Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЖУРНАЛА "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ" НА РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ (ЦИКЛИЧЕСКИЕ ВИДЫ)'

ВЛИЯНИЕ ЖУРНАЛА "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ" НА РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ (ЦИКЛИЧЕСКИЕ ВИДЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛ "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ" / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ / ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА ПУБЛИКАЦИЙ / ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ / СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ТЕЗАУРУСНЫЙ МЕТОД / TEORIYA I PRAKTIKA FIZICHESKOY KULTURY JOURNAL / THEORY AND METHODOLOGY OF ATHLETICS / TREND IN THE NUMBER OF PUBLICATIONS / TREND IN THE NUMBER OF TERMS USED / STATISTICAL SURVEY / THESAURUS METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронин С.А.

Цель исследования - выявить степень влияния журнала «ТиПФК» на развитие теории и методики (ТиМ) легкой атлетики (циклические виды). Методика и организация исследования. В работе проводилось статистическое наблюдение за показателями развития ТиМ легкой атлетики. Эмпирической основой стали данные из информационной среды «Sport science system» (SSS). Были использованы ее библиографический модуль, морфологический модуль, семантический модуль. Наряду с этим использовался тезаурусный метод. Его эмпирической основой стали тексты предучебников, вузовских учебников и учебных пособий по ТиМ легкой атлетики, которые (в идеале) должны были аккумулировать накопленные на конкретный момент времени существенные знания. Результаты исследования и выводы. Автором проводится статистическое наблюдение за динамикой публикаций по проблемам легкой атлетики (циклические виды) в журнале за период 1925-2019 гг. В частности, отмечается, что опубликованные статьи преимущественно посвящены проблемам методики спортивной тренировки. Публикации по проблематике легкой атлетики (циклические виды) в журнале «ТиПФК» в значительной степени отражают характер информации, которая в дальнейшем трансформируется в содержание учебников по теории и методике циклических видов легкой атлетики, а также определяет перспективные направления исследований в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEORIYA I PRAKTIKA FIZICHESKOY KULTURY JOURNAL AND ITS EFFECT ON THEORY AND METHODOLOGY OF ATHLETICS (CYCLIC SPORTS DISCIPLINES)

Objective of the study was to determine the degree of influence of the Teoriya i praktika fizicheskoy kultury Journal on the development of the theory and methodology of athletics (cyclic sports disciplines). Methods and structure of the study. The statistical survey under the study addressed the development rates of the theory and methodology of athletics. The data from the information environment of "Sport Science System" (SSS) served as an empirical basis. We used its bibliographic, morphological, and semantic modules. At the same time, a thesaurus method was applied. Its empirical basis was formed by the pre-textbooks and university textbooks on the theory and methodology of athletics, which (ideally) were to contain essential knowledge accumulated at a particular point in time. Results and conclusions. The author conducted the statistical survey of the trends in the number of publications over the period of 1925-2019 devoted to the problems of athletics (cyclic sports disciplines). In particular, it is noted that the published articles are primarily devoted to the problems of the athletic training methods in this kind of sport. The Teoriya i praktika fizicheskoy kultury Journal publications devoted to the problems of athletics (cycling sports disciplines) reflect the nature of information, which is subsequently transformed into contents of textbooks on the theory and methodology of the cyclic types of athletics, as well as define perspective directions of research in the field.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЖУРНАЛА "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ" НА РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ (ЦИКЛИЧЕСКИЕ ВИДЫ)»

ВЛИЯНИЕ ЖУРНАЛА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ» НА РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ (ЦИКЛИЧЕСКИЕ ВИДЫ)

УДК/UDC 796(091)

Поступила в редакцию 30.06.2020 г.

Кандидат педагогических наук С.А. Пронин1

1 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

TEORIYA i PRAKTIKA FIZICHESKOY KULTURY JOURNAL AND ITS EFFECT ON THEORY AND METHODOLOGY OF ATHLETICS (CYCLIC SPORTS DISCIPLINES)

PhD S.A. Pronin1

1 Saint Petersburg State University, Saint Petersburg

Информация для связи с автором: pro-555@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - выявить степень влияния журнала «ТиПФК» на развитие теории и методики (ТиМ) легкой атлетики (циклические виды). Методика и организация исследования. В работе проводилось статистическое наблюдение за показателями развития ТиМ легкой атлетики. Эмпирической основой стали данные из информационной среды «Sport science system» (SSS). Были использованы ее библиографический модуль, морфологический модуль, семантический модуль. Наряду с этим использовался тезаурусный метод. Его эмпирической основой стали тексты предучебни-ков, вузовских учебников и учебных пособий по ТиМ легкой атлетики, которые (в идеале) должны были аккумулировать накопленные на конкретный момент времени существенные знания.

