Хомутова О.Ю.
Внеаудиторная работа студентов как важный элемент формирования компетенций будущего управленца
В условиях перехода на государственные стандарты третьего поколения, внедрение которых предполагает формирование у будущих профессионалов определенного набора компетенций, реформирования высшей школы в целом происходит пересмотр всех составных частей системы образования. Новые требования выдвигаются к формам и организации образовательного процесса, к качественным характеристикам преподавательского состава и учебно-методическому обеспечению. Особое место в новом образовательном пространстве занимает внеаудиторная работа студентов, которая включает в себя учебную, исследовательскую деятельность, творчество во всем его разнообразии, благотворительную, социальную, общественную работу, все виды деятельности, которые должны сформировать из вчерашнего школьника активного гражданина и компетентного профессионала. Значение внеаудиторной работы возрастает в условиях информационного общества, быстрого устаревания информации, когда навыки и готовность к профессиональному самообразованию стали неотъемлемым признаком специалиста любой отрасли. В современной российской образовательной системе меняется сложившееся соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы 1:1, в сторону увеличения, следуя за практикой Европейских стран, участниц Болонского процесса, где отмечается устойчивая тенденция снижения общего времени на чтение лекций и повышения времени самостоятельной работы студентов. В среднем оно составляет 1:3. Именно такое, трёхкратное превышение времени на самостоятельную работу студентов по сравнению с лекционной формой занятий считается, в среднем, наиболее эффективным для улучшения качества подготовки специалистов1.
Исходя из многообразия содержания понятия внеаудиторная самостоятельная работа студентов, выделим сферу применения направленную, прежде всего на формирование профессиональных и личностных компетенций будущих управленцев. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа студентов) - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-
исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Согласно определению мы сосредоточим внимание на организации самостоятельной учебной и исследовательской работы студентов как в рамках учебного плана, так и за его пределами.
Структурно самостоятельную работу можно разделить на две части: организуемая преподавателем в рамках выполнения учебного плана и работа, выходящая за пределы освоения учебной программы, выполнение студентами творческих и проектных заданий для участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях. К первому виду можно отнести:
- подготовка к семинарам и практическим занятиям;
- написание контрольных, рефератов;
- проработка дополнительных тем, не вошедших в лекционный материал, но обязательных согласно учебной программе дисциплины;
- конспектирование научных статей и монографий;
1 Аванесов В.С, Барбер Г.М., Брусенина Н.Д. Новые формы организации самостоятельной работы студентов. Доклад подготовлен к юбилейной научной конференции МГМСУ (апрель 2005 г.) // http ://testolog.narod. ru
- подготовка к проблемным лекциям;
- проработка пройденных лекционных материалов по конспекту лекций, учебникам и пособиям на основании вопросов, подготовленных преподавателем;
- подготовка к промежуточному, рубежному и итоговому контролю;
- выполнение курсовых проектов (работ) и подготовка к их защите;
- подготовка группового отчета или презентации, написание эссе и глоссария и другие виды работы в соответствии с имеющимися типами и формами самостоятельной работы студентов;
- исследовательские задания на период учебной, производственной и преддипломной практики.
Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, всех видов практик, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств1.
Самостоятельная работа студентов вне учебного плана еще более разнообразна и во многом зависит от инициативности деканата и кафедр, информированности студентов и их желания участвовать во внеучебных мероприятиях, умения преподавателей стимулировать такого рода деятельность. К наиболее распространенным видам внеаудиторной учебной и исследовательской работе можно отнести:
- подготовка научных докладов и статей для участия в научно-практических конференциях;
- разработка проектов на всероссийские, региональные, межвузовские конкурсы и олимпиады;
- подготовка аналитических материалов тематических презентаций для выступления на научных семинарах, круглых столах, молодежных форумах и т.д.
Достичь эффективности в организации самостоятельной работы можно только при скоординированных действиях деканата, кафедр и преподавателей, так как организация самостоятельной работы должна получать не меньше внимания, чем процесс аудиторной работы. Для повышения качества организации самостоятельной работы необходимо обратить внимание на создание соответствующей технической и учебно-методической обеспеченности, в том числе:
- компьютерная поддержка организации самостоятельной работы студентов становится абсолютно необходимой - как для оперативной выдачи учебных материалов, так и для автоматизированного учета учебных достижений студентов;
- усиление консультационно-методической роли преподавателя;
- возможность свободного общения, в том числе и через интернет, между студентами, между студентами и преподавателем;
- деление занятия на обязательную и творческую части (для всех, пытающихся самостоятельно справиться с более трудными и, главное, - нестандартными задачами, дополнительными вопросами, учебно-проблемными ситуациями и т. д.)
- исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работы, сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов2.
1 Издания центра проблем развития образования Белорусского государственного университета. Аналитический обзор международных тенденций высшего образования. 2002. № 4 (июль-декабрь 2002 г.) Управление самостоятельной работой студентов // www.charco.narod.ru
2 См.: Аванесов В.С, Барбер Г.М., Брусенина Н.Д. Цит. соч.; Издания центра проблем развития
образования Белорусского государственного университета...; Экономический факультет МГУ имени
Так как по мере продвижения студентов от курса к курсу значение и объемы самостоятельной работы растут, следует увеличивать творческую составляющую в самостоятельной работе студентов на старших курсах. В процессе организации самостоятельной работы студентов возрастает потребность в тьютерской роли педагогов. Тьютер - это педагог, всегда готовый помочь, каждому студенту его группы, преодолеть индивидуальные затруднения при изучении учебных дисциплин1. Исходя из сказанного, надо учитывать рост занятости преподавателя, как тьютера, консультанта и контролера самостоятельной работы студентов, что не всегда находит отражение в реальной нагрузке. Кроме того, возникла необходимость специального повышения педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава в вопросах научной организации самостоятельной работы студентов, что требует временных и материальных затрат2.
На данный момент можно констатировать недостаточное внимание к организации самостоятельной работы в большинстве ВУЗов. Отношение к ней как к дополнительной, вторичной форме деятельности студентов, недостаток временного ресурса и должного стимулирования преподавателей руководством ВУЗа не позволяет самостоятельной работе быть оформленной так же структурировано и методически обеспеченной как аудиторная работа. К причинам низкой эффективности самостоятельной работы можно отнести так же:
- нечеткость постановки задач по формам отчетности за проделанную самостоятельную работу, временным рамкам сдачи отчетов, штрафных санкций в случае невыполнения заданий;
- нечеткость в критериях оценки, несвоевременность доведения их до студентов, пересмотр на завершающем этапе. Определение «стоимости» качественно выполненной работы в баллах, понимание студентом алгоритма формирования итоговой оценки по предмету с учетом результатов самостоятельной работы, безусловно, повышает ее «престижность» в глазах студента и становится ощутимым стимулом;
- отсутствие консультационной помощи со стороны преподавателя, возможности задать вопрос во внеучебный период (межсессионный период у заочников, сессионный у студентов дневного отделения)3.
Таким образом, недостаточная продуманность организации самостоятельной работы, отсутствие четкой, единообразной системы ее оценки понижает ее значимость в иерархии учебной деятельности студента, приводит к формальности выполнения и потере главного ее назначения - формирования умения эффективно и заинтересовано самообразовываться. В идеале самостоятельная работа должна формировать такие профессиональные компетенции, как умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное; умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия; умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее4.
М.В. Ломоносова. Эффективность организации самостоятельной работы студентов // http://www.econ.msu.ru
1 См.: Издания центра проблем развития образования Белорусского государственного университета...; Смышляева Л., Пшеничникова Т. Компетентностный подход к формированию профессионализма муниципальных служащих // Государственная служба. 2009. № 2. С. 38-41.
2 Аванесов В.С, Барбер Г.М., Брусенина Н.Д. Цит. соч.
3 Экономический факультет МГУ.
4 См.: Аванесов В.С, Барбер Г.М., Брусенина Н.Д. Цит. соч.; Карпов Е.Б., Леонович О.В. Пути развития высшей школы // Материалы второй международной научно-практической конференции «Проблемы экономики и информатизации образования». Тула, 2006. С. 39-42.
Учитывая важность комплексного подхода к формированию компетенций менеджера в сфере государственного и муниципального управления, сбалансированное наличие которых должно обеспечить качество социально-экономического развития местности, региона, страны в целом, организацию самостоятельной работы также необходимо выстраивать, ориентируясь на перечень приоритетных компетенций.
В практической деятельности должны быть гармонично представлены все три вида полномочий служащего (личностные, социальные, государственные). К личностным компетенциям формируемым в том числе самостоятельной работой можно отнести: умение развивать свои познавательные способности; обладать
интеллектуальными чувствами в отношении процесса познания; обладать творческим мышлением; участвовать в межкультурной коммуникации, противодействовать информационной манипуляции и агрессии; уметь принимать решения в отношении развития личностных потенциалов; осуществлять самоорганизацию и самоконтроль личностного развития1.
