Научная статья на тему 'Кабинет социально-психологической помощи в ВУЗе'

Кабинет социально-психологической помощи в ВУЗе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
491
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Суицидология
Область наук
Ключевые слова
студенты / социально-психологическая дезадаптация / суицидальное поведение / профи-лактика / лечение. / students / social and psychological maladjustment / suicidal behavior / prevention / treatment / suicide / family burden / coping strategies / tertiary prevention

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кушнарёв Валентин Михайлович, Семикин Геннадий Иванович, Любов Евгений Борисович, Гилод Вадим Моисеевич, Миронов Алексей Сергеевич

Проанализирована работа кабинета социально-психологической помощи (КСПП) для студентов в лечебно-профилактическом аспекте, обсуждены перспективы развития КСПП при учебных заведениях как необходи-мого структурно-функционального звена региональной суицидологической службы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кушнарёв Валентин Михайлович, Семикин Геннадий Иванович, Любов Евгений Борисович, Гилод Вадим Моисеевич, Миронов Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOSOCIAL CARE IN UNIVERSITY

The paper studied the effectiveness of an University psychosocial care and discussed prospects for the development of anticrisis facilities for target risk groups of suicidal behavior (i.e., studients).

Текст научной работы на тему «Кабинет социально-психологической помощи в ВУЗе»

Научно-практический журнал

CRISIS AND SUICIDE: CLINICAL AND PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF AUTOAGGRESSIVE BEHAVIOR

E.L. Nikolaev

The Ulianov Chuvash State University, Russia

Two hundred and thirty five individuals (average age 35.86±13.05 years, 60.0% women) in the state of evolution or situation crisis who expressed suicidal ideations were examined clinically and psychologically. Such instruments as SCL-90, ISTA, MMPI, questionnaire for assessing mental health and sociocultural questionnaire were used. It was found that a specific content of auto-aggressive manifestations of personality in crisis is determined by psychological characteristics of its structural components - situational component, frustration component and deficit one. It was revealed that individual’s self-aggression is often determined by preceding disharmonious family environment of personality formation with formal system of social roles, emotional deprivation, intra-family aggression, alcohol abuse. The key problem of such person is immaturity of identity boundaries with disturbances in systems of self-perception and interpersonal relations. Suicide risk is increased in crisis situation for such individuals due to rigidity of personality, depressive and anxiety emotional background, impaired social support.

Keywords: crisis, auto-aggressive behavior, suicide, auto-aggression situational context, auto-aggression frustration context, auto-aggression deficit context, suicide risk.

УДК: 616.89-008.44

КАБИНЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ВУЗЕ

В.М. Кушнарёв, Г.И. Семикин, Е.Б. Любое, В.М. Гилод,

А.С. Миронов, Ю.М. Пиканина, В.Е. Цупрун

Московский научно-исследовательский институт психиатрии - филиал ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» им. В.П. Сербского МЗ РФ, г. Москва, Россия ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана», г. Москва ГБУЗ «Городская клиническая больница им. А.К. Ерамишанцева» ДЗМ, г. Москва, Россия

Контактная информация:

Кушнарёв Валентин Михайлович - кандидат медицинских наук. Место работы и должность: старший научный сотрудник отдела суицидологии ГУ «Московский научно-исследовательский институт психиатрии» -филиал ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» МЗ РФ. Адрес: 107076, г. Москва, ул. Потешная, д. 3. Телефон: (495) 963-75-72, e-mail: Kushnarev27@mail.ru

Семикин Геннадий Иванович - профессор, доктор медицинских наук. Место работы и должность: директор Учебно-методического центра «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркоманий в молодежной среде» ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана». Адрес: 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1. Телефон: (916) 390-01-87, e-mail: semikin@bmstu.ru

Любов Евгений Борисович - доктор медицинских наук, профессор. Место работы и должность: руководитель отдела суицидологии ГУ «Московский научно-исследовательский институт психиатрии» - филиал ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» МЗ РФ. Адрес: 107076, г. Москва, ул. Потешная, д. 3. Телефон: (495) 963-75-72, e-mail: lyubov.evgeny@mail.ru

