Научная статья на тему 'Влюбленность как фактор возникновения коммуникативных трудностей в подростковом и юношеском возрасте'

Влюбленность как фактор возникновения коммуникативных трудностей в подростковом и юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1397
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРУДНЕННОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ / ВЛЮБЛЕННОСТЬ / ПОДРОСТОК / ЮНОША

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бычкова Оксана Александровна, Самохвалова Анна Геннадьевна

В статье рассматривается проблема затрудненного общения подростков и юношей. Установлено, что в эти возрастные периоды состояние влюбленности обусловливает возникновение специфических коммуникативных трудностей как в общении с возлюбленными, так и во взаимодействии с другими людьми. Представлены возрастные различия и амбивалентный функциональный характер затрудненного общения влюбленных подростков и юношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Being in love as a factor of communication difficulties in teenage and early adulthood

The problem of hindered communication of teenagers and youth is examined in the article. It was found that in these age periods, being in love gives rise to specific communication difficulties in communicating with the partners as well as in interaction with other people. What is presented are age differences and the ambivalent functional nature of the difficulty in communication in teens and youngsters in love.

Текст научной работы на тему «Влюбленность как фактор возникновения коммуникативных трудностей в подростковом и юношеском возрасте»

Библиографический список

1. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 38-48.

2. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. - М.: Книга по требованию, 2012. - 160 с.

3. Герасимова Е.Н., Фаустова И.В. Основные направления психокоррекционной работы по преодолению эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2009. - Т. 15. - № 1. - С. 174-178.

4. Довгая Н.А. Половые различия в эмоциональном развитии дошкольников и их источники // Теория и практика гендерных исследований в мировой

науке: материалы международной научно-практической конференции 5-6 мая 2011 года. - Пенза; Ереван; Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - С. 73-75.

5. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.. - М., 1986. - 150 с.

6. Ильин Е.П. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2013. - 784 с.

7. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. - М.: Академия, 2003. - 176 с.

8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций: Тексты. - М.: МГУ, 1984. - С. 76-82.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.

УДК 159.923

Бычкова Оксана Александровна Самохвалова Анна Геннадьевна

доктор психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова muffykostroma@mail.ru, samohvalova@kmtn.ru

ВЛЮБЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

В статье рассматривается проблема затрудненного общения подростков и юношей. Установлено, что в эти возрастные периоды состояние влюбленности обусловливает возникновение специфических коммуникативных трудностей как в общении с возлюбленными, так и во взаимодействии с другими людьми. Представлены возрастные различия и амбивалентный функциональный характер затрудненного общения влюбленных подростков и юношей.

Ключевые слова: затрудненное общение, коммуникативные трудности, влюбленность, подросток, юноша.

Постановка проблемы

В современном транзитивном обществе проблема затрудненного общения подростков и юношей становится все более актуальной в связи со стереотипизацией, ин-фантилизацией и техногенной оснащенностью процессов межличностного общения; диффузией ценности доверительных контактов; снижением коммуникативной активности, направленной на преодоление трудностей взаимодействия. В процессе общения современных подростков и юношей нередко возникают препятствия (коммуникативные трудности), нарушающие эффективность взаимодействия, дизгармонизирующие психо-эмоциональные состояния партнеров, деформирующие Я-концепцию, тормозящие процессы социализации и индивидуализации личности, приводящие к социальной дезадаптации и межличностным конфликтам. В подростковом и юношеском возрасте личность особо остро переживает собственные коммуникативные трудности, поскольку особый интерес подростков вызывает групповое общение со сверстниками, а юноши погружаются в мир интимно-личностного общения; характер общения начинает носить личностный

характер, в нем проявляется весь спектр индивидуальных характеристик субъекта. В эти возрастные периоды чаще всего приходит и первая влюбленность, которая изменяет коммуникативные характеристики личности. Акцент в процессе общения смещается с содержательной стороны на духовную, меняется характер взаимодействия в сторону большей личностной включенности, поэтому коммуникативные трудности могут переживаться субъектом более интенсивно, вызывать тревожность, социальные страхи, неуверенность.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что, несмотря на достаточную разработанность в науке проблемы коммуникативных трудностей личности и психологических составляющих влюбленности, остается неизученной взаимосвязь влюбленности с возникновением коммуникативных трудностей у подростков и юношей. Также не изучены и возрастные различия переживаемых в состоянии влюбленности коммуникативных трудностей на разных этапах онтогенеза. Исходя из этого, проблема нашего исследования заключалась в попытке найти ответ на вопрос: возникают ли специфические коммуникативные трудности у подростков и юношей, находящихся в состоянии

54

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

© Бычкова О.А., Самохвалова А.Г., 2015

влюбленности, и существуют ли возрастные различия этих трудностей?

