УДК 378.18
ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ И ДОСУГА СТУДЕНТОВ
OUT-OF-CLASS ACTIVITIES AS PART OF EDUCATION AND LEISURE-TIME OF STUDENTS
М. В. Дудкина, В. П. Ковалев M. V. Dudkina, V. P. Kovalev
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Влияние внеаудиторной деятельности на направленность личности студента, его профессиональную компетентность проявляется в успешности его самостоятельной активности вне организованных педагогами занятий, что отражается в динамике самообразования (накопление знаний о профессии, предмете и детях), самопознания (становление концепций, углубление интересов и отношений), самореализации (расширение диапазона педагогического опыта).
Abstract. The influence of out-of-class activities on student’s personality orientation, professional competence is manifested in the success of out-of-class independent activity. It is reflected in the dynamics of self-education (accumulation of knowledge in profession, subject and children), self-actualization (formation of concepts, deepening of interests and relationships), self-realization (expansion of range of pedagogical experience).
Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, образование, досуг.
Keywords: out-of-class activities, education, leisure.
Актуальность исследуемой проблемы. В организации воспитательного процесса в высшей школе в последнее время все более накапливались недостатки и обострялись противоречия. Разрушалась инфраструктура, связанная с социализацией и воспитанием студентов, свертывались поиски эффективных путей становления университета как эталонного центра культуры. Университетская жизнь все менее обновлялась социальными и педагогическими технологиями, направленными на создание особого духовного пространства. Все заметнее ухудшались условия для самореализации личности студента. Между тем общественную ценность имеют, как известно, в первую очередь базовые направления воспитания, поскольку именно они ведут к плодотворным социальным изменениям и альтернативным путям развития современного вуза и его социокультурной миссии.
Материал и методика исследований. В ходе подготовительного этапа работы мы проанализировали труды отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на проблеме развития внеаудиторной деятельности. Наше исследование опиралось на выявление интересов, мировоззрений студентов с помощью таких методов, как опрос, тестирование, анкетирование, прямое и косвенное наблюдение и другие.
Результаты исследований и их обсуждение. Очевидно, что образование играет одну из основных ролей в культурно-историческом развитии человека, что позволяет говорить вслед за В. Т. Кудрявцевым о культуротворческой миссии образования (особенно образования, специально ориентированного на развитие человека, что соотносится с глобальной его целью, зафиксированной в Законе «Об образовании»). На современном этапе многие исследователи указывают на необходимость перехода к новой гуманистической образовательной парадигме как средству обеспечения широких возможностей творческого труда, утверждения самоценности личности, ее индивидуальности и саморазвития.
В этой связи сегодня необходимо говорить о создании фактически новых воспитательных систем в высших учебных заведениях, разработке специальных технологий преобразования внутривузовской социокультурной среды. Очевидно, что формирование этой среды следует начинать с моделирования воспитательной системы, которая позволит исследовать интеллектуальный, духовный и творческий потенциал вуза и концептуально обосновать технологию преобразования процесса воспитания с учетом реальных условий и возможностей.
Досуговая деятельность человека является устойчивым видом социальных взаимодействий, а также методом профессионально-творческой реализации личности.
К. Д. Ушинский отнес досуг к той сфере деятельности, которая предоставляет широкие возможности для наиболее полного проявления индивидуальных качеств человека, обеспечивает реализацию его способностей, духовно-нравственное развитие и вследствие этого имеет особую значимость для юношества.
