педагогические науки
И.В. ЧЕБОТАРЕВА (Луганск)
использование духовно-нравственного потенциала внеаудиторных форм организации образовательно-воспитательной деятельности при подготовке будущих педагогов
Акцентировано внимание на сущности образовательной среды вуза и внеаудиторной деятельности как ее компоненте. Подчеркнуто значение формирования духовно-нравственных основ профессионального поведения, во многом определяющих качество подготовки педагогических кадров. Представлен опыт работы вуза по использованию духовно-нравственного потенциала внеаудиторных форм организации образовательно-воспитательной деятельности.
Ключевые слова: будущие педагоги, профессиональное поведение, духовно-нравственные основы, образовательная среда, внеаудиторная деятельность.
В условиях все более широкого развертывания глобализационных процессов, влияния на социальную реальность политических технологий, научно-технического прогресса в обществе нарастают явления потери социокультурных и духовно-нравственных ориентиров жизнедеятельности человека как основы его идентичности. В период нестабильности и кризисных явлений эти процессы в обществе усиливаются, стираются границы между добром и злом, между нравственностью и аморальностью. Многие ценности, которые утверждались столетиями и были стержнем нравственного поведения человека, в настоящее время нивелируются, процветает гедонистическая культура, формирующая человека-потребителя с низким уровнем духовных запросов.
Как отмечают ученые - представители естественно-математических и социально-гума-
нитарных наук, налицо кризисные явления современной цивилизации. Они выражаются в техногенных и экологических катастрофах, социальных потрясениях, трансформации семьи как социального института, в изменениях традиционных смыслов ее жизнедеятельности и гендерных установок. Очевидно, что большинство проблем, возникших у человечества, не носят экономический или технологический характер, а лежат в плоскости человеческих свойств и характеристик (А. Печчеи); глобальный кризис является, по сути, психодуховным, а его преодоление возможно при условии радикальной глубокой внутренней трансформации человека, достижения им духовной зрелости (С. Гроф).
В таких условиях развития общества приоритетное значение имеет педагогическая деятельность, личность педагога, способного создать для молодого поколения условия для постижения науки добра (М. Монтень) как основы решения возникших и предотвращения новых проблем в социальной жизни.
Одним из значительных факторов, под воздействием которых происходит профессионально-личностное развитие и становление будущих педагогов, является вузовская образовательная среда. проблема особенностей организации вузовской среды отражена в исследованиях таких ученых, как А.И. Артюхина, А.А. Вербицкий,А.К. Вишнякова-Вишне-вецкая, В.П. Делия, Т.Г. Егорова, Л.Б. Исаева, Н.А. Коваль, Л.В. Кондрашова, Ю.Н. Кулют-кин, Л.В. Мардахаев, К.И. Маслов, Т.В. Менг, Т.А. Насонова, С. Тарасов, В.А. Ясвин и др.
Анализ литературы показал, что ученые рассматривают вузовскую среду как многомерное социально-педагогическое явление, оказывающее ситуативное влияние на формирование системы ценностей будущего специалиста, его отношений и способов поведения (Т.В. Менг) [4]; как систему влияний и условий, использующих потенциал социального и пространственно-предметного окружения по развитию будущего специалиста и формированию личности по заданному образцу (В.А. Ясвин) [7]; как развивающийся континуум социально-культурных, пространственно-
О Чеботарева И.В., 2019
временных, коммуникативных, информационных, деятельностных и других факторов взаимодействия студента и объективного мира высшего учебного заведения (А.И. Артюхина) [1].
В современных условиях, как подчеркивают Ю.В. Гусев и Т.А. Полозова, вузы выступают как полноценные субъекты рыночных отношений и вынуждены приспосабливаться к требованиям быстроизменяющейся внешней среды, зачастую в ущерб стратегическим задачам высшего образования. Интеграция профессиональной подготовки, удовлетворяющей запросы современного рынка, и создание условий интериоризации системы ценностей могут быть осуществлены только образовательной средой вуза. При этом вуз сохраняет свою конкурентоспособность и особую общественную миссию, а также приобретает высокий авторитет у образовательного сообщества как центр культуры, выпускающий специалиста, умеющего «применять различные способы познания мира, системно подходить к изучению мира, обладающего способностью свободно мыслить, действовать творчески и самостоятельно, адекватно реагировать на проблемные ситуации, требующие быстрого разрешения» [2, с. 195].
Повышение качества процесса интериори-зации системы ценностей при подготовке педагогических кадров, с нашей точки зрения, будет успешным в случае эффективной интеграции духовно-нравственного потенциала аудиторных и внеаудиторных форм организации образовательно-воспитательной деятельности, являющихся важнейшими компонентами образовательной среды вуза.
