Научная статья на тему 'Специфика социальной перцепции подростка в ситуациях затрудненного общения'

Специфика социальной перцепции подростка в ситуациях затрудненного общения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1266
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / ЗАТРУДНЕННОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ / SOCIAL PERCEPTION / IMPEDED COMMUNICATION / COMMUNICATIVE DIFFICULTIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вишневская Оксана Николаевна

В предлагаемой статье рассматривается феномен социальной перцепции подростка. Выявлены основные вариативные модели социальной перцепции подростков в ситуациях затрудненного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specificity of social perception of teenager in situations of impeded communicating

The phenomenon of social perception of a teenager is considered in this paper. The main alternative models of social perception of adolescents in situations of impeded communicating are identified.

Текст научной работы на тему «Специфика социальной перцепции подростка в ситуациях затрудненного общения»

УДК 159.922.8

Вишневская Оксана Николаевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

cherry14.88@mail.ru

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ ПОДРОСТКА В СИТУАЦИЯХ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ*

В предлагаемой статье рассматривается феномен социальной перцепции подростка. Выявлены основные вариативные модели социальной перцепции подростков в ситуациях затрудненного общения.

Ключевые слова: социальная перцепция, затрудненное общение, коммуникативные трудности.

Для успешной адаптации в современном обществе важнейшими качествами являются способность к установлению социальных контактов, адекватное восприятие и понимание партнеров по общению, владение способами самовыражения, облегчающими понимание со стороны окружающих, т.е. сфера социально-перцептивной компетентности.

Особенности развития социальной перцепции на разных этапах онтогенеза раскрыты в исследованиях Н.И. Бабич, А.А. Бодалева, А.С. Золотня-ковой, С.В. Кондратьевой, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, Р.А Максимовой, В.Н. Панферова, Л.П. Хохловой, A.M. Щетининой и др.

Разделяя позицию Г.М. Андреевой, в своем исследовании под социальной перцепцией в ситуации общения мы понимаем образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира [1, с. 77].

Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. А.А. Бодалев в качестве синонима понятия социальная перцепция использует выражение «познание другого человека» [2, с. 7].

На формирование человека как субъекта межличностного познания и самопознания оказывает влияние большое число факторов: значение опыта непосредственного общения (А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев, A.M. Прихожан, А.Н. Сухов Н.Н. Толстых и др.), влияние комплекса индивидуально-личностных свойств (А.Т. Губко, В.А Лабунская, И.П. Шкуратова, А.Л. Южанинова и др.), положение в системе межличностных отношений (М.Ю. Кондратьев, Н.Ф. Федотова, Е.В. Цуканова) и др. Немаловажное значение имеют также характеристики ситуации общения, особенности процесса взаимодействия, контекст, коммуникативные трудности, возникающие у участников. Характер испытываемых затруднений оказывает влияние не только на процесс и результат социальной перцепции, но и на развитие личности в целом.

Коммуникативные трудности понимаются нами как различной силы и степени выраженнос-

ти объективные или субъективно переживаемые препятствия коммуникации, нарушающие внутреннее равновесие субъекта общения; усложняющие межличностные отношения; требующие от ребенка внутренних усилий, направленных на их преодоление [8].

Как показывают результаты ретроспективных самоотчетов, направленных на выявление коммуникативных трудностей человека на разных этапах онтогенеза, осознание собственных трудностей общения, происходит примерно с 9-12-летнего возраста. Именно в это время общение со сверстниками начинает выступать как ведущий тип деятельности у подростков. В этот момент ребенок и осознает, что в его коммуникативном поведении есть несовершенства, что отдельные коммуникативноличностные характеристики затрудняют процесс общения со сверстниками. На этом возрастном этапе субъективно переживаются трудности вступления в контакт, трудности, связанные с застенчивостью, робостью, ревностью, трудности самовыражения.

При этом от степени эффективности общения в данный период зависит место ребенка в системе отношений. Актуальность исследования обусловливает и тот факт, что подростковый возраст является сензитивным периодом для становления социально-перцептивной компетентности, когда деятельность общения, познания окружающих выступает в роли ведущей, определяющей весь ход личностного развития человека (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин, А.В. Мудрик и др.).

Поскольку установлено, что с одной стороны подростковый возраст является наиболее активным периодом в развитии способности к адекватному восприятию, пониманию других людей и самопознанию, а с другой характеризуется возникновением разнообразных коммуникативных трудностей, мы решили выявить и описать специфику социальной перцепции подростков в ситуациях затрудненного общения.

