Научная статья на тему 'Внеаудиторная работа с иностранными учащимися как адаптационный фактор при обучении русскому языку на современном этапе'

Внеаудиторная работа с иностранными учащимися как адаптационный фактор при обучении русскому языку на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ИНОСТРАННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / ADAPTATION / EXTRACURRICULAR WORK / FOREIGN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чирейкин Михаил Кимович

В статье рассматриваются вопросы адаптации иностранных учащихся в инокультурном пространстве. При этом процесс адаптации рассматривается как важная составляющая учебного процесса применительно к условиям российского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чирейкин Михаил Кимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRA-CURRICULAR WORK WITH FOREIGN STUDENTS AS ADAPTATION FACTOR OF RUSSIAN LANGUAGE TEACHING

The problems of foreign students adaptation in foreign environment are stated. The process of adaptation is considered as an important component of the educational process as concerns Russian higher school conditions.

Текст научной работы на тему «Внеаудиторная работа с иностранными учащимися как адаптационный фактор при обучении русскому языку на современном этапе»

ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА С ИНОСТРАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ КАК АДАПТАЦИОННЫЙ ФАКТОР ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Михаил Кимович Чирейкин

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, заведующий кафедрой русского языка, кандидат филологических наук, доцент, тел. (383) 361-09-51, e-mail: kaf.rusyaz@ssga.ru

В статье рассматриваются вопросы адаптации иностранных учащихся в инокультурном пространстве. При этом процесс адаптации рассматривается как важная составляющая учебного процесса применительно к условиям российского вуза.

Ключевые слова: адаптация, внеаудиторная работа, иностранные учащиеся.

EXTRA-CURRICULAR WORK WITH FOREIGN STUDENTS AS ADAPTATION FACTOR OF RUSSIAN LANGUAGE TEACHING

Mikhail K. Chireykin

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph.D., head of the Russian Language Department, phone: (383) 361-09-51, e-mail: kaf.rusyaz@ssga.ru

The problems of foreign students adaptation in foreign environment are stated. The process of adaptation is considered as an important component of the educational process as concerns Russian higher school conditions.

Key words: adaptation, extracurricular work, foreign students.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что внеаудиторная работа в современной высшей школе является неотъемлемой и важной частью педагогического процесса. Именно благодаря внеаудиторной работе у иностранных учащихся углубляются познавательные интересы, развиваются социальные мотивы учебной деятельности, стимулируется развитие личности, её творческий потенциал, расширяется кругозор, эрудиция. Всё это способствует более эффективному усвоению содержания образования.

Наряду с фонетическим, грамматическим, лексическим и стилистическим аспектами внеаудиторная работа также является важным фактором, так как усвоение разносторонней информации о стране пребывания помогает адекватному восприятию иностранцами российских культурных реалий, а русский язык, в известном смысле, как язык-посредник становится не только инструментом адаптации иностранных студентов к духовным и культурным ценностям, но и ориентирует их в современной социокультурной и языковой среде.

В современных условиях расширение экономических, политических и культурных связей России с зарубежными странами актуализирует потребность в более качественном преподавании русского языка как иностранного с целью повышения конкурентоспособности российского образования на миро-

вом рынке. Это обусловливает поиск новых технологий и методов обучения русскому языку иностранных учащихся.

К сожалению, практика показывает, что зачастую трудности адаптации студентов-иностранцев в интернациональном коллективе студенческой группы препятствуют успешному освоению в полном объёме образовательной программы не только по языку, но и по специальности.

Разные культурные традиции, различные индивидуально-психологические особенности могут существенно замедлить учебный процесс. Особенно на довузовском этапе обучения (подготовительный факультет). Иностранным учащимся сложнее усваивать знания в ходе самостоятельной работы. Часто это обусловлено особенностями их национальных систем образования. В результате иностранные студенты по приезде на учёбу в российский вуз испытывают так называемый «культурный шок» и, как правило, обнаруживают малую личностную активность. Отсюда и слабо выраженная личная самореализация, и отсутствие способности адекватно оценивать вид избранной деятельности, и коммуникативные проблемы, и неадекватность оценки чужого для них менталитета. Далеко не все студенты в состоянии подобного адаптивного кризиса сразу найти выход из этой сложной социально-психологической ситуации. В связи с этим появляется потребность организации внеаудиторной работы под руководством преподавателя. Методически правильно организованная внеаудиторная работа мотивирует студентов-иностранцев к обучению, воспитывает толерантное отношение к представителям других национальностей, культур и религий, способствует формированию лингвосоциокультурной компетенции.

Если же выделять конкретно основные общие для всех иностранных сту-дентов-нефилологов трудности процесса адаптации, то это, прежде всего:

• низкий общеобразовательный уровень;

• слабая подготовка по профильным дисциплинам и специальным предметам;

• отличие форм и методов обучения в российском вузе от форм и методов обучения в высшей школе их родной страны;

• отсутствие навыков самостоятельной работы (неумение конспектировать лекции, работать с источниками информации, неумение пользоваться библиотекой).

Чем же может здесь помочь преподаватель?

Во-первых, адаптировать тексты по специальности, ориентируясь на уровень владения русским языком.

Во-вторых, более чётко и конкретно формировать вопросы, направленные на самостоятельную работу с учебником.

В-третьих, по возможности составлять поурочный словарь терминов.

Кроме того, целесообразно издавать адаптированные тексты лекций по наиболее сложным и гуманитарным дисциплинам. Раньше такая работа активно проводилась в нашем вузе, и практика показывает, что этими лекциями активно пользовались не только иностранные учащиеся.

Преподавателям же русистам целесообразно составлять рабочие каталоги ошибок у студентов, чтобы в последующем предупреждать их.

При этом внеаудиторная самостоятельная работа должна пониматься как вид учебной деятельности в условиях вуза во внеучебное время с консультирующей ролью преподавателя.

Критериальный отбор учебного и методического материала при организации внеаудиторной работы должен учитывать коммуникативные потребности в учебно-профессиональной, социокультурной и социально-бытовой сферах общения. Всё это и должно определять процесс адаптации иностранных учащихся в российской высшей школе как целостную систему, включающую активное приспособление студента к новой системе обучения на неродном языке в чужой социокультурной среде.

Актуальность решения проблемы адаптации иностранных студентов стоит остро ещё и потому, что оно (решение этой проблемы) не только позволит быстро включить студентов в учебный процесс, но и позволит сохранить контингент учащихся, который, как правила, существенно сокращается во время первых сессий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному / Под ред. А Н. Щукина. - М., 2003.

2. Акишина А.А., Качан О.Е. Учимся учить: для преподавателей русского языка как иностранного. - М., 2004.

3. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку как иностранному. - М., 2008.

© М.К. Чирейкин, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.