Социальный компонент модели компетентности представлен качествами государственного и муниципального служащего как гражданина страны и гражданственностью как его готовностью к конструктивной реализации своих прав и выполнению обязанностей2. Гражданские качества государственного и муниципального служащего формируемые в процессе самостоятельной работы: образовательная
конкурентоспособность, образовательная мобильность, трудолюбие, предприимчивость, адаптивность, общая культура, информационная культура3.
Согласно современным исследованиям действующих муниципальных служащих к числу наиболее проблемных мест в системе сформированных компетентностей относят, прежде всего, умение эффективно выстраивать социальное взаимодействие на разных уровнях, с различными социокультурными группами, владение способами продуктивного проблеморазрешения, способность переносить полученные знания в социальную реальность, владение информационными технологиями4.
Исходя из перечня дефицита компетенций, определенного самими профессионалами, рассмотрим порядок их формирования согласно учебному плану специальности «государственное и муниципальное управления», и в особенности через организацию самостоятельной работы студентов. За основу таблицы был взяты результаты исследования дефицита профессиональных компетенций, которые были сформированы в 5 групп: компетенции социального взаимодействия, системно -деятельностные компетенции, компетенции самоорганизации и самоуправления, ценностно-смысловые и политико-правовые компетенции, компетенции самостоятельной познавательной деятельности. В рамках каждой группы профессионалам в сфере муниципального управления было проведено ранжирование значения компетенции для управленческой деятельности5. Исходя из заявленных потребностей, был проведен анализ учебного плана подготовки специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» и практика организации самостоятельной работы на примере филиала Северо-Западной академии государственной службы в г. Калуге. Содержание третьего столбца носит несколько условный характер, так как внесены только дисциплины, для которых формирование указанных компетенций является приоритетным, и за «кадром» остались курсы в
1 Горб В. Методологические основы проектирования стандартов профессиональной подготовки // Государственная служба. 2009. № 3. С. 39-44.
2 См.: Горб В. Цит. соч.; Софьина В.Н. Управление развитием профессиональной компетентности специалистов (международный опыт): учеб. пособие. СПб., 2005; Карпов Е.Б., Леонович О.В. Цит. соч.
3 Там же.
4 Смышляева Л., Пшеничникова Т. Цит. соч.
5 Там же.
меньшей степени или косвенно влияющие на становление выделенных профессиональных умений. В четвертом столбце указаны виды самостоятельной работы помимо учебного плана, которые направлены на развитие указанных профессиональных компетенций.
Табл. 1. Данные об универсальных компетентностных дефицитах у современных служащих и пути их формирования на примере организации самостоятельной работы в филиале СевероЗападной академии государственной службы в г. Калуге
Рейтинговая позиция компетенции в группе Компетенция Дисциплины по учебному плану формирующие компетенцию Виды самостоятельного обучения формирующие компетенцию в рамках внеаудиторной работы
1. Компетенции социального взаимодействия
1 Способность устного и письменного выражения мыслей на нескольких языках Курс по эффективной деловой коммуникации в рамках изучения иностранных языков, Иностранный язык, Русский язык и культура речи, Риторика Прохождение практики студентами за рубежом, подготовка к ежегодным международным студенческим семинарам по вопросам государственного и муниципального управления (Высшая школа управления г.Кель, Германия), Лекции зарубежных практиков
2 Способность продуктивно работать в международной, иной культурной, поликультурной среде Курс по эффективной деловой коммуникации в рамках изучения иностранных языков, Иностранный язык Прохождение практики студентами за рубежом, подготовка к ежегодным международным студенческим семинарам по вопросам государственного и муниципального управления, Лекции зарубежных практиков
3 Владение техникой публичного выступления Риторика Подготовка и защита курсовых проектов, подготовка и защита проектов в рамках межвузовской олимпиады по вопросам ГиМУ, международные студенческие семинары, региональные и международные конкурсы и олимпиады
4 Способность продуктивно осуществлять переписку на родном языке Русский язык и культура речи, документационное обеспечение управления Выполнение студентами самостоятельно заданий в рамках учебной практики
5 Способность продуктивно вести переговоры Русский язык и культура речи, Практика эффективной коммуникации, Психология управления Тренинги в рамках учебной практики, Имитационные игры, круглые столы
