УДК 159.922.7 А.Г. САМОХВАЛОВА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова Е-mail: [email protected]
UDC 159.922.7
A.G. SAMOKHVALOVA
саndidate of pedagogical sciences, Associate Professor, doctoral student, Associate Professor of Social Psychology GOU VPO «Kostroma State University named after
N.A. Nekrasov» E-mail: [email protected]
ГЕНЕЗИС ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ* GENESIS OF COMMUNICATION DIFFICULTY IN CHILDREN
Статья посвящена проблеме затрудненного общения субъекта на детских этапах онтогенеза. Рассмотрена сущность и критерии затрудненного общения, классификация коммуникативных трудностей ребенка. На базе обобщения эмпирических данных лонгитюдного исследования коммуникативного развития детей, проводимого на протяжении девяти лет, выявлена возрастная динамика, сензитивные, критические периоды и закономерности затрудненного общения. Описаны специфические коммуникативные трудности дошкольников, младших школьников, подростков; половые различия затрудненного общения; основные формы деструктивного коммуникативного поведения.
Ключевые слова: затрудненное общение, критерии, субъект общения, коммуникативные трудности, закономерности коммуникативного развития, возрастная динамика, сензитивные периоды.
The article deals with the complicated subject of communication in children's stages of ontogeny. The essence and the criteria of difficulty of communication, the classification of communication difficulties the child. Based on the generalization of empirical data from a longitudinal study of the communicative development of children, held for nine years, revealed age dynamics, sensitivity, critical periods and patterns of communication difficulty. Describes the specific communicative difficulties preschoolers, primary school children, adolescents, sex differences hindered communication, the main forms of destructive communicative behavior.
Keywords: difficulty communicating, criteria, subject of communication, communication difficulties, patterns of communication, developmental dynamics, the sensitive periods.
Актуальность исследования Общение - это важнейшее естественное условие социального развития ребенка; доминирующий фактор развития человека как субъекта собственной жизни; специфическая среда, в которой происходит самопознание, самопонимание, самоактуализация и самосовершенствование, а также познание и понимание других людей. Однако огромное количество современных российский детей и подростков воспринимают ситуации межличностного общения как напряженные, стрессовые, трудные, требующие серьезных преодолений и усилий; у многих возникает страх установления близких отношений, потребность максимально сократить непосредственные коммуникативные контакты, компенсировать их Интернет-общением, игровой активностью, аддик-тивным поведением. Меняется и культура общения: современные дети разговаривают друг с другом 8Ш8-языком, используя стереотипные, шаблонные, короткие фразы; не умеют и не стремятся выражать свои эмоции в коммуникациях; не пытаются адаптировать собственные коммуникативные намерения к харак-
теристикам личности партнера; общение становится не самоцелью, благодаря которой происходит духовное становление ребенка, а средством достижения актуальных, чаще всего прагматических или манипу-лятивных целей.
К настоящему времени в социальной психологии уже накоплен богатый материал, в котором исследуется проблема затрудненного общения взрослой личности, выявляются типологии коммуникативных трудностей, критерии и структура затрудненного общения (Е.В. Цуканова, А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев, В.Н. Куницына, В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е.В. Залюбовская, Т.А. Аржакаева, Е.Г. Сомова и др.). Вместе с тем нельзя не учитывать, что механизмы затрудненного общения формируются на ранних этапах онтогенеза, и во взрослую жизнь человек приходит уже с «багажом», состоящим из детского коммуникативного опыта. Если этот опыт в основном негативный, то построить эффективные коммуникативные контакты и проявить в них компетентность взрослому человеку бывает крайне сложно.
Однако в современной психологии не исследо-
*Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 13-16-44001 а(р) «Затрудненное общение ребенка: механизмы, функции, генезис».
© А.Г. Самохвалова © A.G. Samokhvalova,
вана специфика затрудненного общения на детских этапах онтогенеза, его возрастная динамика и закономерности развития, сензитивные и критические периоды в возникновении определенных коммуникативных трудностей субъекта. С целью решения этих актуальных задач было спланировано и реализовано лонгитюдное исследование детского затрудненного общения.
