10. Социальная работа с различными группами населения / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: КНОРУС, 2012. - 528 с.
11. Социальная работа с семьей / под ред. Н.Ф. Басова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. - 432 с.
УДК 159.923
12. Vericheva O.N. Health and social care to young people with disabilities in a family environment // Materials of XI International scientific-practical conference «Science and innovation - 2015» Volume 7. Pedagogical science. Physical education and sport. Music and art: Przemysl. Science and Research. - C. 53-59.
Самохвалова Анна Геннадьевна
доктор психологических наук, доцент
Олиярник Юлия Игоревна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected]
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И УСЛОВИЯ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
В статье рассматривается проблема затрудненного общения детей-сирот. Установлено, что в период младшего подросткового возраста у них возникают специфические коммуникативные трудности - повышенная тревожность, трудности эмпатии, отзывчивости, отсутствие навыков планирования общения, рефлексии и анализа собственных коммуникативных действий, трудности выбора средств коммуникативного воздействия. Показано, что данные коммуникативные трудности обусловливают возникновение неконструктивных форм поведения в ситуации общения - конформного, импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного. Доказана эффективность социально-психологического тренинга с элементами игротерапии и арт-терапии как средства осознания и преодоления подростками-сиротами собственных коммуникативных трудностей.
Ключевые слова: подросток, сиротство, затрудненное общение, коммуникативные трудности, ресурсы, социально-психологический тренинг, игротерапия, арт-терапия.
Постановка проблемы
В условиях нестабильной социально-политической и общественно-экономической ситуации в России, обусловливающей рост безработицы, снижение уровня и качества жизни людей, увеличение числа дисфункциональных, неблагополучных семей, деструктивизацию межпоколенных и детско-родительских отношений, значительно увеличиваются размеры сиротства (как биологического, так и социального), т.е. возрастает не только количество детей, родители которых умерли или погибли, но и «детей улицы», «лишних детей», «отказников», «детей с трудной судьбой», биологические родители которых живы, но не занимаются воспитанием своего ребенка.
Понятие сиротства в современной психологической науке и практике неразрывно связано с понятием психической депривации, значительно тормозящей интеллектуальное, социальное, эмоциональное и коммуникативное развитие ребенка. Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, депривационные условия онтогенеза являются причиной психологических и даже соматических отклонений в развитии детей, формируют специфические черты личности, характера, поведения, модели межличностного взаимодействия [9, с. 8]. Особо остро для детей-сирот встает проблема затрудненного общения, препятствующего эффективной социализации и индивидуализации ребенка [7; 11].
Все вышесказанное определило проблему нашего исследования: существуют ли специфические коммуникативные трудности у детей-сирот млад-
шего подросткового возраста, и каковы условия их преодоления?
Многочисленные данные отечественных психологов (А.А. Бодалева, А.Г. Ковалева, В.Н. Ку-ницыной, В.А. Лабунской, Е.В. Цукановой, и др.) подтверждают существование специфического по своему психологическому содержанию феномена затрудненного общения [1; 5; 6; 14]. В исследованиях подчеркивается, что под затрудненным общением понимается широкий спектр явлений, который можно свести к ненадлежащему, расстроенному, нарушенному, неблагополучному, дискомфортному, неэффективному общению [6]. Важнейшим атрибутом затрудненного общения являются возникающие у субъекта коммуникативные трудности [11]. О субъективной природе психологических трудностей общения писали А.А. Бодалев и Г.А. Ковалев, подчеркивая, что следствием этих субъективных трудностей является объективная картина нарушений - недостижение цели, неудовлетворение мотива, неполучение желаемого результата и т.д. [1]. В связи с этим, детское затрудненное общение можно рассматривать в нескольких плоскостях:
- в качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения детей;
- как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной ребенком модели общения и реально протекающего процесса;
- как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях ребенка, в основе
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «ij- 2016, Том 22
© Самохвалова А.Г., Олиярник Ю.И., 2016
244
которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т.д.
Под коммуникативными трудностями мы понимаем различные по силе, функциональной направленности и осознанности объективные или субъективно переживаемые препятствия, затрудняющие эффективное решение коммуникативной задачи; требующие от субъекта усилий, направленных на их преодоление.
