Научная статья на тему 'ВНЕАУДИТОРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

ВНЕАУДИТОРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / АДАПТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / МЕРОПРИЯТИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ОПТИМИЗИРОВАТЬ / ДОСТИЖЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касарова Валерия Георгиевна, Ежовкина Ольга Александровна

Статья подробно анализирует внеаудиторную работу, проводимую с иностранными учащимися на подготовительных факультетах российских вузов. Подчеркивается необходимость данной работы для эффективного процесса адаптации иностранного контингента. В статье подробно разбираются варианты и способы проведения внеаудиторных мероприятий, анализируются трудности, которые могут возникать у иностранных учащихся, рассматриваются пути их преодоления. Авторы подчеркивают, что иностранные учащиеся являются особым контингентом на довузовской этапе, поэтому преподавателям следует помнить о необходимости индивидуального подхода во внеаудиторной работе. Адаптация к новым реалиям может быть непростым и зачастую длительным процессом, вследствие чего преподаватели всегда должны быть в поиске новых методов и способов, расширяющих возможности внеаудиторной деятельности. Кроме того, следует понимать национальный аспект для предотвращения неприятных ситуаций. Каждый компонент внеаудиторной работы призван оптимизировать взаимодействие преподавателей и иностранного контингента. Для каждой группы студентов можно найти оптимальный формат работы. Вовлеченность преподавателя и учащихся является необходимым фактором в достижении поставленных задач на практике, не завышая своих ожиданий и не занижая результаты проделанной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A TOOL FOR ADAPTATION FOREIGN STUDENTS AT THE STAGE OF PRE-UNIVERSITY TRAINING

The article analyzes in detail the extracurricular work carried out with foreign students at the preparatory faculties of Russian universities. The necessity of this work for the effective process of adaptation of the foreign contingent is emphasized. The article analyzes in detail the options and methods for conducting extracurricular activities, analyzes the difficulties that foreign students may have, and considers ways to overcome them. The authors emphasize that foreign students are a special contingent at the pre-university stage, so teachers should remember the need for an individual approach in extracurricular work. Adapting to new realities can be a difficult and often lengthy process, as a result of which teachers should always be on the lookout for new methods and ways that expand the possibilities of extracurricular activities. In addition, one should understand the national aspect to prevent unpleasant situations. Each component of extracurricular work is designed to optimize the interaction between teachers and the foreign contingent. For each group of students, you can find the optimal format of work. The involvement of the teacher and students is a necessary factor in achieving the goals in practice, without overestimating one’s expectations and not underestimating the results of the work done.

Текст научной работы на тему «ВНЕАУДИТОРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

Внеаудиторные мероприятия как инструмент адаптации иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки

Касарова Валерия Георгиевна,

кандидат исторических наук, доцент, кафедра русского языка для иностранных граждан, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) E-mail: kas.ler@mail.ru

Ежовкина Ольга Александровна,

старший преподаватель, кафедра русского языка для иностранных граждан, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) E-mail: ejovkinaoa@gmail.ru

Статья подробно анализирует внеаудиторную работу, проводимую с иностранными учащимися на подготовительных факультетах российских вузов. Подчеркивается необходимость данной работы для эффективного процесса адаптации иностранного контингента. В статье подробно разбираются варианты и способы проведения внеаудиторных мероприятий, анализируются трудности, которые могут возникать у иностранных учащихся, рассматриваются пути их преодоления. Авторы подчеркивают, что иностранные учащиеся являются особым контингентом на довузовской этапе, поэтому преподавателям следует помнить о необходимости индивидуального подхода во внеаудиторной работе. Адаптация к новым реалиям может быть непростым и зачастую длительным процессом, вследствие чего преподаватели всегда должны быть в поиске новых методов и способов, расширяющих возможности внеаудиторной деятельности. Кроме того, следует понимать национальный аспект для предотвращения неприятных ситуаций. Каждый компонент внеаудиторной работы призван оптимизировать взаимодействие преподавателей и иностранного контингента. Для каждой группы студентов можно найти оптимальный формат работы. Вовлеченность преподавателя и учащихся является необходимым фактором в достижении поставленных задач на практике, не завышая своих ожиданий и не занижая результаты проделанной работы.

Ключевые слова: внеаудиторная работа, адаптация, иностранные учащиеся, мероприятия, взаимодействие, деятельность, индивидуальный подход, оптимизировать, взаимодействие, достижение, национальный аспект.

