшения ситуации в следующих трех областях:
• система контроля качества;
• систематический мониторинг развития ребенка;
• повышение профессионального уровня работников системы дошкольного образования.
Проектом предусматривается совершенствование системы оценки качества дошкольного образования посредством внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), в значительно
большей степени ориентированного на ребенка и учитывающего принцип инклюзивного образования, а также создания новых инструментов контроля соответствия новым пересмотренным стандартам. Кроме того, Проект будет поддерживать пересмотр системы процедур оценки качества в системе дошкольного образования, с целью включения в них большего числа экспертных оценок, повышения регулярности оценки, проведения сравнительных анализов результатов оценок по разным детским садам и установлении связи между результатами таких оценок и получением поддержки со стороны Министерства образования Республики Саха (Якутия) для решения проблем и поощрения успешной работы.
Преобразования в системах оценке качества дошкольного образования и мониторинга развития ребёнка будут проводиться на основе мирового передового опыта в области разработки и создания соответствующих процедур, стандартов и инструментов, с адаптацией их к местным условиям и федеральным требованиям.
Для оценки качества дошкольного образования в Республике Саха (Якутия) будет применяться адаптированная версия Шкалы рейтинговой оценки среды развития детей раннего возраста - с изменениями (ECERS).
Методика Шкалы рейтинговой оценки среды развития детей раннего возраста - с изменениями (ECERS-R) будет той же, что и применяемая руководителями и воспитателями ДОО, как часть новой Системы обеспечения качества услуг детского дошкольного развития, обучение которой они пройдут ранее в соответствии с подкомпонентом 2.1 Проекта.
Методика имеет бальную систему оценки и позволит провести сравнение результатов от организации к организации.
Early Children Education Rating Scale (ECERS) - шкала оценки окружающей среды в учреждениях дошкольного образования, разработанная Университетом штата Северная Каролина (США) в 1980 году.
В 2014 году был осуществлен перевод ECERS на русский язык, и ее адаптацией занялась научная группа под руководством к.пс.н. Елены Георгиевны Юдиной. На базе лаборатории развития ребенка Московского городского педагогического университета совместно с Университетом Гётеборга (Швеция) был проведен семинар «Дошкольное образование: зона ближайшего развития», посвященный, в частности, оценке качества дошкольного образования, на котором шведские коллеги поделились опытом адаптации оценочной шкалы ECERS-R к национальным условиям. При этом, разумеется, специальное внимание было уделено возможностям применения этого инструмента в российских детских садах.
ECERS фиксирует три стороны образовательной среды: время (организация дня); люди (взаимодействие педагога с детьми и родителями); пространство. Всего шкала включает 43 параметра, по каждому из них можно получить от 1 до 7 баллов, причем тщательно прописаны индикаторы признаков, по которым наблюдатель может четко определить, какой именно балл им соответствует. Это делает шкалу высоконадежной, а качественную оценку детского сада - максимально объективной. Данный инструмент имеет огромный вес в мире, ее используют в более чем 20 странах, от Сингапура до Чили.
Кроме того, международный инструмент ECERS, применяемый для контроля за ходом реализации Проекта, позволят реализовать современные международные подходы к оценке среды, а также мониторингу результатов детского развития как в части раздела III ФГОС ДО, так и в части IV ФГОС ДО. Примененные в ходе реализации Проекта и адаптированные к российским условиям инструменты также пополнят пул инструментария для российских детских садов.
Исследования будут проводиться на примере организаций соответствующего размера, позволяющие получить статистически значимые результаты и дающие
возможность провести сравнение результатов с течением времени и по различным группам (слоям). В исследованиях примут участие три группы:
• 68 ДОО (то есть: персонал, дети и система), участвующие в компоненте 2;
• 20 ДОО, участвующие в компоненте 1 и 2;
• 80 ДОО, не принимающие участие в Проекте.
Таким образом, первая группа будет включать 68 существующих детских дошкольных организаций, которые получат обучение и поддержку по внедрению системы оценки качества и систему мониторинга развития ребенка, будут использовать улучшенные методики активного обучения.
