Научная статья на тему 'Внеаудиторные формы поисково-творческого обучения педагогов'

Внеаудиторные формы поисково-творческого обучения педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ФОРМЫ ПОИСКОВО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL SOCIETIES / METHODS OF HEURISTIC ACTIVITY / ADULT LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова А. Р.

В статье обсуждаются различные формы поисково-творческой деятельности педагога вуза, ориентированные на различные виды внеаудиторной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садыкова А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informal methods of heuristic higher school professors training

Informal methods of heuristic training of higher school professors such as pedagogical studio, pedagogical workshop, masterclass, creative micro-teamwork are discussed.

Текст научной работы на тему «Внеаудиторные формы поисково-творческого обучения педагогов»

с \

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

Внеаудиторные формы поисково-творческого обучения педагогов

А.Р. САДЫКОВА, доцент Московский государственный университет технологий и управления

В статье обсуждаются различные формы поисково-творческой деятельности педагога вуза, ориентированные на различные виды внеаудиторной деятельности.

Ключевые слова: неформальные педагогические объединения, формы поисково-творческой деятельности, дополнительное образование.

В поисково-творческом обучении пре-

подавателей высшей школы наряду с традиционными формами работы очень важны внеаудиторные. К числу последних относятся профессиональные объединения преподавателей, ориентирующиеся на решение взаимосвязанных задач развития профессиональной компетентности педагогов и повышения эффективности образовательных процессов, что впоследствии должно позитивно сказаться на результатах образования студентов и деятельности вуза как системы.

Достижение преподавателем целей повышения квалификации, формирования профессионального самосознания предполагают его участие в создании такой ситуации, где возможно «проигрывание» для себя вариантов поведения и деятельности, обретения себя, своей позиции, отношения к людям, к миру в целом как в профессиональном, так и в личностном плане. Этим требованиям соответствуют различные формы педагогических объединений.

Профессиональная педагогическая деятельность в своих высших творческих проявлениях очень близка к искусству, поэтому и развитие профессионализма педагога может происходить в формах, характерных для различных видов художественного творчества (изобразительного, театрального). Одной из таких форм внутривузовско-го профессионального объединения является педагогическая студия.

В отличие от педагогических студий 1920-х гг., которые считали своей задачей

постановку педагогической техники педагога, современные педагогические студии, помимо специфических профессиональных умений, формируют научно-теоретические взгляды, развивают педагогическое мышление и обеспечивают становление личностных качеств, профессионально важных для преподавателя. В их задачу входит проведение комплексных занятий, направленных на решение какой-либо вполне определенной и вычлененной педагогической проблемы. Педагогические студии вырабатывают новые формы воспитательной работы с обучающимися: дискуссионные «качели », турнир ораторов, интеллектуальный аукцион, музыкальная гостиная и др.

Основное назначение студии состоит в формировании и развитии педагогических умений, научно обоснованных и практически проверенных. Суть студийных занятий - в обучении, которое построено на фундаменте приобретенных педагогических знаний, получающих свое профессиональное воплощение тут же, на занятиях, на основе реального воспитательного опыта и уже сложившихся профессиональных привычек, умений и взглядов. Обучение происходит на трех уровнях: теоретическом, методическом и технологическом. Педагогическая студия оказывает этико-психоло-гическое влияние на педагога с целью совершенствования его профессионально необходимых личностных качеств. Программа предполагает отработку профессиональной педагогической квалификации, повышение воспитательного, методическо-

Редакционная почта

149

го и психологического мастерства педагога вуза.

Педагогическую студию можно считать лабораторией творческих замыслов, инновационных идей. Если у педагога появится желание проверить новую методику, студийные занятия предоставят ему живое поле для эксперимента. Проверка лабораторным способом несколько отличается от жизненно-практической проверки, но все же основательно оснащает педагога и предотвращает «роковые » методические и технологические ошибки.

Педагогические ателье (мастерские). Под мастерством обычно понимается умение исполнять какое-то дело наилучшим образом. Стремление стать «мастером» естественно для каждого педагога, который любит свою профессию. «Мастерская» -это место, где мастер делает свою работу -надежно, качественно, демонстрируя высокий уровень достижений того или иного вида профессионального занятия. С древних времен мастерская являлась и местом постижения секретов профессии, и местом выращивания профессионалов.

