Научная статья на тему 'Внеаудиторная работа студентов как важный элемент формирования компетенций будущего управленца'

Внеаудиторная работа студентов как важный элемент формирования компетенций будущего управленца Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
972
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомутова Ольга Юрьевна

Реформирование российской системы образования предполагает пересмотр подхода к организации и формам как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В этой связи важно при формировании новых подходов и методик опираться на ключевые компетенции будущих профессионалов, в данном случае менеджеров в сфере государственного и муниципального управления, учитывая потребности и дефициты в профессиональных навыках действующих управленцев. Пример организации самостоятельной работы студентов специальности «государственное и муниципальное управление» представлен в статье на основе опыта филиала Северо-Западной академии государственной службы в г. Калуге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внеаудиторная работа студентов как важный элемент формирования компетенций будущего управленца»

Хомутова О.Ю.

Внеаудиторная работа студентов как важный элемент формирования компетенций будущего управленца

В условиях перехода на государственные стандарты третьего поколения, внедрение которых предполагает формирование у будущих профессионалов определенного набора компетенций, реформирования высшей школы в целом происходит пересмотр всех составных частей системы образования. Новые требования выдвигаются к формам и организации образовательного процесса, к качественным характеристикам преподавательского состава и учебно-методическому обеспечению. Особое место в новом образовательном пространстве занимает внеаудиторная работа студентов, которая включает в себя учебную, исследовательскую деятельность, творчество во всем его разнообразии, благотворительную, социальную, общественную работу, все виды деятельности, которые должны сформировать из вчерашнего школьника активного гражданина и компетентного профессионала. Значение внеаудиторной работы возрастает в условиях информационного общества, быстрого устаревания информации, когда навыки и готовность к профессиональному самообразованию стали неотъемлемым признаком специалиста любой отрасли. В современной российской образовательной системе меняется сложившееся соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы 1:1, в сторону увеличения, следуя за практикой Европейских стран, участниц Болонского процесса, где отмечается устойчивая тенденция снижения общего времени на чтение лекций и повышения времени самостоятельной работы студентов. В среднем оно составляет 1:3. Именно такое, трёхкратное превышение времени на самостоятельную работу студентов по сравнению с лекционной формой занятий считается, в среднем, наиболее эффективным для улучшения качества подготовки специалистов1.

Исходя из многообразия содержания понятия внеаудиторная самостоятельная работа студентов, выделим сферу применения направленную, прежде всего на формирование профессиональных и личностных компетенций будущих управленцев. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа студентов) - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-

исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Согласно определению мы сосредоточим внимание на организации самостоятельной учебной и исследовательской работы студентов как в рамках учебного плана, так и за его пределами.

Структурно самостоятельную работу можно разделить на две части: организуемая преподавателем в рамках выполнения учебного плана и работа, выходящая за пределы освоения учебной программы, выполнение студентами творческих и проектных заданий для участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях. К первому виду можно отнести:

- подготовка к семинарам и практическим занятиям;

- написание контрольных, рефератов;

- проработка дополнительных тем, не вошедших в лекционный материал, но обязательных согласно учебной программе дисциплины;

- конспектирование научных статей и монографий;

1 Аванесов В.С, Барбер Г.М., Брусенина Н.Д. Новые формы организации самостоятельной работы студентов. Доклад подготовлен к юбилейной научной конференции МГМСУ (апрель 2005 г.) // http ://testolog.narod. ru

- подготовка к проблемным лекциям;

- проработка пройденных лекционных материалов по конспекту лекций, учебникам и пособиям на основании вопросов, подготовленных преподавателем;

- подготовка к промежуточному, рубежному и итоговому контролю;

- выполнение курсовых проектов (работ) и подготовка к их защите;

- подготовка группового отчета или презентации, написание эссе и глоссария и другие виды работы в соответствии с имеющимися типами и формами самостоятельной работы студентов;

- исследовательские задания на период учебной, производственной и преддипломной практики.

Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, всех видов практик, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств1.

Самостоятельная работа студентов вне учебного плана еще более разнообразна и во многом зависит от инициативности деканата и кафедр, информированности студентов и их желания участвовать во внеучебных мероприятиях, умения преподавателей стимулировать такого рода деятельность. К наиболее распространенным видам внеаудиторной учебной и исследовательской работе можно отнести:

- подготовка научных докладов и статей для участия в научно-практических конференциях;

- разработка проектов на всероссийские, региональные, межвузовские конкурсы и олимпиады;

- подготовка аналитических материалов тематических презентаций для выступления на научных семинарах, круглых столах, молодежных форумах и т.д.

