Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ И ЕЕ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ'

ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ И ЕЕ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
83
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
санкции / социально-экономические показатели / население / уровень жизни / качество жизни / внешняя политика / общественные настроения / Россия / регион / последствия санкций / sanctions / socio-economic indicators / population / standard of living / quality of life / foreign policy / public sentiment / Russia / region / consequences of sanctions

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Скороходова Валентина Павловна

Целью исследования является оценка воздействия санкционной политики западных стран на социально-экономическое развитие России, а также отдельных регионов в результате введения государствами и международными организациями ограничительных мер, возникших после марта 2014 года по настоящее время на фоне усиления геополитической напряженности. Методологическая база исследования. Проблема масштабных антироссийских санкций и влияния данных мер на различные сферы жизни общества остается весьма актуальной, что увеличивает потребность в их объективном изучении, тщательном анализе соответствующей научной литературы. Междисциплинарный характер исследования побудил опираться, в частности, на такие области знания, как экономика и право. В статье использованы статистические данные Росстата, рассмотрены отдельные нормативно-правовые источники. Вместе с тем применение экономических санкций нередко приобретает черты институционализированного политического процесса, что позволило привлечь методологические принципы институционализма и бихевиорализма. Результаты исследования. Анализ динамики отдельных социально-экономических показателей уровня жизни населения по России в целом и по двум ее регионам – Ростовской области и Краснодарскому краю, показал их рост, однако небольшая величина этого роста позволяет говорить о всё еще имеющей место уязвимости населения в период непрерывного санкционного давления со стороны западных стран. Таким образом, возникает целесообразность перехода к суверенной экономике, слабо реагирующей на внешнее санкционное давление, ориентированной в том числе на макроэкономическую стабильность, повышение материального благосостояния населения. Только сплоченная работа органов государственной власти и общества будет способствовать успешному отражению антироссийских санкций со стороны недружественных стран. Перспективы исследования. Дальнейшие исследования могут заключаться в выявлении, анализе и оценке фактов применения санкций со стороны стран-инициаторов и проблем, связанных с адаптацией экономики России, ее территориальных социально-экономических систем в условиях текущих вызовов. Статья может быть полезна представителям власти, научным сотрудникам, специалистам в области конфликтологии, политологии регионоведения, а также всем, кому интересна данная проблематика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Скороходова Валентина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF WESTERN SANCTIONS ON THE SOCIOECONOMIC SITUATION IN RUSSIA AND SOME ITS REGIONS

Objective of the study is to assess the impact of the sanctions policy of Western countries on the socio-economic development of Russia, as well as individual regions as a result of the introduction by states and international organizations of restrictive measures that arose after March 2014 to the present against the background of increased geopolitical tensions. The methodological basis of the research. The problem of large-scale anti-Russian sanctions and the impact of these measures on various spheres of society continues to be very relevant, which increases the need for their objective study, a thorough analysis of the relevant scientific literature. The interdisciplinary nature of the research prompted us to rely, in particular, on such fields of knowledge as economics and law. The article uses statistical data of Rosstat, considers individual regulatory and legal sources. At the same time, the application of economic sanctions often acquires the features of an institutionalized political process, which made it possible to attract the methodological principles of institutionalism and behavioralism. Research results. An analysis of the dynamics of individual socio-economic indicators of the standard of living of the population in Russia as a whole and in its two regions — the Rostov Region and the Krasnodar Territory showed their growth, but the small size of this growth suggests that the vulnerability of the population still exists during the period of continuous sanctions pressure from Western countries. Thus, it becomes expedient to switch to a sovereign economy that reacts poorly to external sanctions pressure, focused, among other things, on macroeconomic stability, improving the material well-being of the population. Only the cohesive work of state authorities and society will contribute to the successful reflection of anti-Russian sanctions by unfriendly countries. Prospects of the study. Further research may consist in identifying, analyzing and evaluating the facts of the application of sanctions by the initiator countries and the problems associated with the adaptation of the Russian economy, its territorial socio-economic systems in the context of current challenges. The article may be useful to government officials, researchers, specialists in the field of conflictology, political science of regional studies, as well as to anyone who is interested in this issue.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ И ЕЕ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ»

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

SKSfiS УДК 316.44 Научная статья

ЩШ DOI 10.18522/2227-8656.2023.4.14 BBSs? edn TXTYEU

ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ НА СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ И ЕЕ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ

В. П. Скороходова *

* Южный федеральный университет Ростов-на-Дону, Россия

Целью исследования является оценка воздействия санкционной политики западных стран на социально-экономическое развитие России, а также отдельных регионов в результате введения государствами и международными организациями ограничительных мер, возникших после марта 2014 года по настоящее время на фоне усиления геополитической напряженности.