6 Способность к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов Конфликтология, Этика и культура управления Выполнение студентами самостоятельно заданий в рамках указанных дисциплин, индивидуальное тестирование, определение возможных вариантов поведения в конфликтной ситуации
7 Способность работать в команде Психология управления, Этика и культура управления Командная работа над проектами в рамках подготовки к олимпиаде ГиМУ, Неделе науки, научным семинарам и конкурсам
2. Системно - деятельностные компетенции
1 Способность к анализу и синтезу Все дисциплины, Разработка управленческого решения, Управление развитием территорий, Основы социального прогнозирования Самостоятельные индивидуальные задания в рамках работы с электронной обучающей системой «Технология разработки и принятия творческих решений «Эврика»«, СНО
2 Способность быстро адаптироваться к новым ситуациям Психология управления, Теория управления, Теория организации Самостоятельные индивидуальные задания в рамках работы с ЭОС «Эврика», Конкурсы, Олимпиады
3 Гибкость мышления Разработка управленческих решений Самостоятельные индивидуальные задания в рамках работы с ЭОС «Эврика»
4 Способность к проектной деятельности Разработка управленческих решений, Управление проектами Практические задания в рамках дисциплин учебного плана, разработка курсовых проектов, командная работа над проектами в рамках подготовки к олимпиаде ГиМУ, Конкурс проектов и т.д.
5 Способность мыслить и действовать инновационно Разработка управленческих решений Самостоятельные индивидуальные задания в рамках работы с электронной обучающей системой «Технология разработки и принятия творческих решений «Эврика»«
3. Компетенции самоорганизации и самоуправления
1 Здоровьесберегающ ая направленность поведения Физическая культура, Психология и педагогика День здоровья, Спортивные лагеря, участие в областных спортивных мероприятий
2 Рефлексивность Психология и педагогика, Психология управления Игры, тренинги, самостоятельные задания, тестирование, выполнение самостоятельно индивидуальных заданий в рамках учебной практики
3 Эффективная самопрезентация Психология управления, Практика эффективной коммуникации, Риторика Выполнение самостоятельно индивидуальных заданий в рамках учебной практики, межвузовская олимпиада по вопросам ГиМУ, международные студенческие семинары, региональные и международные конкурсы и олимпиады
4 Способность продуктивно управлять временем Психология и педагогика, Психология управления Работа в рамках изучения дистанционных курсов, подготовка к внеаудиторным мероприятиям
5 Способность работать концентрированно и дисциплинированно Психология и педагогика, Психология управления Работа в рамках изучения дистанционных курсов, подготовка к внеаудиторным мероприятиям
6 Мобильность
7 Способность выполнять работу самостоятельно Работа в рамках изучения дистанционных курсов, подготовка к внеаудиторным мероприятиям
4. Ценностно-смысловые и политико-правовые компетенции
1 Способность переносить полученные знания в социальную реальность Учебная, производственная, преддипломная практики
2 Ориентация на духовное развитие Гуманитарный цикл дисциплин Круглые столы, научные семинары и конференции
5. Компетенции самостоятельной познавательной деятельности
1 Владение информационными технологиями Компьютерная обработка информации, Работа в ИНТЕРНЕТ, Автоматизированные информационные технологии в управлении Работа над проектами в рамках подготовки к олимпиаде ГиМУ, конкурсам, в том числе подготовка презентации
2 Менеджмент знания (учебная компетенция -«умение учиться») Самостоятельная работа в рамках учебного плана Поиск материала, его обработка и презентация в рамках внеаудиторной самостоятельной работы
Организация самостоятельной работы в рамках освоения программных дисциплин выстаивается кафедрами согласно единой концепции, формирования общих и индивидуально творческих заданий для студентов курса. Первый вариант заданий студенты получает в начале освоения дисциплины, и выполнение которого является допуском к итоговой форме аттестации - экзамену или зачету. Задание вывешивается на образовательный портал, получить консультации студенты могут в течении семестра. Индивидуально-творческие задания рассчитаны на наиболее сильных и мотивированных студентов и носят добровольный характер, часто в случае успешного выполнения, результаты работы используются в различных конкурсах, научнопрактических конференциях, отдельно обсуждаются на занятиях. Проведение внеаудиторных учебно-исследовательских и обучающих игровых мероприятий планируется кафедрами и общим планом филиала на новый учебный год. К числу традиционно проводимых мероприятий филиалом можно отнести межвузовскую Олимпиаду по вопросам государственного и муниципального управления «Идеальный чиновник XXI в.», международные студенческие семинары по вопросам государственного и муниципального управления, ярмарки проектов. Олимпиада направлена на формирование профессиональных и личностных компетенций будущих управленцев: организационной, аналитической, исследовательской, образовательной, а так же на становление активной гражданской позиции и навыков социального взаимодействия. Международные семинары с участием студентов Высшей школы управления г. Кель (Германия) позволяют развить навыки работы в поликультурной среде, умения самопрезентации, работы в команде и т.