Вместо введения
Во вступительной статье Дмитрия Арзютова и Николая Вахтина к подборке статей, посвященной 150-летию со дня рождения В.Г. Богораза, приводятся биографические сведения, обсуждается общий вклад В.Г. Богораза и его коллеги Л.Я. Штернберга в развитие петербургского североведения, а также двойственность фигуры Богораза — «двуликого Януса», как он сам себя называл.
Ключевые слова: В.Г. Богораз, петербургская этнографическая школа, североведение.
Дмитрий Владимирович Арзютов
Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург / Абердинский университет, Великобритания [email protected]
Николай Борисович Вахтин
Европейский университет в Санкт-Петербурге [email protected]
То, что российское североведение и петербургское североведческое этнографическое образование обязаны своим становлением Владимиру Германовичу Богоразу и Льву Яковлевичу Штернбергу, общеизвестно. Общеизвестно также, что история станов -ления этого образования и этой науки еще не написана. К этой теме подступались многие, однако по разным причинам не доводили работу до конца. При этом, как кажется, о Льве Яковлевиче Штернберге написано больше и подробнее, чем о втором главном герое этой истории1.
Подробной биографии Богораза пока не существует, хотя литературы о нем довольно много. Здесь необходимо выделить сборник памяти Богораза [Памяти 1937], небольшую книгу Н. Кулешовой [Кулешова 1975] и несколько диссертаций, среди которых одна специально посвящена В.Г. Богоразу [Романов 2006] (см. также: [Алькор 1935; Вин-ников 1935; Винников 1938; Зеленин 1937; Boas 1937; Станюкович 1971; Krupnik 1996; 1998; Gernet 1999; Vakhtin, Krupnik 2003; Михайлова 2004; Вахтин 2005; Krupnik, Mikhailo-va 2006; Кан 2007; Крупник 2008; Корсун 2015] и др.; библиография работ о В.Г. Бого-разе: <http://www.kunstkamera.ru:8081/siberia/ Bibliorg/Bogoraz.pdf>).
1 См. превосходную биографию Штернберга, написанную Сергеем Каном: [Kan 2009].
Натан Богораз родился в г. Овруч Волынской губернии 15 (27) апреля 1865 г. После крещения взял имя Владимир и отчество Германович — по крестному отцу. С этим двойным именем Богораз играл всю жизнь: из имени Натан сделал себе псевдоним Н.А. Тан, попеременно подписывался то Богораз-Тан, то Тан-Богораз, то просто Богораз. В 16 лет поступил в Петербургский университет, стал членом студенческой народовольческой группы, участвовал в беспорядках, был арестован, сослан на 10 лет на Колыму, там увлекся этнографией. После возвращения из ссылки работал в Кунсткамере, был вместе с В.И. Иохельсоном приглашен Францем Боасом участвовать в знаменитой Джесуповской экспедиции, собирал материалы по чукчам и эскимосам. Журналист, писатель, ученый... Его имя известно каждому этнографу в России и каждому арктическому антропологу в мире, а его многотомное исследование по этнографии чукчей1 — классическая книга для всех, интересующихся культурами северо-востока России. В.Г. Богораз скончался 10 мая 1936 г. в поезде по дороге в Ростов.
За именами Богораза и его коллеги и друга Штернберга прочно закрепились звания основателей «ленинградской этнографической школы». Благодаря их стараниям было воспитано первое поколение советских этнографов, которых они учили «новой этнографии»; благодаря усилиям прежде всего Богораза десятки молодых этнографов уже в начале 1920-х гг. начали ездить в длительные экспедиции и привозить оттуда уникальные материалы по этнографии Севера и Сибири.
Новая этнография, по мнению Богораза, позволяла не заниматься только «тряпкологией» (его термин), а видеть этнографические сюжеты под окнами своего дома. Предлагая расширить горизонты этнографии2, он с горечью говорил на совещании 1929 г., что мы игнорируем этнографию нищих, бездомных, рабочих и др., отдавая предпочтение «инородцам», живущим вдалеке от городов. По прошествии многих лет Юрий Абрамович Крейнович, один из его студентов, впоследствии выдающийся лингвист и этнограф, говорил, что Богораз и Штернберг стремились стереть грань между объектом и субъектом исследования. В этой фразе проглядывало богоразовское видение того, что сегодня носит название "anthropology of development", а в устах Богораза звучало в определении этнографов-полевиков как «миссионеров нового образа жизни». Именно благодаря Богоразу в советскую этнографию приходит понятие
См.: [Водогаэ 1904-1909; 1910]; авторизованный русский перевод: [Богораз 1934-1939]. Нина Ивановна Гаген-Торн вспоминает в своих мемуарах фразу Богораза: «Этнографией можно заниматься всюду. За углом, на канале, стоит баржа с горшками — это уже этнография!» [Гаген-Торн 1994: 258].