Методологическая база исследования. Проблема масштабных антироссийских санкций и влияния данных мер на различные сферы жизни общества остается весьма актуальной, что увеличивает потребность в их объективном изучении, тщательном анализе соответствующей научной литературы. Междисциплинарный характер исследования побудил опираться, в частности, на такие области знания, как экономика и право. В статье использованы статистические данные Росстата, рассмотрены отдельные нормативно-правовые источники. Вместе с тем применение экономических санкций неред-

© Skorokhodova V. P., 2023

THE IMPACT OF WESTERN SANCTIONS ON THE SOCIOECONOMIC SITUATION IN RUSSIA AND SOME ITS REGIONS

Valentina P. Skorokhodova *

* Southern Federal University Rostov-on-Don, Russia

Objective of the study is to assess the impact of the sanctions policy of Western countries on the socio-economic development of Russia, as well as individual regions as a result of the introduction by states and international organizations of restrictive measures that arose after March 2014 to the present against the background of increased geopolitical tensions.

The methodological basis of the research. The problem of large-scale anti-Russian sanctions and the impact of these measures on various spheres of society continues to be very relevant, which increases the need for their objective study, a thorough analysis of the relevant scientific literature. The interdisciplinary nature of the research prompted us to rely, in particular, on such fields of knowledge as economics and law. The article uses statistical data of Rosstat, considers individual regulatory and legal sources. At the same time, the application of economic sanctions often acquires the features of an institutionalized political process, which

ко приобретает черты институционализированного политического процесса, что позволило привлечь методологические принципы институционализма и бихевиорализма.

Результаты исследования. Анализ динамики отдельных социально-экономических показателей уровня жизни населения по России в целом и по двум ее регионам - Ростовской области и Краснодарскому краю, показал их рост, однако небольшая величина этого роста позволяет говорить о всё еще имеющей место уязвимости населения в период непрерывного санкционного давления со стороны западных стран. Таким образом, возникает целесообразность перехода к суверенной экономике, слабо реагирующей на внешнее санкционное давление, ориентированной в том числе на макроэкономическую стабильность, повышение материального благосостояния населения. Только сплоченная работа органов государственной власти и общества будет способствовать успешному отражению антироссийских санкций со стороны недружественных стран.

Перспективы исследования. Дальнейшие исследования могут заключаться в выявлении, анализе и оценке фактов применения санкций со стороны стран-инициаторов и проблем, связанных с адаптацией экономики России, ее территориальных социально-экономических систем в условиях текущих вызовов. Статья может быть полезна представителям власти, научным сотрудникам, специалистам в области конфликтологии, политологии регионоведения, а также всем, кому интересна данная проблематика.

Ключевые слова: санкции, социально-экономические показатели, население, уровень жизни, качество жизни, внешняя политика, общественные настроения, Россия, регион, последствия санкций.

made it possible to attract the methodological principles of institutionalism and behavioralism.

Research results. An analysis of the dynamics of individual socio-economic indicators of the standard of living of the population in Russia as a whole and in its two regions — the Rostov Region and the Krasnodar Territory showed their growth, but the small size of this growth suggests that the vulnerability of the population still exists during the period of continuous sanctions pressure from Western countries. Thus, it becomes expedient to switch to a sovereign economy that reacts poorly to external sanctions pressure, focused, among other things, on macroeconomic stability, improving the material well-being of the population. Only the cohesive work of state authorities and society will contribute to the successful reflection of anti-Russian sanctions by unfriendly countries.

Prospects of the study. Further research may consist in identifying, analyzing and evaluating the facts of the application of sanctions by the initiator countries and the problems associated with the adaptation of the Russian economy, its territorial socio-economic systems in the context of current challenges. The article may be useful to government officials, researchers, specialists in the field of conflictology, political science of regional studies, as well as to anyone who is interested in this issue.

Keywords: sanctions, socio-economic indicators, population, standard of living, quality of life, foreign policy, public sentiment, Russia, region, consequences of sanctions.

