Научная статья на тему 'Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование саморегуляции студентов'

Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование саморегуляции студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пятибратова Инна Викторовна, Худышева Мадина Крухмановна, Пиканина Юлия Маровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование саморегуляции студентов»

ВЛИЯНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ

САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ

Пятибратова Инна Викторовна

Канд. псих. наук, доцент кафедры « Валеология» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Худышева Мадина Крухмановна Канд. псих. наук, доцент кафедры « Валеология» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Пиканина Юлия Маровна

Ассистент кафедры «Валеология» МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации, разработаны стратегия и основные направления развития образования до 2025 года. Государство в сфере образования должно обеспечить всестороннюю заботу о здоровье обучающихся. Специалистам образовательных организаций необходимо найти практические способы реализации заложенных в доктрине принципов. В Уставе Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия. В приказе госкомитета РФ по высшему образованию от 26 июля 1994г .№777 говорится о том, что студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок, зачисляются в специальное учебное отделение для освоения доступных им разделов учебной программы.

В МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2012 году был создан Центр здоровья и психологической помощи студентам. Основные цели Центра направлены на создание благоприятных психолого-педагогических условий обучения в вузе; укрепление психического и физического здоровья студентов; помощь в развитии личностного потенциала студентов, оказание психологической поддержки в затруднительных личных ситуациях.

Здоровьесберегающие технологии - динамичная система разработки и реализации комплекса организационных, психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, направленных на оптимизацию учебного процесса, воспитательную работу, досуговую деятельность, безопасность, социальную и психологическую поддержку студентов с целью сохранения, укрепления здоровья и профилактики их девиантного поведения[5].

Преподавателями кафедры « Валеология» были разработаны и внедрены в работу Центра здоровьесбере-гающие технологии: технологии обучения студентов здо-ровьесберегающей деятельности; формирование мотива-ционно-ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у студентов; скрининг и мониторинг их психического благополучия; выявление и дифференцирование отклоняющихся поведенческих реакций отдельных индивидуумов в коллективе (определение групп риска нарушений здоровья и девиантного поведения студентов); совершенствование рефлексивных умений студентов по сохранению и укреплению своего здоровья в процессе их профессионального обучения в вузе; интеграция учебной и внеучебной деятельности и др. [4,6]. Одним из приоритетных направлений в работе центра является деятельность по оказанию психологической помощи и поддержки первокурсников в эффективной адаптации к жизни и учебе в вузе. Основная задача работы специалистов состоит в медико-социально-психологическом сопровождении и обучении студентов здоровому образу жизни. Под здоровым образом жизни понимается - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Во время консультации с психологом многие студенты жалуются на проблемы в самоорганизации учебной

деятельности, на трудности переключения с учебы на отдых и обратно, на снижение мотивации в целом и на ряде учебных предметов в частности. Присутствует также аспект социально-личностной инфантильности среди студентов, глубоко погруженных в интеллектуальную деятельность. Любые перекосы в развитии приводят к нарушению личностного равновесия и тормозят развитие личности студента. Поэтому возрастает потребность в формировании саморегуляции деятельности на всех уровнях: интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой и личностно-смысловой.

Анализ обращений студентов за психологической помощью показал, что наиболее часто причиной возникновения трудных ситуаций является разного рода неадекватные эмоциональные реакции, зависимость состояния обучающихся от внешних воздействий. В основе многих возникающих психологических проблем лежит низкий уровень эмоциональной и личностно-смысловой саморегуляции.

В работе специалистов центра большое внимание уделяется формированию способности саморегуляции студентов на состояние здоровья, раскрываются основные подходы к обучению навыкам саморегуляции студентов на практических занятиях в рамках учебной программы для студентов, освобожденных от тяжелой физической нагрузки.

В настоящее время проблема саморегуляции учебной деятельности и ее стилей изучается на психофизиологическом, индивидуально-психологическом и педагогическом уровнях. На самых разных видах деятельности, в том числе учебной, было показано, что высокая продуктивность обеспечивается саморегуляцией, что становится возможным при формировании ее эффективного индивидуального стиля. Результаты исследований в данном направлении показывают, что для того, чтобы деятельность студента была эффективной, уровень сформирован-ности системы его саморегуляции должен быть достаточно высок. Саморегуляция студентов характеризуется стилевыми особенностями, влияющими на эффективность учебной деятельности. Овладение студентами оптимальным стилем саморегуляции может определить дальнейшие перспективы их профессионального роста и личностного развития.

Под саморегуляцией понимаются «интегративные психические явления, процессы и состояния», обеспечивающие «самоорганизацию различных видов психической активности» человека, «целостность индивидуальности и становление бытия человека»[2].

Психическая саморегуляция представляет собой совокупность приемов и методов коррекции психофизиологического состояния, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций, поддерживается оптимальная психическая активность, необходимая для деятельности человека. Одновременно снижается уровень эмоциональной напряженности, повышается работоспособность и степень психологического

комфорта. Для оптимизации психического состояния существуют самые разнообразные методы саморегуляции: гимнастика, самомассаж, нервно-мышечная релаксация, аутотренинг, дыхательная гимнастика, медитация, арома-терапия, арт-терапия, цветотерапия и другие.

