Научная статья на тему 'Проектирование самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика профессионального обучения»'

Проектирование самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика профессионального обучения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1002
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / INDEPENDENT WORK / COMPETENCE-BASED APPROACH / TYPES OF INDEPENDENT WORK / FORM OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / MODELS OF THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старикова Людмила Дмитриевна

Освещаются вопросы, связанные с организацией и методическим обеспечением самостоятельной работы студентов. Предлагаемый материал раскрывает структуру, цели, содержание, подходы к организации самостоятельной работы студентов на примере дисциплины «Методика профессионального обучения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design of independent work of students on discipline «Technique of vocational training»

The questions connected with the organization and methodical ensuring independent work of students are taken up. Offered material «The technique of vocational training» opens structure, the purposes, the contents, approaches to the organization of independent work of students on the example of discipline.

Текст научной работы на тему «Проектирование самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика профессионального обучения»»

УДК 378

ББК 74.580

Старикова Людмила Дмитриевна

доктор педагогических наук, профессор

кафедра профессионального экономического обучения Российский профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Starikova Ludmila Dmitrieyvna Doctor of Pedagogics,

Professor

Chair of vocational economic training The Russian state is professional-pedagogical university

Ekaterinburg Ld-starikova@yandex.ru Проектирование самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика профессионального обучения»

Design of independent work of students on discipline «Technique of vocational training»

Освещаются вопросы, связанные с организацией и методическим обеспечением самостоятельной работы студентов. Предлагаемый материал раскрывает структуру, цели, содержание, подходы к организации самостоятельной работы студентов на примере дисциплины «Методика профессионального обучения».

The questions connected with the organization and methodical ensuring independent work of students are taken up. Offered material «The technique of vocational training» opens structure, the purposes, the contents, approaches to the organization of independent work of students on the example of discipline.

Ключевые слова: самостоятельная работа, компетентностный подход, виды самостоятельной работы, формы самостоятельной работы студентов, модели организации самостоятельной работы.

Key words: independent work, competence-based approach, types of independent work, form of independent work of students, models of the organization of independent work.

Переход высшей школы к реализации компетентностной модели подготовки студентов вызвал необходимость разрешения противоречия между сложившейся организацией самостоятельной работы студентов и современными требованиями к профессиональной компетентности будущего выпускника вуза.

Понятие «самостоятельная работа» не получило единого толкования в педагогической литературе. Самостоятельная работа рассматривается как фор-

ма организации, метод, средство обучения и как вид учебной и познавательной деятельности. Большинство авторов сходятся во мнении, что самостоятельная работа - вид познавательной деятельности обучающихся на занятиях и дома, которая выполняется ими самостоятельно по заданию педагога, но без его непосредственного участия. Необходимым условием самостоятельной работы является осознание цели заданий, инициатива, творческое самостоятельное суждение, активность самого учащегося.

Опираясь на значение самостоятельной работы, данное А. И. Зимней [2], самостоятельную работу следует рассматривать как внутренне мотивированную деятельность, выполнение которой требует от студентов высокого уровня самосознания, самодисциплины; она призвана приносить удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. способствующий переходу от учения к профессиональной деятельности.

Изучение современного состояния и существующих тенденций в профессионально-педагогической подготовке будущих бакалавров профессионального обучения, анализ научной литературы, а также личный опыт педагогической деятельности показали, что существует недостаточная разработанность научно-и учебно-методического обеспечения процесса самостоятельной работы студентов и, вследствие этого, необходимость рассмотрения вопросов организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Методика профессионального обучения».

Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.

Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы: 1) подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения и оборудования); 2) основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, само-

организация работы); 3) заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).