Введение

За последние годы в мире произошло и происходит множество кардинальных, необратимых изменений. Наступила новая экономическая реальность, которая в значительной степени связана с процессами деглобализации, структурными трансформациями, связанными с изменением формата финансово-экономических взаимоотношений России и других стран. В условиях современных вызовов и угроз проявилась тенденция к возрастанию числа применения санкций как довольно распространенного инструмента внешней политики, используемого некоторыми странами путем давления на иные государства с целью смены их политического курса, что может повлечь за собой самые различные последствия. Использование ограничительных мер на международном уровне имеет давнюю историю, в том числе, их применение по отношению к нашему государству (Лаптева, 2017). Вместе тем определенный интерес в рамках данного исследования представляют 2012-2013 гг. Этот период можно охарактеризовать как время окончания политики «перезагрузки» в российско-американских отношениях, ставшего своего рода отправной точкой в условиях усиления санкционного противостояния. Символом данного этапа явился «акт Магнитского», принятый в декабре 2012 года и сыгравший ключевую роль в ухудшении отношений двух стран. Впоследствии после присоединения Крыма в марте 2014 года последовал новый виток европейских и американских санкций, направленных против ряда физических и юридических лиц (Ермаков и др., 2019). Политически мотивированным шагом и значимым поводом для продления срока ранее введенных ограничений стали и кибератаки, якобы имеющие место со стороны России (Балахонова, 2023). Нынешние же кризисные явления в российской экономике приобрели затяжной характер в силу беспрецедентно широкого спектра санкций и запретов, введенных государствами и международными организациями как ответных мер на военную спецоперацию по демилитаризации и денацификации Украины, что кардинально изменило существующий порядок, спровоцировало волну экономической и политической турбулентности в мировых и региональных процессах. Для современной России тема санкционного давления остается весьма актуальной, так как непростая текущая обстановка в различных сферах жизни общества, наталкивает на мысль о том, что такая ситуация в первую очередь способна нести особую угрозу экономической безопасности государства, не лучшим образом сказываться на уровне и качестве жизни граждан. Новизна исследования состоит в попытке систематизировать опыт применения антироссийских санкций в 2014-2023 гг. и сопряженные с этим вопросы обеспечения социально-экономической безопасности. В этой связи целью настоящего исследования явилась оценка влияния политики санкций западных государств на социально-экономическое развитие России, а также отдельных ее регионов в результате введения ограничительных мер в нынешних условиях. При этом можно обозначить

следующие задачи: во-первых, рассмотреть мотивы введения санкций и наиболее пострадавшие от них отрасли экономики; во-вторых, изучить политику противодействия санкциям на основе российского опыта; в-третьих, рассмотреть динамику отдельных социально-экономических показателей уровня жизни населения по России в целом и по двум ее регионам - Ростовской области и Краснодарскому краю; в-четвертых, оценить возможности России в перспективе противостоять санкционному воздействию.

Санкции как инструмент внешнеполитического давления

В настоящее время государства, ощутившие на себе действие санкций, усматривают в них угрозу своей национальной безопасности. Вместе с тем данные меры воспринимаются как инструмент, который используется в международных отношениях современными развитыми странами в качестве навязывания своей воли государствам, уступающим им в экономическом и технологическом плане. Такого рода вмешательства могут признаваться легитимными, если подкреплены решением Совета Безопасности ООН и являются действительно международными. В противном случае речь идет о так называемых односторонних принудительных мерах, утверждаемых в обход тех, что принимаются Советом Безопасности на основании статьи 41 Организации Объединенных Наций. В этой связи Идрис Джазаири, принятый еще в 2015 г. на должность Специального докладчика, подверг последовательной критике односторонние санкции, способные негативно воздействовать на осуществление прав человека в целевых странах. В частности, они наносят урон наиболее бедным и уязвимым группам населения, снижают их уровень жизни и благосостояние, способствуют обострению социальных проблем. В свою очередь, по степени воздействия, грань между целенаправленными («умными» мерами) и всеобъемлющими может быть довольно трудно проведена. Зачастую их применение имеет негативные последствия для населения в вопросе осуществления им целого комплекса прав - политических, экономических, социальных и культурных (Джазаири, 2015).

Исторически сложилось так, что экономические санкции как объект исследования институциональной теории наиболее полно представлены в работах европейских и американских ученых, в частности, К. А. Элиота, Г. К. Хафбауэра, Ф. Джумелли, Б. Оэгга, П. Олссона др., рассматривающих их как механизм регулирования внешней политики. Стоит отдельно остановиться на ставшем широко известным труде Г. К. Хафбауэра (Ни1Ъаиег й а1., 2009) и его коллег, которыми была создана база данных из более чем 170 эпизодов использования санкций в XX и XXI вв. Примечателен один из выводов о том, что только в трети случаев использование санкций успешно достигло своих целей. На основе данной базы и проведения теоретической работы была осуществлена классификация ограничительных мер и особенностей их

применения. Недавним примером по созданию новых баз является работа Ф. Джумелли (Giumelli et al., 2020) и его соавторов, которые объединили и исследовали случаи применения санкций Евросоюзом.

В России возросший интерес к углубленному изучению проблематики внешэкономических санкций российскими экспертами (Суханова, 2018; Тимофеев, 2023), их объективного эмпирического исследования на основе сбора и анализа баз данных, учитывающих односторонние ограничительные меры и отдельные случаи (кейсы), со стороны отечественных ученых возник в последние годы. Рубежным стал 2014 год, хотя, разумеется, и до этого времени в истории Советского Союза имеют место примеры недружественных действий, экономического и политического давления со стороны отдельных стран. При этом гораздо меньше встречается научной литературы по исследованию последствий санкционных воздействий на экономику ряда регионов России и их адаптационных возможностей сопротивления им. В текущий период санкционные списки продолжают пополняться, режим санкционно-го давления не ослабевает - всё это представляет собой обширное поле для дальнейших теоретико-прикладных разработок в данной области.

