Научная статья на тему 'Понимание метафорических суждений при алкогольной и наркотической зависимости у подростков'

Понимание метафорических суждений при алкогольной и наркотической зависимости у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понимание метафорических суждений при алкогольной и наркотической зависимости у подростков»

комфорта. Для оптимизации психического состояния существуют самые разнообразные методы саморегуляции: гимнастика, самомассаж, нервно-мышечная релаксация, аутотренинг, дыхательная гимнастика, медитация, арома-терапия, арт-терапия, цветотерапия и другие.

Практическая работа по изучению влияния саморегуляции на деятельность студентов начинается в начале учебного года, когда проводится психологическая диагностика и врачебный контроль. Анализ полученных результатов обучающихся, пришедших в осеннем семестре на занятия по валеологии показал, что нарушения опорно-двигательного аппарата и органов зрения - наиболее распространенные заболевания среди студентов.

При наличии таких заболеваний и увеличении учебной нагрузки есть вероятность снижения успеваемости и работоспособности студентов. В работе решается задача: исследовать влияние здоровьесберегающих технологий в МГТУ им. Баумана на формирование саморегуляции студентов.

Изучение стилей саморегуляции проводится с помощью методик: опросника «Выявление стилей саморегуляции деятельности» Г.С. Прыгина; методики исследования уровня субъективного контроля (УСК) адаптированной Е.Г. Ксенофонтовой; методика «Самооценка доминирующего психического состояния» (методика ДПС).

Обработка результатов тестирования методик УСК и ДПС проводилась с помощью аппаратно-программного психодиагностического комплекса «Мультипсихометр» диагностируется уровень развития самоконтроля поведения личности (методика УСК-2) и определяется доминирующее психическое состояние студентов.

В конце учебного года проведен сравнительный срез по ведущему стилю саморегуляции деятельности у студентов, принимавших участие в программе. Заметна тенденция по увеличению числа студентов с автономным стилем деятельности, при снижении числа студентов с зависимым стилем. Можно сделать вывод о влиянии специально организованных психологических занятий на формирование определенных компонентов автономного стиля деятельности, в результате которого, часть студентов с зависимым стилем, перешла в категорию студентов с неопределенным или переходным стилем, а другая часть, имеющая в начале учебного года неопределенный стиль перешла в категорию студентов с автономным стилем.

Сравнительный срез по уровню общей интерналь-ности студентов, принимавших участие в программе показал следующую динамику - за год наметилась тенденция по увеличению числа обучающихся со средним и

выше среднего уровнем общей интернальности при снижении числа студентов с интернальностью ниже среднего уровня. Прослеживается динамика роста числа обучающихся с уровнем работоспособности средним и выше среднего. При этом активность к концу года практически не изменилась, т.к. сказывается накопленная усталость в конце учебного года.

Таким образом, очевидно влияние специально организованных психологических занятий на формирование оптимального уровня саморегуляции, необходимого для поддержания работоспособности обучающихся при сохранении уровня активности деятельности. Обучая навыкам саморегуляции, формируя автономный стиль деятельности и высокий уровень субъективного контроля, можно воздействовать на работоспособность обучающегося, его активность и эмоциональную устойчивость. В учебно-методический комплекс по физвоспитанию для обучающихся, освобожденных от тяжелой физической нагрузки, целесообразно вводить различные направления обучения навыкам саморегуляции деятельности студентов, такие как, самоконтроль, автономность стиля саморегуляции деятельности, различным приемам эмоционально-волевой саморегуляции: аудиотренинга, релаксации.

Список литературы.

1. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности - новая версия методики» уровень субъективного контроля»//Психол. Журнал, 1999, Т.20, 32, с. 103-114

2. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека // Ин-т психологии РАН; Психологический ин-т РАО. — М.: Наука, 2010. — с.519.

3. Мысина Г.И.,Семикин Г.И. О необходимости обучения студентов здоровьесберегающей деятельности. // Сборник научно-методических материалов - М.: АНО «ЦНПРО», 2013.

4. Мысина, Г.А. Создание условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов в здоровьесберегающей образовательной среде вуза. //Диссертация М.,2011.

5. Семикин Г.И. Сохранение Здоровья студентов как важная задача развития высшего профессионального образования в условиях глобализации (опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана).//Гуманитарный вестник - М., № 11, 2013-с.1..