Центральной категорией в исследовании является понятие «коммуникативные трудности личности», понимаемое в психологии весьма неоднозначно. Одни авторы приравнивает трудности к барьерам общения (Б.Д. Парыгин, Е.В. За-любовская, Е.В. Цуканова), другие рассматривают их как самостоятельный феномен (В.А. Лабун-ская, Ю.А. Менжерицкая, Е.Д. Бреус, А.А. Бода-лев, Г.А. Ковалев, В.Н. Куницына, Ю.И. Кузина, Е.Г, Сомова, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик), но всех объединяет взгляд на трудности как на препятствие, сбой в общении [1; 6; 7; 10; 19]. Важно отметить, что в литературе коммуникативные трудности рассматриваются в основном как деструктивные нарушения общения, хотя нельзя, с нашей точки зрения, отрицать их развивающий потенциал в процессах социализации и индивидуализации личности [14].

Под коммуникативными трудностями мы понимаем различные по силе, функциональной направленности, осознанности и степени выраженности объективно или субъективно переживаемые препятствия коммуникации, нарушающие внутреннее равновесие субъекта (субъектов) общения, затрудняющие эффективное решение коммуникативной задачи, осложняющие интерперсональное взаимодействие в процессе общения, требующие от партнеров усилий, направленных на их преодоление [14; 18].

Коммуникативные трудности подростков и юношей изучали А.Е. Личко, В.Н. Куницына, Е.П. Ильин, И.С. Кон, А.М. Прихожан, А.В. Толстых, Е.Г. Сомова, К.В. Пыжова, Н.И. Алешкин, М.Л. Тарасенко, Н.Е. Харламенкова и др. Говоря о типичных коммуникативных трудностях подростков и юношей, авторы отмечают, что существуют как общие, так и специфические для данных возрастных категорий коммуникативные трудности [1; 9; 10].

К общим относятся застенчивость, робость, неуверенность в себе, враждебность, агрессивность [4; 14], замкнутость, острое переживание одиночества [1], низкие самоконтроль и самоуважение, напряженность и неестественность [19].

Специфичным для подросткового возраста является противоречивость коммуникативных проявлений [1; 4; 8; 10]. Подростки могут быть одновременно чувствительны к оценке со стороны и чрезмерно критичны по отношению к другим, необщительны, ранимы, демонстративны, обидчивы. Такая несбалансированность в общении обусловливает возникновение коммуникативных трудностей, которые в свою очередь провоцируют вну-триличностные и межличностные конфликты [1]. Также подростковые трудности в общении связаны с протестными реакциями, защитными формами

поведения, упрямством [17], эгоизмом [10]. Особо ярко у подростков актуализируются трудности самопонимания, самовыражения и прогнозирования [14]. Проявляются пассивность, неадекватное коммуникативное подражание авторитетам, грубость, нетерпимость, импульсивность, отрицание некомпетентности, трудности признания и исправления ошибок, беспредметность, подчеркнутая эмоциональность общения [5; 9].

Среди типичных для юношеского возраста коммуникативных трудностей можно назвать чрезмерную интровертированность, гиперсензитив-ность, мучительное чувство одиночества, аути-стичность [6], низкую контактность, адаптивность коммуникативную несовместимость с партнерами, которые не вызывают симпатии [19]. Наиболее ярко проявляются трудности самоконтроля, отсутствие самоуважения [5].