Достичь эффективности в организации самостоятельной работы можно только при скоординированных действиях деканата, кафедр и преподавателей, так как организация самостоятельной работы должна получать не меньше внимания, чем процесс аудиторной работы. Для повышения качества организации самостоятельной работы необходимо обратить внимание на создание соответствующей технической и учебно-методической обеспеченности, в том числе:

- компьютерная поддержка организации самостоятельной работы студентов становится абсолютно необходимой - как для оперативной выдачи учебных материалов, так и для автоматизированного учета учебных достижений студентов;

- усиление консультационно-методической роли преподавателя;

- возможность свободного общения, в том числе и через интернет, между студентами, между студентами и преподавателем;

- деление занятия на обязательную и творческую части (для всех, пытающихся самостоятельно справиться с более трудными и, главное, - нестандартными задачами, дополнительными вопросами, учебно-проблемными ситуациями и т. д.)

- исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работы, сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов2.

1 Издания центра проблем развития образования Белорусского государственного университета. Аналитический обзор международных тенденций высшего образования. 2002. № 4 (июль-декабрь 2002 г.) Управление самостоятельной работой студентов // www.charco.narod.ru

2 См.: Аванесов В.С, Барбер Г.М., Брусенина Н.Д. Цит. соч.; Издания центра проблем развития

образования Белорусского государственного университета...; Экономический факультет МГУ имени

Так как по мере продвижения студентов от курса к курсу значение и объемы самостоятельной работы растут, следует увеличивать творческую составляющую в самостоятельной работе студентов на старших курсах. В процессе организации самостоятельной работы студентов возрастает потребность в тьютерской роли педагогов. Тьютер - это педагог, всегда готовый помочь, каждому студенту его группы, преодолеть индивидуальные затруднения при изучении учебных дисциплин1. Исходя из сказанного, надо учитывать рост занятости преподавателя, как тьютера, консультанта и контролера самостоятельной работы студентов, что не всегда находит отражение в реальной нагрузке. Кроме того, возникла необходимость специального повышения педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава в вопросах научной организации самостоятельной работы студентов, что требует временных и материальных затрат2.

На данный момент можно констатировать недостаточное внимание к организации самостоятельной работы в большинстве ВУЗов. Отношение к ней как к дополнительной, вторичной форме деятельности студентов, недостаток временного ресурса и должного стимулирования преподавателей руководством ВУЗа не позволяет самостоятельной работе быть оформленной так же структурировано и методически обеспеченной как аудиторная работа. К причинам низкой эффективности самостоятельной работы можно отнести так же:

- нечеткость постановки задач по формам отчетности за проделанную самостоятельную работу, временным рамкам сдачи отчетов, штрафных санкций в случае невыполнения заданий;

- нечеткость в критериях оценки, несвоевременность доведения их до студентов, пересмотр на завершающем этапе. Определение «стоимости» качественно выполненной работы в баллах, понимание студентом алгоритма формирования итоговой оценки по предмету с учетом результатов самостоятельной работы, безусловно, повышает ее «престижность» в глазах студента и становится ощутимым стимулом;

- отсутствие консультационной помощи со стороны преподавателя, возможности задать вопрос во внеучебный период (межсессионный период у заочников, сессионный у студентов дневного отделения)3.

Таким образом, недостаточная продуманность организации самостоятельной работы, отсутствие четкой, единообразной системы ее оценки понижает ее значимость в иерархии учебной деятельности студента, приводит к формальности выполнения и потере главного ее назначения - формирования умения эффективно и заинтересовано самообразовываться. В идеале самостоятельная работа должна формировать такие профессиональные компетенции, как умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное; умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия; умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее4.

М.В. Ломоносова. Эффективность организации самостоятельной работы студентов // http://www.econ.msu.ru

1 См.: Издания центра проблем развития образования Белорусского государственного университета...; Смышляева Л., Пшеничникова Т. Компетентностный подход к формированию профессионализма муниципальных служащих // Государственная служба. 2009. № 2. С. 38-41.

2 Аванесов В.С, Барбер Г.М., Брусенина Н.Д. Цит. соч.

3 Экономический факультет МГУ.

4 См.: Аванесов В.С, Барбер Г.М., Брусенина Н.Д. Цит. соч.; Карпов Е.Б., Леонович О.В. Пути развития высшей школы // Материалы второй международной научно-практической конференции «Проблемы экономики и информатизации образования». Тула, 2006. С. 39-42.