Понятие и критерии детского затрудненного общения
Рассматривая психологическую сущность затрудненного общения, мы опираемся на идеи Б.Д. Парыгина о наличии психологического барьера, который понимается как устойчивая установка, психологический настрой личности, процессы, свойства, состояния человека, которые «консервируют» скрытый эмоционально-интеллектуальный потенциал его активности [1].
В.Н. Куницына также подчеркивает, что феномен затрудненного общения - это, прежде всего, явление, представленное в сознании и переживании партнеров [2]. Такая трактовка указывает на внутренний источник трудностей общения - устойчивые личностные образования, которые при определенных обстоятельствах могут приводить к нарушениям в общении.
Вместе с этим способом интерпретации общения как затрудненного используется оценка выраженности затруднений в зависимости от их воздействия на результаты общения. Объективную составляющую затрудненного общения охарактеризовали А.А. Бодалев и Г.А. Ковалев, подчеркивая, что следствием субъективных трудностей является объективная картина нарушений общения - недостижение цели, неудовлетворение мотива, неполучение желаемого результата и т. д. [3].
В.А. Лабунская также рассматривает затрудненное общение не только как субъективное явление, но и как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекающего процесса [4].
Синтез данных подходов позволяет нам рассматривать детское затрудненное общение как процесс нарушенного межличностного взаимодействия, препятствующий эффективному решению задач общения, сопряженный с возникновением субъективных переживаний, непониманием партнерами друг друга, негативными изменениями в межличностных отношениях, актуализацией деструктивных моделей взаимовлияния.
Рассматривая критерии затрудненного общения, мы основываемся на том, что данный феномен сложно детерминирован несколькими группами факторов: особенностями личности ребенка, характером коммуникативной ситуации, спецификой социального взаимодействия и взаимоотношений субъекта. Следовательно, можно говорить о существовании субъективных и объективных критериев затрудненного общения.
Субъективные критерии отражают особенности субъективного восприятия и переживания коммуникативной ситуации ребенком как затрудненной. Так, мотивационный критерий отражает отсутствие мотивации и позитивной направленности общения с каким-либо партнером, наличие деструктивных коммуникативных установок у ребенка. Когнитивный критерий отражает субъективные трудности понимания, целеполагания, планирования, прогнозирования коммуникативных действий. Эмоциональный критерий отражает негативные внутренние переживания ребенка по отношению к себе (гелатофобия, страх булинга, негативной оценки и др.), к партнерам по общению (злость, зависть, враждебность и др.) или к коммуникативной ситуации в целом (тревожность, стрессовые состояния и др.). Динамический критерий отражает коммуникативную неадекватность и некомпетентность субъекта в реально протекающей, изменяющейся ситуации общения.
Объективные критерии отражают неэффективность коммуникативных действий ребенка в ситуации общения, деструктивность социального взаимодействия и взаимоотношений субъекта с партнерами. Так, ситуационный критерий указывает на то, что коммуникативные притязания субъекта не были реализованы в конкретной ситуации общения, его цели не были достигнуты. Интеракционный критерий указывает на то, что ребенок, сам не испытывает коммуникативных трудностей, но затрудняет общение для своих партнеров, следствием чего становится ухудшение взаимоотношений с ними, рассогласование, деструкция межличностного взаимодействия, непонимание.
В различных коммуникативных ситуациях у ребенка могут актуализироваться вариативные показатели затрудненности, количество и качество которых будут определять индивидуальный рисунок затрудненного общения в конкретной социальной ситуации.
Важнейшим атрибутом затрудненного общения является возникновение у ребенка коммуникативных трудностей - различной силы и степени выраженности объективных или субъективно переживаемых препятствий коммуникации, нарушающих внутреннее равновесие субъекта (ов) общения, усложняющих межличностные отношения, требующих от партнеров внутренних усилий, направленных на их преодоление.
