Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКА И МОТИВАЦИЮ ДОСТИЖЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКА И МОТИВАЦИЮ ДОСТИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1981
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самооценка / адекватная самооценка / мотивация достижения / подростковый возраст / self-esteem / adequate self-esteem / achievement motivation / adolescence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексейченко Наталья Витальевна

В статье рассматриваются вопросы влияния занятий спортом на самооценку и мотивацию достижения подростка. Спортивная деятельность рассматривается как деятельность, которая может позитивно повлиять на развитие личности подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алексейченко Наталья Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF SPORTS ON ADOLESCENT SELF-ESTEEM AND ACHIEVEMENT MOTIVATION

The article examines the impact of sports on self-esteem and achievement motivation for a teenager. Sports activity is viewed as an activity that can positively affect the development of the younger generation’s personality.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКА И МОТИВАЦИЮ ДОСТИЖЕНИЯ»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКА И

МОТИВАЦИЮ ДОСТИЖЕНИЯ

Алексейченко Наталья Витальевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», студент, nvalexus@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы влияния занятий спортом на самооценку и мотивацию достижения подростка. Спортивная деятельность рассматривается как деятельность, которая может позитивно повлиять на развитие личности подрастающего поколения.

Ключевые слова: самооценка, адекватная самооценка, мотивация достижения, подростковый возраст.

IMPACT OF SPORTS ON ADOLESCENT SELF-ESTEEM AND ACHIEVEMENT MOTIVATION

Alekseychenko Natalya Vitalievna.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, student, nvalexus@mail.ru.

Abstract. The article examines the impact of sports on self-esteem and achievement motivation for a teenager. Sports activity is viewed as an activity that can positively affect the development of the younger generation's personality.

Key words: self-esteem, adequate self-esteem, achievement motivation, adolescence.

Актуальность проблемы влияния спорта на самооценку и мотивацию достижения подростка определяется тем, что самооценка является одним из важнейших свойств личности, существенно влияющих на динамику мотивационных проявлений в спорте. Самооценка выступает определяющим фактором в формировании уровня притязаний в спортивной деятельности. Именно самооценка является интегрированным звеном между мотивацией избегания неудач и мотивацией достижения успеха.

Изучение и грамотное использование знаний о мотивации подростка имеет глобальное социальное значение. Ведь подростковый возраст является определяющим и критическим одновременно. Подросток переживает мощную перестройку физиологии и психики. В данный период появляется потребность в познании себя как личности, своих особенностей, возможностей и уникальности. И у подростков при выборе досуга высок риск ухода в группы с

56

асоциальным поведением. Спортивная деятельность может стать для подростка прекрасной альтернативной вредным привычкам и социальной дезадаптации.

Спорт, как деятельность, представляет собой особую социально детерминированную форму психомоторной активности, помогающая развитию и совершенствованию как физических, так и психических качеств индивида в соответствии с потребностями и целями спорта [2].

По утверждению ученных, спорт является своеобразной моделью жизни, лучшей школой развития различных свойств личности: волевых, нравственных, эмоциональных и когнитивных [5, 7]. Данные утверждения справедливы и по отношению к самооценке и мотивации достижения спортсмена (Жилин С.В. Реан А.А. т др.).

По мнению Леонтьева А.Н. самооценка является одним из определяющих условий, посредством, которого индивид становиться личностью. Самооценка играет роль, потребности соответствовать уровню собственных ожиданий и требованиям общества. При этом основой самооценки выступают ценности, усвоенные личностью [3].

Захарова А.В. характеризует самооценку как системное структурно-динамическое образование, как «форму отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующую принятые им ценности, личностные смыслы, меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности» [7].

Самооценка является регулятором деятельности индивида, обеспечивающим адаптацию к изменчивым жизненным условиям.

В психологической литературе прослеживаются выводы, что виды и механизмы формирования самооценки спортсменов не имеют своей специфики. Особенности установлены в уровни выраженности и адекватности, а также в степени дифференцированности самооценки спортсменов.

Можно сказать, что для уровня самооценки спортсмена характерна динамика. Так Лозовая Г.В., отмечает, что в тоже время, несмотря на динамику самооценки, спортсмены имеют в среднем более высокую самооценку чем, люди, не занимающиеся спортом.