Досуг занимает лишь часть свободного времени, является личной сферой человека, прямо связан с его деятельностью, поведением. Это специфический фактор самовыражения, обеспечивающий превращение свободного времени в средство активного отдыха и развития человека. Досуг уже перестал быть просто временем, предназначенным для восстановления физических и умственных сил, которые человек затратил в ходе работы. Он превратился в пространство для особой созидательной деятельности, в которой реализуется и меняется индивидуальность человека, перешел в специфическую форму свободного бытия такой индивидуальности, без которой жизнь человека становится неполноценной и ограниченной. Меняется само влияние качества и содержания досуговой деятельности на производственную и бытовую сферы жизни индивидов. Досуг осознанно и целенаправленно действует на активность человека, позволяет ему удовлетворять собственные потребности, личные интересы, осуществлять свободный выбор занятий, в которых он может самоутвердиться, самореализоваться, самосовершенствоваться. Эта деятельность многофункциональна: выполняет воспитательную, развивающую, обучающую, интегрирующую, стабилизирующую и компенсирующую функции. В силу этого она предоставляет человеку возможность полнее и разностороннее испытать себя в различных видах социокультурного творчества. Специфическими особенностями досуговой деятельности следует считать, во-первых, наличие действительного мотива, побуждения, во-вторых, предметное разнообразие, в-третьих, ее цели и содержание избираются самим человеком, и, в-четвертых, она может носить как позитивный, нейтральный, так и асоциальный характер, поэтому нуждается в целесообразном вмешательстве. Досуговая деятельность значительно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности. Основные отличия состоят в следую-
щем: в досуге наибольшую роль играет сам творческий процесс, а лишь потом результат; досуг общедоступен, его успешность зависит от фантазии, оригинальности, уникальности, способностей и опыта.
Внеаудиторная деятельность занимает важное место в досуговой деятельности студенческой молодежи. Очень верно, на наш взгляд, Е. П. Медынский признавал направленность внеаудиторной деятельности, прежде всего, на общекультурное развитие человека. Вот ее признаки:
- присуща в той или иной мере всем людям;
- как развитие человека вообще носит индивидуальный характер и является самодеятельностью личности;
- способствует удовлетворению индивидуальных потребностей каждого через различные формы - театры, музеи, клубы и т. д.;
- не ограничивается жесткой программой;
- характеризуется полной духовной самостоятельностью, полным отсутствием какого-либо принуждения при вовлечении в нее;
- к каждому студенту в той или иной степени применяются свои формы внеаудиторной деятельности.
Внеаудиторная деятельность выполняет следующие функции:
- приобретение и расширение знаний;
- углубление полученных знаний;
- совершенствование профессионального мастерства специалиста;
- развитие интеллекта и личности в целом на любой возрастной ступени;
- приобщение к культурным ценностям;
- саморазвитие и самореализация.
Процесс досуговой деятельности обеспечивает:
1. Содействие в духовно-нравственном, физическом, интеллектуальном, социальном развитии личности.
2. Создание условий для реализации творческих способностей студента.
3. Включение в социальное обустройство и преобразование жизненной среды, самосовершенствование.
4. Приобщение к общечеловеческим ценностям, позитивным аспектам молодежной субкультуры [1].
Существуют многообразные формы организации внеаудиторной деятельности. В. И. Шепелева по составу выделяет следующие:
1. Индивидуальная форма проводится с отдельными студентами, которые пишут сообщение или доклад о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений, изготавливают наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т. п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.
2. Групповая форма имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: дискуссионные, вокальные, драматические, филателистов, тренинги.
3. Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где сочетаются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок. Занятия в таких кружках, как правило, проводятся регулярно.
4. Массовые формы не имеют четкой организационной структуры. К ним относятся вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера, олимпиады, КВН, викторины и другие. В них принимают участие различные группы студентов, параллели групп. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
По смыслу они разграничиваются на:
1) соревновательные;
2) средства массовой информации;
3) культурно-массовые;
4) политико-массовые.
Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
Мероприятия соревновательного характера - конкурс, игра, олимпиада, викторина и т. п.
Средства массовой информации - стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т. п.
Мероприятия культурно-массового характера - вечер-праздник, посвященный народным традициям родной страны; вечер-портрет, раскрывающий жизнь и деятельность известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т. п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники, связанные со знаменательными событиями.
Мероприятия политико-массового характера - форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и т. п.
В педагогической литературе есть понятие «объединяющие формы внеаудиторной деятельности» (Т. М. Калечиц, З. О. Кейлина), к которым относятся клубы по интересам, различные музеи, библиотеки, киностудии, кинотеатры и клубы веселых и находчивых.