В классификации коммуникативных трудностей мы выделяем четыре уровня. К базовым коммуникативным трудностям можно отнести трудности эмпатии, вступления в контакт, трудности, связанные с детским эгоцентризмом, с отсутствием положительной установки на другого человека, с неадекватной самооценкой ребенка, с повышенной эмоционально-личностной зависимостью от партнеров по общению. К содержательным коммуникативным трудностям ребенка относятся трудности, связанные с недостатком коммуникативных знаний,
трудности прогнозирования, планирования, самоконтроля, перестройки коммуникативной программы. Инструментальные коммуникативные трудности проявляются в неумении ребенка эффективно реа-лизовывать на практике намеченные программы коммуникативных действий. Это вербальные, невербальные, просодические, экстралингвистические трудности, трудности построения диалога. К рефлексивным коммуникативным трудностям относятся трудности самоанализа, самонаблюдения, самовыражения, самоизменения.
Методика исследования
Участники и процедура исследования: в лонги-тюдном исследовании принимали участие 24 ребенка: 12 девочек и 12 мальчиков. Все дети одного возраста, физически и психически здоровые, русские, из полных семей, посещающие детские дошкольные учреждения и школы г. Костромы. Изучение затрудненного общения проводилось на протяжении 9 лет (на дошкольном, младшем школьном и подростковом этапах онтогенеза) со следующей периодичностью: 1 замер - 5 лет; 2 замер - 7 лет; 3 замер - 9 лет; 4 замер - 11 лет; 5 замер - 13 лет.
Методы исследования: включенное и стороннее наблюдение за коммуникативной деятельностью детей, беседы с детьми, педагогами, родителями; метод экспертной оценки коммуникативного развития ребенка А.Г. Самохваловой; методика диагностики неконструктивного поведения детей М.Э. Вайнера; проективная методика «Метаморфозы» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго [5].
Статистическая обработка эмпирических данных проводилась с использованием контент-анализа детских высказываний, объясняющих возможные причины затрудненного общения и субъективные переживания ребенка; описательной статистики, отражающей выраженность параметров затрудненного общения в выборке на каждом возрастном этапе; критериев %2 Фридмана и Q Кохрана, выявляющих возрастные различия затрудненного общения и частоту актуализации коммуникативных трудностей на разных этапах детского онтогенеза; регрессионного анализа, обнаруживающего влияние индивидуальных коммуникативных качеств ребенка на возникновение коммуникативных трудностей; И-критерия Манна-Уитни, определяющего половые различия коммуникативных трудностей детей; корреляционного анализа Спирмена, отражающего возрастную динамику взаимосвязей затрудненного общения с формами неконструктивного коммуникативного поведения детей.
Результаты лонгитюдного исследования
Анализ многочисленных эмпирических данных лонгитюдного исследования позволил выявить основные закономерности коммуникативного развития ребенка и генезис затрудненного общения.
1. Все коммуникативные качества ребенка,
обусловливающие возникновение коммуникативных трудностей, являются динамическими образованиями, которые претерпевают разнообразные возрастные изменения:
• максимально бурные преобразования выявлены по таким показателям коммуникативного развития, как отзывчивость, миролюбивость, готовность принимать и оказывать помощь, эмпатийность, умение планировать общение, инициативность, самоанализ общения (отрицательная динамика от дошкольного к подростковому возрасту).
• более устойчивыми коммуникативными качествами ребенка являются: коммуникативная адекватность, умение урегулировать конфликт, умение убеждать, признавать и исправлять ошибки в общении.
2. В периоды возрастных кризисов происходят резкие полярные скачки в развитии коммуникативных качеств субъекта общения:
• в периоды кризисов 7 и 13 лет значимо повышается уровень развития таких коммуникативных качеств, как умение планировать общение, самоконтроль, умение убеждать, детально анализировать общение; резко снижается контактность, отзывчивость, умение сотрудничать, готовность принимать и оказывать помощь, коммуникативная адекватность, инициативность, миролюбивость, адекватность в использовании коммуникативных средств, умение признавать ошибки в общении.
• такие параметры коммуникативного развития, как эмпатийность, умение урегулировать конфликт, умение исправлять собственные ошибки общения, в период кризиса 7 лет интенсивно развиваются, а в период кризиса 13 лет уровень развития этих качеств значимо снижается.