Учитывая важность комплексного подхода к формированию компетенций менеджера в сфере государственного и муниципального управления, сбалансированное наличие которых должно обеспечить качество социально-экономического развития местности, региона, страны в целом, организацию самостоятельной работы также необходимо выстраивать, ориентируясь на перечень приоритетных компетенций.

В практической деятельности должны быть гармонично представлены все три вида полномочий служащего (личностные, социальные, государственные). К личностным компетенциям формируемым в том числе самостоятельной работой можно отнести: умение развивать свои познавательные способности; обладать

интеллектуальными чувствами в отношении процесса познания; обладать творческим мышлением; участвовать в межкультурной коммуникации, противодействовать информационной манипуляции и агрессии; уметь принимать решения в отношении развития личностных потенциалов; осуществлять самоорганизацию и самоконтроль личностного развития1.

Социальный компонент модели компетентности представлен качествами государственного и муниципального служащего как гражданина страны и гражданственностью как его готовностью к конструктивной реализации своих прав и выполнению обязанностей2. Гражданские качества государственного и муниципального служащего формируемые в процессе самостоятельной работы: образовательная

конкурентоспособность, образовательная мобильность, трудолюбие, предприимчивость, адаптивность, общая культура, информационная культура3.

Согласно современным исследованиям действующих муниципальных служащих к числу наиболее проблемных мест в системе сформированных компетентностей относят, прежде всего, умение эффективно выстраивать социальное взаимодействие на разных уровнях, с различными социокультурными группами, владение способами продуктивного проблеморазрешения, способность переносить полученные знания в социальную реальность, владение информационными технологиями4.

Исходя из перечня дефицита компетенций, определенного самими профессионалами, рассмотрим порядок их формирования согласно учебному плану специальности «государственное и муниципальное управления», и в особенности через организацию самостоятельной работы студентов. За основу таблицы был взяты результаты исследования дефицита профессиональных компетенций, которые были сформированы в 5 групп: компетенции социального взаимодействия, системно -деятельностные компетенции, компетенции самоорганизации и самоуправления, ценностно-смысловые и политико-правовые компетенции, компетенции самостоятельной познавательной деятельности. В рамках каждой группы профессионалам в сфере муниципального управления было проведено ранжирование значения компетенции для управленческой деятельности5. Исходя из заявленных потребностей, был проведен анализ учебного плана подготовки специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» и практика организации самостоятельной работы на примере филиала Северо-Западной академии государственной службы в г. Калуге. Содержание третьего столбца носит несколько условный характер, так как внесены только дисциплины, для которых формирование указанных компетенций является приоритетным, и за «кадром» остались курсы в

1 Горб В. Методологические основы проектирования стандартов профессиональной подготовки // Государственная служба. 2009. № 3. С. 39-44.

2 См.: Горб В. Цит. соч.; Софьина В.Н. Управление развитием профессиональной компетентности специалистов (международный опыт): учеб. пособие. СПб., 2005; Карпов Е.Б., Леонович О.В. Цит. соч.

3 Там же.

4 Смышляева Л., Пшеничникова Т. Цит. соч.

5 Там же.

меньшей степени или косвенно влияющие на становление выделенных профессиональных умений. В четвертом столбце указаны виды самостоятельной работы помимо учебного плана, которые направлены на развитие указанных профессиональных компетенций.

Табл. 1. Данные об универсальных компетентностных дефицитах у современных служащих и пути их формирования на примере организации самостоятельной работы в филиале СевероЗападной академии государственной службы в г. Калуге

Рейтинговая позиция компетенции в группе Компетенция Дисциплины по учебному плану формирующие компетенцию Виды самостоятельного обучения формирующие компетенцию в рамках внеаудиторной работы

1. Компетенции социального взаимодействия

1 Способность устного и письменного выражения мыслей на нескольких языках Курс по эффективной деловой коммуникации в рамках изучения иностранных языков, Иностранный язык, Русский язык и культура речи, Риторика Прохождение практики студентами за рубежом, подготовка к ежегодным международным студенческим семинарам по вопросам государственного и муниципального управления (Высшая школа управления г.Кель, Германия), Лекции зарубежных практиков

2 Способность продуктивно работать в международной, иной культурной, поликультурной среде Курс по эффективной деловой коммуникации в рамках изучения иностранных языков, Иностранный язык Прохождение практики студентами за рубежом, подготовка к ежегодным международным студенческим семинарам по вопросам государственного и муниципального управления, Лекции зарубежных практиков

3 Владение техникой публичного выступления Риторика Подготовка и защита курсовых проектов, подготовка и защита проектов в рамках межвузовской олимпиады по вопросам ГиМУ, международные студенческие семинары, региональные и международные конкурсы и олимпиады