Проблема коммуникативных трудностей детей-сирот обсуждается как в психологическом дискурсе (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Л.Ф. Обухова, А.А. Корепанова, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова, О.Б. Конева и др.), так и в педагогическом (Л.В. Байбородова, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, А.М. Нечаева и др.). В исследовании Н.В. Виноградовой и Л.С. Рычковой отмечено, что для детей-сирот с различной степенью депривации, воспитывающихся в детских домах, характерны низкий уровень инициативности в общении, чувствительности к действиям сверстников, преобладание негативного или нейтрального эмоционального фона в процессе совместной деятельности со сверстниками. Специфика общения проявляется в отсутствии интереса к действиям сверстника. У детей-сирот не развита способность к сопереживанию партнеру при его успехе или неудаче. Наблюдается снижение поведенческой активности при возрастании уровня депривации [5].
Иные коммуникативные трудности свойственны детям, испытывающим материнскую депри-вацию. По мнению Е.И. Исениной, недостаток материнской любви, нежности, тактильного контакта приводят к трудностям эмпатии; черствости, жесткости детей в отношении к партнерам, невозможности проявить отзывчивость, сочувствие; безынициативности, коммуникативной вялости, дети при столкновении со сложной коммуникативной задачей склонны к дистанцированию, избеганию трудностей [6].
Общение воспитанников детского дома друг с другом имеет специфические особенности. У детей-сирот в общении преобладает местоимение «мы», это особое психологическое образование, весь мир они делят на «своих» и «чужих» [7]. В детских домах ребенок постоянно общается с одной и той же группой сверстников, причем сам он не может предпочесть ей какую-либо другую группу, т.к. не имеет возможности выбора.
Воспитываясь в условиях детского дома, ребенок значимо чаще становится субъектом затрудненного общения; трудности эмоционально-волевой регуляции снижают способность успешного преодоления критических для детей ситуаций [8]; большое количество коммуникативных ситуаций становятся для детей-сирот трудными, содержат потенциальный вызов; дети демонстрируют низ-
кий уровень коммуникативных навыков, неадекватность эмоциональных реакций, ситуативность поведения, неспособность к конструктивному решению проблемы [11].
Организация исследования
Целью нашего исследования было выявление специфических коммуникативных трудностей детей-сирот и создание условий для их конструктивного преодоления. Работа проводилось в нескольких направлениях:
- выявить различия коммуникативных трудностей детей-сирот младшего подросткового возраста и детей, воспитывающихся в полных семьях;
- определить специфические коммуникативные трудности подростков-сирот и разработать программу социально-психологического тренинга с элементами игротерапии и арт-терапии, создающую условия для конструктивного преодоления подростками своих коммуникативных трудностей;
- проверить эффективность внедренной программы.
Выборка исследования включала 30 человек. Представителями экспериментальной группы являлись воспитанники ГКУ КО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» в г. Костроме в количестве 15 человек (11 мальчиков и 4 девочки), учащиеся 6-9 классов в возрасте 13-15 лет. В контрольную группу вошли 15 подростков (10 мальчиков и 5 девочек) того же возраста, учащихся общеобразовательной школы г. Шарьи Костромской области, воспитывающихся в полных семьях.
Методы исследования. В методический комплекс вошли методика экспертной оценки уровня коммуникативного развития ребенка А.Г. Само-хваловой [10], проективная методика «Руки» в модификации Н. Семаго, М. Семаго [13], методика диагностики неконструктивного поведения детей М.Э. Вайнер [2]. Статистическая обработка эмпирических данных проводилась с помощью U-критерия Манна-Уитни, выявляющего различия в выраженности показателей в двух выборках, и Т-критерия Вилкоксона, отражающего динамику развития коммуникативных показателей в экспериментальной группе (пакет STATISTICA 6.0 for Windows).
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты экспертной оценки показали, что большинство детей-сирот имеют средний и низкий уровни развития базовых, содержательных, инструментальных и рефлексивных коммуникативных показателей, в контрольной группе преобладают средний и высокий уровень развития коммуникативных показателей.
Общими коммуникативными трудностями, присущими подросткам двух групп, являются трудности эмпатии, адекватного реагирования на
требования ситуации, неумение действовать сообща, планировать общение, убеждать, анализировать итоги общения. Вместе с тем, степень выраженности этих трудностей у детей-сирот выше, т.е. можно говорить о том, что общевозрастные коммуникативные трудности, свойственные для подростков, субъективно переживаются сиротами более болезненно, их деструктивная роль в общении наиболее объективизирована.
Специфическими для детей-сирот являются базовые коммуникативные трудности, связанные с нежеланием вступать в контакт (и = 27,5; р = 0,04), отсутствием сочувствия к другому (и = 26; р = 0,03), проявлением агрессии(и = 29,5; р = 0,01). Испытывая трудности эмпатии, не понимая эмоциональное состояние и намерения партнера, дети занимают в общении защитно-оборонительную позицию; становятся нечувствительны к чужим проблемам, просьбам. Излишняя подозрительность мешает им оказывать и принимать помощь от других в процессе межличностного взаимодействия. В противоречивых ситуациях они склонны к спонтанной агрессии как способу самоутверждения.