Следовательно, кризисные периоды возрастного развития всегда сопровождаются резкими изменениями качественных характеристик общения, быстро адаптироваться к этим переменам ребенок не может, что неизбежно вызывает у него ярко выраженные коммуникативные трудности.
3. Существуют сензитивные периоды для возникновения и актуализации коммуникативных трудностей различных уровней:
• в дошкольном возрасте, в основном, появляются содержательные коммуникативные трудности (трудности коммуникативного планирования, коммуникативная неадекватность) и рефлексивные трудности, связанные с низким уровнем развития самоанализа и самоконтроля в общении (трудности самонаблюдения, самоизменения, самовыражения);
• младший школьный возраст сензитивен для возникновения инструментальных коммуникативных трудностей (вербальных, невербальных, просодических, экстралингвистических); ребенок, потеряв детскую непосредственность и спонтанность, но, еще не приобретя подростковую независимость и автономность, испытывает серьезные трудности в выборе стратегий и средств коммуникативного по-
ведения; у него возникают барьеры при построении диалога, ему трудно удерживать ведущую позицию в общении и распределять внимание между процессами слушания, говорения и самоконтроля:
• в подростковом возрасте актуализируются, в основном, базовые коммуникативные трудности, связанные со снижением контактности, отзывчивости, миролюбивости, доброжелательности (возникают трудности эмпатии, вступления в контакт, ведения конструктивного диалога, трудности, связанные с проявлением эгоцентризма и агрессивности).
4. Наиболее благоприятным периодом для эффективного коммуникативного развития ребенка и преодоления актуальных коммуникативных трудностей является младший школьный возраст. Это этап эволюционного, планомерного, прогрессивного развития всех коммуникативных качеств субъекта общения (уровень развития всех коммуникативных параметров на этом возрастном этапе значимо повышается). Однако в связи с этим у детей зачастую возникают трудности, связанные с коммуникативными перегрузками, с их гиперчувствительностью и гиперответственностью, со стремлением всегда «быть и казаться правильным» в ситуациях коммуникативного контакта.
5. В дошкольном возрасте процессы коммуникативного развития наиболее индивидуальны: ярко проявляется коммуникативная непосредственность, резко различаются механизмы и формы затрудненного общения у разных детей, паттерны их поведения в ситуациях затрудненного общения, характер самоактуализации (описательная статистика показала, что в дошкольном возрасте зафиксирован самый большой разброс эмпирических показателей по всем параметрам коммуникативного развития). На последующих возрастных этапах выраженность показателей становится более гомогенной, следовательно, коммуникативное развитие и характер затрудненного общения детей приобретает более общие, типичные черты.
6. Подростковый возраст является самым сложным, насыщенным, противоречивым этапом коммуникативного развития: высокая потребность в групповом общении фрустрируется снижением уровня развития контактности, отзывчивости, умения сотрудничать; стремление к установлению близких межличностных отношений осложняется низким уровнем развития эмпатии, миролюбия, неготовностью оказывать и принимать помощь; мотивы спонтанного, независимого, свободного общения блокируются повышением уровня развития коммуникативного планирования, самоконтроля в общении и самоанализа. Переживание этих противоречий, с одной стороны, создает многообразные коммуникативные трудности у подростков; с другой стороны - является движущей силой коммуникативного развития.