4 Способность продуктивно осуществлять переписку на родном языке Русский язык и культура речи, документационное обеспечение управления Выполнение студентами самостоятельно заданий в рамках учебной практики

5 Способность продуктивно вести переговоры Русский язык и культура речи, Практика эффективной коммуникации, Психология управления Тренинги в рамках учебной практики, Имитационные игры, круглые столы

6 Способность к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов Конфликтология, Этика и культура управления Выполнение студентами самостоятельно заданий в рамках указанных дисциплин, индивидуальное тестирование, определение возможных вариантов поведения в конфликтной ситуации

7 Способность работать в команде Психология управления, Этика и культура управления Командная работа над проектами в рамках подготовки к олимпиаде ГиМУ, Неделе науки, научным семинарам и конкурсам

2. Системно - деятельностные компетенции

1 Способность к анализу и синтезу Все дисциплины, Разработка управленческого решения, Управление развитием территорий, Основы социального прогнозирования Самостоятельные индивидуальные задания в рамках работы с электронной обучающей системой «Технология разработки и принятия творческих решений «Эврика»«, СНО

2 Способность быстро адаптироваться к новым ситуациям Психология управления, Теория управления, Теория организации Самостоятельные индивидуальные задания в рамках работы с ЭОС «Эврика», Конкурсы, Олимпиады

3 Гибкость мышления Разработка управленческих решений Самостоятельные индивидуальные задания в рамках работы с ЭОС «Эврика»

4 Способность к проектной деятельности Разработка управленческих решений, Управление проектами Практические задания в рамках дисциплин учебного плана, разработка курсовых проектов, командная работа над проектами в рамках подготовки к олимпиаде ГиМУ, Конкурс проектов и т.д.

5 Способность мыслить и действовать инновационно Разработка управленческих решений Самостоятельные индивидуальные задания в рамках работы с электронной обучающей системой «Технология разработки и принятия творческих решений «Эврика»«

3. Компетенции самоорганизации и самоуправления

1 Здоровьесберегающ ая направленность поведения Физическая культура, Психология и педагогика День здоровья, Спортивные лагеря, участие в областных спортивных мероприятий

2 Рефлексивность Психология и педагогика, Психология управления Игры, тренинги, самостоятельные задания, тестирование, выполнение самостоятельно индивидуальных заданий в рамках учебной практики

3 Эффективная самопрезентация Психология управления, Практика эффективной коммуникации, Риторика Выполнение самостоятельно индивидуальных заданий в рамках учебной практики, межвузовская олимпиада по вопросам ГиМУ, международные студенческие семинары, региональные и международные конкурсы и олимпиады

4 Способность продуктивно управлять временем Психология и педагогика, Психология управления Работа в рамках изучения дистанционных курсов, подготовка к внеаудиторным мероприятиям

5 Способность работать концентрированно и дисциплинированно Психология и педагогика, Психология управления Работа в рамках изучения дистанционных курсов, подготовка к внеаудиторным мероприятиям

6 Мобильность

7 Способность выполнять работу самостоятельно Работа в рамках изучения дистанционных курсов, подготовка к внеаудиторным мероприятиям

4. Ценностно-смысловые и политико-правовые компетенции

1 Способность переносить полученные знания в социальную реальность Учебная, производственная, преддипломная практики

2 Ориентация на духовное развитие Гуманитарный цикл дисциплин Круглые столы, научные семинары и конференции

5. Компетенции самостоятельной познавательной деятельности

1 Владение информационными технологиями Компьютерная обработка информации, Работа в ИНТЕРНЕТ, Автоматизированные информационные технологии в управлении Работа над проектами в рамках подготовки к олимпиаде ГиМУ, конкурсам, в том числе подготовка презентации

2 Менеджмент знания (учебная компетенция -«умение учиться») Самостоятельная работа в рамках учебного плана Поиск материала, его обработка и презентация в рамках внеаудиторной самостоятельной работы

