Т. Г. Шмис
Оценка качества дошкольного образования с использованием шкалы ECERS в России
ft! Шмис Тигран Галллетович - кандидат педагогических наук, старший специалист в области образования, руководитель образовательных проектов Отдела социальных программ (Регион Европы и Центральной Bwfl Азии) Всемирного банка (г. Москва, Россия)
Автор статьи отмечает, что важнейшей международной инициативой в области оценки качества образования (включая дошкольное) является определение «целей устойчивого развития до 2030 года». В рамках реализации данной инициативы национальные эксперты, специалисты ЮНЕСКО и Института Брукингс работают над инициативой по измерению качества образования (learning metrics task force - LMTF ). Автор подчеркивает, что области развития качественного дошкольного образования, предложенные в рамках инициативы LMTF и области, обозначенные в ФГОС дошкольного образования, во многом совпадают. Статья посвящена оценке качества дошкольного образования с использованием шкалы ECERS в России. Отмечается, что в России уже два региона используют шкалы ECERS - Республика Саха (Якутия) и город Москва. По мнению автора статьи, опыт применения ECERS в России показал, что международные инструменты адекватны системе дошкольного образования России, понятны педагогам и экспертам, а также наличие потенциала для развития российской системы в части взаимодействия воспитателей и детей. Инструментарий вызывает интерес как у исследователей, так и у специалистов региональных систем образования, руководителей педагогических вузов, поскольку позволяет получить развернутую картину качества в отдельных организациях и в целом в системе дошкольного образования.
Ключевые слова: шкалы ECERS, области развития ФГОС, инициатива по измерению качества образования, области развития LMTF.
Assessment of Pre-School Education Quality in Russia Using ECERS Scales Shmis Tigran, PhD in Pedagogy, Senior Education Specialist, Human Development Unit Europe and Central Asia Region, The World Bank (Moscow, Russia) The author notes that the most important international initiative in education quality assessing including pre-schools is to determine "sustainable development goals until 2030". As part of this initiative, national experts, UNESCO and Brookings Institute experts have been engaged in elaborating an initiative to measure the quality of education - Learning Metrics Task Force (LMTF). The author emphasizes the similarities between the areas of quality preschool education development in the LMTF initiative and those contained in the pre-school education FSES. The article deals with the evaluation of Russia's pre-school education quality using the ECERS scales. It is noted that the ECERS Scales are already being used by two regions in Russia - the Republic of Sakha (Yakutia) and Moscow. According to the author, the experience of using the ECERS in Russia has shown these international tools to be highly relevant to Russian pre-school education, comprehensible to teachers and experts, and to offer a great potential for developing the Russian system in terms of interaction between kindergarten teachers and preschoolers. The toolkit is of interest to researchers and specialists in regional education systems, heads of pedagogical universities alike because it enables them to get a comprehensive picture of quality both in individual establishments and in the preschool education system as a whole.. Keywords: ECERS Scales, Federal State Educational Standard development areas, LMTF development areas, education quality rating initiative.
МОНИТОРИНГ
©
Оценка качества в дошкольном образовании очень часто становилась острой темой дискуссии профессионалов. Эта дискуссия наблюдалась как в России при разработке и утверждении государственного стандарта, так и в мире при определении глобальных ориентиров развития систем дошкольного образования.
Важнейшей международной инициативой в области оценки качества образования (включая дошкольное) является определение «целей устойчивого развития до 2030 года». Инициатива продолжает цели развития тысячелетия (millennium development goals), итог которых как раз подводится в этом, 2015 году. Важно, что в части образования, в новых целях появилось качество образования и доступ к дошкольному образованию самых нуждающихся. Цель 4 в этом документе звучит как «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». А в подпункте 4.2 предлагается поставить следующую цель: «к 2030 году обеспечить, чтобы все девочки и мальчики имели доступ к качественной системе развития детей в раннем возрасте, ухода и дошкольного образования, с тем чтобы они были готовы к получению начального образования»1.
В рамках реализации данной инициативы национальные эксперты, специалисты ЮНЕСКО и Института Брукингс работают над инициативой по измерению качества образования (learning metrics task force - LMTF).
Довольно интересно, что области развития качественного дошкольного образования, предложенные в рамках инициативы LMTF и области, обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), во многом совпадают. Это говорит о том, что понимание качества дошкольного образования в России и в международном пространстве совпадает (см. Таблица 1).