В исследовании приняло участие 93 учащихся 9-10 классов образовательных учреждений города Г алича Костромской области.

С целью решения поставленных задач был сформирован методический комплекс. Для изуче-

* Исследование выполнено при поддержке РГНФ. Проект № 13-16-44001.

22

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Вишневская О.Н., 2013

ния уровня креативности личности и особенностей развития структуры креативных способностей мы использовали: методику определения уровня креативности (А.И. Серавин); для анализа отдельных свойств личности, оказывающих влияние на характер складывающихся между людьми отношений, были использованы: «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна, методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН), которая позволила не только выявить степень выраженности той или иной характеристики состояния подростка, но и провести сравнительный анализ с результатами оценки партнеров по общению. Важное значение имел метод ретроспективного самоотчета, целью которого стало определение характера затрудненного общения у субъекта на протяжении жизненного пути. Использование данного метода имело не только диагностическую направленность, но и развивающую, позволяя подростку осознать закономерности развития собственного коммуникативного потенциала. Также в процессе исследования использовался метод экспериментальных коммуникативных проб, целью которых было определение стратегий поведения подростка в ситуациях затрудненного общения со сверстниками и взрослыми. После проведения коммуникативных проб с испытуемыми проводилось интервьюирование с целью анализа особенностей протекания процесса межличностной перцепции во время участия в пробах. С одной стороны, мы просили подростка оценить себя как «трудного» или «легкого» коммуникатора; с другой стороны, просили партнеров подростка оценить его коммуникативные действия.

Выяснилось, что самооценка и внешняя оценка подростка как «трудного» или «легкого» коммуникативного партнера не всегда совпадают. Анализ полученных данных позволил выявить вариативные модели социальной перцепции подростков в ситуациях затрудненного общения.

Модель 1. «Трудный партнер» (самооценка) -«легкий партнер» (внешняя оценка). В первую группу входят подростки с высоким уровнем креативности, эмпатии, у них высокий уровень любознательности, высокая степень сосредоточенности. Они амбициозны и стремятся к независимости. Но при этом они недостаточно уверены в себе и считают, что затрудняют процесс взаимодействия для партнера.

Подростки данной группы в ретроспективном самоотчете отмечают у себя ряд актуальных базовых коммуникативных трудностей: заниженная самооценка, ранимость, сложности в установлении контактов, трудности, связанные с испытываемыми чувствами застенчивости, робости, неуверенности в себе; и операциональных трудностей: трудностей в построении диалога, неспособностью занять ведущую позицию в общении, неумением давать собеседнику адекватную обратную связь.

В процессе коммуникативных проб можно выделить следующие невербальные трудности: преобладание поз неуверенности в процессе диалога, использование жестов защиты, попытка занимать как можно меньше места в пространстве, быстрая торопливая речь и повышающаяся интонация голоса в конце предложений во время диалога с партнером по общению. Также были отмечены объективные вербальные трудности: нередко использование длинных запутанных предложений, несоблюдение внутренней логики беседы, потеря первоначального объекта обсуждения.

Однако партнеры по общению подростков первой группы не обнаруживают у них коммуникативных затруднений, общение с ними характеризуется как оптимальное и эффективное, приводящее к желаемому результату. По мнению сверстников, подростки данной группы хорошие друзья и собеседники, «с ними всегда можно найти общий язык», «они способны понять и принять другого таким, какой он есть». В процессе общения такие подростки достаточно активные и деятельные, общительные и стремящиеся к установлению контакта с партнером. Как правило, они используют диалогичные формы общения.

Подростки часто сами выражают свое отношение к происходящим событиям, сообщают о собственном состоянии и эмоциях. В процессе беседы они проявляют заинтересованность в собеседнике, интересуются их мнением, проявляют терпимость к выражению эмоций со стороны партнера. Стараются учитывать их индивидуальные особенности, возрастные характеристики и социальный статус. Проявляют обширный репертуар поведенческих реакций.

Но сами подростки, как было отмечено выше, оценивают себя как недостаточно уверенных в себе, зависимых и, как правило, нерешительных. Возможно, это объясняется тем, что они критически относятся к себе и иногда неудовлетворенны собственным поведением. Однако, как показывают коммуникативные пробы, в процессе общения данные подростки устанавливают оптимальный уровень контакта с партнером по общению и открыты для обратной связи.