Содержание самостоятельной работы строится в соответствии с содержанием дисциплины, указанным в программе дисциплины. Рабочая программа дисциплины «Методика профессионального обучения», принятая в Российском государственном профессионально-педагогическом университете для студентов направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) Профиль подготовки «Экономика и управление», включает 25 тем, сгруппированных в шести разделах. Студенты дневной формы обучения изучают дисциплину на лекциях, практических и лабораторных занятиях и самостоятельно. Основным видом занятий студентов заочной формы обучения является самостоятельная работа.

Формированию и развитию общих и профессиональных компетенций (или их элементов) способствует самостоятельная работа студентов, на долю которой приходится половина времени, отведенного на изучение дисциплины.

В практике Европейских стран, участниц Болонского процесса отмечается устойчивая тенденция снижения общего времени на чтение лекций и повышения времени самостоятельной работы студентов. Трёхкратное превышение времени на самостоятельную работу студентов по сравнению с лекционной формой занятий считается, в среднем, наиболее эффективным для улучшения качества подготовки специалистов [1].

ФГОС ВПО предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости учебного цикла основной образовательной программы на самостоятельную работу. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что обучение включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части, - процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому самостоятельная работа по освоению образовательной программы в целом, и по дисциплине

«Методика профессионального образования», в частности, должна стать целенаправленной и эффективной работой студента.

Виды самостоятельной работы по дисциплине регламентируются графиком учебного процесса и самостоятельной работы. Объем планового времени на самостоятельную внеаудиторную работу определяется на основе учета общего лимита времени, но не выходящего за рамки 54-часовой учебной недели, включающей аудиторные и внеаудиторные виды учебной работы. Критерием при планировании является равномерность недельной нагрузки.

Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины «Методика профессионального обучения» включает следующие виды работ: изучение материала, изложенного на лекции, вынесенного на лабораторные и практические занятия и на самостоятельное изучение; написание курсовой работы; оформление отчета по лабораторной работе; выполнение контрольной работы; выполнение домашних семестровых заданий (решение методических задач); написание эссе; подготовка докладов, сообщений; рецензирование статей по актуальным проблемам методики профессионального образования; подготовка реферата; разработка презентаций уроков.

Данный перечень видов самостоятельной работы не является исчерпывающим. С внедрением новых информационных технологий в образовательный и процесс самообразования перечень возможных видов самостоятельной работы значительно расширяется, как и технология их реализации.

Исследование показало, что во многих вузах Российской Федерации предпринимаются попытки определения нормативов времени на выполнение различных видов учебных заданий. Сложность этого процесса очевидна.

В рамках каждой дисциплины на каждый вид самостоятельной работы, в зависимости от сложности, характера познавательной деятельности (репродуктивной или творческой, исследовательской) и формы отчетности, определяются трудозатраты в зачетных единицах и часах на выполнение задания. Затем в рамках отведенного времени на самостоятельную работу (в нашем случае, -148 часов) выполняется распределение по видам самостоятельных работ: само-

стоятельное изучение теоретического курса - 0,9 зачетных единиц /33 ч; решение методических задач - 0,3 зачетных единиц / 10 ч; выполнение курсовой работы - 1,5 зачетных единиц / 56 ч; домашние задания - 0,9 зачетных единиц /33 ч; другие виды самостоятельной работы - 0,4 зачетных единиц /16 ч.

Виды самостоятельной работы студентов, их содержание, трудоемкость, время проведения и вид контроля можно отразить в технологической карте самостоятельной работы.

Понимание и практическое воплощение самостоятельной работы студентов реализуется в двух принципиально различных подходах: знаниевом и ком-петентностном.

Опираясь на основные положения этих подходов, в статье «Новые подходы к организации и обеспечению самостоятельной работы студентов» авторы обосновывают «знаниевую» и «проектную» модели организации самостоятельной работы студентов [3].

Ключевой признак знаниевой модели - детализированное описание процесса самостоятельной работы, высокая степень алгоритмизации учебных действий студента. Самостоятельная деятельность студента сводится к выполнению четко описанных процедур, алгоритмов в соответствии с учебным графиком. При этом упорядочение внеаудиторной деятельности студента требует постоянного промежуточного контроля процесса.