Результаты исследования и выводы. Автором проводится статистическое наблюдение за динамикой публикаций по проблемам легкой атлетики (циклические виды) в журнале за период 1925-2019 гг. В частности, отмечается, что опубликованные статьи преимущественно посвящены проблемам методики спортивной тренировки.

Публикации по проблематике легкой атлетики (циклические виды) в журнале «ТиПФК» в значительной степени отражают характер информации, которая в дальнейшем трансформируется в содержание учебников по теории и методике циклических видов легкой атлетики, а также определяет перспективные направления исследований в этой области.

Ключевые слова:журнал «Теория и практика физической культуры», теория и методика легкой атлетики, динамика количества публикаций, динамика количества используемых терминов, статистическое наблюдение, тезаурусный метод.

Annotation

Objective of the study was to determine the degree of influence of the Teoriya i praktika fizicheskoy kultury Journal on the development of the theory and methodology of athletics (cyclic sports disciplines).

Methods and structure of the study. The statistical survey under the study addressed the development rates of the theory and methodology of athletics. The data from the information environment of "Sport Science System" (SSS) served as an empirical basis. We used its bibliographic, morphological, and semantic modules. At the same time, a thesaurus method was applied. Its empirical basis was formed by the pre-textbooks and university textbooks on the theory and methodology of athletics, which (ideally) were to contain essential knowledge accumulated at a particular point in time.

Results and conclusions. The author conducted the statistical survey of the trends in the number of publications over the period of 1925-2019 devoted to the problems of athletics (cyclic sports disciplines). In particular, it is noted that the published articles are primarily devoted to the problems of the athletic training methods in this kind of sport.

The Teoriya i praktika fizicheskoy kultury Journal publications devoted to the problems of athletics (cycling sports disciplines) reflect the nature of information, which is subsequently transformed into contents of textbooks on the theory and methodology of the cyclic types of athletics, as well as define perspective directions of research in the field.

Keywords: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury Journal, theory and methodology of athletics, trend in the number of publications, trend in the number of terms used, statistical survey, thesaurus method.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. Журнал «Теория и практика физической культуры» («ТиПФК») является одним из важнейших факторов развития отечественной науки о физическом воспитании и спорте [6]. Однако векторы воздействия журнала на разные научные дисциплины имеют свои особенности.

Цель исследования - выявить степень влияния журнала «ТиПФК» на развитие теории и методики легкой атлетики (циклические виды).

Методика и организация исследования. В данной работе проводилось статистическое наблюдение за показателями развития ТиМ легкой атлетики (циклические виды). Эмпириче-

ской основой стали данные из информационной среды «Sport science system» (SSS). Были использованы ее библиографический модуль (рис. 1, 2, обложка 3), морфологический модуль (рис. 3, обложка 3), семантический модуль (рис. 4, обложка 3). Наряду с этим использовался тезаурусный метод. Его эмпирической основой стали тексты предучебников, вузовских учебников и учебных пособий по ТиМ легкой атлетики, которые (в идеале) должны были аккумулировать накопленные на конкретный момент времени существенные знания.

Результаты исследования и их обсуждение. Появление в 1925 г первого методического предучебника по лег-

кой атлетике, авторами которого стали Лев Геркан и Борис Громов, во многом было предопределено ранее многократно переиздававшейся (1909-1915) книгой Г. А. Дю-перрона «Легкая атлетика и игры», а также двухтомником Б. А. Котова «Олимпийский спорт: Руководство по легкой атлетике» (1916).

В это время происходило зарождение не только журнала «Теория и практика физической культуры», но и всей отечественной спортивной науки. Ее характерной чертой в те годы стала выраженная ориентация на исследования медико-физиологического плана. Сегмент статей данной направленности имел доминирующий характер (см. рис. 1, 2, обложка 3).