Таким образом, открытость таких подростков, с одной стороны, и способность улавливать, учитывать состояния партнера по общению, с другой, помогает им легко устанавливать контактные отношения, создают у собеседника переживание доверительности и комфортности. Однако, собственные ощущения подростков от процесса общения, как правило, носят негативный оттенок, они часто неудовлетворенны тем поведением, которое они демонстрировали в беседе. Большая часть подростков отмечают достаточно долгий этап «самокопания», особенно после разговоров со значимыми людьми, подчеркивают «ощущение внутренней

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 2

23

пустоты», которое необходимо заполнить. При этом они отмечают повышение потребности в избирательном общении и склонности к уединению.

Подростки данной группы в большей степени, чем другие, стремятся быть независимыми и совсем не возражают против того, чтобы побыть иногда в одиночестве для того, чтобы подумать. Для них одиночество и свобода - это ресурс, необходимый для «восстановления душевного равновесия».

Модель 2. «Трудный партнер» (самооценка) -«трудный партнер» (внешняя оценка). Подростки, отнесенные к данной группе, с одной стороны, достаточно уверены в себе в процессе общения, а с другой подвержены влиянию внешних обстоятельств. Они обладают высокой степенью активности и общительности, достаточно легко устанавливают контакт, но совершенно не стремятся к получению обратной связи.

Они обладают высоким уровнем амбициозности, высокой степенью сосредоточенности. Но при этом они непостоянны и неуверенны в себе. Важно также отметить, что, несмотря на внешнюю отстраненность и отсутствие близких контактов, они совсем не стремятся быть независимыми и нуждаются в близком общении. Среди своих трудностей они отмечают собственную нереализованность и страх показаться в процессе общения глупыми и смешными.

Для подростков данной группы характерно преобладание рефлексивных трудностей, что затрудняет анализ собственной коммуникативной деятельности. Трудности в овладении способами и приемами самоанализа затрудняют развитие коммуникативного и поведенческого арсенала субъекта общения. Основные рефлексивные трудности, испытываемые подростками данной группы, следующие: трудности самоанализа собственных чувств, возникающих в процессе общения; трудности самовыражения и выбора успешных и неуспешных коммуникативных приемов в общении, использование коммуникативных штампов и стереотипов; трудности самоизменения - страх использования новых вариантов общения.

Также для них характерны содержательные трудности в общении, которые мешают успешному построению коммуникативных программ необходимых для достижения поставленных целей. Наиболее актуальны трудности, связанные с недостатком коммуникативных знаний.

С точки зрения партнеров по общению подростки данной группы слишком заняты реализацией своих целей, демонстрацией собственных состояний, отношений и претензий. Они демонстрируют себя «носителем истины». Собеседники подчеркивают их эгоизм, заносчивость, капризность и излишнюю эмоциональность.

Возможно, это связано с тем, что в процессе общения подростки данной группы увлекаются про-

цессом «контакта» и возможностью собственной самопрезентации, и часто не замечают состояний партнера по общению, реакций собеседника на собственное поведение, перестают реагировать на процесс «обратной связи», что способствует возникновению конфликтных ситуаций, непонимания, отдаления.

Модель 3. «Легкий партнер» (самооценка) -«трудный партнер» (внешняя оценка). Подростки, включенные в эту группу, воспринимают себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, и в определенном смысле удовлетворены собой. С точки зрения самовосприятия, они уверенны в себе, независимы, склонны рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Оценивают себя как активных, импульсивных, открытых для общения. В ретроспективном самоотчете они не указывают актуальных трудностей и склонны винить собеседника в неэффективности общения.

В процессе коммуникативных проб подростки этой группы демонстрируют следующие инструментальные коммуникативные трудности, проявляющиеся на вербальном уровне: неумение использовать в речи выразительные, образные и яркие средства, затруднения в формулировке отдельных предложений, несоблюдение внутренней логики беседы и скудность словарного запаса; а также на невербальном - неумение адекватно использовать в коммуникации невербальные средства общения (мимику, жесты), скудность невербальных проявлений и неспособность «считывать» информацию с невербального поведения партнера по общению.

Наиболее актуальные содержательные трудности: недостаток коммуникативных знаний и трудности самоконтроля - преобладание импульсивных действий над произвольными.