выявим особенности внеаудиторной деятельности со студентами, ее потенциальные возможности. вопросы организации внеаудиторной деятельности со студентами, взаимодействия аудиторной и внеаудиторной работы, обоснование эффективности различных ее форм в профессионально-личностном становлении будущего педагога отражены в работах А.Т. Ахметзяновой, Г.В. Балахничевой, Р.В. Богданова, В.В. Горбенко, Д.Н. Гугина, Н.Д. Деменковой, Т.Е. Джагаевой, М.Ю. Комаровой, А.К. Лукиной, Е.В. Мещеряковой, З.У. Омаровой, В.И. Поповой и др.
Внеаудиторная деятельность является педагогически организуемым процессом, где студент выступает в качестве активного субъекта, расширяя на практико-ориентированных занятиях социально и личностно значимый
КИЕ НАУКИ -
опыт как синтез ЗУН, способов мышления, стереотипов поведения, интериоризованных жизненных смыслов и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний. Под руководством педагога высшей школы будущий учитель осваивает нормы педагогической культуры, способы педагогической рефлексии, познает особенности педагогической профессии и реализации себя в ней [5].
В процессе организации различных форм внеаудиторной деятельности удовлетворяется потребность студентов в самопознании, самовыражении, самореализации, самоутверждении, самоуправлении. Эффективно организованная внеаудиторная деятельность обеспечивает переход от воспитания к самовоспитанию. Внеаудиторная сфера - это «диалог участников педагогического процесса, через который формируется культура личности специалиста» [3, с. 47].
С нашей точки зрения, важной составляющей профессиональной подготовки педагогических кадров является формирование у будущих специалистов профессионального поведения. Научный поиск дал нам возможность определить профессиональное поведение как компонент педагогической культуры, способ организации целенаправленной деятельности по решению задач воспитания, обучения, развития учащихся, осуществляемый на основе сформированных личностных качеств, руководства усвоенных норм и правил педагогического сообщества, системы профессионально-нравственных ценностей, целесообразно подобранных технологий, методик, методов, приемов обучения и воспитания, четкой акмепози-ции и нелинейного мышления, направляющих профессионала по пути духотворчества, духовного самоконструирования и проявления устойчивой нравственной позиции. Проведенное нами исследование показало, что уровень сформированности профессионального поведения уже практикующих педагогов во многом определяется качеством организации процесса формирования духовно-нравственных основ профессионального поведения еще в условиях высшей школы, которые содержат такие компоненты: профессиональное здоровье; эмоционально-чувственная сфера (нравственные чувства и переживания); профессионально ориентированные знания и опыт творческой профессионально ориентированной деятельности; профессиональный идеал; система профессионально-нравственных ценностей; профессиональная идентичность.
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
Использование в вузе духовно-нравственного потенциала внеаудиторных форм организации образовательно-воспитательной деятельности способствует эффективному формированию всех компонентов духовно-нравственных основ профессионального поведения будущих педагогов. Приведем ряд примеров. В современных условиях актуальной является проблема профессионального здоровья педагога как условия успешной профессиональной деятельности. Научить будущего педагога сохранять и укреплять здоровье - задача не менее важная, чем научить профессии. у студента, прежде всего, должно быть сформировано ценностное отношение к своему здоровью, понимание того, что от физического, психического и духовного состояния зависит его реализация не только в профессиональной сфере, но и в семейной, социальной и т. п. Важно сформировать знания и умения рационального использования резервов своего организма, навыки поддержания и укрепления здоровья, регулирования эмоционального состояния, в целом оказать будущим педагогам профессиональную поддержку в моделировании собственной программы здоровьесбереже-ния с учетом индивидуальных особенностей и специфики педагогической деятельности.
Однако возможности аудиторной работы ограничены; недостаточно времени даже для всестороннего теоретического анализа проблемы и осмысления ее будущими специалистами, не говоря о формировании умений и навыков вести здоровый образ жизни. В рамках клубной деятельности, проведения спецкурсов можно позволить рассмотреть затронутую проблему более глубоко: организовать тренинги, спецсеминары, мастер-классы, проектную деятельность и т. д. В процессе внеаудиторной деятельности студент имеет возможность изучить при поддержке преподавателя новейшие достижения в области здоро-вьесбережения и проявить креативный подход при создании собственной модели самосохранения.
Нравственные чувства и переживания, профессионально-нравственные ценности являются важнейшими составляющими профессиональной деятельности педагога. Их формирование - длительный процесс, который можно сравнить с «созреванием» личности педагога. Безусловно, педагогические дисциплины являются основой формирования этих составляющих, но, если не будет использован духовно-нравственный потенциал внеауди-
торных форм организации образовательно-воспитательной деятельности, ценности, чувства и переживания не станут достоянием сознания и души будущего педагога. Например, большое значение в их формировании и развитии имеет организация театральной деятельности со студентами, в процессе которой они сполна могут испытать ряд нравственных чувств и переживаний и «напитаться» педагогическими ценностями. В рамках внеаудиторной деятельности представляется возможной организация занятий по отработке ряда качеств, лежащих в основе артистизма (как предварительная работа по созданию театрализованной постановки).