Факторы возникновения коммуникативных трудностей подростков и юношей весьма разнообразны [18]: это и диспозиционные факторы - ограниченные возможности здоровья [17], одаренность и задержка психического развития [14], психодинамические [13], характерологические свойства личности [11]; и социокультурные факторы - неконструктивный стиль семейного воспитания [15], социальная депривация [16], влияние неформальной среды сверстников [12]. В данном исследовании проверялась гипотеза о том, что состояние влюбленности также можно рассматривать как социально-психологический фактор возникновения специфических коммуникативных трудностей подростков и юношей, проявляющихся как в общении с возлюбленными, так и в повседневных коммуникациях со взрослыми и сверстниками.

Прежде чем говорить о коммуникативных трудностях влюбленных подростков и юношей, стоит разграничить близкие по смыслу понятия «любви» и «влюбленности». Психологическая наука заговорила о феномене влюбленности сравнительно недавно в рамках изучения проблемы любви. В основном, этот феномен изучали представители психоаналитической школы (З. Фрейд, Р. Крафт-Эбинг, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон) и представители гуманистической психологии (А. Маслоу, Р. Мэй).

В отличие от романтической любви как интенсивного, относительно устойчивого, протекающего при участии воли и осознанности, фундаментального чувства субъекта, физиологически обусловленного сексуальными потребностями, но не зависящего от них, выражающегося в стремлении к саморазвитию и развитию объекта любви [2; 3], влюбленность понимается нами как неустойчивое, интимное, интенсивное, инстинктивно-опосредуемое эмоциональное состояние, сопряженное с сексуальным влечением, которое сопровождается сильной эмоциональной вовлеченностью субъекта.

Среди основных характеристик межличностных отношений и общения в период влюбленности исследователи выделяют навязчивость влюбленного (З. Фрейд), отсутствие критики к возлюбленному и его переоценивание (Х. Фишер, Д. Сак, Д. Теннов), зависимость и подчинение (Р. Крафт-Эбинг, К. Хорни, Л. Каслер, Т. Кемпер), повышенный интерес и тяга к общению с объектом влюбленности (С.В. Ковалев, Э. Фромм, А. Мас-лоу, Стендаль), сексуальное влечение (З. Фрейд, К. Хорни, Д. Теннов, Л. Каслер), изменение отношений с окружающими (И.С. Кон), тревожность и осторожность (Р. Мэй), нормативный характер взаимодействия (В.А. Лосенков, А.В. Мудрик, И.С. Полонский, Л.Я. Гозман) и продуктивное для идентичности «слияние» с партнером (Г. Олпорт, Э. Эриксон). Важным для нашего исследования также является идея о том, что изменения в межличностных отношениях, характерные для состояния влюбленности, различны в разные возрастные периоды [3].

Организация исследования

Наше исследование проводилось в нескольких направлениях:

- выявление различий в коммуникативных установках и тенденциях общения влюбленных подростков и юношей;

- определение специфики восприятия возлюбленного в процессе общения, коммуникативных страхов, способов самовыражения, стратегий преодоления коммуникативных трудностей у влюбленных подростков и юношей;

- классификация коммуникативных трудностей, возникающих у подростков и юношей в общении с возлюбленными, а также во взаимодействии с другими людьми;

- изучение функционального характера затрудненного общения с возлюбленным в процессах социализации/индивидуализации подростков и юношей.

Выборка исследования включала 60 человек: группу 1 составили 30 подростков в возрасте 15-16 лет, из них 15 девочек, 15 мальчиков, учащихся школ г. Костромы; группа 2 включала 30 респондентов юношеского возраста, 19-20 лет, из них 15 юношей, 15 девушек, студентов КГУ им. Н.А. Некрасова.

Условием включения респондентов в выборку было их актуальное состояние влюбленности, что определялось в процессе предварительного интервьюирования с потенциальными участниками исследования.

Методы исследования. Ведущей стратегией исследования являлась идиографическая, отдающая приоритет качественным диагностическим методам, позволяющим отражать феноменологию затрудненного общения влюбленных подростков и юношей в индивидуально-специфичных проявле-

ниях, связанных с субъективными переживаниями, мыслями и психо-эмоциональными состояниями. В методический комплекс вошли опросник межличностных отношений (ОМО) У Шутца (в адаптации А.А. Рукавишникова, 1992), авторская анкета «Коммуникативные трудности в состоянии влюбленности», проективный метод незаконченных предложений, проективный рисунок «Мои трудности в общении с человеком, в которого я влюблен». Статистическая обработка эмпирических данных проводилась с помощью многофункционального критерия Фишера, коэффициента корреляции Спирмена, U-критерия Манна-Уитни (пакет STATISTICA 6.0 for Windows).