Педагогические мастерские - это специальные учебные теоретико-практические личностно-ориентированные курсы, предлагаемые преподавателям на выбор, где содержание занятий задается самими преподавателями, исходя из их личностных педагогических позиций и педагогического опыта. Основными целями педагогических мастерских являются: формирование профессионально-педагогической направленности личности преподавателя и его индивидуальной педагогической позиции под влиянием творческой личности руководителя, повышение интереса к преподавательской деятельности, развитие профессионально-творческой активности педагога.

Использование такой формы учебно-воспитательного процесса вытекает из необходимости формирования профессионального мышления преподавателя и особенностей его профессиональной деятельности, направленной на решение образова-

тельно-воспитательных задач, связанных с развитием личности студента.

Мастер-класс. Эта форма деятельности весьма близка к мастерской, студии, ателье. Подобно последним, она опирается на сильную, обладающую признанным авторитетом фигуру мастера, и также заимствована из художественной практики. Мастер-класс часто бывает разовым и одновременно выездным мероприятием (гастроли). Мастер-класс - это ярко выраженная форма ученичества, то есть передача мастером опыта, мастерства, «искусства» в точном смысле слова, чаще всего - путем прямого и комментированного показа приемов работы. При его проведении используются находки молодых учителей-новаторов, творческий подход которых вносит свежую струю в организацию занятий.

Творческая микрогруппа - это добровольное, нередко стихийно возникшее содружество двух-трех преподавателей, действующее до тех пор, пока не исчерпается необходимость в профессиональном общении. Интерес здесь представляет основание, на котором педагоги объединяются в группу для осуществления какой-либо формы взаимного творчества. Таких оснований можно выделить три: 1) единство интереса к какой-то проблеме; 2) компенсаторные возможности; 3) взаимная симпатия, психологическая совместимость.

Данная организационная форма в зарубежной педагогике не без оснований называется «группой взаимообучения равных». Данный термин, кстати, не вызывает чувства дискомфорта по сравнению с распространенным в России термином «наставничество », который подчеркивает неравный статус коллег в совместной работе. Американцы считают, что акцент на неравенстве противоречит неиерархической структуре отношений, принятой в педагогической среде.

Имея это в виду, вернемся к нашему обозначению. Мы назвали микрогруппу «творческой », значит, результатом ее деятельности может быть не только взаимообучение педагогов (оно тоже не лишено

150 Высшее образование в России • № 8/9, 2010

творчества), но и новый продукт (методика, технология, организационный механизм, модернизированная или новая учебная программа, разработки занятий, пособий, дидактический материал и т.д.) совместной деятельности. На практике это может выглядеть так. Один из педагогов -выдумщик, фантазер, легко и быстро генерирует новые идеи, но, к сожалению, не умеет облекать их в дидактическую форму (разработка, алгоритм, механизм, методика и т.п.). Другой по части фантазии слаб, зато мастерски владеет искусством техно-логизировать, инструментовать идеи. Такими «компенсаторными» возможностями может обладать пара педагогов, один из которых молод и креативен, а второй в силу возраста уже не способен к генерации новых идей, но обладает огромным опытом структурирования, анализа, описания, методической обработки тех или иных идей.

Клубные формы - неформальное объединение людей по профессионально-педагогическими интересам, где благодаря моделированию педагогических ситуаций, различных аспектов профессиональной деятельности педагога, участники обретают опыт педагогической деятельности.

Организация клубных форм работы молодыхпедагогов связана с необходимостью решения вопросов послевузовского образования специалиста, адаптации в новом педагогическом коллективе, преодоления трудностей, с которыми молодой педагог вуза сталкивается в своей работе. Процесс этот сложен и противоречив, так как формально статус педагога вуза приобретается быстро, а адаптация и принятие новой социальной роли затягивается на годы. Вместе с тем послевузовское образование должно содействовать развитию личности преподавателя, росту его творческого потенциала, что связано с преодолением узкой профессионализации «формального » образования.