Выполнение долгосрочных проектов, создание театрализованных постановок, проведение мастер-классов, семинаров, интеллектуальных турниров и т. д. требует, безусловно, и обсуждения, анализа результатов. Количества часов, отведенных на аудиторную работу, недостаточно для того, чтобы осуществить качественно рефлексивный этап проведенного мероприятия. Этот этап необходимо перенести во внеаудиторную деятельность: выявить позитивные и негативные моменты в результатах совместной творческой деятельности студентов и преподавателей и помочь направить усилия студентов по пути обретения профессиональной идентичности и формирования профессионального идеала, которые являются компонентами духовно-нравственных основ профессионального поведения будущих педагогов.
Ежегодно осуществляется большой прирост знаний, информации, потребляемой современным специалистом для качественной организации профессиональной деятельности. К тому же многие знания быстро устаревают и, как писал Э. Тоффлер, становятся все более «скоропортящимся» продуктом. Внеаудиторная деятельность позволяет не только расширить возможности по «поглощению» студентами новейшей информации и знаний, не ставших достоянием учебных пособий, но и создать условия научения будущих специалистов обработке большого объема информации, анализа и использования ее в практической деятельности. Например, проектная деятельность студентов, ход осуществления которой целесообразно проводить на специальных внеаудиторных занятиях, требует обработки и осмысления будущими педагогами новейших достижений из ряда областей знания, обращения к религиозному аспекту, культуре, искус-
ству (синергетический подход), что не всегда представляется возможным сделать в процессе аудиторных занятий.
коммуникативность как важнейшую характеристику педагога необходимо развивать и на аудиторных, и на внеаудиторных занятиях. Однако в процессе внеаудиторной деятельности имеются большие возможности эффективно наладить коммуникацию духовно-нравственной направленности (например, в процессе волонтерской деятельности, создания групповых творческих проектов, театрализованных постановок, тренингов). Будущие педагоги, участвуя в таких формах внеаудиторной деятельности, могут примерить на себя роли практикующих педагогов, воспитанников, их родителей и других лиц, связанных с педагогической деятельностью. В процессе коммуникации будущий педагог может уже сам оценить, насколько сформировано у него профессиональное поведение, на что необходимо обратить внимание, чтобы процесс коммуникации был эффективным для всех ее участников.
В рамках внеаудиторной деятельности расширяются возможности для приобретения не только профессионально ориентированных знаний, но и опыта творческой профессионально ориентированной деятельности за счет организации интерактивных форм, например конкурсов, интеллектуальных турниров, театрализованных постановок, мастер-классов, решения педагогических кейсов и др.
Акцентируем внимание на некоторых методических аспектах по использованию потенциала внеаудиторной деятельности. В Луганском национальном университете имени Тараса Шевченко при кафедре дошкольного образования (Институт педагогики и психологии) создан и плодотворно работает образовательно-научный центр «Ключи к миру детства». На базе центра осуществляется клубная, театрализованная и проектная деятельность со студентами. Деятельность клубов «Сверкающие грани педагогической науки» и «Духовное единение» предполагает активное включение студентов в подготовку и проведение заседаний, имеющих разнообразную тематику, связанную, в частности, с развитием эмоционально-чувственной сферы, системы профессионально-нравственных ценностей, профессионального здоровья, профессионального идеала будущих педагогов. Для этого преподавателями, студентами старших курсов разрабатываются и успешно про-
'КИЕ науки -
водятся мини-лекции, семинары, презентации опыта работы, мастер-классы. Большой интерес вызывает у студентов театрализованная деятельность, способствующая развитию таких лежащих в основе педагогического артистизма качеств, как эмоциональность, интуиция, эмпатия, наблюдательность, способность импровизировать. Так, наиболее значимым результатом организации театрализованной деятельности является проект постановки сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (по дисциплине «Педагогика»).
Театрализованной постановке предшествовала совместная деятельность студентов и преподавателей по поиску духовно-нравственных смыслов сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». По нашему мнению, сказка является своеобразной педагогикой, представленной автором в художественно-образной форме.
Во-первых, здесь прослеживается цель воспитания личности: каким должен быть человек, чтобы испытывать истинное счастье и обрести смысл жизни.