Гилод Вадим Моисеевич - кандидат медицинских наук. Место работы и должность: заведующий кризисным отделением ГБУЗ «Городская клиническая больница им. А.К. Ерамишанцева» ДЗМ. Адрес: 129327, г. Москва, ул. Ленская, д. 15. Телефон: (495) 471-21-63, e-mail: vadimgilod2003@yandex.ru

Миронов Алексей Сергеевич - психолог Учебно-методического центра «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркоманий в молодежной среде» ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана». Адрес: 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1. Телефон: (499) 261-61-63

Пиканина Юлия Маровна - психолог Учебно-методического центра «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркоманий в молодежной среде» ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана». Адрес: 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1. Телефон: (499) 263-67-68

Цупрун Виталий Евсеевич - кандидат медицинских наук. Место работы и должность: старший научный сотрудник отдела суицидологии ГУ «Московский научно-исследовательский институт психиатрии» - филиал ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» МЗ РФ.

Адрес: 107076, г. Москва, ул. Потешная, д. 3. Телефон: (495) 963-7572, e-mail: sycid@mail.ru

Проанализирована работа кабинета социально-психологической помощи (КСПП) для студентов в лечебнопрофилактическом аспекте, обсуждены перспективы развития КСПП при учебных заведениях как необходимого структурно-функционального звена региональной суицидологической службы

Ключевые слова: студенты, социально-психологическая дезадаптация, суицидальное поведение, профилактика, лечение.

Том 6, № 3 (20), 2015 Суицидология

61

Научно-практический журнал

Становление «Я» сопряжено с нарушениями незрелых механизмов психической адаптации [1, 2, 3, 4, 5] вследствие психосоциального дистресса, употребления психоактивных веществ (ПАВ) (зачастую средства самолечения) и суицидального поведения (СП) как проявлений девиантного поведения студентов [6]. Учащаяся молодежь - традиционная группа-мишень антикризисных программ [7, 8, 9, 10], включающих раннюю диагностику, профилактику и лечение психических расстройств. Сочетанные клинико-социальные проблемы студентов успешно решаются в рамках структурно-функциональных единицы типового континуума суицидологической службы - кабинетах социально-психологической помощи (КСПП) ВУЗов, открытых еще в 80-е гг. прошлого века [10]. Сохранен КСПП и при Московском государственном техническом университете

Социально-демографические и клини

(МГТУ) им. Н.Э. Баумана. Междисциплинарное и межведомственное взаимодействие как необходимое условие результативной суицидологической службы представлено многолетним (более 20 лет) сотрудничеством Московского НИИ психиатрии и МГТУ им. Н.Э. Баумана. В последнем разработана научнопрактическая программа «Выявление и коррекция дезадаптационных проявлений у студентов» при активном участии кафедры валео-логии (ныне - Учебно-методического центра «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркоманий в молодежной среде». Директор - проф. Г.И. Семикин) [11]. Работа КСПП вписана в русло «Комплексной программы здоровьесберегающих технологий и профилактики наркомании в воспитательнообразовательной среде» МГТУ.

Таблица 1

ие характеристики студентов (n=165)

Социально-демографические характеристики n %

Юноши 100 60,6

Девушки 65 39,4

Возраст (полных лет):

18-19 132 80,0

20-23 33 20,0

Курс обучения:

1, 2 140 84,8

3, 4 25 15,2

Место жительства:

общежитие 137 83,0

дом 28 17,0

Семейное положение: холост или не замужем 165 100,0

Диагноз (МКБ-10)

Расстройство приспособительных реакций (кратковременная депрессивная реакция, с преобладанием нарушений других эмоций, с преобладанием нарушения поведения, смешанное расстройство) 92 55,8

Депрессивные расстройства 48 29,1

Иные диагнозы (включая биполярное расстройство, шизофрению) 25 15,2

Сопутствующее злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) (F 1x.2) 4 2,4

