Научная статья на тему 'Пословицы как стимульный материал для создания психодиагностических методик'

Пословицы как стимульный материал для создания психодиагностических методик Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2177
445
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛОВИЦЫ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ УСТАНОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф.

Являясь уникальным лингвистическим материалом, пословицы могут быть использованы в качестве стимульного материала при разработке психодиагностических методик. В статье рассмотрены методики, в которых используется данная форма народного творчества. Представлена авторская методика исследования социально-перцептивной установки личности по отношению к другим людям, основанная на материале пословиц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пословицы как стимульный материал для создания психодиагностических методик»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 159.9

ПОСЛОВИЦЫ КАК СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Т.Д. ДУБОВИЦКАЯ, Г.Ф. ТУЛИТБАЕВА* Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа

Являясь уникальным лингвистическим материалом, пословицы могут быть использованы в качестве стимульного материала при разработке психодиагностических методик. В статье рассмотрены методики, в которых используется данная форма народного творчества. Представлена авторская методика исследования социально-перцептивной установки личности по отношению к другим людям, основанная на материале пословиц.

Ключевые слова: пословицы, психодиагностический материал, диагностика мышления, социально-перцептивная установка.

Существующие на сегодняшний день стандартизированные методики, состоящие из набора вопросов или суждений, являются достаточно традиционными и не пользуются особой популярностью среди респондентов. В качестве альтернативы предлагаемым в тестах вопросам и суждениям при разработке психодиагностических методик может служить обращение к народному творчеству, а именно: к пословицам. В современной психологии хорошо известны заимствования материала из фольклора. Народная мудрость достаточно эффективно работает в диагностической, коррекционной и терапевтической деятельности психолога. В частности, существуют диагностические методики на основе загадок; большой популярностью пользуется сказкотерапия; в развивающих и коррекционных программах часто используются притчи, имеющие назидательный характер. В данной статье представлены особенности пословиц и их использование в психолого-диагностической практике.

© Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф., 2016

* Для корреспонденции:

Тулитбаева Галина Фанилевна

ассистент кафедры общей и социальной психологии БГПУ им. М. Акмуллы E-mail: tulitbaevagf@rambler.ru.

На сегодняшний день существует большое количество определений термина «пословица». В.И. Даль в словаре живого великорусского языка определяет пословицы как «свод народной мудрости и суемудрия... Это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый» [2]. В толковом словаре С.И. Ожегова пословица - это «краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм» [4]. В различных литературных источниках пословицу называют народной мудростью, сводом правил жизни, практической философией, исторической памятью народа. В нашем исследовании мы будем придерживаться понимания, что пословица - это форма народного поэтического творчества, выраженная в кратком, ритмизованном изречении, которое заключает в себе обобщенную мысль, вывод, иносказание.

Исследования сущности пословиц, их воспитательного воздействия, психологического склада народа через его пословицы носят междисциплинарный характер и широко представлены в философии, социологии, этнологии, педагогике, психологии и других науках.

В психологической теории и практике обращение к пословицам берет начало в

84

Теоретическая и экспериментальная психология • 2016 • T. 9 • № 1 • С. 84-89

работах Б.В. Зейгарник. Она считала, что это такой жанр фольклора, «в котором обобщение, общее суждение передается через обозначение какого-нибудь отдельного частного факта конкретной ситуации» [3]. При этом по ее словам «осуществляется перенос содержания пословицы на другие ситуации. Такой перенос сходен по своим механизмам с переносом способа решения одной задачи на другую» [3].

Рассмотрим особенности пословиц и возможности их использования в качестве стимульного диагностического материала.

Во-первых, существует большое количество видов, типов пословиц. Только в толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля представлено 179 рубрик пословиц. Такое количество стимульного материала важно при создании методик, так как часто возникает необходимость повторного исследования, замены одной пословицы другой.

Во-вторых, пословицы, имея конкретное внешнее содержание, в то же время содержат в себе и внутренний отвлеченный (абстрактный) смысл, имеющий отношение к определенному типу жизненных ситуаций. То есть пословица обращена к различным уровням мышления: наглядно-образному и отвлеченному (абстрактному). В этой связи «мудрость» пословицы состоит в том, что она понятна и ребенку, и взрослому, но уровень этого понимания может быть различным, что обуславливает ее диагностический характер.