Между тем, резкий всплеск санкционного давления коллективного Запада по отношению к России с первых дней после 24 февраля 2022 года, несомненно, оказался шире и мощнее того, который имел место в 2014-2015 гг., что в итоге сделало ее страной-лидером1 по числу введенных против нее ограничений, опередив такие государства как Иран, Сирия, Северная Корея. Эти события спровоцировали применение целого арсенала санкций как метода «наказания» России за ее реакцию в ходе развития конфликта на Украине, которую иностранные лидеры расценили как угрозу гражданскому миру и территориальной целостности данной страны. Такая ситуация стала «тревожным звонком», побудившим Правительство Российской Федерации осуществить задачу по выработке и реализации целого комплекса эффективных антисанкционных мер, что значительно осложнилось необходимостью проведения одновременной мобилизации экономики и ее переориентировки на обеспечение нужд специальной военной операции. В этой связи логичным шагом в череде аналогичных решений и главной мишенью десятого пакета санкций, введенного в первую годовщину начала военной операции в конце феврале 2023 года властями Евросоюза, явилась торговля товарами, которые могли быть использованы в военно-промышленном комплексе России. При этом в заявлении представительства Российской Федерации при Европейском союзе указано, что очередные рестриктивные меры в отношении России также нелегитимны, как и предыдущие, так как приняты без одобрения Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. В этой ситуации их цель - «серьезно ударить по россиянам» в отличие от ответных

1 Встреча Михаила Мишустина с депутатами фракции КПРФ в Государственной Думе. (2023) - URL: http://government.ru/news/47991 (дата обращения: 12.06.2023).

мер со стороны России, задачей которых не является изменение в худшую сторону социально-экономического положения европейцев1. В настоящее время экономическое, военное, информационное давление на Россию продолжается. В июне 2023 года вступил в силу принятый Евросоюзом 11-й пакет санкций. В него включены 33 организации и 71 человек. Основная цель данных мер -усиление уже имеющихся санкций и пресечение их обхода. Это решение преимущественно коснулось транспортной, торговой и энергетической сферы.

Напомним, что официальная позиция Российской Федерации по отношению к международным санкциям зафиксирована и в обновленной шестой редакции Концепции внешней политики, утвержденной президентом России 31 марта 2023 года, которая приведена в соответствие с современными геополитическими противоречиями и фундаментальными изменениями, произошедшими в мировой политике с 2016 года. В документе справедливо отмечено, что не все государства хотят принимать реалии многополярного мира и на этой основе договариваться о параметрах и принципах мироустройства. Политика западных стран, в том числе Соединенных Штатов Америки, демонстрирует желание занять лидирующие позиции и готовность задействовать для этого весь возможный арсенал средств. Такая направленность действий отмечена и в Концепции, где заостряется внимание на том, что для этого применяется обширный арсенал противоправных инструментов и методов. К таковым относится применение принудительных мер (санкций) в обход Совета Безопасности ООН, подстрекательство к государственным переворотам и вооруженным конфликтам. Одновременно с этим присутствуют шантаж, угрозы, противоправные действия в информационном пространстве, факты манипулирования сознанием отдельных социальных групп и даже целых народов2. Данный стратегический документ концентрирует внимание на угрозах, с которыми сталкивается страна, где рассматриваются детально отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Наряду с этим, среди ключевых задач и целей в отстаивании национальных интересов отмечено улучшение качества жизни и благосостояния граждан, развитие человеческого потенциала3. В ежегодном послании главы государства к парламенту Российской Федерации этой теме придается немаловажное значение.

1 Комментарий Постпредства относительно принятого Евросоюзом десятого «пакета» антироссийских санкций. (2023) - URL: https://russiaeu.ru/ru/news/kommentariy-postpredstva-otnositelno-prinyatogo-evrosoyuzom-desyatogo-paketa-anürossiyskikh (дата обращения: 12.06.2023).

2 Указ Президента Российской Федерации от 31.03. 2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2023. - № 14, Ст. 6171.

3 Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2023. - № 14, Ст. 2406.

Эффекты социальной политики

Очевидно, что изменения в политической конъюнктуре и, как следствие, в экономической сфере в определенной мере отразились и на уровне жизни граждан России (Балтачеева, Торба, 2018). На основе информации Numbeo (Федотова, 2023), крупнейшей глобальной базы данных, использующей различные статистические показатели, такие как: потребительские цены, уровень преступности, качество здравоохранения и т. д., - эти показатели наиболее полно отображают содержание понятия «уровня жизни», учитывающего благосостояние граждан, комфортность проживания в определенной местности, условия нахождения в которой соответствуют их социальным потребностям и нуждам.

