Научная статья на тему 'Философия языка и сознания'

Философия языка и сознания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
403
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия языка и сознания»

без грибов... если боишься волков, будешь без грибов». «Добрый добру научает, а злой на зло наставляет.доб-рый добру учит, а злой злу». Здесь же по результатам заданий мы наблюдаем когнитивное снижение у испытуемых, нарушение мышления, а именно операциональной его стороны по типу снижения уровня обобщения. Когда здоровые подростки уже справляются с первым заданием, в данном случае результаты заданий ниже, даже чем у здоровых детей 8-9 лет.

Таким образом, результаты интерпретации пословиц наркозависимыми снижен до уровня 8-9 летних детей. И если у здоровых детей 8-9 лет мы обнаруживаем недо-формированность понятийного мышления, и, связанного с ним, понимания подтекста метафор, то здесь уже необходимо говорить о деградации данной функции. Это говорит нам о когнитивном снижении мышления у данных подростков. Здесь также мы можем увидеть каков должен быть результат при норме у здоровых подростков, уровень продуктивности у них возрастает. С годами результаты увеличиваются. Также видно, что результаты первого задания у больных шизофренией и зависимых подростков почти одинаковы, но результаты 2 и 3 задания значительно отличаются. Третье задание они выполняют значительно продуктивнее, чем подростки СОШЗТ.

Следует отметить, что несколько испытуемых во втором и третьем заданиях имеют нулевые результаты, это может говорить нам о том, что испытуемые не понимали, как выполнять эти задания, что еще раз подтверждает наше предположение о снижении когнитивных функций.

Литература

1. Красильникова Г.Т., Наркомании и токсикомании у несоверношеннолетних и молодежи. Сб. научно-методических материалов [Текст] / - Новосибирск, 2005. - 451 с.

2. 10. Петракова, Т.И., Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков / - М.: Педагогика, 2007. - 178 с.

3. 11. Пятницкая, И.Н. Клиническая наркология. - М.: Издательство «Медицина»,1975. - 334с.

4. 12. Регуш, Л.А., Психология современного подростка / - СПб.: Питер, 2005. - 245 с.

5. 13. Рожников, В.А. Понимание метафорических суждений больными шизофренией.- Дипломная работа

6. 14. Самойлова, М.В. Развитие, понимание и порождение метафоры у школьников. Диссер. На соиск. уч. степ. КПН/ М.В. Самойлова - М.: 2002.- 190с.

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА И СОЗНАНИЯ

Язык - это система знаков, благодаря которым осуществляются функции языка: коммуникативная, номинативная, познавательная, информативная, прагматическая и т.д. То есть в этой системе люди общаются, происходит познание мира и самопознание, хранится и передается информация, возникают рычаги управления поведением друг друга.

Язык появился как необходимость в процессе общения людей. Но при этом он стал не только средством общения, но и орудием мышления, средством выражения и оформления мыслей, способностью человека откликнуться голосом внешнего и внутреннего мира. Границы языка - это границы окружающей нас действительности. Человек - индивид социальный и он нуждается в себе подобном, а потому должен уметь правильно выражать и объяснять свои желания и потребности. Окружающий нас мир полностью присутствует в языке и мы самовыражаемся при помощи языка. То, что может дать окружающий мир человеку, требует присутствие и участие самого человека, потому что только в общении с миром человек может познать мир и самого себя. Также язык выполняет роль инструмента накопления знаний для развития сознания. В языковых формах все представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся доступными для понимания других людей. Обычно под языком имеется в виду целостно-связанная совокупность средств общения и познания людей. Ганс-Георг Гадамер (1900-2002) - немецкий философ, основоположник современной философской герменевтики полагал, что философия направлена на анализ «языковых событий», то есть тех сторон нашего бытия, которые свя-

Селезнев А.В.,

4 курс, 11 ФАБ-ЭТ, Кулакова Б.Э,

к.филос.н., доц.каф.ГД АМТИ (филиал) ФГБОУ ВПО «КубГТУ»

заны с употреблением языка. СогласноГадамеру, понимание человеком мира и взаимопонимание людей осуществляются в «стихии языка».[1]

Интерес к рассмотрению особенностей понятия языка стало причиной появления в 20 веке философии языка. Многогранность и многофункциональность языка удивляет и даже иногда ошеломляет. Создается ощущение, что, язык умеет все: шипеть и тарахтеть, греметь и нежничать, оценивать и укорять, улыбаться и смеяться. И действительно получается, что язык — неотъемлемая часть в жизни человека, возможность и развивающегося творчества, как целого народа, так и каждого человека. Принято считать, что в современном мире свыше 2500 различных естественных языков возникших в процессе общения народов, наций, социальных групп людей. А число искусственных языков — математики, логики, программирования, вообще достаточно трудно сосчитать. Уже доказано, что язык влияет на развитие сознания и самосознания — это исторически сложившиеся нормы, специфические у разных народов, оттеняющие различные признаки одного и того же предмета или явления. При этом зависимость мышления от языка не является абсолютной, потому что мышление ограничивается главным образом своими связями с действительностью, поэтому язык может лишь частично изменять форму и стиль мышления.