Указанное положение четко проявилось при издании в 1936 г ЛНИИФК и ГОЛИФК им. П. Ф. Лесгафта учебного пособия «Легкая атлетика» в котором глава «Физиологический очерк легкоатлетических движений», подготовленная А. Н. Крестовниковым, основывалась в основном на материалах его публикаций [3 и др.].

Учебник «Легкая атлетика», изданный в 1940 г. совместными усилиями ГЦОЛИФК им. И. В. Сталина и ГОЛИФК им. П. Ф. Лесгафта, имел уже более широкую информационную основу, черпавшуюся из области как биомеханики [1 и др.], так и методики тренировки [4 и др.].

Несмотря на то что данное издание носило статус учебника, все же оно в силу недостаточной разработанности ряда разделов (особенно посвященных методике обучения и методике тренировки) до уровня учебников первого поколения не дотягивало.

Эта ступень с блеском была покорена двухтомным учебником «Легкая атлетика», вышедшем из печати в 1952-1953 гг. под общей редакцией Г. В. Васильева и Н. Г. Озолина. Данное издание во многом определило характер представления материала в учебных изданиях на долгие годы вперед. Эмпирической основой такого положения стали статьи выдающихся отечественных ученых Н. Г. Озолина, Д. П. Пугачева-Ионова, Л. С. Хоменкова и многих других (5, 7, 10 и др.).

В «золотой век спортивной науки» (1960-1970 гг.) учебник под редакцией Н. Г. Озолина окончательно выкристали-зовывается в классическое дидактическое произведение, содержащее некий катехизис отечественной легкой атлетики. Практически, не меняя архитектоники и лишь претерпевая незначительные изменения в тексте (самым значительным было введение параграфа «Прыжок способом "фосбюри-флоп"»), он выдерживает три переиздания (1965, 1972, 1979).

Это приводит к тому, что большое количество результатов кандидатских и даже докторских диссертаций, выполненных на материале легкой атлетике, либо вообще не находят отражения в учебниках, либо оно проявляется очень косвенно [2 и др.].

Впервые опубликованная в 1980 г. «Типовая унифицированная программа по дисциплинам специализации» [9] потребовала нового уровня осмысления всех данных, приведения их в целостную систему, что, в общем, должно было соответствовать уровню учебника второго поколения.

Почти десять лет потребовалось на то, чтобы решить поставленные в программе задачи, но результат того стоил -был создан учебник «Легкая атлетика» (1989), до сих пор остающийся лучшим среди русскоязычных изданий. Косвенным подтверждением такого положения является факт его репринтного переиздания в 2017 г. Данный учебник серьезно обогатил ТиМ легкой атлетики, выведя ее на новый уровень осмысления (рис. 3, обложка 3).

Новые учебники по легкой атлетике, изданные в XXI в., серьезных шагов в этом направлении не делают. Это приводит к тому, что степень осмысления проблем ТиМ цикли-

ческих видов легкой атлетики фиксируется на незыблемом уровне (см. рис. 3). Причем происходит это в условиях, когда количество публикаций по ТиМ легкой атлетики после спада 1990-2000 гг. начало расти. Но справедливости ради следует отметить, что к новизне публикаций это относится очень незначительно.

В наших изысканиях было установлено, что с 1925 г количество лексем (в анализе рассматривались только главные терминообразущие части речи - существительные и прилагательные), используемых в текстах основных разделов предучебников, вузовских учебников и учебных пособий по ТиМ циклических видов легкой атлетики, выросло примерно в 4-5 раз. Однако в последних выпусках темпы прироста практически не меняются (см. рис. 3, обложка 3).

При всей значимости динамика использованных лексем фиксирует только общие очертания изменения терминосо-става ТиМ циклических видов легкой атлетики.

Для более детальных изысканий потребовалось впервые в мире создать «генетический» тезаурус ТиМ циклических видов легкой атлетики. Он представляет базу данных, состоящую из взаимосвязанных систем понятий (тезаурусов), созданных на основе содержании каждого отдельного анализируемого информационного источника (учебника) по ТиМ легкой атлетики.

Было установлено, что с 1925 г количество понятий в текстах учебников-пособий/предучебников по ТиМ легкой атлетики выросло в разных разделах в 3-4 раза. Однако в последних позициях анализа (2003, 2016 гг.) наблюдается выраженная стагнация анализируемых признаков (см. рис. 4, обложка 3).