В научном сообществе продолжают идти дискуссии в вопросе различий категорий уровня жизни и качества жизни. Между тем, очевидно, они имеют между собой положительную корреляцию. Как представляется, более высокий уровень жизни служит признаком достижения более высокого качества жизни. Отдельные исследователи (Кузьмина, 2013) полагают, что качество жизни является более широким понятием, включая в себя уровень жизни. Отсюда следует, что это понятие отображает более широкий подход в понимании удовлетворения всего комплекса жизненных потребностей человека, является выходящей за пределы экономики категорией, охватывающей многие сферы общества. Как пример, Федеральная служба государственной статистики содержит целый раздел, посвященный уровню жизни, где содержатся данные о доходах населения и многие другие. Определение системы измерения уровня жизни является значимым направлением деятельности государства, а мероприятия по реализации этой политики зачастую носят программный характер.

Уровень жизни отражает социально-экономическую сторону жизни граждан и тесно связан с уровнем бедности населения. В условиях, когда экономика страны с завидной периодичностью принимает на себя санкционные удары, президент Российской Федерации немаловажное значение придает выстраиванию политики, направленной на обеспечение роста реальных доходов граждан и снижению уровня бедности, так как темпы этого снижения недостаточны. Такая информация была озвучена В. В. Путиным 18 июля 2022 года на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. В 2017 году число находившихся в такой ситуации составляло 12,9 %, в 2021 году этот уровень снизился до 11 % и указывает на то, что улучшения есть, однако их скорость, темпы являются очевидно недостаточными1. В 2018 году в послании Федеральному собранию им ставилась задача по сокращению уровня бедности в два раза к 2024 году. Отправной точкой отсчета был

1 Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 года. (2022) - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69019 (дата обращения: 12.06.2023).

взят результат 2017 года - 12,9 % следовательно существует необходимость осуществить его снижение до 6,5 %. В условиях пандемии и непредсказуемости экономической ситуации в 2020 году цель была скорректирована: глава государства подписал новый указ о национальных целях, согласно которому достижение снижения уровня бедности в два раза было отнесено уже к 2030 году1. По мнению президента, принявшего участие в работе Пленарного заседания Петербургского международного экономического форума 16 июня 2023 года, те изменения, которые произошли в мире, требуют проведения «проактивной экономической политики»2. В этом смысле речь идет о необходимости перехода на качественно новый уровень развития - к суверенной экономике. Такая экономика должна быть способной не только реагировать на рыночную конъюнктуру, учитывать спрос, но и самой формировать этот спрос, что связано с повышением благополучия населения, обеспечением опережающего роста доходов граждан, макроэкономической стабильностью. При этом взаимовлияние и взаимосвязь экономических и социальных факторов продолжает оставаться предметом неослабевающего интереса со стороны экспертов, политиков, ученых в связи с нынешними кризисными явлениями, которые актуализируют потребность в решении возникающих трудностей, стоящих перед государством в целом, так и перед ее регионами. В то же время на фоне длительного санкционного давления не следует оставлять без внимания отслеживание и анализ общественных настроений в условиях возросшей неопределенности и усталости населения от состояния непреходящей напряженности с целью определения корректировок государственной политики, преимущественно в социально-экономическом направлении.

Политика антисанкционного урегулирования в региональном аспекте

Вместе с тем из-за ведения ограничительных мер на данное время нет таких регионов России, которые так или иначе не ощутили на себе негативные последствия санкций. По этой причине еще 16 марта 2022 года В. В. Путин рекомендовал высшим должностным лицам, представляющим субъекты Российской Федерации, создавать и лично возглавлять оперативные штабы с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития соответствующих субъектов Российской Федерации3. Региональная политика долж-

1 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 30, Ст. 4884. - С. 15980.

2 Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. (2023) -URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/71445 (дата обращения: 12.06.2023).

3 Поручение Президента Российской Федерации от 10 апреля 2022 года № Пр-622: Перечень поручений по итогам совещания о мерах социально-экономической поддержки регионов. (2022) - URL: https://docs.cntd.ru/document/350247141 (дата обращения: 12.06.2023).

на учитывать текущие новации, в числе прочего законодательные, которые вырабатываются и внедряются федеральной властью. Нынешняя ситуация формирует потребность в мерах способных минимизировать последствия «экономического блицкрига» в таких условиях, как уход с российского рынка ряда компаний, разрыва логистических связей, падения потребительского спроса, уменьшения объемов внешнеторгового оборота. Основными отраслями, которые зависимы от импорта и наиболее уязвимы, являются автомобилестроение, авиа- и фармацевтическая промышленность (Любовцева, Гор-деева, 2022), где уже сейчас имеет место сокращение производства товаров. Вместе с тем в худшей степени переживают санкционное давление также авиаперевозки, черная металлургия, телекоммуникации и связь.

