ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ
СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ФГОС ВПО 1 2 Н.В. Соловова , О.Ю. Калмыкова
1 Самарский государственный университет,
443011, Самара, ул. ак. Павлова, 1
2Самарский государственный технический университет,
4430100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: oukalmiykova@mail. ru
В статье авторы анализируют принципы организации и управления самостоятельной работой студентов в рамках ФГОС ВПО. Внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий с повышенной долей самостоятельной работы требует качественного методического сопровождения и высокого уровня организации и управления.
Ключевые слова: студенты, самостоятельная работа, инновационные образовательные технологии.
При реализации обучения в соответствии с ФГОС ВПО и компетентностным подходом целесообразно отказаться от распределения фонда учебного времени между аудиторными часами и часами самостоятельной работы студентов. Это позволит вузам более эффективно использовать учебное время с учетом специфики и направленности образовательных программ и отдельных дисциплин, применяемых образовательных технологий. Возможность выбора преподавателем инновационной образовательной технологии также предполагает обязательное планирование содержания самостоятельной работы студентов и ее полное методическое обеспечение, четко продуманную систему заданий и обеспечение самоконтроля студентов. Преобладание самостоятельной работы в ряде инновационных образовательных технологий должно быть подкреплено четко спланированной консультационной деятельностью преподавателя [1].
Внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий с повышенной долей самостоятельной работы требует качественного методического сопровождения и высокого уровня организации и управления.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся [2]: развивающая, информационно-обучающая, ориентирующая и стимулирующая, воспитывающая, исследовательская.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференциальный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
Для овладения знаниями:
— чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
— составление плана текста;
— графическое изображение структуры текста;
— конспектирование текста;
1 Соловова Наталья Валентиновна (к.х.н., доцент), доцент, каф. теории и методики профессионального образования. Калмыкова Ольга Юрьевна (к.п.н., доцент), доцент, каф. общей и неорганической химии.
— выписки из текста;
— работа со словарями и справочниками;
— ознакомление с нормативными документами;
— исследовательская работа;
— использование аудио- и видеозаписи;
— работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Шег^. Для закрепления и систематизации знаний:
— работа с конспектом лекции (обработка текста);
— повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио-, видеозаписей);
— составление плана и тезисов ответа;
— составление альбомов, схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала; изучение нормативных документов;
— выполнение тестовых заданий;
— ответы на контрольные вопросы;
— аннотирование, реферирование, рецензирование текста;
— составление глоссария, кроссворда или библиографии по конкретной теме;
— работа с компьютерными программами;
— подготовка к сдаче экзамена.
Для формирования умений:
— решение задач и упражнений по образцу;
— решение вариативных задач и упражнений;
— выполнение чертежей, схем;
— выполнение расчетно-графических работ;
— выпуск газеты, телепередачи, организация выставки;
— создание проспектов, проектов, моделей;
— составление памяток, рекомендаций, советов, кодексов.
Для формирования компетенций [1]:
— написание эссе, писем-размышлений, сочинений;
— подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов;
— решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
— подготовка к деловым играм;
— участие в научных и практических конференциях;
— проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, экспериментальная работа, участие в НИР;
— рефлексивный системный анализ профессиональных умений с использованием аудио-, видеотехники и компьютерных расчетных программ и электронных практикумов;
— подготовка курсовых и дипломных работ.
Аудиторная (контролируемая) самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям. Под контролируемой самостоятельной работой студентов (КСРС) понимается, наряду с лекциями и практическими занятиями, такой вид деятельности, в ходе которой студент, руководствуясь специальными методическими указаниями
преподавателя, приобретает и совершенствует знания, умения и навыки, накапливает опыт практической деятельности.
При планировании внеаудиторной самостоятельной работы студентов особое внимание следует уделить: нормам времени, затрачиваемым на выполнение отдельных типовых заданий; соответствию планируемой трудности реальному еженедельному бюджету времени студентов; равномерности нагрузки на протяжении всего учебного года (необходимо скоординировать сроки выполнения заданий по предмету и контрольные мероприятия с другими параллельно изучаемыми дисциплинами).
Приступая к изучению конкретной дисциплины, студент должен внимательно ознакомиться в УМК с методическими рекомендациями студенту по освоению учебной дисциплины, требованиями программы по данному курсу.
Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу студентов, являются: сборники основной образовательной программы специальности; методические указания по правильному освоению курса; методические указания к практическим, семинарским и лабораторным занятиям; часть учебно-методического комплекса по дисциплине (примеры решения домашних заданий, оформления рабочих тетрадей и отчетов по лабораторным и расчетным работам, использования электронных информационных ресурсов); методические указания по выполнению курсовых и дипломных работ; списки основной и дополнительной литературы в рабочей программе дисциплины [1].
Ведущая роль среди средств, используемых студентами при самостоятельной работе, принадлежит учебному изданию (учебнику, учебному пособию). В нем должна быть изложена система знаний, а не их сумма. Объем учебников должен быть соразмерен с ролью и местом дисциплины в учебном плане и обязан соответствовать времени, отводимому на изучение данного курса. При этом необходимо помнить, что на самостоятельную работу студент может затратить три-четыре часа в день.