6. Семикин Г.И. Мысина Г.А. Статья «Психофизическое здоровье будущих специалистов».// Человеческий капитал - М., № 9, 2013 - с.15-23.

ПОНИМАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ ПРИ АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Майя Владимировна Самойлова

к. психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, ГБОУ ВПО «Сургутский государственный

университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». г. Сургут

Доронина Екатерина

студентка 5 курса, группы 02-02, кафедра клинической психологии, г. Сургут

Метафора - необычно красивое и сложное явление нашей действительности, и в первую очередь, языковой. Исследование понимания метафоры именно при алкогольной и наркотической зависимости позволит нам уточнить некоторые особенности метафорических форм мышления у зависимых подростков. Ей интересовались не

только в языковедческом контексте, но и в контексте других наук. Психология не составила исключения и примкнула к исследованию метафоры. С какой стороны ни началось бы исследование метафоры - со стороны языка, деятельности, познания и прочего - всегда найдется место для психологического осмысления данной проблемы. Метафора интересна для психологии как продукт речевой и

материальной культуры, и, будучи продуктом развития, вместе с тем является средством ее формирования. Нарушения мышления всегда выступают актуальной темой исследования в клинической психологии. В настоящее время образовательное пространство не всегда акцентировано на процессе воспитания, т.к. считает, что за этот процесс целиком несут ответственность родители. Школа основным за собой оставляет образовательный процесс, т.е. передачу определенной информации на уроках. Несовершеннолетние в итоге, не получают должного социального научения и это влияет на уход от реального мира в мир иллюзий к использованию различных психоактивных веществ. Данные средства влияют на центральную нервную систему человека и приводят к изменению сознания. Ежегодно растёт количество несовершеннолетних, употребляющих различные психоактивные вещества в школьном возрасте. Очевидно, особенности понимания метафорических суждений помогут понять специфику нарушения мышления у подростков страдающих полинаркоманией.

Употребление больными сразу двух или более наркотических средств называется заболевание - полинаркомания. При этом заболевании происходят более серьезные поражения. Поведение у несовершеннолетних носит ассоциативный характер. От этого человека можно ожидать чего угодно. Лечение таких пациентов трудное и длительное, и они часто попадают в психиатрические лечебницы.

Исследование понимания метафорических суждений подростками с алкогольной и наркотической зависимостью было проведено на базе «Средней Общеобразовательной Школы Закрытого Типа». В нем участвовало 25 учащихся данного заведения в возрасте 12-17 лет. Исследование в себя включало проведение методики толкования метафорических суждений на материале пословиц М.В. Самойловой. Нашей целью было: установить особенности понимания смысла метафоры на примере понимания подтекста пословиц у подростков с зависимостями. Мы предполагали, что после обработки полученных результатов, мы сможем наблюдать нарушения мышления в виде снижения когнитивных функций у данных подопечных. Данная методика состояла из трех заданий (серий).

Результаты двух первых серий оценивались по трехбалльной системе (0, 1, 2). 2 балла в первой и второй сериях испытуемый получал за интерпретацию пословиц, отражавших общий смысл, то есть тогда, когда он приходил к абстрагированному от конкретной ситуации смыслу. 1 балл ставился, если ответ обнаруживал смысл, который обычно называют конкретным, когда подопечный пытается применить добытые в пословице обобщения к конкретной сфере известной ему действительности, но форма и содержание этого обобщения не соответствуют уровню развитого обобщения. 0 баллов получали ответы, совершенно не отражающие смысла пословицы (пересказ или не относящееся к пословице описание). В третьей серии 1 балл ставился тогда, когда испытуемый выбирал из предложенного списка пословицу по смыслу, а не по созвучию; если же он выбирал пословицу, имеющую схожие слова, но не мысли, то получал «-1» балл. Баллы считались индивидуально для каждого испытуемого, затем подсчитывался средний балл выполненного задания.