о с

CJ

Иностранные учащиеся сталкиваются с определенными трудностями, начиная свое обучение в российских вузах. Одной из задач, стоящих перед преподавателями довузовского этапа подготовки, является помощь в адаптации иностранным обучающимся. Только поняв и проанализировав все аспекты, необходимые для преодоления возникающих у иностранного контингента проблем, преподаватель может разработать комплекс внеаудиторных мероприятий, предложить различные формы, способы и методы работы, способствующие помочь учащимся пройти эффективную адаптацию к новой образовательной среде.

«Иностранные студенты, обучающиеся на подготовительном факультете, являются представителями разных стран, культур, конфессий, традиций и обычаев.» [1, 97]

Несмотря на достаточно большой интерес к изучению и исследованию адаптации иностранного контингента, практическая методика и опыт педагогической работы по поддержке учащихся описаны не очень подробно. Разработанные и апробированные на практике внеаудиторные мероприятия подготовительного факультета для иностранных граждан МАДИ являются важной частью в адаптации иностранных обучающихся к российской образовательной среде.

«На процесс адаптации иностранных студентов влияет множественность средовых пространств вуза, в которых пребывает студент: учебное, информационное, коммуникативное, досуговое и профессиональное.» [2]

Самые большие сложности у иностранных студентов возникают в первые месяцы их пребывания в новой стране. В их числе можно выделить языковой барьер, климатические условия, различия в бытовых условиях, коммуникация с другими людьми и т.д.

Одними из первых и главных проблем, с которыми сталкиваются иностранные учащиеся, относятся к ориентации в большом городе. На начальном этапе особенную сложностью представляет коммуникация в университете и в городе. На помощь приходят сотрудники деканата, факультета, преподаватели, студенты старших курсов, кураторы и лидеры землячеств, одногруппники. Таким образом, все проблемы решаемы «при условии, если учащийся понимает роль обучения в его жизни и обладает сильной мотивацией.» [3, 26]

Прежде всего следует остановиться на творческих конкурсах и фестивалях. Одним из основных принципов является добровольное участие в подобных мероприятиях. Задача преподавателя -

заинтересовать учащихся и вовлечь их в творческий, креативный процесс. Для этого необходима безусловная поддержка со стороны преподавателя, помощь в создании особенной творческой и вдохновляющей атмосферы, которая должна сочетать традиции и инновации. Например, национальный фестиваль «Моя страна» вдохновляет учащихся на создание презентаций, видеороликов, написание рассказов о своей стране. Фестиваль мотивирует студентов говорить и рассказывать о том, что им интересно. У фестиваля также имеется коммуникативная направленность, поскольку подразумевается командная работа, что очень важно на этапе довузовской подготовки.

Следующим важным мероприятием являются концерты, которым предшествуют занятия музыкальной фонетикой. На этих занятиях иностранные учащиеся знакомятся с русским народным, популярным и авторским творчеством, изучая песни на русском языке. Самое главное, что необходимо объяснить учащимся, что данные уроки способствуют не только развитию речевых и языковых компетенций, но и коммуникативной составляющей. Кроме того, благодаря занятиям происходит интеграция иностранных студентов в российскую культурную среду. Подготовка к концертам занимает достаточное количество времени, но результат оправдывает себя. В процессе подготовки учащиеся повышают уровень владения языком: расширяют активный лексический запас, учатся общению друг с другом, готовятся выступать публично. Преподаватели-организаторы концертов всегда подчеркивают, что русский язык объединяет.

Подготовка докладов на русском языке дает огромный импульс к развитию необходимых навыков самостоятельной работы по поиску необходимой в интернете, в учебниках и учебных пособиях, в книгах по определенной проблематике. В процессе подготовки докладов для конференции у иностранных учащихся происходит интеграция в учебную, научно-исследовательскую среду. Таким образом, происходит знакомство студентов с историей и культурой России.

Активное вовлечение иностранных учащихся в образовательный процесс может происходить при помощи экскурсий, проводимых преподавателями и сотрудниками. Вопросы, связанные с экскурсионными маршрутами, необходимо досконально продумывать, «... очень важно объективно учитывать индивидуальные и профессионально-направленные интересы студентов, так как от этого учёта зависит степень их мотивации к проведению данного мероприятия, а, следовательно, и к языковому обучению в определённом культурном контенте.» [4, 172]

Наибольшее внимание во время автобусных или пешеходных экскурсий следует заострять «на интеграции культурно-мировоззренческих ценностей, когда в процессе общения выстраиваются отношения представителей разных культур. Поскольку в одной группе могут находиться представители разных стран (культур), то ... учащимся

предлагается рассказать о истории своего города или о достопримечательностях своей страны..., что формирует высокий уровень социокультурной компетенции.» [5, 72]

Таким образом, для адаптации иностранных учащихся необходимо сочетание коллективной и индивидуальной работы. Функция внеаудиторной работы не только развлекательная, но и образовательная, социокультурная. Вопрос о разработке новых способов адаптации остается открытым и актуальным. Необходима более широко использовать для интеграции иностранных учащихся в образовательную среду возможности и ресурсы большого города.