Практическая работа по изучению влияния саморегуляции на деятельность студентов начинается в начале учебного года, когда проводится психологическая диагностика и врачебный контроль. Анализ полученных результатов обучающихся, пришедших в осеннем семестре на занятия по валеологии показал, что нарушения опорно-двигательного аппарата и органов зрения - наиболее распространенные заболевания среди студентов.

При наличии таких заболеваний и увеличении учебной нагрузки есть вероятность снижения успеваемости и работоспособности студентов. В работе решается задача: исследовать влияние здоровьесберегающих технологий в МГТУ им. Баумана на формирование саморегуляции студентов.

Изучение стилей саморегуляции проводится с помощью методик: опросника «Выявление стилей саморегуляции деятельности» Г.С. Прыгина; методики исследования уровня субъективного контроля (УСК) адаптированной Е.Г. Ксенофонтовой; методика «Самооценка доминирующего психического состояния» (методика ДПС).

Обработка результатов тестирования методик УСК и ДПС проводилась с помощью аппаратно-программного психодиагностического комплекса «Мультипсихометр» диагностируется уровень развития самоконтроля поведения личности (методика УСК-2) и определяется доминирующее психическое состояние студентов.

В конце учебного года проведен сравнительный срез по ведущему стилю саморегуляции деятельности у студентов, принимавших участие в программе. Заметна тенденция по увеличению числа студентов с автономным стилем деятельности, при снижении числа студентов с зависимым стилем. Можно сделать вывод о влиянии специально организованных психологических занятий на формирование определенных компонентов автономного стиля деятельности, в результате которого, часть студентов с зависимым стилем, перешла в категорию студентов с неопределенным или переходным стилем, а другая часть, имеющая в начале учебного года неопределенный стиль перешла в категорию студентов с автономным стилем.

Сравнительный срез по уровню общей интерналь-ности студентов, принимавших участие в программе показал следующую динамику - за год наметилась тенденция по увеличению числа обучающихся со средним и

выше среднего уровнем общей интернальности при снижении числа студентов с интернальностью ниже среднего уровня. Прослеживается динамика роста числа обучающихся с уровнем работоспособности средним и выше среднего. При этом активность к концу года практически не изменилась, т.к. сказывается накопленная усталость в конце учебного года.

Таким образом, очевидно влияние специально организованных психологических занятий на формирование оптимального уровня саморегуляции, необходимого для поддержания работоспособности обучающихся при сохранении уровня активности деятельности. Обучая навыкам саморегуляции, формируя автономный стиль деятельности и высокий уровень субъективного контроля, можно воздействовать на работоспособность обучающегося, его активность и эмоциональную устойчивость. В учебно-методический комплекс по физвоспитанию для обучающихся, освобожденных от тяжелой физической нагрузки, целесообразно вводить различные направления обучения навыкам саморегуляции деятельности студентов, такие как, самоконтроль, автономность стиля саморегуляции деятельности, различным приемам эмоционально-волевой саморегуляции: аудиотренинга, релаксации.

Список литературы.

1. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности - новая версия методики» уровень субъективного контроля»//Психол. Журнал, 1999, Т.20, 32, с. 103-114

2. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека // Ин-т психологии РАН; Психологический ин-т РАО. — М.: Наука, 2010. — с.519.

3. Мысина Г.И.,Семикин Г.И. О необходимости обучения студентов здоровьесберегающей деятельности. // Сборник научно-методических материалов - М.: АНО «ЦНПРО», 2013.

4. Мысина, Г.А. Создание условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов в здоровьесберегающей образовательной среде вуза. //Диссертация М.,2011.

5. Семикин Г.И. Сохранение Здоровья студентов как важная задача развития высшего профессионального образования в условиях глобализации (опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана).//Гуманитарный вестник - М., № 11, 2013-с.1..

6. Семикин Г.И. Мысина Г.А. Статья «Психофизическое здоровье будущих специалистов».// Человеческий капитал - М., № 9, 2013 - с.15-23.

ПОНИМАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ ПРИ АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Майя Владимировна Самойлова

к. психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, ГБОУ ВПО «Сургутский государственный

университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». г. Сургут

Доронина Екатерина

студентка 5 курса, группы 02-02, кафедра клинической психологии, г. Сургут

Метафора - необычно красивое и сложное явление нашей действительности, и в первую очередь, языковой. Исследование понимания метафоры именно при алкогольной и наркотической зависимости позволит нам уточнить некоторые особенности метафорических форм мышления у зависимых подростков. Ей интересовались не

только в языковедческом контексте, но и в контексте других наук. Психология не составила исключения и примкнула к исследованию метафоры. С какой стороны ни началось бы исследование метафоры - со стороны языка, деятельности, познания и прочего - всегда найдется место для психологического осмысления данной проблемы. Метафора интересна для психологии как продукт речевой и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.