Организация самостоятельной работы в рамках освоения программных дисциплин выстаивается кафедрами согласно единой концепции, формирования общих и индивидуально творческих заданий для студентов курса. Первый вариант заданий студенты получает в начале освоения дисциплины, и выполнение которого является допуском к итоговой форме аттестации - экзамену или зачету. Задание вывешивается на образовательный портал, получить консультации студенты могут в течении семестра. Индивидуально-творческие задания рассчитаны на наиболее сильных и мотивированных студентов и носят добровольный характер, часто в случае успешного выполнения, результаты работы используются в различных конкурсах, научнопрактических конференциях, отдельно обсуждаются на занятиях. Проведение внеаудиторных учебно-исследовательских и обучающих игровых мероприятий планируется кафедрами и общим планом филиала на новый учебный год. К числу традиционно проводимых мероприятий филиалом можно отнести межвузовскую Олимпиаду по вопросам государственного и муниципального управления «Идеальный чиновник XXI в.», международные студенческие семинары по вопросам государственного и муниципального управления, ярмарки проектов. Олимпиада направлена на формирование профессиональных и личностных компетенций будущих управленцев: организационной, аналитической, исследовательской, образовательной, а так же на становление активной гражданской позиции и навыков социального взаимодействия. Международные семинары с участием студентов Высшей школы управления г. Кель (Германия) позволяют развить навыки работы в поликультурной среде, умения самопрезентации, работы в команде и т.д. Помимо мероприятий организуемых филиалов студенты принимают участие во Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна - моя Россия», региональных конкурсах на лучшую студенческую научную работу, тематических конкурсах «Права человека и будущее России» (Уполномоченного по правам человека в Калужской области) и др. В целом организация внеаудиторной самостоятельной работе на примере конкретного ВУЗа выглядит достаточно разнообразной и соответствующей запросам современного профессионального сообщества управленцев. Для достижения эффективности в этой сфере организации образовательного процесса необходимо решить несколько проблем

характерных для большинства заведений высшей школы. Во-первых, естественная индивидуализация работы с наиболее продвинутыми и активными студентами, оставляет не задействованными основное количество контингента, при этом заметно усложняет обучение активистов, которые обычно участвуют во всех мероприятиях, как учебно-исследовательского, так и творческого характера. Во-вторых, результаты самостоятельной работы большинства студентов не может быть полноценно дифференцированы и разобраны, так как преподаватель не имеет часто временных и материальных стимулирующих ресурсов, которые позволили бы уйти от формального зачета наличия выполненной работы. В-третьих, переход на рейтинговую систему оценки и включение результатов самостоятельной работы в итоговый показатель по четкой схеме повысил бы «стоимость» самостоятельной работы в глазах студента. Примерная таблица, классифицирующая виды и «стоимость» в баллах самостоятельной работы разработанная в рамках каждой дисциплины, или курса в целом поможет студентам сформировать внутреннюю мотивацию и ответственное отношение к выполнению самостоятельной работы.

Табл. 2. Формы самостоятельной работы студентов и их оценка по рейтинговой системе1

Формы СРС Форма отчета о самостоятельной работе Оценка (баллы)

Написание реферата Обсуждение с преподавателем, в группе 10

Аналитический разбор научной публикации (для обсуждения на семинаре) Обсуждение (предварительное) с преподавателем 10

Эссе по заданной научной теме Представление текста преподавателю. Обсуждение лучших эссе на семинаре. 10

Анализ конкретной ситуации Обсуждение аналитической записки с преподавателем 15

Подготовка публикаций (в т.ч. в электронных СМИ) Обсуждение с преподавателем, сдача текста (в издательство и т.д.) 25

В заключение хотелось бы отметить, что самостоятельная работа является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в которой происходит формирование компетенций, устойчивого интереса к выбранной профессии, ясного представления себя и своих полномочий в будущей деятельности, без которых невозможна подготовка компетентного и мотивированного профессионала.

Список литературы:

1. Аванесов В.С, Барбер Г.М., Брусенина Н.Д. Новые формы организации самостоятельной работы студентов. Доклад подготовлен к юбилейной научной конференции МГМСУ (апрель 2005 г.) // http://testolog.narod.ru

2. Издания центра проблем развития образования Белорусского государственного университета. Аналитический обзор международных тенденций высшего образования. 2002. № 4 (июль-декабрь 2002 г.) Управление самостоятельной работой студентов // www.charco.narod.ru

3. Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Эффективность организации самостоятельной работы студентов // http://www.econ.msu.ru

4. Горб В. Методологические основы проектирования стандартов профессиональной подготовки // Государственная служба. 2009. № 3. С. 39-44.

1 Экономический факультет МГУ...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Смышляева Л., Пшеничникова Т. Компетентностный подход к формированию профессионализма муниципальных служащих // Государственная служба. 2009. № 2. С. 38-41.

6. Софьина В.Н. Управление развитием профессиональной компетентности специалистов (международный опыт): учеб. пособие. СПб., 2005.

7. Карпов Е.Б., Леонович О.В. Пути развития высшей школы // Материалы второй международной научно-практической конференции «Проблемы экономики и информатизации образования». Тула, 2006. С. 39-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.