В-третьих, пословицы возникли на основе длительных наблюдений людей, в обобщенном виде отражая жизненный опыт народа, его ценностные и нравственные ориентации. Поучительный характер пословиц обусловливает их дидактическое и воспитательное значение.

В-четвертых, пословицы устойчивы во времени, существуют достаточно долгое время практически в неизменном состоянии. Человек слышит их с самых ранних лет, они часто употребляются в живой раз-

говорной речи, становятся привычными, не затрагивают чувство безопасности.

Последняя, немаловажная характеристика пословицы - это то, что она представляет собой завершенное умозаключение, не требующее доказательств. В то же время пословицы содержат разнообразный жизненный опыт, как позитивный, так и негативный, особенно, что касается оценки других людей. Согласие или несогласие с пословицей является проекцией внутренних установок человека.

Психолог О.Н. Арестова в качестве обоснования возможности использования пословиц в психодиагностике указывала на их многофункциональность. Наряду с такими функциями пословиц, как коммуникативная, познавательная, регулятивная, особенно отмечается эмоционально-экспрессивная [1]. Именно последняя функция связана с отражением отношения человека к обозначенной в пословице ситуации.

В психологии широко представлены психодиагностические методики, в которых используется данная форма народной мудрости. Их можно разделить на две группы. В первую группу входят методики, направленные на диагностику познавательных процессов, в частности, мышления и его патологических расстройств. Они построены на понимании респондентом внутренней сущности пословиц. К ним, например, относятся методики: «Соотношение пословиц, метафор и фраз» (Б.В. Зейгарник); «Перепутанные пословицы», «Найди ошибку в пословице» (Г.В. Роднянская) [6]. Вторую группу составляют методики, направленные на диагностику личностных особенностей, например, методика «Пословицы» (С.М. Петрова) [5], методика диагностики полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности (С.М. Петрова) [5]. Некоторые пословицы диагностируют одновременно особенности и познавательной, и личностной сферы. Это - методики «Понимание пословиц» и «Толкование пословиц и метафор».

Рассмотрим методики каждой группы подробнее.

Методика «Соотношение пословиц, метафор и фраз». С помощью этой методики диагностируется уровень развития мышления, равно как и такие расстройства мышления, как соскальзывание, разноплановость, нарушение целенаправленности, непродуктивность. Методика основана на понимании испытуемым переносного смысла пословиц, вычленении главного из второстепенного. Она состоит из набора пословиц и метафор, к каждой из которых обследуемый должен подобрать соответствующую ей по переносному смыслу фразу.

Методики «Перепутанные пословицы» и «Найди ошибку в пословице». Задача испытуемого в первом случае найти началу пословицы ее окончание, а во втором - найти орфографическую ошибку в пословице. Необходимо отметить, что задания такого плана в методике носят скорее дидактический, обучающий характер и направлены на диагностику знания пословиц, а не на уровень развития мышления человека.

Методика «Толкование пословиц и метафор» диагностирует уровень сформи-рованности ассоциативных процессов и гибкости мышления. Задача испытуемого: разъяснить переносный смысл предложенных пословиц и метафор. Экспериментатор выявляет понимание испытуемым переносного смысла, умение вычленить главную мысль, а также дифференцирован-ность и целенаправленность суждений. С помощью этой методики выявляется также уровень общительности. Например, истолкование фразы буквально или объяснение при помощи приведения примеров из собственного опыта свидетельствует о низком уровне общительности.

Несколько в другом контексте использование данной методики предложено О.Н. Арестовой [1], которая исходит из того, что понимание пословицы избирательно и искажается в зависимости от актуального состояния испытуемого. Автор выделила следующие основные искажения в понима-

нии пословиц: эгоцентрическое толкование, оценочность, агрессивное толкование, смысловые искажения, фиксация.

Методика «Понимание пословиц» направлена на диагностику предпочитаемого стиля жизнедеятельности. Испытуемому предлагается 35 пословиц, в отношении которых необходимо высказать оценочное суждение по пятибалльной шкале. В методике представлены пять типов жизнедеятельности: тип «черепаха», характерен для личности, которая отказывается от достижения жизненных целей и от участия во взаимоотношениях с другими людьми; тип «акула» - силовая стратегия цели, конфликт решает выигрышем только для себя; тип «медвежонок» любит, чтобы его понимали и ценили, ради чего он жертвует успехом; для типа «лиса» характерны - хитрость, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей; тип «сова» работает на достижение цели и дорожит взаимоотношениями между людьми, стремится найти решение путем компромисса.