Результаты исследования и их обсуждение

Изучая коммуникативные установки и тенденции общения респондентов, было установлено, что в юношеском возрасте чаще возникает потребность контролировать межличностные отношения (U=255; p=0,003), так как юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня контроля, самоконтроля и саморегуляции, однако это нередко сопровождается увеличением коммуникативных трудностей в общении с возлюбленным (r=0,398; p=0,02), снижением коммуникативной активности субъекта (r=-0,422; p=0,02). Причиной является чрезмерная сосредоточенность юношей на принятии решений и ориентация на результативность влияния, в процессе чего их эмоциональная включенность, спонтанность и интенсивность общения с объектом влюбленности снижается («я контролирую каждое слово», «боюсь сказать глупость, обидеть», «думаю о последствиях» и др.). Общение подростков в романтических отношениях более свободно, импульсивно, эмоционально окрашено, однако это связано с трудностями самоконтроля (r=0,325; p=0,02), риском конфликтного взаимодействия в возлюбленными (r=0,412; p=0,01).

В процессе исследования были также выявлены возрастные различия в восприятии возлюбленного в процессе общения, возникающих страхах, способах самовыражения и преодоления коммуникативных трудностей. Оказалось, что у подростков чаще возникают коммуникативные трудности, если их партнер старше по возрасту (U=345; p=0,039), поскольку им кажется что над ними «смеются», «смотрят свысока», «проверяют, на что способны». Подростки стремятся к взрослости, поэтому их тянет к более старшим партнерам, однако разница в возрасте заметно сказывается на характере общения. В юношеском возрасте эта тенденция менее выражена (U=330; p=0,04).

Подростки в общении с романтическим партнером чаще переживают страх показать чувства (ф*=2,355; p=0,008), проявляют замкнутость (ф*=4,005; p=0,00), боятся оставить о себе не-

56

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Jij- 2015, Том 21

гативное впечатление (ф*=1,824; р=0,03). Они стремятся обсуждать проблемы, интересующие партнера (ф*=2,459; р=0,006), при этом им трудно вербализовать собственные мысли и чувства (ф*=2,734; р=0,002). Вероятно, все это происходит из-за низкой самооценки подростков, неопытности в сфере интимно-личностных отношений. Юноши больше боятся невзаимности (ф*=1,328; р=0,093), проявляют чрезмерную эмоциональность, эмпатичность в общении с возлюбленным (ф*=3,516; р=0,000), детально готовятся к общению (ф*=2,459; р=0,006), испытывая при этом недовольство собой (ф*=1,561; р=0,04). Юношам сложнее говорить с партнером о своих индивидуальных особенностях (ф*=3,9; р=0,00), прошлых романтических отношениях (ф*=1,712; р=0,04), интересах (ф*=1,871; р=0,03), и легче обсуждать проблемы партнера (ф*=1,612; р=0,03), фантазировать о будущем (ф*=3,261; р=0,00), так как они настроены на дальнейшее развитие отношений, готовы забыть негативный прошлый опыт общения с возлюбленными (если таковой был).

В непосредственных коммуникациях с возлюбленными проявления подростков весьма противоречивы. С одной стороны, они проявляют зависимость от партнера (ф*=2,437; р=0,006), неуверенный стиль общения (ф*=1,406; р=0,008), отмечают отрицательный эффект от взаимодействия - «плохое настроение», «думаю, что был не прав», «наверное, со мной больше не захочет общаться» (ф*=2,486; р < 0,005), высказывают желание что-либо изменить в своем партнере (ф*=1,623; р=0,05). С другой стороны, подростки могут проявлять самоуверенность (ф*=2,612; р=0,003), доминантность (ф*=2,137; р=0,005), стремление подчинить себе партнера (особенно это свойственнно девочкам). Среди характеристик общения, свойственных влюбленным подросткам, можно отметить спокойствие (и=330; р=0,01), замкнутость (и=390; р=0,04) и уверенность (и=330; р=0,01), что также указывает на противоречивость коммуникативных проявлений. Причем, чем более уверены в себе подростки, тем больше затруднений в общении с возлюбленными они испытывают (г=0,40; р=0,02). Наблюдение показывает, что данные противоречия могут возникать по причине того, что подростки намеренно стараются доминировать, наигранно демонстрировать уверенные модели общения как способ защитного поведения, чувствуя при этом внутреннюю неуверенность, уязвимость и неопытность в интимно-личностных отношениях.