Сопутствующеи сомато-неврологические расстройства (требующие постоянного лечения) 11 6,7

Суицидальное поведение (СП)

Мысли /замыслы 72 43,6

Суицидальные попытки в анамнезе 9 5,5

Агрессивное поведение:

вербальное 36 21,8

невербальное 8 4,8

62

Суицидология Том 6, № 3 (20), 2015

Научно-практический журнал

Однако концепцией городской кризисной (суицидологической) помощи (2012 г.) КСПП в ВУЗах не упомянут, как и Приказом МЗ РФ № 148 от 06.05.1998 г. «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением», что затрудняет его работу и развитие. Функциональные обязанности и штат КСПП в ВУЗе не прописаны в современных условиях. Так, в ВУЗе работает лишь сотрудник МНИИП (Кушнарев В.М.) по совместительству.

Цель исследования: изучить работу и результативность работы КСПП МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках многоуровневой программы профилактики СП студентов и их перспективы.

Материал и методы.

По оригинальной медико-статистической карте невыборочно изучены данные 165 студентов, курируемых одним из соавторов (Кушнарев В.М.) в 2011-2013 гг. (табл. 1).

Результаты и их обсуждение.

Как следует из табл. 1, усредненный «портрет» пациента КСПП таков: иногородний обитатель общежития, студент 1 -2 курса с диагнозом «Расстройство адаптации».

У более 60% отмечена предиспозиция СП в виде акцентуированных черт характера (тревожность, чувствительность) на фоне микросоциального конфликта (обычны конфликты с преподавателями, приятелями, любимыми), бытовых и материальных тягот (витающая угроза выселения из общежития при отчислении, более половины студентов подрабатывает в вечернее и ночное время). Психосоциальная дезадаптация чаще представленна астенической (утомляемость, цефалгия, раздражительность) и стертой тревожно-депрессивной симп-

томатикой (ангедонния, сниженное настроение, беспредметная тревога, нарушения ритма сна-бодрствования), приводящие к академической неуспешностти при удвоенном прилежании, конфликтности. Типичны жалобы на рассеянность, «пустую голову», раздражительность, неизбывную усталость и нарушения сна без чувства отдыха. Выявлен ряд субпсихотических состояний (n=4; 2,4%) в рамках первого эпизода шизофрении с наблюдением менее 1 года.

Формальными поводами обращения в КСПП стали межличностные конфликты (n=74; 44,8%) и «фасадное» снижение успеваемости (n=91; 55,2%). Причем вторые обычно провоцировали первые во взаимоотношениях с обычно не склонными вникать в душевные проблемы подопечных преподавателями, замыкая порочный круг психического неблагополучия.

Ранее студенты к психиатру (психотерапевту) не обращались. Большинство студентов (n=139; 84,2%) направлено психологами лаборатории психологической поддержки учебнометодического центра, остальные - кураторами групп.

Показательны длительность нелеченого психоза - от 3 мес. до 4 лет, а при аффективных расстройствах длительность нелеченой болезни: 1-5 лет. Активно суицидальные

(агрессивные) тенденции пациенты не проявляли. О СП в настоящем и прошлом их приятели и кураторы не знали. Вместе с тем при прицельном распросе СП (внутренние формы) отмечено у более, чем 40% обратившихся, причем замыслы - у 1/3 лиц с суицидальным поведением.

Таблица 2

Содержание и результаты помощи в КСПП

Виды помощи n %

Амбулаторное лечение (кризисная психотерапия, назначение антидепрессантов) 125 75,8

Направление и лечение в кризисном отделении (КО) ГКБ № 20 36 21,8

Направление и лечение в психиатрическую больницу (ПБ) («суицидологические койки») 4 2,4

Катамнестическое наблюдение (до 2-х лет)

Возвращение к учебе 123 74,5

Академический отпуск 17 10,3

- с возвращением к учебе 14 8,5

Отчисление «по собственному желанию» 11 6,7

Том 6, № 3 (20), 2015 Суицидология

63

Научно-практический журнал

Каждый 20-й сообщил о суицидальной попытке (самопорезы, самоотравления) в прошлом (более чем за 6 месяцев до визита) на фоне клишированных состояний (обычно вариантов реакций нарушения адаптации).