В практике назначения объемов (V) учебников для вузов в страницах может быть рекомендована формула:
V(стр.) = 5,5п ^
где п - количество аудиторных лекционных часов, предусмотренных учебным планом для изучения дисциплины;
k - соотношение между временем на внеаудиторную самостоятельную работу студента по данному курсу и количеством часов трудоемкости, предусмотренных учебным планом на данную дисциплину;
5,5 - объем текста учебника в страницах, который студент предположительно может прочесть и усвоить за один час. Данная методика расчета аналогична представленной в справочном пособии П.Г. Буги [6].
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Сущность самостоятельной работы студентов, как специфической педагогической конструкции, определяется особенностями поставленных в ней учебнопознавательных задач. Следовательно, самостоятельная работа не есть самостоятельная деятельность учащихся по усвоению учебного материала, а есть особая система условий обучения, организуемых преподавателем.
Организация контролируемой самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:
1. Составление плана самостоятельной работы студента по дисциплине.
2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы. Обеспечение положительной мотивации индивидуальной и групповой деятельности. Проведение вводной лекции.
3. Организация индивидуально-групповых консультаций по выполнению заданий (устный инструктаж, письменная инструкция).
4. Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной работы студента [4,5].
При выдаче заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется
использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает разъяснение цели задания, его содержания, уточняет сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины [3].
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.
Контроль самостоятельной работы студента может быть установлен в следующих формах: включение предлагаемого для изучения вопроса в перечень вопросов экзаменационных билетов; тестовый контроль; защита письменных работ, в том числе рефератов, курсовых и контрольных работ; выступление на семинарском занятии, конференции, участие в «круглом столе», деловой игре, олимпиадах и т.п.
Управление самостоятельной работой студентов осуществляется через различные формы контроля и обучения [1]:
— Консультации (установочные, тематические). В ходе консультаций студенты должны осмыслить полученную информацию, а преподаватель определить степень понимания темы и оказать необходимую помощь. При проведении индивидуальногрупповых консультаций по выполнению заданий необходимо уделять внимание глубине анализа наиболее типичных ошибок, точности и доступности рекомендуемых источников. Деликатно и точно отвечать на все поставленные студентом вопросы.
— Следящий контроль осуществляется на лекциях, семинарских, практических и лабораторных занятиях. Он проводится в форме собеседования, устных ответов студентов, контрольных работ, тестов, дискуссий и диспутов, фронтальных опросов. Преподаватель фронтально просматривает наличие письменных работ, упражнений, задач, конспектов.
— Текущий контроль осуществляется в ходе проверки и анализа отдельных видов самостоятельных работ, выполненных во внеаудиторное время. Это, как правило, работы индивидуального характера: доклады, рефераты, курсовые и дипломные работы.
— Итоговый контроль осуществляется через систему зачетов и экзаменов, предусмотренных учебным планом. Формы контроля должны быть адекватны уровням усвоения: уровню понимания, воспроизведения, реконструкции, творчества. Наряду с устными ответами по экзаменационным билетам рекомендуется шире использовать письменные формы итогового контроля.
Инновационные методы и технологии обучения должны быть прежде всего ориентированы не на знаниевый, а на деятельностный подход, на создание условий для формирования профессионально значимых компетенций у студентов, способности к
самоорганизации в учебной, профессиональной деятельности. Задачей каждого преподавателя - менеджера учебного процесса становится обучение студентов работе в режиме самообразования, удовлетворение потребности личности в знаниях, позволяющих ей адаптироваться в современном мире. Реализация компетентностного подхода в обучении невозможна без повышения роли самостоятельной работы студентов и усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, воспитание их творческой активности и инициативы. Студент должен стать активной фигурой учебного процесса, необходимо включать его в активную учебную деятельность, стимулировать его профессиональный рост.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гагаринская Г.П., Гарькин В.П., Живицкая Е.Н., Калмыкова О.Ю., Соловова Н.В. Ком-петентностный подход: пути реализации / Г.П. Гагаринская, В.П. Гарькин, Е.Н. Живицкая, О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова. - Самара: Универс групп, 2008. - 258 с.
2. Морева Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. - М.: ACADEMIA, 2005. - 428 с.
3. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 142 с.
4. Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса / В.А. Белогурова. - М.: Медицина, 2003. - 296 с.
5. Трофимова И.А. Педагогика и психология. Основы самостоятельной работы студентов / И.А. Трофимова. - СПб., 2001. - 222 с.
6. 6. Буга П.Г. Создание учебных книг для вузов / П.Г. Буга. - М.: Изд-во Московского университета, 1993. - С.23.
Поступила в редакцию 13/II/2009; в окончательном варианте - 25/III/2009.
UDC: 378(2)
ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS WITHIN THE FGOS VPO
N. V. Solovova1, O. Y. Kalmykova2
Samara State University
11 Ak. Pavlova str., Samara, 443011
2Samara State Technical University
244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100
E-mail: oukalmiykova@mail. ru
The author analyzes the principles of organization and management of students’ independent work under the FGOS VPO. Implementation in the learning process of innovative educational technologies with high shares of self-study requires a qualitative methodological support and high level of organization and management.
Key words: students, independent work, innovative educational technologies.
Original article submitted 13/II/2009; revision submitted - 25/III/2009.
Natalya V. Solovova (Ph.D., Associate Professor), Associate Professor, Dept. Theory and Methodology of Vocational Education. Olga Y. Kalmykova, (Ph.D., Associate Professor), Associate Professor, Dept. General and Inorganic Chemistry.
УДК 801 (075,8)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПОЛЕМИЧЕСКОМУ МАСТЕРСТВУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