Большим потенциалом для развития общей культуры располагают студенческие клубы. Они являются эффективной формой внеаудиторной деятельности, так как объединяют людей разных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют на основе самоуправления. Например, особой популярностью пользуются клубы веселых и находчивых (КВН), которые предусматривают проведение интересных конкурсов, исполнение песен, чтение стихов, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов со зрительной опорой в виде плакатов, картин, диафильмов. Клубы имеют свои названия, эмблемы, положения и уставы, регулярную газету, стенды с пропагандируемыми материалами, могут проводить свои отчетные предвыборные собрания.
Внеаудиторная деятельность предоставляет большие возможности для самореализации. Это участие в работе творческих объединений, в художественной самодеятельности, конкурсах, благотворительных акциях, в выпуске студенческих стенгазет. Эти газеты не забиты официозом и перепечатками, а рассказывают о том, что волнует студентов, их содержание неизбежно выходит на проблемы взаимоотношений (между студентами и преподавателями, между самими студентами и т. д.). Сам процесс подготовки и обсуждения материалов, связанные с этим волнения и переживания - все это ценный и необходимый опыт участия в общественной жизни. Именно поэтому издаваемые в вузах многотиражки не могут заменить факультетские стенгазеты.
Студенческие походы, поездки и экскурсии - это не только возможность повидать мир. Во время таких путешествий складывается своя временная группа, даже коллектив со своеобразной деятельностью, распределением обязанностей, отношениями.
Студенческий вечер - средство отдыха и развлечения. Если при его подготовке и организации не обеспечивается должный уровень отношения студентов к вузу, его имуществу, друг к другу, преподавателям, обществу, то вполне возможно развитие и даже закрепление в форме традиции отношений, выходящих за рамки культуры. Неважно, что состоится: дискотека, вечер самодеятельности, встреча с интересным человеком или конкурс красоты, а важно, как мероприятие подготовлено и как проводится, для какой традиции закладываются предпосылки [2, 34].
Также формой внеаудиторной деятельности является студия, описанная Б. В. Куприяновым, который утверждает, что именно она «помогает создать условия, позволяющие молодому человеку актуализировать собственную потребность в соответствующих знаниях, стимулирует постоянное соотнесение получаемых знаний с собственными целями и ценностями».
Исследователи Р. М. Грановская и М. С. Крижанская заметили, что присутствие других участников усиливает мотивацию каждого так, что он усваивает общественное мнение, получает от них дополнительный комплекс решений, принимает более рискованные стратегии поведения. Деятельность группы происходит на двух уровнях: осознаваемом и переживаемом. Основа постижения собственных проблем - это сопереживание подобным состояниям другого. Именно тогда человек начинает понимать, что трудности можно преодолеть, они ему по плечу, он сможет найти выход из создавшегося положения и принять оптимальное решение. У него растет самооценка, уверенность в себе, он становится самостоятельным, независимым.
Кроме того, групповое обучение, взаимный обмен идеями утоляют интеллектуальную любознательность, развивают общую культуру, доставляют истинно духовное наслаждение.
Студия - это интересное общение в кругу единомышленников, определенный компонент профессиональной деятельности. В роли мастера-наставника студент не просто передает свои знания и культуру, но и учится интересно организовывать работу группы, старается найти подход к каждому ее участнику.
Особенности студийной модели во внеаудиторной деятельности заключаются в следующем:
- студийная деятельность в рамках университета всегда носит ярко выраженный характер совместности. Можно предположить, что этот процесс обоснован потребностью в общении. Студент подсознательно стремится попасть в группу интересных для него людей для совместного проведения свободного от учебы времени, естественно и его стремление в получении положительных эмоций от этого процесса взаимодействия;
- нередко инициатором разных идей в студии может являться не только педагог, но и любой участник объединения. Это связано с потребностью в самоутверждении. Кроме того, велико желание студента быть авторитетом, руководить группой, контролировать ее деятельность. Отсюда следует правило преемственности (смены ролей): любой человек может стать «мастером» для других участников студии [3].