На рефлексивном уровне отмечаются трудности самоизменения - неспособность изменять собственные формы межличностного взаимодействия.

С точки зрения партнеров по общению подростки, относящиеся к данной группе, не вызывают чувство симпатии, демонстрируют отношения доминирования, проявляют низкую степень активности и общительности. Партнеры по общению признают подростков данной группы безусловными лидерами в неофициальных группах. Но их лидерство «держится на физической силе» (когда лидером выступает молодой человек) и «использовании эффектной внешности» (когда лидером является девушка). Отмечают, что «такие люди нередко используют других в реализации собственных целей». Таким образом, в оценке коммуникативных качеств партнерами по общению и самооценке подростков в данной ситуации затрудненного общения наблюдается большой разрыв.

Следовательно, мы можем отметить, что существуют различия в восприятии подростками себя

24

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

и внешней оценкой подростка как «трудного» или «легкого» партнера в процессе общения.

Результаты показывают, что оценки совпадают лишь в том случае, когда оба партнера понимают, что общение носит затрудненный характер, что подросток выступает в качестве «трудного партнера», который не достигает поставленных целей в процессе взаимодействия. Осознание же себя в качестве «легкого партнера» не всегда совпадает с оценкой других подростков, нередко восприятие себя как субъекта незатрудненного общения не соответствует действительности. При этом и восприятие себя как «трудного партнера» по общению не совпадает с оценкой собеседника. Осознавая себя субъектом затрудненного общения, подросток в реальном общении не всегда является «трудным партнером» и может устанавливать оптимальный контакт с собеседником.

Таким образом, мы можем отметить, что в ситуации затрудненного общения актуализируются как субъективные характеристики затрудненности общения, вызывая негативные эмоциональные переживания у подростка (нерешительность, страхи, неверие в собственные силы и т.д.), так и объективные характеристики, затрудняющие процесс межличностного взаимодействия, нарушающие доверие, гармонию коммуникации, обусловливающие деструктивный стиль влияния подростка на своих партнеров. Соотношение субъективных и объективных показателей затрудненности создает индивидуально-специфический рисунок соци-

альной перцепции в ситуации затрудненного общения подростков, что, несомненно, сказывается на эффективности и энергозатратности коммуникативной деятельности.

Библиографический список

1. Адреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Наука, 1982.

3. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1979.

4. Коновалова М.Д. Развитие социально-перцептивной компетентности подростков с нарушением зрения: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005.

5. Лабунская В.А. Менджерицкая ЮА., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. - М.: Академия, 2001.

6. Общение и формирование личности школьника: Опыт экспериментального и психологического исследования / под ред. А.А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. - М.: Педагогика, 1987.

7. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод. пособие. - СПб.: Речь, 2011.

8. Самохвалова А.Г. Психология детского затрудненного общения: онтогенетический аспект // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2011. - Т. 17. - № 56. - С. 221-227.

УДК 159.923.32 (045)

Калиненко Андрей Анатольевич

Удмуртский государственный университет andrey.kalienko@yandex.ru

ЖИЗНЕННЫЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В СВЯЗИ С ИХ РЕЛИГИОЗНЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ

В работе анализируются результаты эмпирических исследований жизненных предназначений и смысложизненных ориентаций осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях, в связи с их религиозными предпочтениями. Рассматривается один из аспектов осуществления психологического сопровождения осужденных в условиях лишения свободы, обеспечения превентивных мер по предупреждению рецидивной преступности и успешности ресоциализации освободившихся в пенитенциарных и постпенитенциарных реабилитационных учреждениях.

Ключевые слова: жизненные предназначения и намерения, смысложизненные ориентации, религиозные предпочтения, социальная депривация.

Нахождение осужденных в условиях длительной социальной депривации приводит к дезорганизации их ценностносмысловой сферы, что по выходе из пенитенциарных учреждений может способствовать повторному совершению преступлений, приводящих к обострению социальной напряженности [7]. Одним из способов совладания с трудностями, вызванными повышенным психологическим напряжением, конфликтностью и тревожностью в местах лишения

свободы в условиях длительной социальной депривации, становится построение осужденными жизненной стратегии, основу которой составляют жизненные предназначения, намерения, смысложизненные ориентации.

Жизненные предназначения есть общая жизненная направленность человека, выражающая предрасположенность к определенному типу функционирования, стилю поведения и деятельности, типу отношений к себе, людям, окружающей действи-

© Калиненко А.А., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.