Е. Г. Юдина
Шкалы ECERS как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования
Юдина Елена Георгиевна - кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием Московской высшей школы социальных и экономических наук (г. Москва, Россия)
В России проблема качества дошкольного образования имеет длинную историю, поскольку в России традиционно и давно существует система дошкольного образования. Автор статьи, опираясь на международную практику, показывает, что оценка качества программ дошкольного образования может быть направлена на разные объекты и исходить из разных представлений о качестве. В статье рассказывается о методике ECERS - «Шкале для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях», в частности, о последней версии, которая переведена на русский язык и предварительно адаптирована и апробирована в российских регионах, - шкале ECERS-R. Автор отмечает, что шкалы ECERS - весьма интересный инструмент исследования качества дошкольных программ, особенно в связи с международными сравнительными исследованиями, поскольку являются бесспорным лидером по количеству стран, в которых они применяются. Помимо высокой надежности и валидности, шкалы отличаются высоким уровнем качества разработки инструмента с точки зрения опоры на гуманистическую педагогику развития детей младшего возраста. Для российского контекста этот опыт представляется весьма полезным, поскольку ФГОС дошкольного образования ввел пять образовательных областей, которые практически полностью совпадают со списком субшкал и показателей в этих инструментах.
Ключевые слова: вариативность, оценка образовательной (развивающей) среды, образовательные результаты детей, предметно-пространственная среда, педагогические технологии обучения.
ECERS Scales as a Method of Assessing Quality and Development of the Russian Preschool Educational System
Yudina Elena, Ph.D., Professor, Head of Preschool Education Management Department, Moscow School of Social and Economic Sciences (Moscow, Russia)
The issue of pre-school education quality has a long history in Russia as its system of preschool education has traditionally been in existence for a long time. On the strength of international practice the author shows that quality assessment of preschool education programs is applicable to different objects and based on different perceptions of quality. The article describes the ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale), an integrated assessment of education quality in preschool educational establishments, in particular, its latest version - the ECERS-R Scale, which has been translated, adapted and tested in different regions of Russia. The author notes that the ECERS scales present a very interesting tool for studying the quality of preschool programs, especially in view of global comparative research since they are indisputable leaders in the amount of countries in which they are used. In addition to high reliability and validity, the Scales have a high level of quality development tools in terms of their reliance on the humanistic pedagogy of early childhood development. This experience proves to be highly beneficial in the Russian context because the Federal State Educational Standard for pre-school education introduced five educational areas which are almost identical to those on the list of subscales and indicators contained in these tools.. Keywords: variability, assessment of educational (developing) environment, children's educational outcomes, objective-spatial environment, educational technologies of training.
В последние несколько лет тема оценки качества уверенно лидирует в пространстве обсуждения вопросов дошкольного образования. Это в равной мере касается как международной дискуссии, так и ситуации в России. Одним из
толчков к международной дискуссии послужило знаменитое исследование эффективности влияния программы дошкольного образования "High/Scope" на жизненные результаты ее воспитанников [Heckman J., Cunha F., Lochner L.,
Masterov D., 2006], которое фактически засвидетельствовало критическую важность образования маленьких детей с точки зрения дальнейшей перспективы всей их жизни. Даже через 40 лет влияние дошкольных программ, через которые прошел ребенок, обнаруживается в его профессиональном развитии, карьере, семейной ситуации и в других значимых сферах его личной и профессиональной жизни.
Исследование влияния дошкольной программы на дальнейшую жизнь человека из крайне неблагополучной социальной среды получило наиболее громкое звучание именно в связи с переводом этих результатов на язык «нормы прибыли». Общество услышало, что образование выгодно. Известное высказывание «сэкономив на школах, разоримся на тюрьмах» получило доказательство «от противного». При этом, чем раньше произведены инвестиции, тем на большую норму прибыли, выраженной в дальнейшем развитии человеческого капитала, можно рассчитывать. Исследование показало, что с такими вложениями в человеческий капитал легко опоздать: последний шанс вернуть вложенные средства и получить пусть небольшую прибыль появляется от инвестиций в образование детей первого класса начальной школы. Если начать позднее, инвестиции становятся все менее рентабельными. Поскольку в исследовании принимали участие дети из крайне неблагополучных социальных групп, его результаты оказались настолько убедительными и впечатляющими, что послужили для политиков множества стран основанием для принятия в этих странах поворотных решений о преобразовании разрозненных и по-разному организованных дошкольных сервисов в систему дошкольного образования. В мире возник «дошкольный бум».