При взаимодействии с возлюбленными у юношей и девушек меняется манера общения, появляются модели ассертивного поведения (ф*=1,928; р=0,02), общение становится дозированным, возникают трудности вступления в контакт (ф*=2,657; р=0,003). После общения юноши чаще погружают-

ся в размышления (ф*=3,261; р=0,000) и склонны к самоосуждению (ф*=3,191; р=0,000). Юноши более рефлексивны, пытаются осознать и исправить собственные ошибки (ф*=2,963; р=0,00), а подростки при анализе коммуникаций занимают позицию избегания (ф*=1,503; р=0,04) или эмоционально переживают наличие трудностей, используя юмор (ф*=1,712; р=0,04). В качестве характеристик своего общения юноши чаще называют вдохновленность (и=330; р=0,03), схожесть с эйфорией (и=330; р =0,01), импульсивность (и=345; р=0,02). Из-за вдохновленного желания проявить себя с лучшей стороны, юноши могут не замечать реальных потребностей возлюбленного или излишне сильно проявлять внимание, быть навязчивым, слишком активно участвовать в его жизни, что, вероятно, вызывает негативные реакции у партнеров. Причиной этому может служить повышенная эмоциональная возбудимость юношей и девушек, чрезмерная чувственность и ранимость, что нередко вызывает трудности в общении с возлюбленными (г=0,327; р=0,04), не отвечающими взаимностью.

Также было установлено, что у влюбленных подростков и юношей коммуникативные трудности могут возникать не только в общении с возлюбленными, но и распространяться на процесс взаимодействия с другими людьми. Так, в состоянии влюбленности у подростков повышается уровень раздражительности (г=0,312; р=0,03) и агрессивности (г=0,397; р=0,02) в общении с родителями, которые «не могут понять искренних чувств» и «всей сложности переживаний» своих детей, «препятствуют любви»; возникают протестные формы поведения в общении с учителями (г=0,401; р=0,02), которые «подавляют личность в присутствии возлюбленного», «смеются над чувствами».

В юношеском возрасте, напротив, в период влюбленности отмечается снижение количества коммуникативных трудностей в общении с родителями (г=-0,423; р=0,02) и друзьями (г=-0,332; р=0,04), так как юноши и девушки становятся более эмпа-тичными, тонко чувствующими, готовыми слушать и понимать партнера, а их действия более осознанны, целенаправленны, контролируемы. Однако повышенная концентрированность на общении с возлюбленным снижает инициативность в общении со сверстниками и взрослыми (ф*=4,148; р=0,00), увеличивает склонность к дистанцированию (ф*=2,668; р=0,003), к стереотипизации комуника-тивных действий (ф*=2,177; р=0,01).

Изучение функционального характера затрудненного общения влюбленных подростков и юношей по рисунку «Мои трудности в общении с человеком, в которого я влюблен» показало его неоднозначную роль в развитии субъекта, в процессах его социализации и индивидуализации. В рисунках респондентов были отражены как

Рисунок 1. Основные типы рисунков, отражающие конструктивный характер затрудненного общения:

1а - действия, направленные на преодоление возникающих трудностей; 1б - процесс размышления, поиска решений; 1в - явления природы, олицетворяющие конструктивное коммуникативное развитие; 1г - динамические образы, символы, отражающие конструктивные новообразования

^ ¿ч. ' Р^

2а 26

п © 1'

2в 2г

(¡1

Рисунок 2. Основные типы рисунков, отражающие деструктивный характер затрудненного общения:

2а - бездействие, уход в Интернет-коммуникации; 2б - негативные последствия затруднений; 2в - явления природы, олицетворяющие деструктивное коммуникативное развитие; 2г - символы деструктивных новообразований; 2д - одиночество

конструктивные потенциалы коммуникативных трудностей (рис. 1), так и деструктивные (рис. 2).