Содержание и результаты помощи в КСПП суммированы в табл. 2.

Задачей КСПП была перестройка ценностных ориентаций, изменение отношения к дезадаптивному (агрессивному, аутоагрессивному) поведению и к окружающим с повышением стрессоустойчивости и усиление защитных (антисуицидальных) резервов личности. Важен эмпатический контакт со студентом в доверительной обстановке, от которого зависит успех кризисной психотерапии (КП), аутогенной тренировки (АТ), групповых ролевых тренингов (с привлечением выписанных из КО), по возможности семейной психотерапии. Фармакотерапия (антидепрессанты) назначена лишь 1/2 лиц с депрессивными нарушениями в связи с малокоррегируемым противодействием лекарственному подходу молодежи (опасение «стать зомби»). При субпсихотических состояниях - начало лечения в психиатрической больнице с контролем лекарственного комплаенса по выписке.

Необходимым условием преемственности и результата помощи стали совместные консультации с кураторами групп, преподавателями, разработка индивидуальных программ обучения, иногда перевод на другой факультет (более соответствующего интересам и / или возможностям студента). Большинство пациентов продолжило обучение и / или вернулись из академического отпуска после клиникопсихологического заключения при продолжении динамического наблюдения, психотерапевтической поддержки и фармакотерапии (1/3 пациентов).

Заключение.

Юность - возраст начала ряда сомато-неврологических и психических расстройств. Кризис возраста вытекает из жизненного пути - слома стереотипов жизни и учебы (интенсивные умственные нагрузки, экзаменационный стресс), материально-бытовой неустроенности, неопределенности трудовой перспективы с чувством одиночества, оторванности от дома. Первичная профилактика суицидального поведения (на предиспозиционной фазе) студентов включает ранние диагностику и лечение психических расстройств (прежде всего депрес-

сии), психогигиенические и информационнообразовательные мероприятия [12, 13].

Почти у каждого 10-го пациента КСПП выявлены сопутствующие соматические заболевания. При этом расстройства адаптации студентов нередко сопряжены с психосоматическими расстройствами [2, 3]. Относительно мала доля употребляющих ПАВ - возможное следствие активной профилактической программы ВУЗа.

Целевой группой риска психических расстройств (в первую очередь депрессии) и СП стали студенты первых курсов под многообразным гнетом житейских и академических проблем.

КСПП, «старое-новое» звено внедиспансерной психиатрической (суицидологической) службы, обеспечивает медико - психологическое сопровождение образовательного процесса [9] на основе принципов кризисной помощи: непрерывности, конфиденциальности, полипрофессионального (бригадного) подхода к диагностике и коррекции психических расстройств [4]. КСПП следует развивать как структурно-функциональную единицу студенческой поликлиники. Кабинет должен стать координирующим медико-психологическим центром междисциплинарного и межведомственного взаимодействия психиатра, психологов лаборатории поддержки ВУЗа («фильтр» предварительной психиатрической диагностики), деканата, кураторов учебных групп. Показательно «нулевое» самостоятельное обращение студентов и направление в КСПП на клиническом этапе процесса. Привлекательность КСПП возрастет при привлечении неформальных ресурсов помощи - обученных добровольцев из среды самих студентов, особенно с опытом упешного преодоления кризисного состояния. Информация о КСПП должна быть помещена на стендах общежития, в многотиражке и на сайте ВУЗа, страницу которого следует посвятить антисуицидальной тематике, включая он-лайн консультирование [14] и тестирование, для которого пригодна разработанная в отделе суицидологии МНИИП шкала [15]. Важны разъяснительные (психообразовательные) беседы со студентами и преподавательским составом, обучение выявлению, прежде всего, депрессии и риска СП персонала студенческой поликлиники.