Помимо этого, определялась динамика темпов прироста ( %) новых терминов, используемых в статьях по циклическим видам легкой атлетики, опубликованных в журнале ТиПФК, в период, предшествующий появлению учебника (см. рис. 4, обложка 3).

Практически во всех основных разделах, подвергавшихся рассмотрению, отмечаются более высокие темпы прироста тезауруса «ТиПФК» (он имеет кумулятивный характер) по проблемам ТиМ легкой атлетики (циклические виды), чем в учебниках. Это, как нам представляется, указывает на опережающий по отношению к учебникам характер информации, содержащейся в статьях.

В результате было установлено, что динамика количества понятий в соответствующих разделах («Техника», «Обучение», «Тренировка») пермутационного указателя «генетического» тезауруса ТиМ циклических видов легкой атлетики имеет высокую степень корреляции (r=0,92) с динамикой новых терминов, используемых в статьях по легкой атлетике журнала «ТиПФК».

Вывод. Публикации по проблематике легкой атлетики (циклические виды) в журнале «ТиПФК» в значительной степени отражают характер информации, которая в дальнейшем трансформируется в содержание учебников по теории и методике циклических видов легкой атлетики, а также определяет перспективные направления исследований в этой области.

Литература

1. Бернштейн Н.А. Особенности биодинамики спринта / Н.А. Берн-штейн // Теория и практика физ. культуры. - 1939. - Т. IV, № 3.

- С. 60-64.

2. Дедковский С.М. Оптимальная интенсивность физических упражнений / С.М. Дедковский // Теория и практика физ. культуры. - 1966. - № 10. - С. 63-65.

3. Крестовников А.Н. Дальнейшие наблюдения над влиянием трехкилометрового бега на женский организм / А.Н. Крестовников, Н.А. Поморцев // Теория и практика физ. культуры. - 1929. - № 6.

- С. 21-27.

№ 11 • 2020 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

4. Марков Д.П. Зимняя подготовка легкоатлета / Д.П. Марков // Теория и практика физ. культуры. - 1938. - Т. III, № 10. - С. 9-16.

5. Озолин Н.Г. Весенняя тренировка легкоатлета / Н.Г. Озолин // Теория и практика физической культуры. - 1948. - Т. XI, Вып. 3. - С. 117-121.

6. Пронин С.А. «Теория и практика физической культуры»: 90 лет на службе спортивной науки: монография / С.А. Пронин. - М.: Теория и практика физической культуры. - 2015. - 52 с.

7. Пугачев-Ионов Д.П. Интервальный метод тренировки в беге на средние и длинные дистанции / Д.П. Пугачев-Ионов // Теория и практика физической культуры. - 1948. - Т. XI, Вып. 8. - С. 362-366.

8. Тесленко Н.Е. Влияние предварительных упражнений на эффективность при беге на 100 м / Н.Е. Тесленко, М.Я. Горкин // Теория и практика физической культуры. - 1938. - Т. II, № 5. - С. 51-59.

9. Типовая унифицированная программа по дисциплинам специализации (тренерский факультет) / Сост. А.Я. Корх. - М.: [б.и.], 1980. - 51 с.

10. Хоменков Л.С. Зимняя тренировка бегуна / Л.С. Хоменков // Теория и практика физической культуры. -1951. - Т. XIV, Вып. 9. -С. 710-718.

References

1. Bernstein N.A. Osobennosti biodinamiki sprinta [Features of sprint bio-dynamics]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1939. v. IV, no. 3. pp. 60-64.

2. Dedkovskiy S.M. Optimalnaya intensivnost fizicheskikh uprazhneniy [Optimal exercise intensity]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1966. No. 10. pp. 63-65.

3. Krestovnikov A.N., Pomortsev N.A. Dalneyshie nablyudeniya nad vli-yaniem trekhkilometrovogo bega na zhenskiy organizm [Further observations on effect of 3 km run on female body]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1929. No. 6. pp. 21-27.

4. Markov D.P. Zimnyaya podgotovka legkoatleta [Winter training in track and field]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1938. v. III, no. 10. pp. 9-16.

5. Ozolin N.G. Vesennyaya trenirovka legkoatleta [Spring training in track and field]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 1948. v. XI, no. 3. pp. 117-121.

6. Pronin S.A. «Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi»: 90 let na sluzhbe sportivnoy nauki [Teoriya i praktika fizicheskoy kultury: 90 years of serving for sports science]. Moscow: Teoriya i praktika fiz. kultury i sporta publ., 2015, 51 p 52 p.