Методика «Пословицы» [5] направлена на диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся, устойчивости/ неустойчивости ценностных ориентаций к жизни, к самому себе и людям. Респондентам предлагается 30 пар пословиц, по которым необходимо выразить оценочное суждение по пятибалльной шкале.

Методика диагностики полимотива-ционных тенденций в «Я-концепции» личности состоит из 32 пар пословиц. Выбор автором стимульного материала в виде пословиц обусловлен их близостью к архетипиче-ским образованиям психики и ментальным формам сознания, а также образностью, понятностью, должным эмоциональным потенциалом. По замечанию автора все это адекватно отражает мотивационную обусловленность «Я-концепции» личности. Испытуемым предлагается выразить согласие или несогласие с предлагаемыми пословицами. Методика диагностирует 16 парных мотивационных тенденций личности: материальная мотивация, коммуникативная

мотивация, оптимистическая мотивация, познавательная мотивация, трудовая мотивация, эгоцентрическая мотивация, альтруистическая мотивация и др.

Как видно, пословицы достаточно широко используются как стимульный материал диагностических методик, но и их психодиагностический потенциал еще недостаточно исчерпан.

Авторами настоящей статьи разработана методика диагностики социально-перцептивных установок личности по отношению к другим людям. Методика прошла психометрическую проверку, показав достаточно высокие надежность и валидность. В качестве стимульного материала выступили пословицы, отражающие различные стороны взаимоотношений и характер отношений между людьми. Задача испытуемого выразить степень своего согласия с предложенными пословицами.

Содержание методики составили следующие пословицы:

1. Есть люди, а есть людишки.

2. Своя рубаха дороже чужой шкуры.

3. Любовь к людям - лучшее богатство.

4. Много в людях милости, а больше лихости.

5. Не верь брату родному - верь своему глазу кривому.

6. Горбатого исправит могила, а упрямого дубина.

7. Сам себя не хаю, да и людей не хвалю.

8. Глядит лисой, а пахнет волком.

9. Все доброхоты, а в нужде помочь нет охоты.

10. От живого человека добра не жди, а от мертвого и подавно.

11. К людям ближе - счастье крепче.

12. К хорошему человеку плохое слово не пристанет.

13. Кто людей любит, тот долго живет.

14. Посмотришь - человек, всмотришься -сатана.

15. Тихий человек крепко кусает.

16. Позаботишься о человеке - голова будет в крови, позаботишься о скотине -во рту будет масло.

С помощью данной методики диагностируется свойственное респонденту позитивное или негативное отношение к другим людям. Испытуемый получает по 2 балла за ответ «согласен» к пословицам: 3, 11, 12, 13; а также за ответ «не согласен» к пословицам: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16. За несовпадение с ключом ставится 0 баллов. За каждые ответы «трудно сказать» испытуемый получает по 1 баллу. Все набранные испытуемым баллы суммируются.

Высокие суммарные баллы по результатам методики свидетельствуют о позитивном отношении к другим людям. Таким респондентам свойственны доброжелательность, позитивное принятие людей, готовность и стремление помогать, вера в способность других развиваться и достигать высоких результатов, избегание критики в адрес других. Низкий суммарный балл -показатель негативного отношения к другим людям. Такому человеку свойственно стремление видеть, прежде всего, отрицательные проявления в поведении окружающих, эмоциональное непринятие других людей, склонность навешивать негативные ярлыки, высказывать критику и т.д.

Проведенное с помощью указанной методики исследование показало, что испытуемые проявляют интерес к столь необычной и нестандартной форме стимула. Многие пословицы им были ранее не известны.

Практический интерес представляет выявление различий в отношении к другим людям у людей, представителей различных профессий. В этой связи было проведено исследование, в котором в качестве испытуемых выступили студенты, обучающиеся на разных факультетах. Исследование проходило на базе высших учебных заведений городов Уфа, Стерлитамак. В качестве испытуемых выступили 160 студентов очной и заочной формы обучения в возрасте от 19 до 26 лет (средний возраст по выборке 23 года). Из них: 60 студентов, обучающихся на факультете психологии, 41 - на факультете педагогики, 36 - на физико-ма-

тематическом факультете, 23 - на юридическом. Средние значения по всем группам испытуемых представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования социально-перцептивной установки по отношению к другим людям у студентов различных факультетов

№ п/п Факультет Средние баллы

1 Психологии 14,8

2 Педагогики 16,8

3 Физико-математический 14,9

4 Юридический 19,3

Как следует из таблицы 1, более высокие баллы, свидетельствующие о более позитивном отношении к другим людям, выявлены в группе студентов, обучающихся на юридическом факультете. В результате математической обработки данных (и-критерий Манна - Уитни) значимые различия установлены между группами студентов, обучающихся на психологическом и юридическом факультетах (р<0,05), а также у студентов, обучающихся на юридическом и физико-математическом факультетах (р<0,05).