Результаты проективной методики «Руки» показали, что категории «Активность» и «Коммуникативность» наиболее выражены в обеих группах, однако существует специфика коммуникативной активности детей-сирот и детей, воспитывающихся в семьях. У подростков, воспитывающиеся в семьях, активность в общении является нормативной и соответствует предъявляемым ситуацией требованиям; дети умеют выслушать собеседника и высказать уверенно свое мнение, они более спокойны, толерантны, умеют адекватно воспринимать мнение других и согласовывать позиции; способны вовремя отступить, договориться с партнером. У детей-сирот наблюдается повышенная активность и гиперкоммуникативность, которая объясняется чрезмерным стремлением быть в центре внимания, компенсировать недостаток родительской любви повышенным интересом к себе со стороны окружающих.Это влечет за собой такие социально-психологические проблемы, как навязчивость, бестактность, неадекватность коммуникативного поведения, инфантильность, неестественность вербальных действий.
Эти данные подтверждаются также более высокими результатами детей-сирот по параметрам «Демонстративность» (и = 26; р = 0,03) и «Агрессивность» (и = 37; р = 0,04). Дефицит внимания со стороны взрослых и сверстников восполняется эпатажными, наигранными, протестными моделями поведения. Если данные модели поведения не находят одобрения и поддержки у окружающих, подростки-сироты начинают злиться, раздражаться, обижаться, проявлять как прямые (физические, вербальные), так и косвенные формы агрессии
в отношении партнеров (провокации, обман, оговор, подстрекательство и др.).
У некоторых детей-сирот, имеющих высокий уровень притязаний на успех, проявляется «Дирек-тивность» (и = 17,5; р = 0,01), стремление повелевать другими, приказывать, подавлять волю более слабых партнеров. Именно под их негативное влияние попадают подростки, имеющие высокий уровень «Зависимости» (и = 18,5; р = 0,03), которые в группе сверстников становятся объектом для насмешек, издевок, оскорблений, выполняют любые требования, прихоти более сильных и независимых партнеров.
Выявленные коммуникативные тенденции и трудности подростков-сирот находят отражение в неконструктивных формах поведения в ситуациях межличностного общения, степень выраженности которых у воспитанников детского дома значимо выше по сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях (р < 0,03). Результаты экспертной оценки (по методике М.Э. Вайнер) показывают, что наиболее выражены у сирот такие типы неконструктивного поведения, как импульсивный (60%) и конформный (53,3%). Дети не способны сдерживать свои эмоции в общении, заранее планировать и контролировать свое поведение, осознанно выбирать слова и действия. Поэтому их коммуникативное поведение резко осуждается окружающими, особенно взрослыми, детей наказывают за неудачи, ставят в заведомо невыигрышные условия сравнения и соревнования с более успешными сверстниками. Все это мотивирует подростка к проявлению конформизма, приспособительству, отказу от своих целей и интересов в общении.
Нередко наблюдаются демонстративные (46%), протестные (40%) и агрессивные (26%) формы поведения как единственно возможные способы сирот привлечь к себе внимание значимых взрослых. В общении с педагогами и психологами, которым дети доверяют, эти модели поведения проявляются чаще, подростки склонны к капризам, манипулятивности, деспотизму, упрямству, ревности (в случае, если внимание взрослых достается другим), что подтверждает болезненность их фрустрированных потребностей в любви и принятии. Нередко в подобных ситуациях агрессивность направлена на более успешных и «любимых взрослыми» (с точки зрения самих подростков) сверстников; а также зафиксированы случаи аутоагрессии, когда дети-сироты в ситуациях затрудненного общения от чувства собственной беспомощности царапают себе руки, сильно бьют коленями по стене, кусают в кровь губы, проявляя неспособность конструктивно решать трудные для них коммуникативные задачи.