К такого рода формам послевузовского образования относятся клубы молодых педагогов, школы стажеров. Главной целью

их деятельности является расширение социально-политического и социально-педагогического кругозора молодых педагогов, организация профессионального и межличностного общения, основными формами деятельности - диспуты, встречи за «круглым столом» с учеными и педагогами, обмен опытом работы, дискуссии, разбор конкретных ситуаций. Отметим клубы творческой педагогики, деятельность которых связана с поиском новых форм и способов педагогической работы (проектированием и сценированием занятий, разработкой новых «школ» и т.п.).

Включение клубных форм работы в профессионально-личностную подготовку преподавателя создает условия для его самореализации и саморазвития. Первая и основная черта клубной работы - ее универсальность и многогранность, охват всехвидов внеаудиторной деятельности. Вторую характерную черту клубной работы составляет гибкость и «эластичность». Живая работа не может укладываться в жесткие формальные рамки. Она требует для себя разнообразия форм, требует, чтобы они чаще видоизменялись, а во избежание скучного однообразия - тесно переплетались между собою.

Интерес к проблеме организации и деятельности педагогических объединений не случаен, поскольку это эффективная форма организации педагогической деятельности, повышающая квалификацию педагога [1-3]. Педагогические объединения преподавателей раскрывают возможности использования дополнительного образования для развития интеллектуального потенциала, совершенствования методических, воспитательных, психологических умений педагогов вузов, повышения уровня их образованности, воспитанности, компетентности.

Литература

1. Садыкова А.Р. Эвристический компонент в профессиональной деятельности преподавателя: теория, методика, практика. М.: РусНеруд, 2010.

Редакционная почта

151

2. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: 3. Левина М.М. Технологии профессиональ-теория, методология, практика. М.: Аспект ного педагогического образования. М.:

пресс, 1998. Академия, 2002.

SADYKOVA A. INFORMAL METHODS OF HEURISTIC HIGHER SCHOOL PROFESSORS TRAINING

Informal methods of heuristic training of higher school professors such as pedagogical studio, pedagogical workshop, masterclass, creative micro-teamwork are discussed. Keywords: pedagogical societies, methods of heuristic activity, adult learning.

Информационные

л.н. мотунова, доцент технологии как средство

Воронежский институт высоких педагогической технологий

поддержки студентов

На основе анализа научной литературы и передового педагогического опыта автор статьи рассматривает современные информационные технологии как средство педагогической поддержки студентов в процессе их адаптации к вариативной образовательной среде вуза с целью индивидуализации учебного процесса, направленного на раскрытие потенциала каждого студента.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, дидактическая дезадаптация в образовательном процессе, вариативные условия обучения, принципы педагогической поддержки, индивидуализация процесса обучения, средства педагогической поддержки, информационные технологии.

Преодолеть имеющуюся дезадаптацию студентов в образовательном процессе возможно путем осуществления комплекса мер, нацеленных на создание вариативных условий обучения, обеспечивающих педагогическую поддержку учащихся. Они позволяют учащемуся успешно осваивать образовательные программы в соответствии со своими способностями и склонностями, преодолевать проблемы и адаптироваться к новым условиям учебной деятельности.

Известные принципы обеспечения педагогической поддержки студентов в учебной деятельности (гуманистическая направленность деятельности педагогического коллектива, систематичность, учет индивидуально-психологических особенностей личности, согласие обучающихся на помощь и поддержку, сотрудничество, доброжелательность, конфиденциальность, безоце-ночность, целесообразность, своевременность, ориентация на способность личнос-

ти самостоятельно преодолевать препятствия) направлены на создание ситуации успеха, формирование положительной «Я-концепции» обучающихся и достижение цели педагогической поддержки.

Суть процесса, обеспечивающего педагогическую помощь обучающемуся в его развитии, состоит в индивидуализации, а его цель - в том, чтобы специфическими средствами усовершенствовать знания, умения и навыки каждого студента и, таким образом, уменьшить его отставание, а также углубить и расширить знания обучающегося, исходя из его интересов.

П.И. Пидкасистый понимает под средствами обучения материальный или идеальный объект, который использован преподавателем и учащимися для усвоения знаний [1]. С.А. Смирнов выделяет две большие группы средств обучения: средство -источник информации и средство - инструмент освоения учебного материала [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.