«полевая этнография», которое затем обретает вполне конкретные методические формы в пособии «Полевая этнография», написанном его студентом Степаном Макарьевым на основании курса лекций Владимира Германовича [Макарьев 1928].
Параллельно Богораз создает этнографическую теорию, навеянную сотрудничеством с «отцом американской антропологии» Францем Боасом. Теория древних миграций в Северной Азии и Америке позволяла увидеть историческую и культурную взаимосвязь разных народов трех континентов: Европы, Азии, Северной Америки. В этом полете мысли угадывался еще один Богораз, который оставил нам несколько томов романов, рассказов и повестей — Богораз-беллетрист.
Противоречивость и двойственность фигуры Богораза, «на котором, по сути, держалась ленинградская этнография» [От классиков 2014: 43], отмечают все. Несомненно, до середины 1920-х гг. этнография была лишь одной стороной его деятельности, но к 1929 г. основные интересы Богораза сфокусировались именно на ней: «Он профессор в ЛГУ, работает в МАЭ в качестве заведующего отделом, руководит Ленинградским филиалом Комитета Севера. <...> В действительности он являлся координатором в области этнографии Севера и шире — полевой этнографии в Ленинграде» [Там же: 46].
Богораз, обладавший прекрасным чувством юмора, которое порой граничило с горькой (само)иронией и сарказмом, называл себя двуликим Янусом: он этнограф и беллетрист в одном лице. Прав Игорь Крупник, заметивший, что за фасадом официальных регалий и эпитетов остается «настоящий Богораз», который нам по-прежнему неизвестен.
Каким же был этот «настоящий Богораз»? Этот вопрос стал основным на семинаре, посвященном 150-летию со дня его рождения и организованном Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (в рамках проекта Университета Абердина и МАЭ РАН "Etnos: A life history of the etnos concept among the Peoples of the North"1) и Европейским университетом в Санкт-Петербурге (14 мая 2015 г., ЕУСПб).
Предлагаемые в этой подборке статьи представляют разные стороны жизни и деятельности Владимира Богораза. Е.А. Михайлова рассказывает о том, как можно увидеть В.Г. Богораза, если внимательно присмотреться к жизни и судьбе его жены Софьи Константиновны. Н.Б. Вахтин — об упорстве, с которым Богораз строил этнографическую школу, Е.В. Лярская —
См.: <http://gtr.rcuk.ac.uk/projects?ref=ES/K006428/1>.
о роли Богораза в создании Института народов Севера. Последняя статья показывает Богораза через его отношения с одним из самых ярких его учеников и последователей Георгием Николаевичем Прокофьевым и опыт съемок документального фильма о большеземельских ненцах (Д.В. Арзютов).
Источники
БогоразВ.Г. Чукчи. Л.: Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР,
1934-1939. Ч. 1-2. Bogoras W. The Chukchee. Publications of the Jesup North Pacific Expedition. Vol. 7. Pts. 1-3. Leiden: E.J. Brill; N.Y.: G.E. Stechert, 19041909. 276 p. (Memoirs of the American Museum of Natural History, 11).
Bogoras W. Chukchee Mythology. Publications of the Jesup North Pacific Expedition. Vol. 8. Pt. 1. Leiden: E.J. Brill; New York: G.E. Stechert, 1910. 197 p.
Библиография
Алькор Я.П. В.Г. Богораз-Тан // Советская этнография. 1935. № 4—5. С. 6-7.
Вахтин Н. Тихоокеанская экспедиция Джесупа и ее русские участники // Антропологический форум. 2005. № 2. С. 241-274. Винников И.Н. Библиография этнографических и лингвистических работ В.Г. Богораза // Советская этнография. 1935. № 4-5. С. 225-241.