Жилин С.В. в своих эмпирических исследованиях обнаружил особенности самооценки спортсменов подросткового возраста. Автор отмечает, что в целом, самооценка юных спортсменов является высокой, но не слишком однородной (низко дифференцированной) и средней уровень вариативности показателей самооценки. Исследователь отмечает, что «самооценка детей, не занимающихся спортом, является средней». По сравнению с самооценкой спортсменов, ее отличают более низкая выраженность большинства показателей, их неоднородность и высокая вариативность. Все это свидетельствует о том, что самооценка людей, не занимающихся спортом, более разнообразна и определена влиянием других, зачастую случайных, факторов, тогда как самооценка спортсменов определена влиянием главного фактора - спорта» [6].

Так, на формирование адекватной самооценки подростка существенное влияние оказывает успешность в значимой деятельности, позитивное общение

со взрослыми и сверстниками (членами референтной группы), соответствие успеха и уровня притязаний и достижение значимых личных целей [6, 4]. По таким параметрам человек оценивает себя и мнение окружающих.

Для подростков, занимающихся спортом наряду с учебной деятельностью, именно спортивная деятельность становиться ведущей и соответственно оказывает существенное влияние на формирования всех личностных структур.

Для юного спортсмена важным качеством является способность к самоуправлению и адаптации к спортивной деятельности. Именно самооценка, являясь регулятором поведения и деятельности спортсмена, оказывает существенное влияние на данные качества. Самооценка может быть устойчивой (сохраняться в разных ситуациях длительно) и неустойчивой.

Для развития личности спортсмена подростка важно разумное сочетание устойчивости и неустойчивости самооценки. Так, например, если при изменившихся условиях сохраняться устойчивость самооценки, то это препятствует эффективному осуществлению деятельности. При значительной неустойчивости самооценки происходят резкие колебание в представлениях о себе, например, при чередовании побед и поражений на соревнованиях, и это может негативно сказаться на спортивных результатах.

Говоря о самооценки необходимо отметить, что адекватной для спортсмена она является, если она соответствует возможностям и результатам спортсмена. Если спортсмен существенно завышает свои актуальные возможности (неадекватно завышенная самооценка) или наоборот занижает их (заниженная неадекватная самооценка), то это также затрудняет достижению необходимых высоких спортивных результатов.

Формирование и поддержание адекватной самооценки у спортсменов подростков является необходимым и важным элементом спортивной деятельности.

Бондарчук Т.В., Захарова Е.Л. и другие авторы выделяют следующие наиболее значимые условия для формирования адекватной самооценки подростка, занимающегося спортом.

«При формировании адекватной самооценки важна организация увлекательной для спортсмена деятельности. Интерес к ней, увлечённость ею рождают потребность соответствовать определенным требованиям к поведению в деятельности» [4]. В такой ситуации запускается процесс самооценивания в спорте, сравнения себя с образцом, что стимулирует и вдохновляет на установление высоких целей в спорте.

Другим важным условием формирования адекватной самооценки является многогранность организуемой деятельности в спорте. Бондарчук Т.В. отмечает, что «Она дает тренеру возможность изучить характер самооценки воспитанника относительно разных требований к своему поведению и соответственно формировать правильную самооценку разных своих умений, поступков и отношений в одном виде деятельности. При этом важно учитывать такие критерии к требованиям, вытекающим из деятельности, как их необходимость, привлекательность и посильность для воспитанников» [4]. Учет

данных критериев позволит тренеру организовать тренировочный процесс с высоким уровнем эффективности.

Для подростка, тренер, является авторитетной личностью, поэтому так важно его мнение, которое влияет на самооценку юного спортсмена. Так для коррекции неадекватной самооценки тренер должен фиксировать внимания воспитанника на положительных результатах его деятельности. Тренер должен создавать эмоционально благополучный климат в спортивном коллективе.

Необходимо отметить, что в сфере спорта для достижения результата очень важна мотивация спортсмена и наличие способности в конкретной ситуации правильно оценить свои возможности, принять верное решение.

Если отсутствуют четкие представления о своих возможностях, то выбор целей становиться неустойчивым. Поэтому притязания резко повышаются после успеха и резко снижаются после пережитой неудачи.

Активное развитие и формирование мотивации достижения происходит в период с 9 до 18 лет. Мотивацию достижения подростка можно формировать через влияние на самооценивания своих способностей, увеличения значимости успеха и у убежденности, что успех определяется уровнем приложенных усилий.

Большую значимость, кроме воспитательного воздействия, на развитие мотивации достижения имеют успешные и компетентные «примеры для подражания». Таковыми могут быть родители и другие значимые взрослые, сверстники, герои кино и литературы. В случае негативного примера - роль неудачника - подросток либо усваивает эту позицию и не прилагает усилие, даже если ему это по силам, либо выберет другие модели поведение (агрессивная позиция, завышение цели).