В последнее время в вузах стали появляться так называемые «рабочие мастерские». С давних времен мастерская - это место освоения секретов профессии, подготовки профессионалов. Нынешние мастерские в педагогической науке и практике - это продуктивная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания. Специфика такой работы заключается в том, что в основу профессионального общения ставят демонстрацию методов освоения какой-либо темы, проблемы при активном участии всех присутствующих на занятии. Педагогическая мастерская как форма внеаудиторной деятельности по формированию профессионализма будущих социальных педагогов может:
- создавать благоприятные условия для включения студентов в активную деятельность через самооценку, самопознание, самоинформирование и самокоррекцию своего профессионального «Я»;
- знакомить с личностью мастера, его методикой, профессиональной позицией, индивидуальным стилем деятельности;
- культивировать равенство всех участников, в том числе мастера, так как все способны к творчеству, саморазвитию;
- чередовать коллективную и индивидуальную работу, содействующую самоутверждению каждого в условиях взаимопонимания, сотрудничества, повышения уровня общей и коммуникативной культуры.
Как разновидность мастерской в педагогической практике получили распространение и мастер-классы, которые представляют собой связь науки и практики, являются формами знакомства будущих социальных педагогов с конкретным профессиональным опытом, помогают осваивать на практике приемы и методы работы в альтернативной системе обучения, дают возможность диагностировать уровень своей готовности к профессиональной деятельности [2].
Несмотря на наличие серьезных исследований, проблема развития внеаудиторной деятельности будущего социального педагога может быть отнесена к числу недостаточно разработанных. В педагогической науке обоснована теоретическая база использования внеаудиторной работы как особо значимого фактора подготовки будущего социального педагога к внеклассной работе в школе (Е. В. Мещерякова, П. И. Болдырев, Т. С. Деркач, Т. А. Арутюнова, Л. М. Панкина). Впрочем, как утверждает Е. В. Мещерякова, внеклассная работа в школе, как и внеаудиторная в вузе, не имеет конкретного места в учебновоспитательном процессе: педагоги предпочитают те виды внеклассной работы, которые напрямую связаны с уроками и являются их продолжением. Что касается внеаудиторной работы в вузе, то она нередко является формой общественной работы и личной инициативой преподавателей. Ряд авторов имеет свой взгляд на данное положение. Одни подчеркивают взаимосвязь аудиторных и внеаудиторных занятий (Л. А. Худенко, Т. С. Деркач, Е. В. Мещерякова), другие рассматривают внеаудиторную деятельность как фактор педагогизации студенческого социума (С. Г. Заец), обращают внимание на ведущие функции внеаудиторной работы: коммуникативный, мотивационный, моделирующий (Е. В. Мещерякова), выявляют необходимость развития социально активной личности будущих социальных педагогов во внеаудиторной деятельности (А. И. Норец).
Ряд исследователей отождествляют понятия «внеучебная деятельность» и «внеаудиторная работа» (Т. В. Степура, Г. А. Арутюнова, С. М. Анохин, З. Ф. Есарева и др.). При выявлении особенностей внеаудиторной работы можно выделить направления, указывающие на важность профессионализации (Т. В. Степура, О. С. Яцышина, Н. Н. Азиз-
ходжаева, А. Н. Утехина). Поскольку внеаудиторная работа не связана рамками обязательной программы, ее формы, содержание зависят от запросов и интересов студентов. Часть авторов считают, что такого вида работу следует рассматривать как средство социализации студентов, иначе говоря, она считается общественно направленной деятельностью будущего педагога. Г. В. Балахничева под внеаудиторной работой понимает вечера, клубы, диспуты, экскурсии. Г. А. Арутюнова, Л. Л. Бублик не разделяют эти два понятия, рассматривают их как время накопления физических и духовных сил, знаний, умений, требуемых для успешного выполнения студентами профессионального долга. Н. Н. Азизходжаева не соглашается с данным утверждением и считает, что понятие «внеаудиторная работа» более емкое. Оно, по ее мнению, должно иметь свои задачи, строиться в системе и в соответствии с особыми принципами и направлениями.