Литература

1. Широкова О.А. Сочетание аудиторной и внеаудиторной работы с иностранными учащимися как средство их социокультурной адаптации // Международное образование и сотрудничество. - М.: МАДИ, 2014. - С. 97-102.

2. Урванцева Н.Г. Образовательная среда вуза в социокультурной адаптации иностранных учащихся // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2019. - Т. 4. - № 3 - С. 59-63.

3. Касарова, В.Г. К проблеме обучения иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки в дистанционном формате / В.Г. Касарова // Современное педагогическое образование. -№ 4. - 2021. - С. 24-26.

4. Шишкина И.В. Организация и проведение лингвокультурологических экскурсий как одно из наиболее действенных средств повышения эффективности социокультурной адаптации иностранных студентов подготовительного факультета к условиям жизни и обучения в российских вузах // Международное образование и сотрудничество. Сборник научных трудов. - Вып. № 12. М.: ТехПолиграфЦентр, 2018. С. 171-177.

5. Касарова В.Г., Кременецкая Л.С. Использование практикума «Гуляем по Москве» на занятиях по русскому языку как иностранному для совершенствования навыков речевой деятельности // Международное образование и сотрудничество. Сборник научных трудов по материалам VI международной научно-практической конференции. М.: ТехПолиграфЦентр, 2019. -С. 71-75.

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A TOOL FOR ADAPTATION FOREIGN STUDENTS AT THE STAGE OF PRE-UNIVERSITY TRAINING

Kasarova V.G., Ejovkina O.A.

Moscow automobile and road construction state technical university (MADI)

The article analyzes in detail the extracurricular work carried out with foreign students at the preparatory faculties of Russian universities. The necessity of this work for the effective process of adaptation of the foreign contingent is emphasized. The article analyzes in detail the options and methods for conducting extracurricular activities, analyzes the difficulties that foreign students may have, and considers ways to overcome them. The authors emphasize that for-

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

eign students are a special contingent at the pre-university stage, so teachers should remember the need for an individual approach in extracurricular work. Adapting to new realities can be a difficult and often lengthy process, as a result of which teachers should always be on the lookout for new methods and ways that expand the possibilities of extracurricular activities. In addition, one should understand the national aspect to prevent unpleasant situations. Each component of extracurricular work is designed to optimize the interaction between teachers and the foreign contingent. For each group of students, you can find the optimal format of work. The involvement of the teacher and students is a necessary factor in achieving the goals in practice, without overestimating one's expectations and not underestimating the results of the work done.

Keywords: extracurricular work, adaptation, foreign students, events, interaction, activity, individual approach, optimize, interaction, achievement, national aspect.

References

1. Shirokova O.A. Combination of classroom and extracurricular work with foreign students as a means of their social and cultur-

al adaptation // International education and cooperation. - M.: MADI, 2014. - P. 97-102.

2. Urvantseva N.G. The educational environment of the university in the socio-cultural adaptation of foreign students // Pedagogy. Questions of theory and practice. - 2019. - V.4. - No. 3 - S.59-63.

3. Kasarova, V.G. On the problem of teaching foreign students at the stage of pre-university training in a distance format / V.G. Kasarova // Modern pedagogical education. - No. 4. -2021. - S. 24-26.

4. Shishkina I.V. Organization and conduct of linguocultural excursions as one of the most effective means of increasing the effectiveness of socio-cultural adaptation of foreign students of the preparatory faculty to the conditions of life and education in Russian universities // International Education and Cooperation. Collection of scientific papers. - Issue. No. 12. M.: TechPol-ygraphTsentr, 2018. P. 171-177.

5. Kasarova V.G., Kremenetskaya L.S. Using the workshop "Walking around Moscow" in the classroom in Russian as a foreign language to improve the skills of speech activity // International Education and Cooperation. Collection of scientific papers based on materials of the VI International Scientific and Practical Conference. M.: TechPolygraphTsentr, 2019. - P. 71-75.

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.