Однако одновременно встал вопрос: насколько эти результаты зависят от того, что именно делали с детьми? Достаточно ли просто заниматься с детьми в определенном возрасте, чтобы добиться улучшения их показателей в течение всей жизни, или существуют особые программы, которые только и способны привести к таким важным результатам? Или не исключено, что возможно обнаружить (или сформулировать) некий комплекс характеристик дошкольной программы, которые и могли бы привести к достижению желаемых результатов? Таким образом, собственно, и возникла проблема качества дошкольных программ.
В России проблема качества дошкольного образования имеет более длинную историю, поскольку в России традиционно и давно су-
ществует система дошкольного образования. До 1990-х годов дошкольное образование в СССР строилось на основе единственной Типовой программы дошкольного воспитания, которая фактически являлась единственным и окончательным критерием качественного дошкольного образования. После введения в действие в 2013 г. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), открыто заявившего приоритет вариативности в содержании, методах и нормах дошкольного образования, проблема качества образовательной программы встала в полный рост.
Важно понимать, что вариативность (т.е. необходимость существования разных программ дошкольного образования, ставящих разные цели и предлагающих разные пути к их достижению) действительно составляет совершенно необходимое условие построения развивающего дошкольного образования в нашей стране. Вариативность является естественным ответом системы образования на факт разнообразия дошкольного детства. Дошкольники уже в силу возраста имеют большой разброс в индивидуальных особенностях, интересах и склонностях, однако современные дети, появившиеся в российских детских садах, различаются все больше. Процессы глобализации, связанные с миграцией, приводят к появлению в одной группе детского сада детей из разных культур, носителей разных языков, ориентирующихся на разные ценности и привычных к разным нормам общения, традициям и т.п. В такой ситуации все участники образовательного процесса - педагоги, родители и дети - должны иметь возможность выбирать между разными программами и формами организации дошкольного образования, которые подходят именно этому ребенку. Вариативность и является основой для такого выбора.
Однако именно в условиях вариативности особенно остро встает проблема качества дошкольного образования. Сейчас уже совершенно очевидно, что качество интервенции в дошкольное детство (т.е. качества дошкольной программы) имеет серьезное значение. Существует довольно много исследований, которые показывают, что некоторые стратегии и программы, декларирующие развитие и продвижение детей, их успешность, в том числе, в жизненной перспективе, могут в лучшем случае не оказать никакого влияния, в худшем же - принести определенный вред.
В частности, среди экспертов в области образования маленьких детей в последние не-
сколько лет неоднократно звучали голоса, возражающие против программ слишком раннего, не соответствующего возрасту детей, насильственного обучения, которые заполнили образовательные рынки многих стран [см. напр., Рубцов В.В., Юдина Е.Г., 2010; Н^^ек К. & MichnikG.R, 2004]. Эти программы реализуются как под видом подготовки детей к школе, так и внутри рекламных ходов по так называемому «раннему развитию» детей, сориентированных на родителей, искренне заботящихся о современном образовании для своего ребенка, но при этом недостаточно информированных об их действительных последствиях и сопряженных с ними рисках. При этом предполагается, что одним из средств информирования заинтересованных пользователей относительно возможных влияний программ могла бы стать независимая оценка их качества.
Международная практика показывает, что оценка качества программ дошкольного образования может быть направлена на разные объекты и исходить из разных представлений о качестве. При этом оценка может быть направлена на:
1. Условия осуществления образовательного процесса (образовательная среда, образовательная деятельность, образовательные условия, взаимодействие и т.п.). Этот тип оценки качества коротко определяется как «оценка образовательной (развивающей) среды».
2. Динамику индивидуального развития воспитанника (образовательные результаты детей, индивидуальное развитие ребенка, разные виды детской активности и т.п.). Это тип оценки качества оценивает «образовательные результаты детей».
Множество исследований и практика многих стран показали, что развивающее дошкольное образование обычно связано с оценкой образовательной среды. Одной из наиболее востребованных, популярных и распространенных методик оценки качества образовательной среды являются шкалы ECERS.
Использование шкалы ECERS-R в России
Итак, среди инструментов и процедур оценки условий образования детей младшего возраста в огромном большинстве стран признанным лидером является методика ECERS -«Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях». Последнюю, наиболее совре-
менную версию, которая была переведена на русский язык, предварительно адаптирована и апробирована в российских регионах1, представляет шкала ECERS-R. Шкала ECERS-R - дополненное и исправленное издание, авторами которого являются Тельма Хармс, директор по разработке обучающих программ, Ричард М. Клиффорд, старший эксперт, Дебби Крайер, эксперт, директор программы по уходу за детьми Института развития ребенка им. Франка Портера Грэхема Университета Северной Каролины в Чэпел-Хилл.