Винников И.Н. Вновь организуемое этнографическое отделение на филологическом факультете Ленинградского университета // Советская этнография: Сб. ст. М.; Л.: АН СССР, 1938. Т. 1. С. 232-233.
Гаген-Торн Н.И. Memoria / Сост., предисл., послесл. и примеч. Г.Ю. Гаген-Торн. М.: Моск. ист.-лит. о-во «Возвращение», 1994. 412 с.
Зеленин Д.К. В.Г. Богораз — этнограф и фольклорист // Памяти
B.Г. Богораза. 1865-1936: Сб. ст. и восп. М.; Л.: АН СССР, 1937. С. 5-18.
Кан С. «Мой друг в тупике эмпиризма и скепсиса»: Владимир Богораз, Франц Боас и политический контекст советской этнологии в конце 1920-x — начале 1930-х гг. // Антропологический форум. 2007. № 7. С. 191-230. Корсун С.А. Американистика в Кунсткамере (1714-2014) / Отв. ред. Ю.Е. Березкин. СПб.: МАЭ РАН, 2015. 504 с. (Гл. 10: В.Г. Бого-раз и его ученики). Крупник И.И. В.Г. Богораз, его наследие и ученики // Тропою Богораза: науч. и лит. мат-лы / Ред. Л.С. Богословская, В.С. Криво-щеков, И.И. Крупник. М.: Институт наследия — ГЕОС, 2008.
C. 17-22.
i Кулешова Н.Ф. Тан-Богораз: Жизнь и творчество. Минск: Изд-во
1 БГУ, 1975. 112 с.
V
ta
£ Макарьев С.А. Полевая этнография: Краткое руководство и программа
ä для сбора этнографического материала в СССР / Под ред.
проф. В.Г. Богораза-Тана. Л.: Этногр. экскурсионная комис-|Е сия этноотделения геофака ЛГУ, 1928. 103 с.
™ Михайлова Е.А. Владимир Германович Богораз: ученый, писатель, об-
§ щественный деятель // Выдающиеся отечественные этнографы
= и антропологи XX века: Сб. ст. М.: Наука, 2004. С. 95—136.
g От классиков к марксизму: совещание этнографов Москвы и Ленин-
§ града (5—11 апреля 1929 г.) / Под ред. Д.В. Арзютова, С.С. Алы-
,f мова, Д.Дж. Андерсона. СПб.: МАЭ РАН, 2014. 509 с. (Кунст-
¡L камера — Архив).
4 Памяти В.Г. Богораза: Сб. ст. и восп. М.; Л.: АН СССР, 1937. 382 с.
Романов В.В. Общественно-политическая и научная деятельность В.Г. Богораза-Тана: Дис. ... к.и.н. Орел, 2006. 282 с.
Станюкович Т.В. Из истории этнографического образования // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии / Отв. ред. Р.С. Липец. М.: АН СССР, 1971. Вып. 5. (Тр. Ин-та этнографии. Т. 95). С. 123—138.
Boas F. Waldemar Bogoras [Obituary] // American Anthropologist (N.S.). 1937. Vol. 39. No. 2. P. 314-315.
GernetK Vladimir Germanovich Bogoras (1865-1936): Eine Bibliographie. München: Osteuropa Institut, 1999. 104 p. (Mitteilungen des Osteuropa-Instituts München. No. 33).
Kan S. Lev Shternberg: Anthropologist, Russian Socialist, Jewish Activist. Lincoln; L.: University of Nebraska Press, 2009. 550 p.
Krupnik I. The Bogoras Enigma: Bounds of Culture and Formats of Anthropologists // Grasping the Changing World: Anthropological Concepts in the Postmodern Era / Ed. by V. Hubinger. L.: Routledge, 1996. P. 35-52.
Krupnik I. Jesup Genealogy: Intellectual Partnership and Russian-American Cooperation in Arctic/North Pacific Anthropology. Part I // Arctic Anthropology. 1998. Vol. 35. No. 2. P. 199-226.
Krupnik I., Mikhailova E. Landscapes, Faces, and Memories: Eskimo Photography of Aleksandr Forshtein, 1927-1929 // Alaska Journal of Anthropology. 2006. Vol. 4. No. 1-2. P. 92-113.