В МГТУ разработана научно-практическая программа выявления дезадаптационных рас-

64

Суицидология Том 6, № 3 (20), 2015

Научно-практический журнал

стройств студентов с применением скрининг-анкеты психологического состояния. При необходимости использование полуструктуи-рованного клинического интервью, клинической шкалы самоотчёта SCL-90-R, оценочных шкал тревоги и депрессии Hamilton, опросника социального функционирования Sheehan.

Необходимо продолжить ставшие традиционными скрининги СП студентов [2, 3] и избирательные - в группах-мишенях высокого риска СП как студентов в системе инклюзивного образования (физические инвалииды) для раннего выявления социально - психологической дезадаптации как общей предпосылки СП [1], активно привлекать (в рамках вторичной профилактики) студентов с СП в анамнезе.

Частота СП студентов, выявляемая скринингами, ниже, чем при обращении в КСПП, что подчеркивает повышение доступности антикризисной помощи. Время учения - «обеща-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности // Актуальные проблемы суицидологии: Труды МНИИП. - 1978. - Том 82.

- С. 6-28.

2. Войцех В.Ф., Гальцев Е.В. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодежи // Социальная и клиническая психиатрия. - 2009. -Том 19. - Вып. 2. - С. 17-25.

3. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Войцех В.Ф. и соавт. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов // Социальная и клиническая психиатрия. - 2007. - Том 17. - Вып. 2. - С. 3842.

4. Корнетов А.Н. Суицидальное поведение в подростково-юношеском возрасте // Социальная и клиническая психиатрия. - 1999. - Том 9. -Вып. 2. - С. 75-90.

5. Шифнер Н.А. Расстройства адаптации у студентов (их клиника и динамика): Автореф. дисс.... канд. мед. наук. - М., 2011. - 25 с.

6. Семикин Г.И., Войцех В.Ф., Мысина Г.А. Виды отклоняющегося поведения в молодежной среде.

- М.: Изд. МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 32 с.

7. Бохан Н.А., Воеводин И.В. Организационные основы медико-психологической помощи студентам ВУЗов // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2015. - № 1 (86). -

С. 14- 17.

ние на рассвете». Раннее выявление психических расстройств и сопряженного с ними СП, как показал опыт КСПП, важно и в экономической перспективе (сохранение статуса студента). Перспективно внедрение в работу КСПП модулей развития жизнестойкости (стрессоустойчивости) [16], согласно модели СП «стресс-диатез» [17], позволяющего усилить антисуицидальный барьер и косвенно снижающий риск психосоматических и психических расстройств. Опыт лечебно-профилактической работы со студентами в кризисных состояниях следует обобщить, по примеру не потерявших актуальность методических рекомендаций МНИИП [18, 19], применительно к новым клинико-эпидемиологическим данным и реалиям структуры и функции современной специализированной помощи.

Транслитерация:

Ambrumova A.G., Tihonenko V.A. Suicid kak feno-men social'no-psihologicheskoj dezadaptacii lichnosti // Aktual'nye problemy suicidologii: Trudy MNIIP. -1978. - Tom 82. - S. 6-28. (In Russ)

Vojceh V.F., Gal'cev E.V. Narushenie adaptacii i suicidal'noe povede-nie u molodezhi // Social'naja i klinicheskaja psihiatrija. - 2009. - Tom 19. - Vyp. 2.

- S. 17-25. (In Russ)

Garanjan N.G., Holmogorova A.B., Vojceh V.F. i soavt. Predjekzamenacionnyj stress i jemocional'naja dezadaptacija u studentov mladshih kursov // Social'na-ja i klinicheskaja psihiatrija. - 2007. - Tom 17. - Vyp. 2. - S. 38-42. (In Russ)

Kornetov A.N. Suicidal'noe povedenie v podrostkovo-junosheskom voz-raste // Social'naja i klinicheskaja psihiatrija. - 1999. - Tom 9. - Vyp. 2. - S. 75-90. (In Russ)

Shifner N.A. Rasstrojstva adaptacii u studentov (ih klinika i dinami-ka): Avtoref. diss.... kand. med. nauk.