Шкала ECERS-R относится к методам оценки образовательной среды детского сада или любого другого дошкольного центра и, следовательно, видит основную задачу дошкольного образования в создании соответствующей образовательной среды развития детей дошкольного возраста. Это чрезвычайно важное обстоятельство делает инструмент ECERS вполне пригодным для применения в условиях дошкольного образования России, поскольку такой подход полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, ставящего условия развития ребенка в центр образовательного процесса в детском саду. Такая развивающая модель дошкольного образования сориентирована на самореализацию ребенка и опирается на возрастные и индивидуальные возможности и интересы детей [Беннет Дж, 2010; Юдина Е.Г., 2015].
Валидность, надежность, достоверность. Шкалы представляют собой валиди-зированный инструмент с высокой степенью достоверности и надежности. Учитывая, что в основе этих шкал лежит наблюдение, надежность представляет собой очень важную характеристику шкалы. Обычным недостатком метода наблюдения является недостаточная надежность и, следовательно, достоверность метода, что обычно является препятствием в распространении методики и ее передаче другим группам экспертов. Шкалы ECERS имеют очень высокую степень распространения; невозможно перечислить все страны, в которых она легально используется. Достоверно известно, что кроме США и Канады почти во всех
1 Перевод сделан по инициативе Московского офиса Всемирного банка реконструкции и развития под руководством Т. Г. Шмиса, редактирование текста шкалы и ее предварительная адаптация к условиям российской системы дошкольного образования проведены под руководством Е. Г. Юдиной, апробация шкалы в детских садах г. Москвы проведена под руководством И. Б. Шияна и О. А. Шиян.
странах Европы и Азии в той или иной степени используется эта шкала; в Германии, Англии, Швеции, Дании шкала ECERS-R прошла стандартизацию, сохранив высокую надежность. Именно высокая надежность явилась основной причиной такой широкой распространенности этой методики оценки образовательной среды и взаимодействия в группе детского сада.
Процедура проведения оценки. В основе процедуры оценки лежит структурированное наблюдение, опирающееся на листы оценивания, которые содержат индикаторы по каждому компоненту. ECERS является экспертной методикой, хотя в последнее время авторы стали предлагать ее для использования в процессе самоанализа организации, что предполагает более широкий круг наблюдателей. Это расширение вызвало повышение формализации критериев, на которых строится шкала, а также пояснений, целью чего является, насколько возможно, объективация шкалы, уменьшение риска субъективной оценки со стороны наблюдателя.
Несмотря на то, что формально при применении этой шкалы никогда не требовалось специальное обучение (лишь рекомендовалось), для получения наиболее достоверных результатов важно, чтобы такое обучение было обеспечено - фактически, в качестве предварительного условия применения шкалы. Поскольку шкала носит экспертный характер, в случае ее возможного применения для оценки качества очень важно обеспечить действительные экспертные возможности оценки у наблюдателей.
Исходно шкалы ECERS были направлены на оценку образовательной среды в узком смысле этого слова - оценивалась предметно-пространственная среда группы детского сада. Этого было достаточно до тех пор, пока дошкольное образование не получило ту популярность в мире, которую принесло в него образовательное содержание. Шкала ECERS-R впервые включила некоторые субшкалы, оценивающие взаимодействие в группе детского сада. Ниже приведен полный список субшкал и показателей ECERS-R.
I. Пространство и обстановка
1. Внутренние помещения.
2. Мебель для регулярного ухода за детьми, игры и обучения.
3. Мебель для отдыха и комфорта.
4. Обстановка для игр в комнате.
5. Места для уединения.
6. Выставки для детей.
7. Пространство для подвижных игр.
8. Оборудование для подвижных игр.
II. Установленные режимы личной гигиены
9. Встреча / проводы.
10. Еда / закуски.
11. Отдых / сон.
12. Туалет / пеленки.
13. Режимы охраны здоровья.
14. Обеспечение безопасности.
III. Рассуждения с использованием языка
15. Книги и картинки.
16. Поощрение детей к общению.
17. Использование языка для развития навыков рассуждения.
18. Неформальное использование языка.
IV. Занятия
19. Мелкая моторика.
20. Искусство.
21. Музыка / танцы.
22. Кубики.
23. Песок / вода.
24. Ролевые игры.
25. Природа / наука.
26. Счет / числа.
27. Использование телевизора, видео и/или компьютера.
28. Поощрение принятия многообразия.
V. Взаимодействие
29. Присмотр за детьми во время подвижных игр.
30. Общий присмотр за детьми (за исключением времени для подвижных игр).
31. Дисциплина.
32. Взаимодействие персонала и детей.
33. Взаимодействие среди детей.