Krupnik I., Vakhtin N. The Aim of the Expedition. Has in the Main Been Accomplished: Words, Deeds, and Legacies of the Jesup Expedition, 1897-1902 // Constructing Cultures Then and Now: Celebrating Franz Boas and the Jesup North Pacific Expedition / Ed. by L. Kendall, I. Krupnik. Washington, DC: Smithsonian Institution Press, 2003. (Contributions to Circumpolar Anthropology. No. 4). P. 15-31.
Дмитрий Арзютов, Николай Бахтин
In lieu of an Introduction
Dmitry V. Arzyutov
Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera),
Russian Academy of Sciences
Universitetskaya emb. 3, St Petersburg, Russia
University of Aberdeen, School of Social Sciences
Edward Wright Building, Aberdeen, AB24 3QY, Scotland, UK
Nikolai Vakhtin
European University at St Petersburg Gagarinskaya st. 3, St Petersburg, Russia [email protected]
This essay by Dmitry Arzyutov and Nikolai Vakhtin introduces a collection of papers dedicated to the 150th anniversary of Vladimir Bogoras. It presents the short biography and bibliography of Bogoras. It discusses his (and his colleague Lev Shternberg's) contribution to the formation of Arctic (Siberian) anthropology in St Petersburg, and the ambivalent character of Bogoras' personality, a "two-faced Janus" as he called himself.
Keywords: Vladimir Bogoras, St Petersburg school of ethnography, Arctic anthropology.
References
Alkor Ya. P., 'V. G. Bogoras-Tan', Sovetskaya etnografiya, 1935, no. 4—5,
pp. 6—7. (In Russian). Arziutov D. V., Alymov S. S., Anderson D. G. (eds.), Ot klassikov k mark-sizmu: soveshchanie etnografov Moskvy i Leningrada (5—11 aprelya 1929 g.) [From the Classics to Marxism: The Meeting of the Ethnographers of Moscow and Leningrad, 5—11 April, 1929]. St Petersburg: Museum of Anthropology and Ethnography, 2014, 509 pp. (In Russian). Boas F., 'Waldemar Bogoras [Obituary]', American Anthropologist (n.s.),
1937, vol. 39, no. 2, pp. 314-15. Gagen-Torn N. I., Memoria. Moscow: Vozvrashchenie, 1994, 412 pp. (In Russian).
Gernet K., Vladimir Germanovich Bogoras (1865—1936): Eine Bibliographie. München: Osteuropa Institut, 1999, 104 pp. (Mitteilungen des Osteuropa-Instituts München, no. 33). Kan S., '"Moy drug v tupike empirizma i skepsisa": Vladimir Bogoraz, Frants Boas i politicheskiy kontekst sovetskoy etnologii v kontse 1920-kh — nachale 1930-kh gg.' ["My Old Friend in a Dead-end
| of Scepticism and Empiricism": Boas, Bogoras, and the Politics S of Soviet Anthropology of the Late 1920s — Early 1930s], AntroS pologicheskijForum, 2007, no. 7, pp. 191—230. (In Russian). g
id Kan S., Lev Shternberg: Anthropologist, Russian Socialist, Jewish Activist.
™ Lincoln; London: University of Nebraska Press, 2009, 550 pp.
X
¡5 Korsun S. A., Amerikanistika v Kunstkamere (1714—2014) [American Studies
£ at the Kunstkamera (1714-2014)], ed. by Yu. E. Berezkin. St Peters-
! burg: Museum of Anthropology and Ethnography, 2015, 504 pp.
I (Ch. 10: V. G. Bogoras and His Students). (In Russian).
g Krupnik I., 'The Bogoras Enigma: Bounds of Culture and Formats of
■2 Anthropologists', Hubinger V. (ed.), Grasping the Changing World:
< Anthropological Concepts in the Postmodern Era. London: Routledge,
'I 1996, pp. 35-52.
¿1 Krupnik I., 'Jesup Genealogy: Intellectual Partnership and Russian-Ame-
rican Cooperation in Arctic/North Pacific Anthropology. Part I', Arctic Anthropology, 1998, vol. 35, no. 2, pp. 199-226.