- M., 2011. - 25 s. (In Russ)

Semikin G.I., Vojceh V.F., Mysina G.A. Vidy otklonjajushhegosja povede-nija v molodezhnoj srede.

- M.: Izd. MGTU im. N.Je. Baumana. - 32 s. (In Russ) Bohan N.A., Voevodin I.V. Organizacionnye osnovy mediko-psihologicheskoj pomoshhi studentam VUZov // Sibirskij vestnik psihiat-rii i narkologii. - 2015. - № 1 (86). - S. 14- 17. (In Russ)

Том 6, № 3 (20), 2015 Суицидология

65

Научно-практический журнал

8. Иванец Н.Н., Панченко Е.А., Кинкулькина М.А. Профилактика суицидального поведения среди студентов // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2014. - № 3. - С. 17 -18.

9. Кулыгина М.А., Семиглазова М.В.

Методические рекомендации для врачей первичного звена здравоохранения, работающих в условиях студенческой поликлиники / Сб. инструктивно-методических материалов для врачей первичного звена здравоохранения по оказанию помощи пациентам с непсихотическими психическими расстройствами (на основе

полипрофессионального взаимодействия

различных специалистов) / Под ред. В.Н. Краснова. МЕДПРАКТИКА. - М.: М, 2012. -Часть 2. - С. 182-190.

10. Любов Е.Б., Цупрун В.Е. Век, время и место профессора Амбрумовой в отечественной суицидологии [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2013. - № 2 (19).

11. Любов Е.Б., Семикин Г.И. Кризисные

состояния учащейся молодежи: диагностика, лечение, профилактика (опыт

межпрофессионального и межведомственного подходов) / Мат. Всероссийской конференции «Повышение эффективности лечебнореабилитационной помощи психически больным». СПб: Айсинг. - 2011. - С. 433.

12. Хритинин Д. Ф., Паршин А.Н. Самохин Д.В. Ведущие факторы формирования и основные пути профилактики суицидального поведения студентов // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2015. - № 2 (87). - С. 71-75.

13. Стельмах И.А. Опыт организации работы кабинета социально-психологической помощи при кризисных состояниях в условиях психоневрологического диспансера // Тюменский медицинский журнал. - 2013. -Том 13, № 1. - С. 29-30.

14. Робинсон Д., Херрман Х. Профилактика суицидального поведения молодежи Австралии // Суицидология. - 2014. - Том 5, № 4 (17). - С. 3-9.

15. Харитонов С.В., Чубина С.А., Рызова С.В. и соавт. Результаты клинических испытаний опросника «Шкалы динамического контроля суицидального риска» // Суицидология. - 2014. - Том 5, № 2 (15). - С. 20-25.

16. Борисов И.В., Любов Е.Б. Опыт разработки шкалы риска суицидального поведения учащейся молодежи / Стресс, депрессивные расстройства и суицидальное поведение. -Томск, 2011. - С. 234 -237.

Ivanec N.N., Panchenko E.A., Kinkul'kina M.A. Profilaktika suicidal'nogo povedenija sredi studentov // Psihiatrija i psihofarmakoterapija. - 2014. - № 3. - S. 17 -18. (In Russ)

Kulygina M.A., Semiglazova M.V. Metodicheskie rekomendacii dlja vra-chej pervichnogo zvena zdravoohranenija, rabotajushhih v uslovijah studencheskoj polikliniki / Sb. instruktivno-metodicheskih materialov dlja vrachej pervichnogo zvena zdravoohranenija po okazaniju pomoshhi pacientam s nepsihoticheskimi psihicheskimi rasstrojstvami (na osnove poliprofessional'nogo vzaimodejstvija razlichnyh specialistov) / Pod red. V.N. Krasnova. MEDPRAKTIKA. - M.: M, 2012. -Chast' 2. - S. 182-190. (In Russ)

Ljubov E.B., Cuprun V.E. Vek, vremja i mesto professora Ambrumovoj v otechestvennoj suicidologii [Jelektronnyj resurs] // Medicinskaja psihologija v Rossii: jelektron. nauch. zhurn. - 2013. - № 2 (19). (In Russ)