VI. Структура программы
34. Распорядок дня.
35. Время для свободной игры.
36. Время для работы в группе.
37. Условия для детей с ограниченными возможностями.
VII. Родители и персонал
38. Условия для родителей.
39. Условия для удовлетворения личных потребностей персонала.
40. Условия для удовлетворения профессиональных потребностей персонала.
41. Взаимодействие и сотрудничество персонала.
42. Контроль деятельности персонала и оценка его работы.
43. Возможности для профессионального роста.
Индикаторы в этих субшкалах оценивают качество предлагаемой обучающей программы, включая оценку педагогических технологий. Таким образом, очевидно, что дополнений,
внесенных в основную шкалу ECERS-R, довольно быстро стало недостаточно для оценки образовательного процесса в современном детском саду. Это свидетельствует об увеличении образовательного содержания для маленьких детей, что довольно необычно для большинства стран, в то время как российское дошкольное образование, напротив, традиционно предполагало достаточно серьезное образовательное содержание для дошкольников. При этом анализ содержания шкалы ECERS-E приводит к заключению, что, как правило, авторы шкалы ориентируются на возраст маленьких детей и ставят препятствия для возрасто-несообразных педагогических технологий обучения.
В этом смысле шкала ECERS-R может быть чрезвычайно полезна для России, где, с нашей точки зрения, было бы важно сохранить серьезное дошкольное образовательное содержание. С другой стороны, взаимодействие педагогов с детьми во многих российских детских садах оставляет желать лучшего и может рассматриваться как область развития и внесения желаемых изменений. Применение инструмента ECERS может оказаться чрезвычайно полезным для решения этой задачи, поскольку он содержит внятные ориентиры для построения развивающего детско-взрослого взаимодействия, обозначенного во ФГОС ДО в качестве приоритетного, критически важного условия развития детей.
Построение шкал ECERS. Шкала включает субшкалы, показатели и индикаторы. По каждому индикатору выставляется оценка «да», «нет», «неприменимо», если это указано в индикаторе. Показатель оценивается от 1 (недостаточно) до 7 (отлично). Оценка происходит на основании наблюдения и пояснений, которыми снабжена большая часть индикаторов в показателе. На основании оценки по индикаторам, показателям и субшкалам можно строить профили. Профиль на странице дает возможность построить графическое представление оценок для всех показателей и субшкал.
Достоинства, недостатки и риски использования шкал ECERS
Анализируя возможные условия применения шкал ECERS в РФ, прежде всего, необходимо отметить, что помимо высокой надежности и валидности, шкалы отличаются весьма высоким уровнем качества разработки инструмен-
та с точки зрения опоры на гуманистическую педагогику развития детей младшего возраста. Во всех субшкалах, компонентах и индикаторах заложены закономерности развития детей в дошкольном возрасте, одновременно с учетом необходимости образования в этом возрасте. Для российского контекста этот опыт представляется весьма полезным, поскольку ФГОС дошкольного образования ввел пять образовательных областей, которые практически полностью совпадают со списком субшкал и показателей в этих инструментах. Опора на оценку условий в группе ДОО, как образовательной среды, так и взаимодействия взрослых с детьми, полностью соответствует тому факту, что в центре ФГОС ДО находятся требования к условиям реализации основной образовательной программы в детском саду. Важно также заметить, что именно психолого-педагогические условия, представленные во ФГОС ДО как самые важные для реализации программы, также находятся в центре шкал ECERS.
В то же время нельзя не отметить некоторые особенности шкалы, которые необходимо учитывать при использовании ее в качестве инструмента оценки качества образования в детских садах и центрах. Это довольно большие временные затраты на экспертизу, иногда излишняя громоздкость и детализация пояснений, что на практике приводит к заданию слишком жестких ориентиров, ограничивающих реальную практику образовательной деятельности ДОО и затрудняющих экспертизу в группе.
Таким образом, шкалы ECERS остаются весьма интересным инструментом исследования качества дошкольных программ, особенно в связи с международными сравнительными исследованиями, поскольку являются бесспорным лидером по количеству стран, в которых они применяются. Кроме того, соответствие этой шкалы стандарту дошкольного образования с точки зрения принципов и общих подходов дополняется тем фактом, что авторы ECERS исходят из весьма прогрессивных и постоянно развивающихся представлений о практике дошкольного образования. Важно учитывать развитую традицию отечественного дошкольного образования с точки зрения серьезного образования маленьких детей. Эту традицию, существенно изменив тип взаимодействия взрослого с детьми на основе введения возрастосообразного принципа дошкольного образования, важно сохранять и продвигать. ■
Статья поступила в редакцию 01.08.201 5 г.