Krupnik I. I., 'V. G. Bogoraz, ego nasledie i ucheniki' [V. G. Bogoras, His Heritage and Students], Tropoyu Bogoraza: nauchnye i literaturnye materialy [The Path of Borogas: Academic and Literary Materials]. Moscow: Institut naslediya — GEOS, 2008, pp. 17-22. (In Russian).
Krupnik I., Mikhailova E., 'Landscapes, Faces, and Memories: Eskimo Photography of Aleksandr Forshtein, 1927-1929', Alaska Journal of Anthropology, 2006, vol. 4, no. 1-2, pp. 92-113.
Kuleshova N. F., Tan-Bogoraz: Zhizn i tvorchestvo [Tan-Bogoras: Life and Creative Work]. Minsk: Belarusian State University Press, 1975, 112 pp. (In Russian).
Makariev S. A., Polevaya etnografiya: Kratkoe rukovodstvo iprogramma dlya sbora etnograficheskogo materiala v SSSR [Field Ethnography: A Concise Handbook and Guide for Collecting Ethnographic Data in the USSR]. Leningrad: Leningrad State University, 1928, 103 pp. (In Russian).
Mikhailova E. A., 'Vladimir Germanovich Bogoraz: uchenyy, pisatel, obshchestvennyy deyatel' [Vladimir Germanovich Bogoras: Scholar, Writer, Activist], Vydayushchiesya otechestvennye etnografy i antro-pologi XX veka [Outstanding Russian Ethnographers and Anthropologists of the 20th Century]. Moscow: Nauka, 2004, 715 pp. (In Russian).
Pamyati V. G. Bogoraza [In Memoria V. G. Bogoras]: A Collection of Papers and Memoirs. Moscow; Leningrad: Academy of Science of the USSR, 1937, 382 pp. (In Russian).
Romanov V. V., Obshchestvenno-politicheskaya i nauchnaya deyatelnost V. G. Bogoraza-Tana [Social, Political, and Scholarly Activities of V. G. Bogoras]: PhD Thesis. Orel, 2006, 282 pp. (In Russian).
Staniukovich T. V., 'Iz istorii etnograficheskogo obrazovaniya' [Towards a History of Ethnographic Education], Lipets R. S. (ed.), Ocherki istorii russkoy etnografii, folkloristiki i antropologii [Essays in the History of Russian Ethnography, Folklore Studies and Anthropology]. Moscow: Academy of Science of the USSR, 1971, vol. 5, (Trudy Instituta Etnografii, vol. 95), pp. 123-38. (In Russian).
Vakhtin N., 'Tikhhookeanskaya ekspeditsiya Dzhesupa i ee russkie uchast-niki' [The Jesup North Pacific Expedition and its Russian Participants], AntropologicheskijForum, 2005, no. 2, pp. 241—74. (In Russian).
Vakhtin N., Krupnik I., 'The Aim of the Expedition. Has in the Main Been Accomplished: Words, Deeds, and Legacies of the Jesup Expedition, 1897—1902', Kendall L., Krupnik I. (eds.), Constructing Cultures Then and Now: Celebrating Franz Boas and the Jesup North Pacific Expedition. Washington, DC: Smithsonian Institution Press, 2003, (Contributions to Circumpolar Anthropology, no. 4), pp. 15—31.
Vinnikov I. N., 'Bibliografiya etnograficheskikh i lingvisticheskikh rabot V. G. Bogoraza' [A Bibliography of Ethnographic and Linguistic Works by V. G. Bogoras], Sovetskaya etnografiya, 1935, no. 4—5, pp. 225—41. (In Russian).
Vinnikov I. N., 'Vnov organizuemoe etnograficheskoe otdelenie na filo-logicheskom fakultete Leningradskogo universiteta' [The Newly Established Ethnography Department at the Philological Faculty of the Leningrad University], Sovetskaya etnografiya [Soviet Ethnography]: A Collection of Articles. Moscow; Leningrad: Academy of Science of the USSR, 1938, vol. 1, pp. 232-33. (In Russian).
Zelenin D. K., 'V. G. Bogoraz — etnograf i folklorist' [V. G. Bogoras as Ethnographer and Folklorist], Памяти В.Г. Богораза. 1865-1936 [In Memoria V. G. Bogoras. 1865-1936]: A Collection of Papers and Memoirs. Moscow; Leningrad: Academy of Science of the USSR, 1937, pp. 5-18. (In Russian).