Т. С. Деркач под внеучебной деятельностью понимает время, которое отводится на самостоятельную работу, спортивные, кружковые, туристические, культурно-массовые и другие виды занятий. Т. В. Степура рассматривает трудовые, научно-поисковые, общественно-организаторские виды внеучебной деятельности и считает их внешними условиями профессиональной самостоятельности студентов.
В настоящее время важнейшая роль принадлежит педагогическим, психологическим мониторингам и различным диагностическим методикам как средству получения адекватной информации о воспитательной среде вуза. Так, в процессе исследования нами осуществлялся мониторинг участия студентов в работе творческих объединений, клубов, культурных центров в вузе и за его пределами. Для сравнения мы взяли год накануне опытной работы и год спустя после ее начала (табл. 1). В качестве испытуемых брали студентов 2 курса обучения, поскольку в этот период они уже адаптировались в вузе, знакомы с его структурой и хорошо осведомлены о наличии организационных форм внеаудиторной деятельности. Кроме того, у студентов достаточно явно проявляются потребности в собственном развитии, интересы, творческие стремления, складываются дружеские контакты, образы для подражания, собственные установки и статус. Все это служит основой для выбора той или иной формы организации внеаудиторной культурной деятельности.
Таблица 1
Количество участников разных организационных форм внеаудиторной деятельности
Организационная форма внеаудиторной деятельности студентов Результаты накануне опытной работы (количество студентов) Результаты после опытной работы (количество студентов)
Мероприятия научно-практического характера (конкурс, игра, конференция, олимпиада) 5 8
Спортивные мероприятия 4 5
Студенческий клуб 5 7
Психологический клуб 3 7
Творческие мероприятия (хор, танцы) 4 6
Мероприятия по декоративноприкладному искусству 3 4
Таким образом, наибольший интерес у студентов вызывает участие в деятельности, способствующей самореализации, самовыражению, саморазвитию. Наименьший интерес представляют мероприятия по декоративно-прикладному искусству. Психологический клуб в большей степени объединяет интересы студентов выпускного курса, а второкурсники не посещают клуб из-за нехватки знаний, опыта. Прирост доли участников указанных форм различен.
Накануне работы студенты характеризовали внеаудиторную деятельность как «личное дело каждого», не увязывали ее с развитием общей культуры, профессиональных качеств и отношений к людям. После проведения опытной работы представление о сущности этой деятельности значительно расширилось и повлияло в целом на формирование образа культурной личности, что нашло отражение в их суждениях, собственном поведении.
Резюме. В настоящее время общий уровень обеспечения досуга вступил в явное противоречие с требованиями жизни и запросами молодого поколения. Все это приводит к существенным изменениям и ставит теорию и практику перед необходимостью поиска оптимальных путей организации и проведения досуга для разных возрастных групп молодежи, переосмысления проблемы досуговой деятельности с точки зрения ее общечеловеческой и социально-педагогической значимости.
Можно говорить о том, что во внеаудиторной деятельности происходит активное стимулирование самодеятельности и развитие общей культуры по мере совершенствования мастерства студентов, накопления ими знаний и умений. Различные объединения студентов во внеаудиторной деятельности должны существовать не только ради обучения участников объединения и получения ими результатов, а ради общения, самоутверждения, культурного развития. Именно эта деятельность создает условия, необходимые для самообразования, самореализации, культурного саморазвития личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вересов, Н. Н. Культура и творчество как психологические идеи / Н. Н. Вересов // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 124-129.
2. Гликман, И. Актуальные проблемы воспитания будущих учителей / И. Гликман // Вестник высшей школы. - 1999. - № 8. - С. 32-35.
3. Куприянов, Б. В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Б. В. Куприянов и др. - М. : Академия, 2004. - 240 с.