Так, в подростковом возрасте чаще отмечается деструктивный функциональный характер возникающих в общении с возлюбленным коммуникативных трудностей, выражающийся в замкну-

тости (ф*=4,005; р=0,00), зависимости (ф*=2,437; р=0,006), отрицательных изменениях в характере (ф*=2,486; р=0,005), неуверенности (ф*=1,406; р=0,04), избегании проблемы (ф*=1,503; р=0,04), а также ощущении одиночества (75% от общего числа проективных рисунков).

58

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

В юношеском возрасте возникающие в общении с возлюбленным коммуникативные трудности играют амбивалентный функциональный характер: отмечаются как негативные (36,6% рисунков) -страх невзаимности (ф*=1,328; р=0,03), трудности вступления в контакт (ф*=2,657; р=0,003), отстраненность от окружающих (ф*=2,177; р=0,015); так и позитивные эффекты коммуникативных трудностей (63,4% рисунков) - повышение уровня открытости (ф*=3,837; р=0,00), инициативности (ф*=2,808; р=0,001), поиск решений в ситуациях затрудненного общения (ф*=1,820; р=0,03) и положительные изменения в себе после общения с возлюбленным (ф*=2,18; р =0,01). Это объясняется более развитым самосознанием юношей, по сравнению с подростками, позволяющим размышлять, искать выходы из трудных ситуаций, не фиксироваться на деструктивных последствиях коммуникативных трудностей, а рассматривать их как ресурс саморазвития.

Выводы

Итак, результаты проведенного исследования в целом подтверждают гипотезу о том, что состояние влюбленности является социально-психологическим фактором возникновения специфических коммуникативных трудностей подростков и юношей. Выявленные тенденции позволяют сформулировать несколько общих выводов:

1. Существуют возрастные различия коммуникативных установок, восприятия возлюбленного в процессе общения, коммуникативных страхов, способов самовыражения, стратегий преодоления коммуникативных трудностей у влюбленных подростков и юношей.

2. В подростковом возрасте чаще отмечается деструктивный функциональный характер возникающих коммуникативных трудностей в общении с возлюбленным (замкнутость, зависимость, отрицательные изменения в себе, неуверенность, избегание проблемы, чувство одиночества), хотя у некоторых подростков уже возникает мотивация преодоления трудностей и самосовершенствования в сфере интимно-личностного общения. В юношеском возрасте возникающие в общении с возлюбленным коммуникативные трудности играют амбивалентный функциональный характер: могут наблюдаться как негативные эффекты затрудненного общения - страх невзаимности, трудности вступления в контакт, отстраненность от окружающих, так и позитивные - открытость, инициативность, переживание новых эмоций, саморазвитие, рефлексия коммуникативного опыта.

3. У влюбленных подростков и юношей коммуникативные трудности могут возникать как в общении с возлюбленными, так и распространяться на взаимодействие с другими людьми (родителями, педагогами, сверстниками). Причем,

в подростковом возрасте отмечается ухудшение межличностных отношений, связанное с ожиданием осуждения и непонимания со стороны окружающих, повышением агрессивности и раздражительности влюбленного подростка; в юношеском возрасте - оптимизация межличностных контактов, связанная с развитием эмпатии, самоконтроля, способностью осознавать и целенаправленно преодолевать коммуникативные трудности, управлять своими эмоциями в общении.

Перспективой исследования является определение половых и гендерных различий коммуникативных трудностей, выявление типов затрудненного общения влюбленных подростков и юношей; поиск эффективных методов индивидуальной и групповой психологической помощи, направленной на актуализацию ментальных ресурсов преодоления трудностей общения в период влюбленности.

Библиографический список

1. Алешкин Н.И. Личностные особенности учащихся с трудностями общения: Дис. ... д-ра пси-хол. наук. - СПб., 1997. - 171 с.

2. Екимчик О.А. Психологические аспекты любви у взрослых людей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2009. - Т. 15. -№ 2. - С. 176-180.

3. Ильин Е.П. Психология любви. - СПб.: Питер, 2012. - 550 с.

