СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
УДК 37
Басов Николай Федорович
доктор педагогических наук, профессор
Веричева Ольга Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова abba99@yandex.ru, overicheva@yandex.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
В статье рассматривается проблема социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи. В ней определены актуальность, основные понятия, концепция и необходимость социально-педагогического сопровождения указанной категории детей и молодежи.
Ключевые слова: маломобильные категории детей и молодежи, социально-педагогическое сопровождение, теоретико-методическое обоснование, субъекты.
Актуальность данного направления социально-педагогического исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, отношением людей к проблемам маломобильных категорий детей и молодежи, хотя в настоящее время общество уже готово говорить и предпринимать определенные действия по улучшению их положения и социального статуса. Проведенный нами анализ периодической печати свидетельствует о том, что в стране работает немало общественных организаций и благотворительных фондов, чья деятельность ориентирована на помощь и поддержку маломобильных детей и молодежи.
Во-вторых, к решению отдельных проблем ма-ломобильности подрастающих поколений готово и государство, так как в последние годы в Российской Федерации созданы и реализуются законы, нормативно-правовые документы, государственные программы, направленные на улучшение качества жизни маломобильных категорий детей и молодежи. Основными из них являются: Конституция Российской Федерации, статья 39; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015); «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р; государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 и др.
В них определены: общий стандарт оказания помощи и поддержки для маломобильных категорий детей и молодежи на всей территории страны.
В-третьих, необходимо отметить, что современные региональные программы формируются уже с учетом особенностей социальной инфраструктуры территории, учитывают потребности, проживающих в этих условиях маломобильных категорий детей и молодежи, численность которых увеличи-
вается. Они составляют по данным статистики более 40 млн. человек - 27,4 процента населения [8]. Среди них молодых инвалидов от 18 до 30 лет в нашей стране на начало 2015 года проживает 587 тысяч человек [6]. Ежегодно в России увеличивается количество детей-инвалидов: если в 2012 году их было 560 тыс. чел., в 2013 - 567, в 2014 г. - 579, то в 2015 их насчитывается уже 604 тыс. чел. [6]. В Костромской области проживает более 76 тысяч инвалидов (11,6% от общей численности населения), из них инвалидов трудоспособного возраста более 22 тыс. чел. (29%); детей-инвалидов - более 2 тыс. чел. (3%) [7].
Следовательно, данная группа населения в силу своей уязвимости нуждается в помощи, поддержке, сопровождении.
Итак, маломобильные категории детей и молодежи - это несовершеннолетние от рождения и до достижения ими возраста восемнадцати лет, а также молодые люди от 18 до 35 лет, испытывающие затруднения при передвижении и ориентировании в пространстве. К этим категориям можно отнести детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих недостатки в физическом и/ или психическом развитии.
Исследование проблемы их социально-педагогического сопровождения предполагает, прежде всего, разработку концептуальных основ этого сложного и противоречивого феномена.
С 70-х гг. XX века наблюдается формирование новой концепции независимой, активной жизни маломобильных категорий детей и молодежи при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку со стороны государства и общества. Данная концепция основывается на социальной модели маломобильности, которая причиной ограничения возможностей детей и молодежи признает не недуг, а отношение людей, барьеры общественного устройства. В связи с этим одним из главных условий эффективного социально-педагогического сопровождения этой группы детей и молодежи
© Басов Н.Ф., Веричева О.Н., 2016 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2
241
признается создание безбарьерной, психологически комфортной, безопасной среды.
Мировое сообщество выработало основные требования к формированию политики в отношении маломобильных групп населения, на основе которых государство выступает: гарантом сохранения здоровья граждан; решает вопросы, связанные с последствиями инвалидности; обеспечивает возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни; формирует условия независимой жизни людей с ограниченными возможностями (самообеспечение, самодостаточность в повседневной жизни, безбарьерная среда).
Согласно Декларации ООН о правах инвалидов (1975) инвалид, как маломобильная категория населения, означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечивать полностью или частично потребности нормальной личной и /или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей, благодаря чему произошло правовое оформление социально-политических основ независимой, активной жизни маломобильных категорий населения в Конвенции о правах инвалидов, утвержденной резолюцией № 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 2006 года.
Таким образом, ведущей идеей социально-педагогического сопровождения является создание для маломобильных категорий детей и молодежи, равных условий в различных сферах жизнедеятельности человека.
С 1 января 2016 года, продолжается реализация государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297. В ней отмечается, что процесс сопровождения инвалида (ребенка-инвалида) (реабилитация, социально-педагогическое сопровождение и др.) должен начинаться как можно раньше и основываться на многопрофильной оценке его нужд и сильных сторон, способствовать вовлечению ребенка-инвалида, молодого человека с ограниченными возможностями здоровья в местное сообщество.
Для успешной реализации этих идей важным элементом социально-педагогического сопровождения, выступает обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги.
Большой вклад в развитие теории социально-педагогического сопровождения как научного понятия и современной технологии внесли фундаментальные работы Л.В. Мардахаева, М.И. Рож-кова, Л.М. Шипициной, Ф.И. Кевля, Ж.А. Захаровой и других авторов.