В обстановке нарастающей нестабильности в мире, возникновения новых очагов напряженности достаточно сложно спрогнозировать, какие из регионов пострадают сильнее всего на фоне санкционного кризиса, так как их территориальные различия значительно влияют на развитие разных отраслей экономики. Можно предположить, что в меньшей степени негативные последствия коснутся тех субъектов, чья продукция ориентирована на внутренний рынок.

В связи с вышеизложенным рассмотрим результаты доклада аналитического агентства «Национальный эксперт», подготовленного в 2022 году вкупе с Центром развития региональной политики под заголовком «Российские регионы в новых условиях: борьба с санкциями и "повестка Донбасса"»1, где были рассмотрены 16 российских субъектов, которые представляли все 8 федеральных округов и были отобраны согласно социально-экономическому потенциалу, а также способности предстать в качестве лидеров. Работа регионального руководства абсолютного большинства субъектов ориентирована в своих действиях на федеральный Центр в деле обеспечения устойчивого развития экономики.

В целом их деятельность концентрируется вокруг двух основных направлений. Во-первых, упор делается на пoддeржку малого и среднего предпринимательства, что обусловлено тем, что именно этот бизнес рискует стать жертвой различных видов санкций и его закрытие негативно повлияет на социальную сферу. Во-вторых, на стимулирование импортозамещения через создание преференций экономическим субъектам способным выпускать аналоги востребованной санкционной продукции. Также отмечается, что система социальной поддержки населения разработана и представлена регионами значительно скромнее, и очевидно, что основной упор делается именно на поддержку бизнеса, а не простых граждан. Вместе с тем немаловажная роль

1 Российские регионы в новых условиях: борьба с санкциями и «повестка Донбасса». (2022) - URL: https://crrp.ru/upload/iblock/aa3/politic_of_sactions.pdf (дата обращения: 12.06.2023).

отводится профилактике безработицы, борьбе по сдерживанию роста цен, недопущению товарного дефицита. В краткосрочной и долгосрочной перспективе региональные инициативы будут направлены на разработку ряда частных мер по поддержке бизнеса, а в целом региональная «санкционная политика» имеет реактивный характер.

Отдельные регионы Юга России в условиях современных вызовов

Очевидно, что политика реализации санкций, связанная с военными действиями, имеющими место вблизи границ Российской Федерации, способна в определенной степени влиять на жизнь населения в этих регионах, отражаться на социально-политической обстановке, носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Так, оценивая текущую ситуацию на Юге России с этой точки зрения вполне может быть понятна тревожность граждан, наблюдающих за столкновением государств буквально в сотнях километров от них.

В рамках поставленных нами задач определенный исследовательский интерес представляют Краснодарский край и Ростовская область. Отметим, что на Ростовскую область определенное время ложится дополнительная нагрузка в связи с тем, что через ее границу с начала военных действий по защите Донбасса пересекло большое количество беженцев с дальнейшей возможностью транзита в другие регионы России. Кроме того, согласно ст. 11 Устава Ростовской области с последними изменениями от 29 ноября 2022 года ее сопредельными территориями на западной границе стали ДНР и ЛНР (включены в состав России). Украина же решением Законодательного собрания области была исключена из списка территорий, граничащих с ней. По этой причине Ростовская область перестала быть приграничным регионом, но формально сохранила статус приграничной территории, что обусловлено возможностями в использовании определенных преференций, в частности, финансирования некоторых направлений по обеспечению определенного уровня безопасности1. Схожие проблемы коснулись и Краснодарского края, граничащего на северо-востоке с Ростовской областью, на западе с Крымским полуостровом и принявшего на свои базы временного размещения тысячи переселенцев, и наряду с этим столкнувшегося с беспрецедентными санкциями.

Исследования положения населения, проживающего на этих территориях, в социально-экономическом контексте могут опираться на данные официальной статистики. В этом ключе интерес вызывает оценка динамики определенных показателей на основе информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики. К их числу, например, относятся про-

1 Губернатор Голубев: Ростовская область стала логистическим хабом для новых регионов РФ. (2023) - URL: https://tass.ru/interviews/18047127 (дата обращения: 12.06.2023).

житочный минимум, представляющий собой минимально необходимую для жизнедеятельности сумму доходов гражданина, средства по обеспечению его базовых потребностей, рассчитанный на основе медианного среднедушевого дохода, а также и другие показатели, выступающие критерием определенного уровня жизни.