4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2011. - 576 с.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.

6. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1991. -358 с.

7. Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. -Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 342 с.

8. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: Медицина, 1985. - 416 с.

9. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления. - М.: МГППУ - 2011. - С. 14-22.

10. Пыжова К.В. Психологические особенности подростков с коммуникативными трудностями в общении: Дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2009. - 215 с.

11. Самохвалова А.Г. Акцентуации характера как фактор затрудненного общения подростков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2013. - Т. 19. - № 4. - С 47-53.

12. Самохвалова А.Г. Влияние неформальных субкультур на характер общения современных

подростков // Ученые записки Орловского государственного университета: Научный журнал. -2014. - № 4 (60). - С. 303-307.

13. Самохвалова А.Г. Коммуникативные свойства темперамента как фактор затрудненного общения подростков // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. - Т. 19. -№ 3. - С. 65-69.

14. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. - 358 с.

15. Самохвалова А.Г., Котова И.В. Ошибки материнского воспитания как фактор затрудненного общения ребенка // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. -№ 3. - С. 66-70.

16. Самохвалова А.Г. Семейная депривация как

фактор затрудненного общения ребенка // Триединство здоровья нации, качества жизни и гармоничного развития общества как основы устойчивого развития России в XXI веке: материалы Между-нар. конгресса, 12-14 сентября, 2014 г / отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова: в 2 т. Т. 1. - М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. - С. 385-390.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Самохвалова А.Г. Специфика затрудненного общения детей с ограниченными возможностями здоровья // Клиническая и специальная психология. - 2015. - Т. 4. - № 2. - С. 39-53 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/ psyclin/2015/n2/Samohvalova.shtml.

18. Самохвалова А.Г., Кашницкий В.И. Факторы затрудненного общения ребенка // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2013. - Т. 19. - № 5. - С. 202-206.

19. Тарасенко М.Л. Трудности межличностного общения студентов с разным уровнем социального интеллекта: Дис. ... канд. психол. наук. - Сургут, 2009. - 154 с.

УДК 159.9:316.6

Мустафина Лилия Шаукатовна

кандидат психологических наук Институт психологии РАН, г. Москва Leila.mus@gmail.com

УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ: ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОВЕСТИ*

Исследовалась структура (ядро и периферия) социальных представлений пожилых людей о совести в группах с разным уровнем выраженности посттравматического стресса. Результаты выявили разницу как в заполнении анкеты по представлениям о совести, так и в структуре социальных представлений о совести. Так, пожилые люди с признаками ПТС были немногословны, в отличие от группы без признаков ПТС. Более глубокие и зрелые представления о совести наблюдаются в группе пожилых людей без признаков ПТС.

Ключевые слова: совесть, посттравматический стресс, социальные представления, структура социальных представлений, пожилые люди.

Необходимость изучения социальных представлений о нравственных феноменах обусловлена изменениями, происходящими в сознании людей под влиянием социальных, экономических и политических трансформаций в современном обществе. Ситуация экономического кризиса в мире обостряет духовно-нравственные проблемы с одной стороны, и может спровоцировать стрессовое состояние человека, с другой стороны.

Отношение к совести является составной частью нравственных ориентиров личности и во многом определяет нравственную направленность личности и общества. Как отмечает М.И. Волови-кова, исторически сложилось, что в российском менталитете совести принадлежит решающая роль в регуляции отношений между людьми [2]. Исследование особенностей понимания совести

в разных социально-демографических группах открывает новые возможности для прогнозирования процессов, происходящих в нравственной сфере под влиянием психологической травматизации. Наиболее актуальными в настоящее время становятся исследования специфики пожилого возраста, и, в частности, посттравматического стресса у людей пенсионного возраста [1; 8; 11 и др.].

Особенности понимания совести целесообразно изучать с позиции исследования социальных представлений (СП), которые тесно связаны с поведением (лабораторные эксперименты Ж.-К. Абрика, Ж. Кодола, К. Фламана и др.). Теория социальных представлений, разработанная С. Московичи, предполагает, что социальные представления - это любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний членов социальной группы по отношению к изменяющейся жизни.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (№ проекта 13-06-00537).

60

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

© Мустафина Л.Ш., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.