В частности, Ж.А. Захарова социально-педагогическое сопровождение рассматривает, во-первых, как систему взаимосвязанных целей, задач,
субъектов, направлений деятельности, технологий содействия взрослым и детям в предупреждении и преодолении жизненных затруднений [5], во-вторых, как решение двуединой цели: поддержка ребенка в социализации, индивидуальном развитии и содействие семье, родителям, специалистом в выстраивании отношений с ребенком.
Во многих современных исследованиях социально-педагогическое сопровождение чаще всего рассматривается как комплекс мер, обеспечивающих создание необходимых условий для реализации прав маломобильных категорий детей и молодежи. Оно может носить индивидуальный, групповой и массовый характер. Индивидуальная работа с маломобильными категориями детей и молодежи предполагает создание условий для выявления их внутренних ресурсов, чтобы использовать их потенциалы для включения в активную жизнедеятельность в социуме, для формирования социально-ценностных отношений, способствующих преодолению трудных ситуаций как естественных закономерностей человеческой жизни.
Следовательно, одной из важнейших задач социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи является, прежде всего, выявление этих индивидуальных, как впрочем, и групповых внутренних ресурсов, способствующих преодолению трудных ситуаций личностью или группой лиц.
Большинство исследователей, считает, что такое сопровождение реализуется через содействие. По мнению Ф.И. Кевля, последнее заключается в комплексном наущении ребенка способам поведения в затруднительной ситуации с тем, чтобы он приобрел опыт самостоятельного решения своих собственных проблем, и формировании умения справляться с повседневными трудностями в познании себя, окружающей среды, в установлении взаимоотношений с другими людьми в различных видах деятельности.
Следовательно, социально-педагогическое сопровождение маломобильных категорий детей и молодежи предполагает содействие им в выходе из трудной жизненной ситуации с помощью реализации собственных ресурсов и использования возможностей социума. Она может проводиться в несколько этапов: выявление ресурса, изучение и уточнение проблемы клиента; оценивание всех возможных вариантов выбора решения его трудной жизненной ситуации; привлечение служб и организаций к решению его проблемы; оказание помощи клиенту и выявление достигнутых результатов работы по решению проблемы клиента.
Таким образом, социально-педагогическое сопровождение - это особый вид практики, основывающейся на помогающих действиях субъекту в формировании ориентационного поля развития и жизнедеятельности [4].
242
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
Теоретические основы социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей..
Проведенный нами анализ научной, методической литературы по рассматриваемой проблеме показал, что вопросы теоретико-методического обеспечения социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи еще не достаточно исследованы. Между тем не вызывает сомнения, что данная категория детей и молодежи нуждается в комплексной поддержке и помощи специалистов различного профиля, чья деятельность выстроена в определенной системе, предполагает сочетание различных форм, приемов, средств педагогического влияния.
На наш взгляд, социально-педагогическое сопровождение маломобильных категорий детей и молодежи представляет собой целенаправленный, поэтапный, полифункциональный процесс, который осуществляется полидисциплинарной командой специалистов, базируется на объективной системе знаний об индивидуальных особенностях клиента, осуществляется согласно определенным принципам и на основе соответствующих технологий.
Изучаемый процесс включает следующие элементы:
- диагностический, включающий сбор информации о проблемах клиентов, изучение их внутренних ресурсов;
- прогностический, определяющий состояние процесса оказания социально-педагогической помощи, характеризующее уровень и динамику выбора целей, задач, приоритетных функций, содержания, организации социально-педагогического сопровождения;
- организационный, определяющий уровень управления деятельностью социально-педагогического сопровождения, способствующий повышению социального здоровья клиентов, характеризующий состояние и динамику организационной и управленческой структур, кадровой политики в отношении клиентов;
- практический, характеризующий состояние и динамику социального заказа, ценностно-мо-тивационной сферы клиентов, постановку целей, задач, выбора приоритетов деятельности специалистов по социальной работе в отношении социально-педагогической помощи, определяющий уровень, характеризующий состояние и динамику методического, материально-технического и финансово-экономического обеспечения деятельности по социально-педагогическому сопровождению маломобильных категорий детей и молодежи.
Субъектами социально-педагогического сопровождения в данном случае могут быть государственные организации, общественные объединения, благотворительные фонды, а также волонтерские группы.
Для того, чтобы идеи концептуальных основ социально-педагогического сопровождения такой
особой категории детей и молодежи были успешно реализованы на практике необходим базовый (фоновый) мониторинг, позволяющий выявлять динамику и соответствие результата первоначальным предложениям.
В целом, социально-педагогическое сопровождение маломобильных категорий детей и молодежи осуществляется через развитие личностных ресурсов детей и молодежи, способствующих преодолению ими трудных ситуаций. Его результатом является: активизация их личностных ресурсов, сохранение, восстановление здоровья; преодоление трудностей в обучении, совместной деятельности со сверстниками, общении, профориентации и трудоустройстве, организации их досуга; гармонизация внутрисемейных отношений.