7. Дети всех возрастных категорий в той или иной степени склонны к деструктивному общению, однако на каждом возрастном этапе наиболее ярко актуализируются определенные формы неконструктивного поведения:
• в дошкольном возрасте преобладает импульсивное и недисциплинированное поведение, вызывающее трудности эмпатии, взаимопонимания, коммуникативного планирования, самоконтроля и самонаблюдения;
• в младшем школьном возрасте дети значительно реже прибегают к неконструктивному поведению; однако склонны к конформизму. Они пытаются замаскировать, скрыть деструктивные переживания, демонстрировать социально-одобряемое коммуникативное поведение, что сопровождается трудностями самопонимания, самовыражения, трудностями, связанными с повышенной эмоционально-личностной зависимостью от партнеров по общению;
• в подростковом возрасте значимо выше проявление агрессивного и протестного поведения, что сопровождается упрямством, враждебностью, негативизмом в общении, неприятием иных точек зрения, трудностями понимания, эмпатии, построения конструктивного диалога, самоизменения;
• в период подросткового кризиса наблюдается разделение выборки на две группы: те, у кого кризис протекает по пути «независимости», склонны к проявлению агрессивного, демонстративного и протест-ного поведения; те, у кого кризис протекает по пути «зависимости», склонны к конформизму, импульсивности, инфантильным формам коммуникативного поведения (чаще недисциплинированного);
• на ранних этапах детского развития неконструктивные формы поведения играют преимущественно защитную роль, ограждая ребенка от травмирующих переживаний в ситуации общения и сохраняя позитивный Я-образ. Однако, мнимая эффективность, действенность неконструктивных форм общения зачастую приводит к тому, что постепенно они закрепляются и становятся индивидуальными паттернами коммуникативного поведения, создавая новые, многообразные, устойчивые коммуникативные трудности ребенку и его партнерам по общению.
8. Существуют некоторые половые различия затрудненного общения детей на разных этапах онтогенеза:
• мальчики чаще испытывают трудности эмпа-тии, урегулирования конфликта, склонны к недисциплинированности (дошкольный возраст), не верят в собственные возможности, переживают фрустрацию коммуникативных потребностей (младший школьный возраст); более открыто, ярко проявляют враждебность (в период кризиса 13 лет).
Девочки чаще испытывают трудности, связанные с эгоцентризмом, демонстративностью (дошкольный и младший школьный периоды развития).
Однако значимых половых различий затрудненного общения детей на разных этапах онтогенеза выявлено в целом очень мало, следовательно, можно признать доминирование общевозрастных закономерностей коммуникативного развития детей и динамики затрудненного общения.
Заключение
Таким образом, можно утверждать, что механизмы затрудненного общения начинают формироваться на детских этапах онтогенеза. Каждый возрастной период является сензитивным для актуализации определенных коммуникативных трудностей. Пик возникновения разноуровневых коммуникативных трудностей приходится на кризисные периоды возрастного развития. Если в дошкольном возрасте причины и формы затрудненного общения редко осознаются ребенком, более ситуативны, менее устойчивы, то в подростковом возрасте коммуни-
кативные трудности лучше рефлексируются, более устойчивы и доставляют ребенку больше деструктивных переживаний.
Новизна исследования заключается в том, что возрастная динамика, сензитивные, критические периоды и закономерности развития затрудненного общения выявлены не только с использованием срезовых методов, но и на базе анализа и интерпретации результатов лонгитюдного исследования коммуникативного развития 24 детей, проводимого на протяжении девяти лет.
Библиографический список
1. Бодалев А.А. Психологические трудности общения и их преодоление. Педагогика. 1992. № 5-6. С. 25-32.
2. КуницынаВ.Н. Трудности межличностного общения : дис. ... докт. психол. наук. СПб., 1991. 358 с.
3. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция./ В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. М.: Академия, 2001. 288 с.
4. ПарыгинБ.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ГУП, 2003. 616 с.
5. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция.СПб.: Речь, 2011. 432 с.
References
1. BodalevA.A. Psikhologicheskie trudnosti obshcheniya i ikh preodolenie. Pedagogika. - 1992. - № 5-6. - S. 25-32.
2. Kunitsyna V.N. Trudnosti mezhlichnostnogo obshcheniya [Tekst] : dis. ... dokt. psikhol. nauk / V.N. Kunitsina. -SPb., 1991. - 358 р.
3. Labunskaya V.A. Psikhologiya zatrudnennogo obshcheniya: Teoriya. Metody. Diagnostika. Korrektsiya / V.A. Labunskaya, Yu.A. Mendzheritskaya, E.D. Breus. - M.: Akademiya, 2001. - 288 р.
4. Parygin B.D. Sotsial'naya psikhologiya. Problemy metodologii, istorii i teorii. SPb.: GUP, 2003. - 616 р.
5. SamokhvalovaA.G. Kommunikativnye trudnosti rebenka: problemy, diagnostika, korrektsiya. SPb.: Rech', 2011. - 432 р.