Во-вторых, в сказке представлены некоторые виды воспитания. Ведущее значение, безусловно, имеет духовно-нравственное воспитание личности. В сказке акцентировано внимание на экологическом и трудовом воспитании (привести в порядок свою планету, выполнить работу по прополке баобабов, чистке вулканов, позаботиться о розе). неоднократно в произведении упоминается об эстетическом воспитании: ценность красоты человеческих взаимоотношений, окружающего мира, а также важность созидательной деятельности.
В-третьих, на примере образов жителей планет, олицетворяющих типы личностей, которые существуют в современном мире, будущие педагоги могут поразмышлять над человеческими качествами и пороками цивилизации.
В-четвертых, автором интересно представлены два мира: взрослых и детей, которым не всегда удается понять друг друга.
В-пятых, сказка призывает человека включаться в борьбу со злом, живущим внутри каждого, и со злом, существующим в мире. Это, на наш взгляд, является важнейшей задачей каждого человека, особенно педагога, деятельность которого определяет становление воспитанника как духовно-нравственной личности, стремящейся к созидательной деятельно-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
сти. Постижение мудрости сказки способствует профессиональному становлению будущего педагога, развитию понимания того, что он в ответе за воспитание Человека [6].
Таким образом, профессионально ориентированная внеаудиторная деятельность, расширяя жизненное пространство будущих педагогов, дает возможность осуществить более полное погружение в профессию, оказаться в роли не учащегося, а специалиста, проанализировать собственный уровень подготовленности к педагогической деятельности: уровень знаний, способов решения профессиональных задач, наличие профессионально-личностных качеств и т. д. Внеаудиторная деятельность является своеобразным звеном, соединяющим теорию и практику, способствует плавному и менее болезненному вхождению выпускника вуза в педагогическое сообщество. Внеаудиторная деятельность позволяет расширить возможности аудиторных занятий, вовлечь студентов в различные формы работы в соответствии с потенциалом и потребностями будущих педагогов в профессионально-личностном развитии.
Список литературы
1. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2007.
2. Гусев Ю.В., Полозова Т.А. Общество и образовательная среда: проблемы формирования системы ценностей // Философия образования. 2010. № 2. С. 192-199.
3. Джагаева Т.Е., Джиоева Ц.Г. Внеаудиторная деятельность студента как фактор формирования культуры личности будущего специалиста // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2008. № 1. С. 45-47.
4. Менг Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999.
5. Попова В.И. Внеаудиторная деятельность студентов: теория и социально-педагогическая практика: дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2003.
6. Чеботарева И.В. Воспитательный потенциал сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в профессиональном становлении будущих педагогов: методическая разработка проекта по дисциплине «Педагогика» / Луганск. нац. ун-т им. Тараса Шевченко. Луганск: Книта, 2018.
7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2001.
* * *
1. Arttjuhina A.I. Obrazovatel'naja sreda vysshe-go uchebnogo zavedenija kak pedagogicheskij feno-men (na materiale proektirovanija obrazovatel'noj sredy medicinskogo universiteta): dis. ... d-ra ped. na-uk. Volgograd, 2007.
2. Gusev Ju.V., Polozova T.A. Obshhestvo i obrazovatel'naja sreda: problemy formirovanija siste-my cennostej // Filosofija obrazovanija. 2010. № 2. S. 192-199.
3. Dzhagaeva T.E., Dzhioeva C.G. Vneauditor-naja dejatel'nost' studenta kak faktor formirovanija kul'tury lichnosti budushhego specialista // Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N.A. Nekrasova. 2008. № 1. S. 45-47.
4. Meng T.V. Pedagogicheskie uslovija postroe-nija obrazovatel'noj sredy vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 1999.
5. Popova V.I. Vneauditornaja dejatel'nost' stu-dentov: teorija i social'no-pedagogicheskaja praktika: dis. ... d-ra ped. nauk. Orenburg, 2003.
6. Chebotareva I.V. Vospitatel'nyj potencial skaz-ki Antuana de Sent-Jekzjuperi «Malen'kij princ» v professional'nom stanovlenii budushhih pedagogov: metodicheskaja razrabotka proekta po discipline «Pedagogika» / Lugansk. nac. un-t im. Tarasa Shev-chenko. Lugansk: Knita, 2018.
7. Jasvin V.A. Obrazovatel'naja sreda: ot mo-delirovanija k proektirovaniju. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Smysl, 2001.
The use of the spiritual and moral potential of extracurricular forms of organization of educational activities in training of future teachers
The article focuses attention on the organization of the educational environment of the university as a whole and extracurricular activities as part of it. The author emphasizes the importance of the formation of the spiritual and moral foundations of professional behavior, which largely determine the quality of teacher training. The university's experience of using the spiritual and moral potential of extracurricular forms of organization of educational activities is presented.
Key words: future teachers, professional behavior, spiritual and moral foundations, educational environment, extracurricular activities.
(Статья поступила в редакцию 24.01.2019)