Мотивация достижения успеха подростка имеет тенденцию к качественному изменению и на качество эти изменений влияет постепенное взросление, значимое окружение, сферы деятельности, имеющая ценность для подростка, где он может достигнуть реальных успехов. Л.В. Выготский подчёркивал, отношения к окружающей среде у ребенка с возрастом меняется, соответственно меняется и уровень значимости окружающей среды в развитии индивида.

Мотивация достижения в спорте имеет свою специфику. Ряд авторов под спортивной мотивацией понимают совокупность мотивов, которые определяют уровень активности и целеустремленность тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена. Мотивация достижения в спорте является особым состоянием личности, которое возникает и проявляется во взаимодействии спортсмена с выбранным видом спорта [2]. Так, Пилоян Р.А. под мотивацией достижения в спорте понимает особое состояние индивида, которое возникает при соотнесении спортсменом собственных способностей и сил с предметом спортивной деятельности, ориентированную на максимальную результативность [8]. В спорте мотивация достижения принято разделать на тренировочную и соревновательную, а в соревновательной - выделяют мотивацию достижения и мотивацию избегания неудач.

Основным параметром мотивации достижения в спорте является надежда на успех. Так, по мнению Ю. И. Портных мотивация достижения является сердцевиной спорта, потому, что каждый человек имеет генетическую программу, направленную на конкурентную борьбу за свое выживание. Спортсмен соревнуются и с соперниками, и с самим собой, с внешними препятствиями и внутренними сложностями [8].

У юных спортсменов движущими мотивами являются достижения высоких спортивных результатов, общение со сверстниками, возможность улучшения внешнего вида (атлетическая фигура). Основу же мотивации достижения в спорте составляет возникающий интерес к спорту и к конкретной спортивной деятельности.

Потребность в достижении успеха в спорте у подростка связана с личностными и социальными потребностями. В этот возрастной период значимость социального поощрения имеет высокое значение. Однако подросток уже начинает оценивать задачи почти как взрослый человек. Он осознает, какую ценность или интерес лично для него имеют поставленные цели и задачи. Юный спортсмен учиться предвидеть последствия неудач.

Подростки, мотивированные на успех, ставят в спортивной деятельности некоторую положительную цель, достижения которой расценивается как успех. Такие подростки активно включаются в тренировочный процесс, проявляют дисциплину и терпение, выбирают действия направленные на достижения цели. В их когнитивной сфере имеется четкое ожидание успеха. Такие юные спортсмены испытывают положительные эмоции от работы направленной на достижения цели, за которую они рассчитывают получить одобрений и победу [10].

Спорт оказывает позитивное влияние на формирование личности подростка, так как выступает одним из внешних факторов, формирующих мотивацию достижения. Исследователи установили, что подростки, занимающиеся спортом в отличии от не занимающихся спортом, обладают адекватны уровнем мотивации (в пределах нормы) либо среднем, либо умеренно высоким уровнем. Такой уровень мотивации является благоприятным фактором для включения человека в социум. Качество деятельности при данных показателях мотивации достижения является более высокого уровня. У человека более реалистичные взгляды на жизнь, более активная жизненная позиция. Подростки, не занимающиеся спортом, обладают, чаще завышенным или заниженным уровнем мотивации достижения [11].

При доминировании мотивации достижения успеха юный спортсмен предпочитает ставить задачи средней и слегка повышенной степени трудности. При мотивации на избегание неудач подростки выбирают лёгкие либо трудные невыполнимые задачи. Спортсмены подростки, мотивированные на успех, приписывают свои достижения внутриличностным факторам, например, своим способностям, наличию силы и ловкости, уму и стараниям. А подростки, избегающие неудач, приписывают свои достижения внешним факторам, например, везению.

Наличие вышеуказанной тенденции в отношении мотивации так и в отношении самооценки было подтверждено и проведёнными нами исследованиями. В выборке, состоящей из 50 юных спортсменов, занимающихся восточными единоборствами, разного уровня подготовленности, преобладает высокая адекватная самооценка и умеренно высокий уровень мотивации на успех. По методике исследования самооценки С.А, Будасси у 54% выборки подростков-спортсменов, то есть у 27 из 50 установлен адекватный уровень самооценки, у 16% завышенный уровень самооценки и 30% - самооценка занижена. Результаты исследования по методике Т. Элерса «Мотивация к успеху» показали, что у юных спортсменов преобладает умеренно высокий уровень мотивации на успех - 62%, у 26% выявлен средний уровень мотивации достижения успеха и низкий уровень у 10% испытуемых. У одного испытуемого (2%) зафиксирован слишком высокий уровень мотивации на достижения успеха.