С учетом глобальных трендов, а также национального законодательства можно определить требования к инструментам оценки качества дошкольного образования в России. Инструментарий должен оценивать психолого-педагогические условия
1 https://sustainabledevelopment.un.org/sdgsproposal/ russian
реализации программы дошкольного образования и качество взаимодействия воспитателя и ребенка. На международном уровне наиболее адекватным инструментом, который бы удовлетворял таким требованиям, а также давал возможности делать сопоставления, является инструмент ECERS (Early Childhood Environment Rating Scales -«Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях»). ECERS является международным валидизированным инструментом, который применяется в Швеции, Дании, Германии, США, Великобритании и других странах. В России уже два региона используют инструмент для проведения исследований качества дошкольного образования - это Республика Саха (Якутия) и город Москва. В Якутии данный инструмент был выбран в качестве основного индикатора результативности международного проекта «Инновационное развитие дошкольного образования в Республике Саха (Якутия)», финансируемого Всемирным банком. В городе Москва проводилось пилотирование и уточнение (адаптация) инструмента с учетом российского контекста.
Таблица 1. Области развития в дошкольном образовании: ФГОС России и на глобальном уровне.
Области развития ФГОС Российской Федерации Области развития 1_МТР (порядок приведен в соответствие с ФГОС ДО)
Социально-коммуникативное развитие Социально-эмоциональное развитие
Познавательное развитие Познавательное развитие и подходы к учению
Речевое развитие Грамотность и коммуникация
Художественно-эстетическое развитие Операции с числами и математика
Физическое развитие Физическое благополучие
Источник: ФГОС ДО Российской Федерации, LMTF - http://www.brookings. edu/about/centers/universal-education/learning-metrics-task-force-2/global-indicators
На сегодняшний день данный инструмент переведен, апробирован и находится в стадии публикации в России. Пилотирование инструмента проводилось в детских садах города Москвы летом 2014 года.
В результате пилота в Москве и проведения базового исследования в Республике
Саха (Якутия) удалось получить следующие результаты:
1. В двух регионах были обучены группы экспертов-наблюдателей, которые готовы проводить исследования по стандарту ECERS.
2. В городе Москва были получены результаты пилотной апробации, на основе которых удалось уточнить инструмент и дать развернутые объяснения разделов шкал с учетом контекста российской системы дошкольного образования.
3. Создана система интерактивного сбора экспертных наблюдений и их обработки.
В целом в результате пилотирования в Москве и проведения базового исследования в Якутии удалось определить, что инструмент дает синтезированную оценку как развивающей среды, так и корректного ее использования для взаимодействия с детьми и их обучения. Иными словами, высокая оценка в шкале от 1 до 7 означает, что необходимая среда в детском саду присутствует и корректно используется. При этом если даже самая современная и качественная среда не используется воспитателями и персоналом для развития детей, высокая оценка невозможна.
Анализ данных показал, что наличие СанПиН в России позволяет показывать универсальные и высокие результаты по показателям среды и безопасности. Однако в части взаимодействия, уважения к разнообразию, а также в части открытой среды и инклюзии существует потенциал для развития.
Более развернутые данные по результатам пилотирования в городе Москве и Республике Саха (Якутия) находятся в процессе доработки и частично представлены на мероприятиях Московского городского педагоги ческогоуниверситета(МГПУ). М ГПУзаплан и-ровал продолжать данную работу и совместно с международными экспертами расширять масштаб применения данного инструмента в городе Москве, а также использовать эти данные в формальной системе оценки качества работы дошкольных образовательных организаций.
Таким образом, опыт применения ECERS в России показал, что международные инструменты адекватны системе дошкольного образования России, понятны педагогам и экспертам, а также наличие потенциала для развития российской системы в части взаимодействия воспитателей и детей. Инструментарий вызывает интерес как у исследователей, так и у специалистов региональных систем образования, руково-
дителей педагогических вузов, поскольку позволяет получить развернутую картину качества в отдельных организациях и в целом в системе дошкольного образования. Благодаря поддержке инициативных руководителей стали возможны исследования в Москве и Якутии. Дальнейшая работа позволит определить конкретные области для развития и, возможно, скорректировать образовательные программы детских садов, а также программы подготовки и повышения квалификации персонала ДОО. ■
Источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). http://www.firo. ru/?page_id=11678
2. Издательство Teachers College Press. http://www.teacherscollegepress.com/ assessment_materials.html
3. Издательство Национальное образование. http://n-obr.ru/catalog/preschool/NKDL_ preschool/5260/
4. Глобальные индикаторы качества образования http://www.brookings.edu/about/ centers/universal-education/learning-metrics-task-force-2/global-indicators
5. Цели устойчивого развития https:// sustainabledevelopment.un.org/sdgsproposal/ russian
6. Беннетт Д., Шмис Т.Г., Умаров А. (2011) Инициативы по оценке качества раннего воспитания и образования в шести российских регионах. Сравнительный анализ с учетом результатов международных научных исследований и лучших образцов мирового опыта. -Москва, ЮНЕСКО / Всемирный банк.
Статья поступила в редакцию 01.08.201 5 г.
Смотрите канал журнала «СДО» на YouTube: http://www.youtube. com/user/JournalPreschool