Таким образом, специфическими коммуникативными трудностями подростков-сирот являются трудности эмпатии, отзывчивости, вступления
в контакт, сотрудничества, отсутствие навыков планирования общения, рефлексии и анализа собственных коммуникативных действий, что проявляется в неконструктивных формах коммуникативного поведения (конформного, импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного). Все это обусловило необходимость разработки программы социально-психологического тренинга с элементами игротерапии и арт-терапии, создающей условия для осознания и конструктивного преодоления подростками своих коммуникативных трудностей. Данная программа включала в себя адресную психологическую помощь подросткам-сиротам, направленную на:
- развитие мотивации преодоления трудностей и стимулирование целенаправленной коммуникативной активности подростков;
- мобилизацию их ментальных ресурсов (когнитивных, эмоциональных, волевых, коммуникативных, творческих, телесных), помогающих справляться с решением трудных задач общения;
- отреагирование негативных психо-эмоцио-нальных состояний, обучение эффективным способам саморегуляции, самоутверждения и самовыражения в общении с взрослыми и сверстниками.
На заключительном этапе нашего исследования был реализован контрольный этап опытно-экспериментальной работы, который позволил зафиксировать значимые позитивные сдвиги как в общем уровне коммуникативного развития подростков-сирот (Т = 1,5; р = 0,01), так и в отдельных показателях: «отзывчивость», «эмпатия», «умение контролировать свое поведение», «умение сотрудничать» (р < 0,02). Менее выраженными стали такие формы неконструктивного поведения подростков-сирот в общении, как конформное, демонстративное, импульсивное (р < 0,05), однако агрессивные и протестные модели коммуникаций оказались более устойчивы, т.к. связаны с гипертрофированной потребностью детей в безусловном принятии и понимании со стороны значимых взрослых. В контрольной группе значимых изменений по отдельным показателям коммуникативного развития не произошло, однако общий уровень коммуникативного развития несколько вырос, что объясняется естественным онтогенезом общения.
Выводы
1. Сиротство является социокультурным фактором возникновения индивидуально-специфических коммуникативных трудностей у детей, оставшихся без попечения родителей, в отличие от нормативных обще-возрастных трудностей, свойственных подросткам, живущим в кровных семьях. Затрудненное общение подростков-сирот актуализируется в единстве деструктивных коммуникативных установок, негативных субъективных переживаний подростков в процессе решения за-
дач общения и неконструктивных моделей коммуникативного поведения.
2. Депривация эмоционально-личностного общения с родителями на ранних этапах онтогенеза, отсутствие надежной привязанности к ним, синдром «брошенного ребенка» вызывают впоследствии у сирот недоверчивость, закрытость, враждебность, жестокость, коммуникативную инфантильность, что приводит к возникновению трудностей установления близких отношений, вступления в контакт, взаимопонимания, сотрудничества; неспособности признавать и исправлять ошибки общения.
3. Специфическими коммуникативными трудностями подростков-сирот являются повышенная тревожность, эмоциональная холодность, трудности эмпатии, отзывчивости, отсутствие навыков планирования общения, рефлексии и анализа собственных коммуникативных действий, ограниченный потенциал средств коммуникативного воздействия, что проявляется в неконструктивных формах коммуникативного поведения (конформного, импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного).
4. Неконструктивное развитие подростка-сироты как субъекта общения оптимально корректируется адресной психологической помощью, направленной на стимулирование его конструктивной коммуникативной активности, мобилизацию ментальных ресурсов, обучение эффективным способам саморегуляции и самовыражения в общении. Эффективным средством осознания и преодоления подростками собственных коммуникативных трудностей является социально-психологический тренинг с элементами игротерапии и арт-терапии.
Библиографический список
1. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. - 1992. - № 5-6. - С. 27-38.
2. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М.: Пед. общество России, 2004. - 112 с.
3. Виноградова Н.В., Рычкова Л.С. Общение со сверстниками детей-сирот с различным уровнем депривации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2012. - №2 31. - С. 35-42.
4. Исенина Е.И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери // Журнал практического психолога. Тематический выпуск: Перинатальная психология и психология роди-тельства. - 2003. - № 4-5. - С. 13-21.
5. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: дис ... д-ра психол. наук. - СПб., 1991. - 358 с.
6. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бре-ус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. - М.: Академия, 2001. - 288 с.
7. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Современный ребенок: шаги к пониманию // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 2. - С. 5-18.
8. Первитская А.М. Анализ взаимосвязи эмоционально-волевой регуляции и особенностей преодоления критической ситуации у девочек-подростков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 3. - С. 56-58.
9. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
10. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. - СПб.: Речь, 2011. - 432 с.
11. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. - 358 с.
12. Самохвалова А.Г. Ошибки материнского воспитания как фактор затрудненного общения ребенка // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 3. - С. 66-70.
13. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. - М.: Аркти, 2004. - 234 с.
14. Цуканова Е.В. Психологические трудности общения. - Киев: Вища школа, 1985. - 160 с.