7. Pugachev-Ionov D.P. Intervalny metod trenirovki v bege na srednie i dlinnye distantsii [Interval training method for middle and long distance running]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 1948. v. XI, no. 8. pp. 362-366.

8. Teslenko N.E., Gorkin M.Ya. Vliyanie predvaritelnykh uprazhneniy na effektivnost pri bege na 100 m [Effect of preliminary exercises on 100 m running efficiency]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 1938. v. II, no. 5. pp. 51-59.

9. Korh A.Ya. Tipovaya unifitsirovannaya programma po distsiplinam spetsializatsii (trenerskiy fakultet) [Standard unified program for major disciplines (coaching faculty)]. Moscow: [s.n.], 1980. 51 p.

10. Khomenkov L.S. Zimnyaya trenirovka beguna [Runner's winter training]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury.1951. v. XIV, no. 9. pp. 710-718.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ

КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Доктор педагогических наук, доцент Т.В. Левченкова1

1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

УДК/ШС 796.077.5

Ключевые слова: профессиональный стандарт, педагогический менеджмент, подготовка специалистов, физическая культура и спорт.

Введение. Педагогический менеджмент как наука управления образовательными системами и процессами - отрасль педагогики, предметом которой являются вопросы организации управления в сфере образования и в образовательно-воспитательных учреждениях, может входить в учебные планы подготовки магистров и повышения квалификации.

Цель исследования - обосновать возможность включения дисциплины «Педагогический менеджмент» в учебные планы подготовки специалистов.

Методика и организация исследования. Для обоснования возможности включения дисциплины «Педагогический менеджмент» в программу магистерской подготовки и в программы дополнительного профессионального образования в ходе исследования были проанализированы профессиональные стандарты, определяющие особенности трудовой деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта, проведен опрос магистрантов и слушателей курсов повышения квалификации. Всего в исследовании приняли участите 87 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ содержания профессиональных стандартов в сфере физической культуры и спорта показал, что на первых уровнях квалификации в стандартах: тренер, инструктор-методист, инструктор-методист по адаптивной физической культуре - предполагается профессиональная деятельность по организации тренировочного и воспитательного процесса непосредственно с занимающимися. Фактически рассматриваются трудовые функции и действия, которые предполагают организацию процессов обучения и воспитания занимающихся и спортсменов, контроль уровня их подготовленности, подготовку к соревнованиям.

Начиная с 5-6-го уровня квалификации требования по профессиональной деятельности предполагают рас-

PEDAGOGiCAL MANAGEMENT iN PERSONNEL TRAiNiNG SYSTEM iN PHYSiCAL EDUCATiON AND SPORT SECTOR

Dr. Hab., Associate Professor T.V. Levchenkova1 1Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 14.09.2020 г.

ширение круга взаимодействия. Специалист должен работать не только собственно с занимающимися и спортсменами, но и с другими тренерами и специалистами, участвующими в процессе обучения и воспитания, подготовки к соревнованиям. В трудовые функции включаются действия, предполагающие организацию и координацию деятельности расширенной категории участников крупных мероприятий, образовательных организаций, спортивных команд.

Проведение опроса по выявлению мнения магистрантов и слушателей курсов повышения квалификации по поводу необходимости включения дисциплины «Педагогический менеджмент» в программу подготовки специалистов для сферы физической культуры и спорта выявлено, что 86 % опрошенных высказались положительно. При этом отметим, что к приоритетным темам отнесены следующие: оценка эффективности и качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях сферы физической культуры и спорта (81 % опрошенных отметили необходимость изучения этой темы), планирование в образовательных учреждениях в сфере физической культуры и спорта (72 0%), характеристика педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта (69 %), система организации учебных занятий и соревнования в образовательных учреждениях физической культуры и спорта (64 %).

Вывод. Проведенные исследования показали, что включение дисциплины «Педагогический менеджмент» в программы подготовки магистрантов и курсов повышения квалификации специалистов для сферы физической культуры является целесообразным.

Использованная литература

1. Левченкова Т.В. Социально-педагогические условия подготовки инструкторов по детскому фитнесу / Т.В.Левченкова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2017. - № 1. - С. 52-56.

Информация для связи с автором: tatlev811@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.