В первой серии задача испытуемого заключалась в том, чтобы определить, о чем говорится в каждой из пословиц. Для этого он выбирал один из предложенных вариантов ответа. Предполагалось, что задача этой серии состоит в обнаружении общей интерпретации. Ее

выполнили все испытуемые, однако не все сделали правильно, что чрезвычайно удивительно, учитывая возраст обследуемых. Так, проведенные в разное время исследования по данной методике (Васильевой Е., Самойловой М.В., Рожникова В.) на норме показали, что данное действие поиска готовых вариантов ответов выступает проблемным для детей 8-9 лет, тогда как уже для подростков 12-14 лет не вызывает никаких затруднений и считается «снятым». В нашей же группе подростков 12-17 лет из 25 человек ни один не смог выполнить данное задание правильно. Следует отметить также, что 5 человек допустили в этом задании только одну ошибку. Таким образом, мы можем сказать, что все испытуемые частично приходили к абстрагированному от конкретной ситуации смыслу [6]. Во второй серии вразброс были даны восемь пословиц, испытуемый сам должен был попытаться объяснить, о чем говорится в каждой из них. Как и в первой серии, мы смотрели на умение к абстрагированному от конкретной ситуации смыслу. Результаты данного задания показали, что не все испытуемые могут абстрагироваться от конкретной ситуации. Некоторые понимали буквальный смысл пословицы и описывали это; другие шутили, т.е. не серьезно отнеслись к заданию, либо не хотели его выполнять; также отметим, что пословицы о еде интерпретировались, о колбасе, мы можем предположить, что это из-за строгого питания; часть подопечных отвечала словом «не знаю», здесь мы можем говорить о том, что они действительно не понимали смысл пословицы, что подтверждает наличие нарушения мышления у подопечных. Это задание выступает проблемным для здоровых детей 12-14 лет. В нашем случае даже старшие подростки 15-17 лет не справляются с этим заданием.

В третьей - анализ пословиц по содержательным и формальным признакам. Для четырех предложенных пословиц испытуемый выбирал похожие по смыслу из данного перечня, который содержал как пословицы похожие по смыслу, но не совпадающие с формальными признаками предложенной для осмысления пословицы, так и имеющие общие формальные элементы, но не совпадающие по смыслу. Результаты показали что, не все испытуемые поняли его до конца. Некоторые выполнили, объясняя другими пословицами (не из перечня предложенных)

например: «В людях ангел, дома черт.....в гостях хорошо,

а дома лучше», или ставили буквы пословиц, которые схожи только по внешней форме, а не по смыслу, например: «в долгах как в шелках.....долг платежом красен».

Другие и вовсе проигнорировали его и ставили прочерки, мы предполагаем, что испытуемые не поняли задания. Это указывает на снижение уровня обобщения. Следует отметить, что подопечный Жарков, 17 после выполнения всех заданий изъявил желание лечь в ПНД, написав внизу: «Положите меня в ПНД». Мы предполагаем, что ему не нравится находиться в данном учебном заведении, или тяжело, либо расценить данное пожелание как шутку.

Также хотелось бы отметить нескольких испытуемых, которые выполнили только первое задание, а остальные не поняли, как их выполнять, либо поленились это сделать и не предавали этому большого значения.

Исходя из результатов проведенной методики мы можем отметить что: первое задание выполнено лучше всех, здесь имеются высокие результаты, можно заключить, что имеется ориентировка в выборе готовых форм ответов у многих испытуемых. Также у многих было понимание пословиц в буквальном смысле, или по внешней форме, или просто пересказ пословицы, а не по смыслу. Например: « Волков бояться в лес не ходить.... Кто волков боится тот в лес не ходит». «Бояться волков, быть

без грибов... если боишься волков, будешь без грибов». «Добрый добру научает, а злой на зло наставляет.доб-рый добру учит, а злой злу». Здесь же по результатам заданий мы наблюдаем когнитивное снижение у испытуемых, нарушение мышления, а именно операциональной его стороны по типу снижения уровня обобщения. Когда здоровые подростки уже справляются с первым заданием, в данном случае результаты заданий ниже, даже чем у здоровых детей 8-9 лет.

Таким образом, результаты интерпретации пословиц наркозависимыми снижен до уровня 8-9 летних детей. И если у здоровых детей 8-9 лет мы обнаруживаем недо-формированность понятийного мышления, и, связанного с ним, понимания подтекста метафор, то здесь уже необходимо говорить о деградации данной функции. Это говорит нам о когнитивном снижении мышления у данных подростков. Здесь также мы можем увидеть каков должен быть результат при норме у здоровых подростков, уровень продуктивности у них возрастает. С годами результаты увеличиваются. Также видно, что результаты первого задания у больных шизофренией и зависимых подростков почти одинаковы, но результаты 2 и 3 задания значительно отличаются. Третье задание они выполняют значительно продуктивнее, чем подростки СОШЗТ.