Также выявлено, что на уровень самооценки и мотивацию существенно влияет то, сколько лет подросток занимается данным видом спорта, занимался ли ранее спортом вообще, какие имеются достижения в соревновательной деятельности, посещаемость тренировок, самодисциплина. Например, у всех подростков, занимающихся более пяти лет спортом и имеющих регулярные успехи на соревнования (1 и 2 место) выявлены высокий адекватный уровень самооценки и мотивации на успех. Тогда как, дети, которые занимаются 2-3 года и еще не имеют устойчивых спортивных побед, показали разный результат - от низкого до завешенного уровня, как самооценки, так и мотивации.

Можно сделать вывод, что характеристика мотивации отдельного спортсмена подростка затрудняется радом факторов. У каждой личности имеется своя система ценностей. Так же у каждого подростка есть прошлый опыт, который влияет на формирование его отношения к успеху, авторитету, труду и спорту в целом. По мере взросления подростка меняется и воздействие различных мотивов. Все это является поводом для дальнейших разнонаправленных и более глубоких исследований личности подростка-спортсмена.

Итак, важно понимать, что для подростка эмоциональная сторона самооценки преобладает над рациональной. Если он уверен в своих силах, то препятствие воспринимает как вызов, побуждает к действию. А уверенность в себе вырабатывается при успешном выполнении трудных задач. Спортивные достижения, начиная с незначительных побед на тренировки и заканчивая победами на соревнованиях, положительно влияют на формирование самооценки, а адекватная самооценка соответственно положительно влияет на спортивные результаты.

Подводя итоги вышенаписанному необходимо отметить, что для успешной спортивной деятельности, адаптированности и стабильности спортсмена необходимо у подростка формировать адекватную (возможно слегка завышенную) относительно устойчивую самооценку. Оптимальной является адекватно высокая, средне дифференцированная самооценка. Такая самооценка позволяет досягнуть желаемых значимых результатов в спорте.

При таких характеристиках она наиболее полно реализует регулятивную функцию деятельности (Ананьев Б.Г., Гогунов Б.И. и др). Спортсмен с такими характеристиками самооценки реалистично оценивает свои сильные и слабые стороны и способен определить успешную стратегию по достижению конкретного результата, сформировать реалистичные притязания.

Исследователи и спортивные психологи единогласны во мнении, что в процессе занятий спортом проявляются наиболее значимые в подростковом возрасте условия для формирования адекватной самооценки и уровня притязаний. В процессе спортивной деятельности происходит общение со сверстниками и значимыми взрослыми. Таким образом, спорт может рассматриваться, как фактор позитивной социализации личности, помогающий развивать и совершенствовать положительные личностные черты подростков.

Библиографический список.

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человеказнания. - СПб.: Питер, 2001. - 275 с.

2. Бабушкин. Г.Д Формирование спортивной мотивации у занимающихся спортом. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. - 151 с.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные психологические труды. -М.: Международная педагогическая академия. 1995. - 327 с.

4. Бондарчук Т.В. Формирования самооценки в процессе занятий спортом. - [Электронный ресурс] - URL: http://sportlib.info/Press/FKVOT/2002N2/p32-3 3. htm#Page_Top (дата обращения 25.01.21)

5. Гогунов Е.Н., Марьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия. 2000. - 288 с.

6. Жилин С.В. Особенности Я-Концепции спортсменов // Физкультура и спорт. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - 16 с.

7. Захарова И.Г. Структурно-динамическая модель самооценки // Вестник практической психологии образования. - 2012. - № 4 (33). -[Электронныйресурс]. - URL: https://psyjournals.ru/files/93150/vestnik_psyobr_2012_n4_Zakharova.pdf (дата обращения 04.01.21)

8. Нюттен Ж.Р. Мотивация, действие и перспектива будущего. / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2014. - 608 с.

9. Портных Ю.И. Воспитательное влияние побед и поражений в спорте. // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб.: Питер., 2014 - 256 с.

10. Селищева Е.В. Мотивация достижения успеха в сфере физической культуры как фактор включения молодежи в жизненный мир. - [Электронный ресурс] // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - № 4. - С. 92-96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-dostizheniya-uspeha-v-sfere-fizicheskoy-kultury-i-sporta-kak-faktor-vklyucheniya-molodezhi-v-zhiznennyy-mir/viewer (дата обращения 28.02.21)

11. Серов Л.К. Психология личности спортсмена. // Советский спорт. - 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.