Остановимся на трех из них, наиболее полно отражающих измерения уровня благосостояния населения:

1) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата - вознаграждение, исчисляемое согласно трудовому соглашению на основании сведений, получаемых от организаций;

2) реальная среднемесячная начисленная заработная плата, представляющая собой отношение индекса среднемесячной номинальной начисленной заработной платы к индексу потребительских цен за один и тот же временный период; ее корректировка с учетом колебаний цен на товары и услуги дает более четкое видение того, что человек может позволить себе приобрести на эту сумму;

3) индекс потребительских цен, показатель, отображающий изменение стоимости набора определенных товаров и услуг, который позволяет судить об общем уровне инфляции в стране.

Данные показатели рассмотрим для Ростовской области, Краснодарского края и в целом по России. На рисунках 1-3 приведена динамика изменения рассматриваемых показателей в процентах относительно значений 2013 года.

Рис. 1. Индекс потребительских цен на все товары и услуги по субъектам РФ с 2013-2022 гг. на конец периода (в % относительно 2013 г.)

Рис. 2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в целом по экономике по субъектам Российской Федерации (в % относительно 2013 г.)

Рис. 3. Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников по России и по субъектам РФ (в % относительно 2013 г.)

Отметим, что как для индекса потребительских цен, так и для среднемесячной номинальной заработной платы за весь рассматриваемый период

имеет место существенный рост этих показателей, тогда как для реальной среднемесячной начисленной заработной платы можно видеть некоторый начальный спад (с 2015-2017 гг.), когда реальные зарплаты стали меньше величины 2013 года вследствие реакции российской экономики на первые пакеты западных санкций. Однако начиная с 2018 г. отмечается стабильный рост и этого показателя, что в целом можно отнести к успехам антисанкционной политики правительства Российской Федерации.

Дополнительно ко всему вышесказанному также необходимо отметить следующее: в Ростовской области и Краснодарском крае динамика роста в период 2018-2022 гг. немного меньше общероссийского показателя. При одинаковой динамике роста потребительских цен данный эффект связан с меньшим ростом номинальной заработной платы, чем по России в целом. На наш взгляд, такая ситуация может складываться как в силу дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, различной структуры экономики, так и их способности нивелировать возникающие современные риски и угрозы.

Заключение

За последние годы Россия подверглась беспрецедентному санкционному давлению, что делает ее страной-лидером по этому показателю в мире, оставив позади Иран, Сирию, Северную Корею. Введение таких ограничений было связано с эскалацией конфликта на Украине и проведением референдума о статусе Крыма. В связи с широким охватом антироссийские санкции продолжают оказывать влияние на экономику страны, несут риски социально-экономической безопасности ее субъектов, территориальные различия которых влияют на развитие разных отраслей экономики. Политика противодействия последствиям неблагоприятной внешней конъюнктуры должна строиться на поиске внутренних ресурсов развития, совершенствовании автономной инфраструктуры, всесторонней поддержке и помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, а также на повышении уровня и улучшении качества жизни населения, продвижении их гражданских инициатив. Дальнейшие усилия в этом направлении будут способствовать консолидации российского общества, укреплению доверия россиян к органам государственной власти в условиях активного санкционного противостояния.

Список источников

Балахонова, С. И. Киберсанкции как инструмент конкуренции в глобальном кибер-пространстве / С. И. Балахонова // Международная аналитика. - 2023. - Т. 14, № 1. -С. 52-71.

References

Balahonova S. I. Cyber sanctions as a tool of competition in global cyberspace.

Mezhdunarodnaya analitika = International analytics. 2023; 14 (1): 52-71. (In Russ.).

Балтачеева, Н. А. Социально-экономическая оценка влияния санкций на уровень жизни населения / Н. А. Балтачеева, А. А. Торба // Вестник Института экономических исследований. - 2018. - № 4(12). -С. 98-105. - EDN XBWIEN.

Ермаков, А. Р. Влияние «Крымских» санкций на экономику России и борьба за их отмену / А. Р. Ермаков, И. Б. Ромашова, Н. Ю. Дмитриева // Государственный советник. - 2019. -№ 3(27). - С. 116-127. - EDN PTKYHH.

Джазаири, И. Доклад специального докладчика по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека. Генеральная Ассамблея ООН. Совет по правам человека. (2015) - URL: https://www.refworld. org.ru/pdfid/565ff2fe4. (дата обращения: 12.04.2023).

Кузьмина, Е. В. Особенности понятия «уровень жизни» в системе социально-экономических категорий / Е. В. Кузьмина // Идеи и идеалы. - 2013. - Т. 2, № 1(15). -С. 54-62. - EDN PZZPDV.

Лаптева, Е. В. К вопросу об истории антироссийских санкций / Е. В. Лаптева // Историко-экономические исследования. -2017. - Т. 18, № 4. - С. 669-692. - DOI 10.17150/2308-2588.2017.18(4).669-692. -EDN CBEAOK.