Следует отметить, что несколько испытуемых во втором и третьем заданиях имеют нулевые результаты, это может говорить нам о том, что испытуемые не понимали, как выполнять эти задания, что еще раз подтверждает наше предположение о снижении когнитивных функций.

Литература

1. Красильникова Г.Т., Наркомании и токсикомании у несоверношеннолетних и молодежи. Сб. научно-методических материалов [Текст] / - Новосибирск, 2005. - 451 с.

2. 10. Петракова, Т.И., Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков / - М.: Педагогика, 2007. - 178 с.

3. 11. Пятницкая, И.Н. Клиническая наркология. - М.: Издательство «Медицина»,1975. - 334с.

4. 12. Регуш, Л.А., Психология современного подростка / - СПб.: Питер, 2005. - 245 с.

5. 13. Рожников, В.А. Понимание метафорических суждений больными шизофренией.- Дипломная работа

6. 14. Самойлова, М.В. Развитие, понимание и порождение метафоры у школьников. Диссер. На соиск. уч. степ. КПН/ М.В. Самойлова - М.: 2002.- 190с.

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА И СОЗНАНИЯ

Язык - это система знаков, благодаря которым осуществляются функции языка: коммуникативная, номинативная, познавательная, информативная, прагматическая и т.д. То есть в этой системе люди общаются, происходит познание мира и самопознание, хранится и передается информация, возникают рычаги управления поведением друг друга.

Язык появился как необходимость в процессе общения людей. Но при этом он стал не только средством общения, но и орудием мышления, средством выражения и оформления мыслей, способностью человека откликнуться голосом внешнего и внутреннего мира. Границы языка - это границы окружающей нас действительности. Человек - индивид социальный и он нуждается в себе подобном, а потому должен уметь правильно выражать и объяснять свои желания и потребности. Окружающий нас мир полностью присутствует в языке и мы самовыражаемся при помощи языка. То, что может дать окружающий мир человеку, требует присутствие и участие самого человека, потому что только в общении с миром человек может познать мир и самого себя. Также язык выполняет роль инструмента накопления знаний для развития сознания. В языковых формах все представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся доступными для понимания других людей. Обычно под языком имеется в виду целостно-связанная совокупность средств общения и познания людей. Ганс-Георг Гадамер (1900-2002) - немецкий философ, основоположник современной философской герменевтики полагал, что философия направлена на анализ «языковых событий», то есть тех сторон нашего бытия, которые свя-

Селезнев А.В.,

4 курс, 11 ФАБ-ЭТ, Кулакова Б.Э,

к.филос.н., доц.каф.ГД АМТИ (филиал) ФГБОУ ВПО «КубГТУ»

заны с употреблением языка. СогласноГадамеру, понимание человеком мира и взаимопонимание людей осуществляются в «стихии языка».[1]

Интерес к рассмотрению особенностей понятия языка стало причиной появления в 20 веке философии языка. Многогранность и многофункциональность языка удивляет и даже иногда ошеломляет. Создается ощущение, что, язык умеет все: шипеть и тарахтеть, греметь и нежничать, оценивать и укорять, улыбаться и смеяться. И действительно получается, что язык — неотъемлемая часть в жизни человека, возможность и развивающегося творчества, как целого народа, так и каждого человека. Принято считать, что в современном мире свыше 2500 различных естественных языков возникших в процессе общения народов, наций, социальных групп людей. А число искусственных языков — математики, логики, программирования, вообще достаточно трудно сосчитать. Уже доказано, что язык влияет на развитие сознания и самосознания — это исторически сложившиеся нормы, специфические у разных народов, оттеняющие различные признаки одного и того же предмета или явления. При этом зависимость мышления от языка не является абсолютной, потому что мышление ограничивается главным образом своими связями с действительностью, поэтому язык может лишь частично изменять форму и стиль мышления.

Мысль как понятие или значение слова является отражением объективной реальности, а слово как знак или символ — становится средством выражения мысли и передачи ее в процессе коммуникации. Мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по своему грамматическому строю и словарному составу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.