Библиографический список
1. Басов Н.Ф. Развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в России: дореволюционный период // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 3. -С. 213-219.
2. Басов Н.Ф. Становление и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в России // Социальная работа с инвалидами / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: КНОРУС, 2012. - С. 11-43.
3. Веричева О.Н. Классификация технологий социальной работы с молодежью // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2013. - Т. 19. - № 5. - С. 165-166.
4. Веричева О.Н. Технологии социальной работы с инвалидами // Социальная работа с инвалидами / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: КНОРУС, 2012. -С. 61-105.
5. Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - С. 121-143.
6. Положение инвалидов: Официальная статистика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.gks .ru/wps/wcm/connect/ros stat_main/ rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения 15.01.2016).
7. Постановление Администрации Костромской области от 25.04.2014 г. № 173-а «О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 26.12.2013 № 569-а»
8. Постановление Правительства РФ №1297 от 01.12.2015 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы».
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2
243
10. Социальная работа с различными группами населения / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: КНОРУС, 2012. - 528 с.
11. Социальная работа с семьей / под ред. Н.Ф. Басова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. - 432 с.
УДК 159.923
12. Vericheva O.N. Health and social care to young people with disabilities in a family environment // Materials of XI International scientific-practical conference «Science and innovation - 2015» Volume 7. Pedagogical science. Physical education and sport. Music and art: Przemysl. Science and Research. - C. 53-59.
Самохвалова Анна Геннадьевна
доктор психологических наук, доцент
Олиярник Юлия Игоревна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова samohvalova@kmtn.ru, oliyarnik93@mail.ru
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И УСЛОВИЯ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
В статье рассматривается проблема затрудненного общения детей-сирот. Установлено, что в период младшего подросткового возраста у них возникают специфические коммуникативные трудности - повышенная тревожность, трудности эмпатии, отзывчивости, отсутствие навыков планирования общения, рефлексии и анализа собственных коммуникативных действий, трудности выбора средств коммуникативного воздействия. Показано, что данные коммуникативные трудности обусловливают возникновение неконструктивных форм поведения в ситуации общения - конформного, импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного. Доказана эффективность социально-психологического тренинга с элементами игротерапии и арт-терапии как средства осознания и преодоления подростками-сиротами собственных коммуникативных трудностей.
Ключевые слова: подросток, сиротство, затрудненное общение, коммуникативные трудности, ресурсы, социально-психологический тренинг, игротерапия, арт-терапия.
Постановка проблемы
В условиях нестабильной социально-политической и общественно-экономической ситуации в России, обусловливающей рост безработицы, снижение уровня и качества жизни людей, увеличение числа дисфункциональных, неблагополучных семей, деструктивизацию межпоколенных и детско-родительских отношений, значительно увеличиваются размеры сиротства (как биологического, так и социального), т.е. возрастает не только количество детей, родители которых умерли или погибли, но и «детей улицы», «лишних детей», «отказников», «детей с трудной судьбой», биологические родители которых живы, но не занимаются воспитанием своего ребенка.
Понятие сиротства в современной психологической науке и практике неразрывно связано с понятием психической депривации, значительно тормозящей интеллектуальное, социальное, эмоциональное и коммуникативное развитие ребенка. Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, депривационные условия онтогенеза являются причиной психологических и даже соматических отклонений в развитии детей, формируют специфические черты личности, характера, поведения, модели межличностного взаимодействия [9, с. 8]. Особо остро для детей-сирот встает проблема затрудненного общения, препятствующего эффективной социализации и индивидуализации ребенка [7; 11].
Все вышесказанное определило проблему нашего исследования: существуют ли специфические коммуникативные трудности у детей-сирот млад-
шего подросткового возраста, и каковы условия их преодоления?
Многочисленные данные отечественных психологов (А.А. Бодалева, А.Г. Ковалева, В.Н. Ку-ницыной, В.А. Лабунской, Е.В. Цукановой, и др.) подтверждают существование специфического по своему психологическому содержанию феномена затрудненного общения [1; 5; 6; 14]. В исследованиях подчеркивается, что под затрудненным общением понимается широкий спектр явлений, который можно свести к ненадлежащему, расстроенному, нарушенному, неблагополучному, дискомфортному, неэффективному общению [6]. Важнейшим атрибутом затрудненного общения являются возникающие у субъекта коммуникативные трудности [11]. О субъективной природе психологических трудностей общения писали А.А. Бодалев и Г.А. Ковалев, подчеркивая, что следствием этих субъективных трудностей является объективная картина нарушений - недостижение цели, неудовлетворение мотива, неполучение желаемого результата и т.д. [1]. В связи с этим, детское затрудненное общение можно рассматривать в нескольких плоскостях:
- в качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения детей;
- как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной ребенком модели общения и реально протекающего процесса;
- как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях ребенка, в основе
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «ij- 2016, Том 22
© Самохвалова А.Г., Олиярник Ю.И., 2016
244