Таким образом, студентам юридического факультета, по сравнению со студентами физико-математического и психологического факультетов, в большей степени свойственны стремление к оказанию помощи, доброжелательность, вера в способность других людей развиваться и становиться лучше. Полученные результаты, на первый взгляд, удивляют, учитывая, что это были студенты четвертого курса, которые неоднократно проходили юридическую практику и в большей степени, чем студенты других факультетов, встречались с негативными формами поведения других людей.

В то же время полученные результаты свидетельствуют о дифференциальных возможностях разработанной на основе пословиц методики и необходимости более глубокого анализа причин, приводящих

к формированию негативных социально-перцептивных установок, способствующих социальному отчуждению людей в обществе [8].

Литература

1. Арестова О.Н. Аффективные искажения в понимании пословиц // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С. 83-93.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах). - СПб. -Москва: Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1882. - 2800 с.

3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Изд-во Московского университета, 1986.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук: Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. - М.: Азбу-ковик, 1999. - 944 с.

5. Петрова С.М. Методика «Пословицы» [Электронный ресурс]: http://www.psylist. net/praktikum/00177.htm. Дата обращения: 25.02.2014.

6. Роднянская Г.В. Разработка новых методов диагностики и развития мышления с использованием пословиц и поговорок / Фестиваль педагогических идей. «Открытый урок» [Электронный ресурс]: http:// festival. 1 september.ru/articles/310990/. Дата обращения 20.01.2014.

7. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. -М.: «Просвещение», 1974. - 509 с.

8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института психотерапии, 2002.

References

1. Arestova ON. Affektivnyye iskazheniya v ponimanii poslovits. Voprosy psikhologii 2006; 1:83-93 (in Russian).

2. Dal' VI. Tolkovyy slovar' zhivogo velikoruss-kogo yazyka (v 4-kh tomakh). St.-Petersburg - Moscow: Izdaniye knigoprodavtsa-tipografa M.O. Vol'fa 1882; 2800 (in Russian).

3. Zeygarnik BV. Patopsikhologiya. Moscow: Izd-vo Moskovskogo universiteta 1986 (in Russian).

4. Ozhegov SI, Shvedova NYu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 80000 slov i frazeologich-eskikh vyrazheniy. Rossiyskaya akademiya nauk: Institut russkogo yazyka im. VV Vino-gradova. 4-ye izd., dop. Moscow: Azbukovik 1999; 944 (in Russian).

5. Petrova S.M. Metodika «Poslovitsy» [Internet] : http://www.psylist.net/praktikum/00177. htm. (in Russian).

6. Rodnyanskaya GV. Razrabotka novykh met-odov diagnostiki i razvitiya myshleniya s is-

pol'zovaniyem poslovits i pogovorok. Festival' pedagogicheskikh idey. «Otkrytyy urok». [ Internet]: http://festival. 1 september.ru/ articles/310990/. (in Russian).

7. Slovar' literaturovedcheskikh terminov. Red.-sost.: LI Timofeyev i SV Turayev. Moscow: «Prosveshcheniye» 1974; 509 (in Russian).

8. Fetiskin NP, Kozlov VV, Manuylov GM. Sotsi-al'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. Moscow: Izd-vo In-stituta psikhoterapii 2002 (in Russian).

PROVERBS AS STIMULI FOR DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC INSTRUMENTS

T.D. DUBOVITSKAYA, G.F. TULITBAYEVA M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University, Ufa

Being a unique linguistic material, proverbs can be used as stimuli in the development of psychodiagnostic methods. The article describes the methods that use this form of folk art. The authors introduce a method for studying social and perceptual personal predispositions in relation to other people, based on proverbs.

Keywords: proverbs, psychodiagnostic material, diagnostics of thinking, social and perceptual predispositions.

Address

Tulitbayeva Galina

Assistant of the Department of General and Social Psychology

M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University, Ufa

E-mail: tulitbaevagf@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.