Мысль как понятие или значение слова является отражением объективной реальности, а слово как знак или символ — становится средством выражения мысли и передачи ее в процессе коммуникации. Мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по своему грамматическому строю и словарному составу

- национален. Мышление формируется и обновляется быстрее, чем язык, но без языка мышление - это как «вещь для себя Человек думает, говорит и пишет, стремится точнее и яснее изложить свои мысли при помощи языка. Язык, реализующий потребности мышления, способствует раскрытию мысли, интеллектуальным открытиям и творческой самореализации. Неравноправность языка и мышления в том, что люди порой слышат слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается недоступной. Сознание и язык связаны друг с другом неразрывно. Благодаря языку сознание человека становится действительным, существующим для окружающих. Человек владеет способностью открыть содержание своего сознания не только в словесном языке, но и в языке символов, предметов культуры, средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Для сознания язык это инструмент в определении бытия. Структура языка отличается от строения сознания. Но каждое слово языка, каждое предложение соответствуют определенной реальности бытия, реальности внешнего мира, реальности других людей. Каждое слово не просто говорит нам о чём-то или о ком-то, но и, определяя наше сознание, дает нам подтверждение сознания другого человека. Сознание других людей открывается для нас через слово, заключенное в культурную традицию и имеющее свое предназначение.

Владение словом, осмысление текста и его интерпретация, сам человек и его сознание «включены» в традицию и культуру. Язык связывает сознание и культуру, а культура изменяет сознание через язык. Культура - это все, что люди делали и делают, а язык, как говорил Сепир, «.. .то, что люди думали, сознавали и то, что думают и со-знают»[2].

Сознание есть высшая функция мозга, свойственная только человеку и связанная с речью. Она заключается в рациональном регулировании и самоконтроле поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их конечных результатов. Сознание обладает способностью мгновенно связать между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.[3]

Сознание и язык взаимодействуют как единое целое, так как в своем существовании они предполагают друг друга в определенном внутреннем логическом содержании, которое проявляется во внешней материальной форме. Язык — это способность выражения непосредственной деятельности сознания. С помощью языка преобразуется восприятие и представление в понятие, идет

процесс употребления и применения этого понятия. Сознание отражает действительность, а язык — формулирует её в мысль.

Самые различные определения языка дают энциклопедии и их не сотни, а тысячи. Если обобщить некоторые из них, то язык можно определить как знаковую систему, используемую для целей общения и познания.

Структурными единицами языка являются слова и предложения, в логической последовательности составляющие тексты. Каждая эта единица всегда на что-то указывает, то есть является знаком, чаще всего, довольно сложным. Сложный знак — это символ. Язык — это символы в нашей жизни и нет ничего, что могло бы укрыться от языка.

Не случайно говорится: если появилась мысль, надо изложить её, тогда она станет понятнее, а глупость, заключенная в ней будет очевидной.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод: язык и сознание едины. Определяющей стороной в этом единстве является сознание как форма отражения объективной действительности, которое создает и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка, в конечном счете, отражает, хотя и в трансформированном виде, структуру бытия. Но единство — это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает её и формулирует в мысли. Речь — это не мышление, иначе, как отметил Л. Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями. [4]

С позиции философии язык выполняет жизненно необходимые коммуникативные и познавательные функции, и не только. Без языка невозможна передача знаний от поколения к поколению людей, а значит, и развитие культуры и цивилизации. И лишь глубокое осмысление функций языка в целостности с сознанием в человеческой жизни есть объяснение философия языка.

Список литературы:

1. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г. Матяш Т.П. Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. (Серия «Высшее образование».), Ростов н/Д: Феникс 2004 — 608 с.

2. Сепир Э., Язык, Соцэкгиз, 1934, С. 171-172.

3. Мацумото Д. Психология и культура (Серия «Мастера психологии») — СПб.: Питер, 2003 — 718 с.

4. Кириленко Г. Г. Шевцов Е. В. Философия: Справочник студента /М: ООО «Издательство ACT; Филологическое общество «СЛОВО», 2000 - 672 с.

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ВАРИАНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ МАЛЫХ ГРУПП (КОЛЛЕКТИВОВ)

Шарафутдинова Наталья Владимировна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии АНОО ВО «Одинцовский гуманитарный университет», г. Одинцово

Социально-психологические факторы, действующие в коллективах, в значительной степени определяют полноту и качество выполнения работы, психологическое состояние сотрудников, их удовлетворенность процессом деятельности и ее результатами, влияют на социально -психологический климат, психологическую атмосферу и

межличностные отношения. Известно, что в коллективах с благоприятным психологическим климатом легче переносятся воздействия факторов труда, ниже текучесть кадров и выше удовлетворенность сотрудников различными аспектами труда, что положительным образом влияет на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.