Любовцева, Е. Г. Влияние санкций на развитие экономики России: возможности и ограничения / Е. Г. Любовцева, И. А. Гор-деева // Oeconomia et Jus. - 2022. - № 3. -С. 8-14. - DOI 10.47026/2499-9636-2022-3-814. - EDN XCNRBC.

Суханова, И. Ф. Экономические санкции: содержание, цели, мотивы, эффективность / И. Ф. Суханова, М. Ю. Лявина // Аграрный научный журнал. - 2018. - № 4. - С. 88-93. -DOI 10.28983/asj.v0i4.454. - EDN UNZYUW.

Тимофеев, И. Н. Как исследовать политику санкций? Стратегия эмпирического исследования / И. Н. Тимофеев // Международная аналитика. - 2023. - T. 14(1). - C. 22-36.

Федотова, Е. Рейтинг стран по уровню жизни 2023. (2023) - URL: https://basetop.ru/

Baltacheeva N. A., Torba A. A. Socioeconomic assessment of the impact of sanctions on the standard of living of the population. Vestnik Instituta ekonomicheskih issledovanij = Bulletin of the Institute of Economic Research. 2018; 4(12): 98-105. (In Russ.).

Ermakov A. R., Romashova I. B., Dmitrie-va N. Yu. The impact of the "Crimean" sanctions on the Russian economy and the struggle for their abolition. Gosudarstvennyj sovetnik = State Adviser2019; 3(27): 116-127. (In Russ.).

Dzhazairi I. Report of the Special Rapporteur on the negative impact of unilateral coercive measures on the enjoyment of human rights. The UN General Assembly. The Human Rights Council. (2015) URL: https://www.refworld. org.ru/pdfid/565ff2fe4 (date of application: 12.04.2023). (In Russ.).

Kuz'mina E.V. Features of the concept of "standard of living" in the system of socioeconomic categories. Idei i idealy = Ideas and ideals. 2013; 2; 1(15): 54-62. (In Russ.).

Lapteva E. V. On the question of the history of anti-Russian sanctions. Istoriko-ekonomicheskie issledovaniya = Historical and economic research. 2017; 18 (4): 669-692. DOI 10.17150/2308-2588. 20174 18(4): 669-692. (In Russ.).

Lyubovceva E. G., Gordeeva I. A. The impact of sanctions on the development of the Russian economy: opportunities and limitations. Oeconomia et Jus. 2022; 3: 8-14. -DOI 10.47026/2499-9636-2022-3-8-14. (In Russ.).

Sukhanova I. F., Levina M. Yu. Economic sanctions: content, goals, motives, effectiveness. Agrarnyj nauchnyj zhurnal = Agrarian Scientific Journal. 2018; 4: 88-93. DOI 10.28983/asj. v0i4.454. (In Russ.).

Timofeev I. N. How to investigate the policy of sanctions? Strategy of empirical research. Mezhdunarodnaya analitika = International Analytics. 2023; 14(1): 22-36. (In Russ.).

Fedotova E. Rating of countries by standard of living 2023. (2023) URL: https://basetop. ru/rejting-stran-po-urovnyu-zhizni (date of application: 12.04.2023). (In Russ.).

rejting-stran-po-urovnyu-zhizni. (дата обращения: 12.04.2023).

Hufbauer, G. Economic Sanctions Reconsidered. Third Edition. / G. Hufbauer, J. Shott, K. Elliott, B. Oegg // Peterson Institute for International Economics, 2009. - 248 p.

Giumelli, F. The When, Where and Why of European Union Sanctions / F. Giumelli, F. Hoffmann, A. Ksiazczakova // European Security. - 2020. - Vol. 30 (1). - Pp. 1-23.

Hufbauer G., Shott J., Elliott K., Oegg B. Economic Sanctions Reconsidered. Third Edition. Peterson Institute for International Economics; 2009. 248 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Giumelli, F., Hoffmann F., Ksiazczakova A. The When, Where and Why of European Union Sanctions. European Security. 2020; 30 (1): 1-23.

Для цитирования: Скороходова В. П. Влияние западных санкций на социально-экономическое положение России и ее отдельных регионов // Гуманитарий Юга России. -2023. - Т. 12. - № 4 (62). - С. 200-214. DOI 10.18522/2227-8656.2023.4.14 EDN ТХТУБи

История статьи:

Поступила в редакцию - 13.07.2023 Одобрена после рецензирования -01.08.2023

Принята к публикации - 11.08.2023

Сведения об авторе

Скороходова Валентина Павловна

кандидат политических наук, доцент кафедры конфликтологии и национальной безопасности, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет albinose@yandex.ru

Information about author

Valentina P. Skorokhodova

PhD in Political Science, Associate Professor of the Department of Conflict Studies and National Security, Institute of Sociology and Regional Studies Southern Federal University albinose@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.