Ljubov E.B., Semikin G.I. Krizisnye sostojanija uchashhejsja molodezhi: dia-gnostika, lechenie,

profilaktika (opyt mezhprofessional'nogo i mezhvedomstvennogo podhodov) / Mat. Vserossijskoj konferencii «Povyshenie jeffektivnosti lechebno-reabilitacionnoj pomoshhi psihicheski bol'nym». SPb: Ajsing. - 2011. - S. 433. (In Russ)

Hritinin D. F., Parshin A.N. Samohin D.V. Vedushhie faktory formirovanija i osnovnye puti profilaktiki sui-cidal'nogo povedenija studentov // Sibirskij vestnik psihiatrii i narkologii. - 2015. - № 2 (87). - S. 71-75. (In Russ)

Stel'mah I.A. Opyt organizacii raboty kabineta so-cial'no-psihologicheskoj pomoshhi pri krizisnyh sos-tojanijah v uslovijah psihonevrologicheskogo dispanse-ra // Tyumen medical journal. - 2013. - Tom 13, № 1. - S. 29-30. (In Russ)

Robinson D., Herrman H. Profilaktika suicidal'nogo povedenija mo-lodezhi Avstralii // Suicidology. -2014. - Tom 5, № 4 (17). - S. 3-9. (In Russ)

Haritonov S.V., Chubina S.A., Ryzova S.V. i soavt. Rezul'taty klini-cheskih ispytanij oprosnika «Shkaly dinamicheskogo kontrolja suicidal'nogo riska» // Sui-cidology. - 2014. - Tom 5, № 2 (15). - S. 20-25. (In Russ)

Borisov I.V., Ljubov E.B. Opyt razrabotki shkaly riska suicidal'nogo povedenija uchashhejsja molodezhi / Stress, depressivnye rasstrojstva i suicidal'noe povedenie. - Tomsk, 2011. - S. 234 -237. (In Russ)

66

Суицидология Том 6, № 3 (20), 2015

Научно-практический журнал

17. Mann J.J., Waternaux C., Malone K. Toward a clinical model of suicidal behaviour in psychiatric patients // Am. J. Psychiatry. - 1999. - Vol. 156. -P. 181-189.

18. Профилактика дезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодёжи. Методические рекомендации / Кибрик Н.Д., Кушнарёв В.М. Под научн. рук. А.Г. Амбрумовой. - М., 1988. - 21 с.

19. Социально-психологическая дезадаптация у учащейся молодежи. Пособие для врачей / Войцех В.Ф., Гальцев Е.В., Закондырина В.А. -М., 2008. - 14 с.

Mann J.J., Waternaux C., Malone K. Toward a clinical model of suicidal behaviour in psychiatric patients // Am. J. Psychiatry. - 1999. - Vol. 156. - P. 181-189.

Profilaktika dezadaptacii i suicidal'nogo povedenija u obuchajushhejsja molodjozhi. Metodicheskie rek-omendacii / Kibrik N.D., Kushnarjov V.M. Pod nauchn. ruk. A.G. Ambrumovoj. - M., 1988. - 21 s. (In Russ)

Social'no-psihologicheskaja dezadaptacija u uchash-hejsja molodezhi. Posobie dlja vrachej / Vojceh V.F., Gal'cev E.V., Zakondyrina V.A. - M., 2008. - 14 s. (In Russ)

PSYCHOSOCIAL CARE IN UNIVERSITY

V.M. Kushnarev, G.I. Semikin, E.B. Lyubov, V.M. Gilod, A.S. Mironov, Y.M. Pikanina Moscow Institute of Psychiatry, Russia

The paper studied the effectiveness of an University psychosocial care and discussed prospects for the development of anticrisis facilities for target risk groups of suicidal behavior (i.e., studients).

Keywords: students, social and psychological maladjustment, suicidal behavior, prevention, treatment.

Keywords: suicide, family burden, coping strategies, tertiary prevention.

Том 6, № 3 (20), 2015 Суицидология

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.