В проектной модели обеспечения самостоятельной работы процесс нормируется в гораздо меньшей степени, чем в знаниевой. В этой модели от преподавателя требуется подробная разработка двух аспектов: 1) задания на разработку проекта (создание продукта); 2) системы критериев оценки продукта. Начиная самостоятельную работу над проектом, студент получает подробное описание цели проекта и требования к результату.

Сопровождение самостоятельной работы в проектной модели сводится к консультированию преподавателем (тьютором) студентов по конкретным проблемам, возникающим у них в ходе реализации проекта.

Система критериев позволяет сформировать важнейшую компоненту способности студента к самостоятельной работе - самооценку. Кроме того, значительно снижается доля субъективности в оценке результатов учебной деятельности студентов.

При применении той или иной модели необходимо учитывать уровень самостоятельной деятельности студентов. В педагогической литературе можно встретить описание уровней самостоятельной деятельности учащихся, соответствующих их учебным возможностям: І) копирующие действия учащихся по заданному образцу; 2) репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы памяти; З) продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным методам; 4) самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

В рамках бакалавриата разумно сочетание знаниевой и проектной моделей, причем по мере взросления студентов знаниевая модель должна занимать все меньше места, а проектная - все больше [З]. В рамках освоения образовательной программы магистратуры целесообразна приоритетная реализация проектной модели самостоятельной работы.

Дисциплина «Методика профессионального обучения» изучается студентами на третьем курсе в течение двух семестров, поэтому приемлемо сочетание обозначенных моделей, с доминированием в шестом семестре проектной модели в отборе содержания и видов самостоятельной работы.

Изучение опыта организации самостоятельной работы в системе профессионального образования показало, что в нем наметилось два основных подхода, различающихся по содержанию и используемым видам самостоятельных работ. Первый подход характерен тем, что содержание получаемых учащимися заданий не выходит за рамки изучаемого предмета.

Другой подход связан с тем, что ее содержание приобретает профессиональную направленность. Такие работы в большой степени способствуют формированию готовности студентов к профессиональной деятельности, но они не исчерпывают собой всего разнообразия ситуаций, определяющих специфику профессиональной деятельности. В реальном учебном процессе названный подход используется редко вследствие неразработанности требований к конструированию содержания и особенностям организации процесса выполнения заданий такого типа.

Эффективность видов самостоятельной работы определяется возможностью достижения с их помощью целей обучения, а также затратами времени и усилий на это как преподавателями, так и студентами.

Все вышеизложенное, безусловно, не исчерпывает всех вопросов, которые возникают при выборе методики организации и проведения самостоятельной работы студентов.

Библиографический список

1. Аванесов, В.С. Новые формы организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] / В.С. Аванесов, Г.М. Барбер, Н.Д. Брусенина. Режим доступа: http://testolog.narod.ru.

2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: Учебник для вузов / И. А. Зимняя. - 2-е изд., испр., доп. и перераб. - М. : Логос, 2004. - 383 с.

3. Новые подходы к организации и обеспечению самостоятельной работы студентов [Текст] / В.Р. Имакаев [и др.] // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения. - 2010. № 3. С. 135 - 151.

Bibliography

1. Avanesov, V.S. New forms of the organization of independent work of students [Electronic resource] / V.S. Avanesov, G.M. Barber, N.D. Brusenina. Access mode: http://testolog.narod.ru.

2. Zimnyaya, I. A. Pedagogical psychology [Text]: The textbook for higher education institutions / I.A. Zimnyaya. - 2nd prod. испр. additional and reslave. - M: Lagos, 2004. - 383 p.

3. New approaches to the organization and ensuring independent work of students of [Text] / V.R. Imakayev [etc.] //Actual problems of implementation of educational standards of new generation. - 2010 . № 3. P. 135 - 151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.