Другая группа будет состоять из 20 ДОО, вновь построенных по инновационным проектам, которые также получат обучение и поддержку по внедрению системы оценки качества и систему мониторинга развития ребенка, будут использовать улучшенные методики активного обучения.
Третья, контрольная группа, будет состоять из 68 ДОО, неполучающих помощи от Проекта. Контрольная группа будет получать все услуги по подкомпоненту 2.1 в последний год реализации Проекта только после того, как будут проведены все необходимые исследования для сравнения результатов между группами.
Сроки проведения базового исследования ЕСЕЯЗ
№ Наименование Срок
1 Пробное (пилотное) исследование до 15 февраля 2015 года
2 Базовое исследование до 25 марта 2015 года
3 Результаты до 10 апреля 2015 года
В ходе реализации Проекта исследование по оценке качества дошкольного образования будет осуществляться три раза.
Первый этап исследования будет проводиться на первом году Проекта, чтобы определить исходные показатели и на последнем году реализации Проекта, чтобы получить данные для сравнения.
Промежуточные исследования будут проведены через год после того, как будет внедрена Система обеспечения качества услуг детского дошкольного развития (в течение третьего года Проекта).
Результаты промежуточного этапа будут использоваться Министерством образования Республики Саха (Якутия) в качестве элементов обратной связи для корректировки процесса обучения, предусмотренного компонентом 2.1 и относящегося к системе оценки качества услуг детского дошкольного развития, если такие корректировки потребуются. А также для того, чтобы внести корректировки, если потребуется, в дизайн самой системы оценки качества услуг детского дошкольного развития.
Финальные исследования, проводимые на третьем этапе, необходимы для того, чтобы дать оценку Проекту. Исследования будут проводиться на примере ДОО, подобранных таким образом, чтобы включать обучаемые и контрольные группы.
Также, Проект предусматривает разработку научно-методических материалов, а также инструментария для оценки качества дошкольного образования и мониторинга развития ребенка. В рамках проектов будут разработаны программы специальных курсов повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки для воспитателей и других работников детских садов по обновленным системам оценки качества дошкольного образования и мониторинга развития ребёнка и работе с этими
системами; будет проведено соответствующее обучение, включающее в себя специальные разделы по ориентированной на ребенка педагогике и принципам инклюзивного образования. Все это в комплексе будет способствовать повышению качества дошкольного образования в целом, а также позволит изучить и освоить ориентированные на ребенка методики обучения.
Проектом будет оказываться техническое содействие по включению в учебные планы педагогических вузов Республики Саха (Якутия) разработанных материалов по ОК ДО, МРР, педагогике, ориентированной на ребенка, инклюзивному образованию и работе в инновационной образовательной среде.
Таким образом, вышеназванные мероприятия позволят осуществить разработку и внедрение системы оценки качества и мониторинга развития ребенка, что соответствует разделу III ФГОС ДО в части требований к кадрам и психолого-педагогическим условиям. Эта работа позволит создать инструментарий для оценки качества условий на основе и в соответствии с ФГОС ДО. В результате, получивший практическое применение продукт станет доступен всем детским садам Российской Федерации.
Региональная система контроля и оценки управления образованием является составным элементом общероссийской системы оценки. Это накладывает на нее ответственность за соблюдение единого российского образовательного пространства
Литература
Образование для всех: императив качества: Всемирный доклад по мониторингу ОДВ, 2005. - Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2004;
Оценка развития территориальных образовательных систем северо-востока России / В. М. Саввинов // Наука и школа. - 2012. - № 6. - С. 16-17.
ЕСЕКБ-К: Шкала оценки среды в дошкольных учреждениях/ Тельма Хармс, директор, разработка учебных программ; Ричард М. Клиффорд, старший эксперт; Дебби Крайер, эксперт, директор, программа по уходу за детьми - Нью-Йорк: Изд-во «ТеасЬег'8Со11е§еРге88», 2005;
ЕСЕЯБ-Е: Приложение с дополнительными шкалами по четырем учебным программам к оценочной шкале среды в дошкольных учреждениях (ЕСЕЯ8-Я)/ Кэти Сильва, Ирам Сирадж-Блэчфорд, Бренда Таггарт - Нью-Йорк: Изд-во «ТичерзКолледжПресс», 2011.