д. Помимо мероприятий организуемых филиалов студенты принимают участие во Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна - моя Россия», региональных конкурсах на лучшую студенческую научную работу, тематических конкурсах «Права человека и будущее России» (Уполномоченного по правам человека в Калужской области) и др. В целом организация внеаудиторной самостоятельной работе на примере конкретного ВУЗа выглядит достаточно разнообразной и соответствующей запросам современного профессионального сообщества управленцев. Для достижения эффективности в этой сфере организации образовательного процесса необходимо решить несколько проблем
характерных для большинства заведений высшей школы. Во-первых, естественная индивидуализация работы с наиболее продвинутыми и активными студентами, оставляет не задействованными основное количество контингента, при этом заметно усложняет обучение активистов, которые обычно участвуют во всех мероприятиях, как учебно-исследовательского, так и творческого характера. Во-вторых, результаты самостоятельной работы большинства студентов не может быть полноценно дифференцированы и разобраны, так как преподаватель не имеет часто временных и материальных стимулирующих ресурсов, которые позволили бы уйти от формального зачета наличия выполненной работы. В-третьих, переход на рейтинговую систему оценки и включение результатов самостоятельной работы в итоговый показатель по четкой схеме повысил бы «стоимость» самостоятельной работы в глазах студента. Примерная таблица, классифицирующая виды и «стоимость» в баллах самостоятельной работы разработанная в рамках каждой дисциплины, или курса в целом поможет студентам сформировать внутреннюю мотивацию и ответственное отношение к выполнению самостоятельной работы.
Табл. 2. Формы самостоятельной работы студентов и их оценка по рейтинговой системе1
Формы СРС Форма отчета о самостоятельной работе Оценка (баллы)
Написание реферата Обсуждение с преподавателем, в группе 10
Аналитический разбор научной публикации (для обсуждения на семинаре) Обсуждение (предварительное) с преподавателем 10
Эссе по заданной научной теме Представление текста преподавателю. Обсуждение лучших эссе на семинаре. 10
Анализ конкретной ситуации Обсуждение аналитической записки с преподавателем 15
Подготовка публикаций (в т.ч. в электронных СМИ) Обсуждение с преподавателем, сдача текста (в издательство и т.д.) 25
В заключение хотелось бы отметить, что самостоятельная работа является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в которой происходит формирование компетенций, устойчивого интереса к выбранной профессии, ясного представления себя и своих полномочий в будущей деятельности, без которых невозможна подготовка компетентного и мотивированного профессионала.
Список литературы:
1. Аванесов В.С, Барбер Г.М., Брусенина Н.Д. Новые формы организации самостоятельной работы студентов. Доклад подготовлен к юбилейной научной конференции МГМСУ (апрель 2005 г.) // http://testolog.narod.ru
2. Издания центра проблем развития образования Белорусского государственного университета. Аналитический обзор международных тенденций высшего образования. 2002. № 4 (июль-декабрь 2002 г.) Управление самостоятельной работой студентов // www.charco.narod.ru
3. Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Эффективность организации самостоятельной работы студентов // http://www.econ.msu.ru
4. Горб В. Методологические основы проектирования стандартов профессиональной подготовки // Государственная служба. 2009. № 3. С. 39-44.
1 Экономический факультет МГУ...
5. Смышляева Л., Пшеничникова Т. Компетентностный подход к формированию профессионализма муниципальных служащих // Государственная служба. 2009. № 2. С. 38-41.
6. Софьина В.Н. Управление развитием профессиональной компетентности специалистов (международный опыт): учеб. пособие. СПб., 2005.
7. Карпов Е.Б., Леонович О.В. Пути развития высшей школы // Материалы второй международной научно-практической конференции «Проблемы экономики и информатизации образования». Тула, 2006. С. 39-42.