Научная статья на тему 'Процесс формирования и укрепления устойчивой самооценки спортсменов в период предсоревновательной подготовки'

Процесс формирования и укрепления устойчивой самооценки спортсменов в период предсоревновательной подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
670
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВКА / ПОДГОТОВКА / СПОРТСМЕН / САМООЦЕНКА / ФОРМИРОВАНИЕ / СОРЕВНОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алиев Эльтач Аллахверди Оглы

В статье обоснована и экспериментально доказана необходимость учитывать в подготовке высококвалифицированных спортсменов такой психологический фактор, как самооценка личности спортсмена. Формирование и устойчивость адекватной самооценки влияет на многие аспекты соревновательной деятельности спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования и укрепления устойчивой самооценки спортсменов в период предсоревновательной подготовки»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159. 9 / UDC 159. 9

Процесс формирования и укрепления устойчивой самооценки спортсменов в период предсоревновательной подготовки

© 2016 Алиев Э. А.

Азербайджанская государственная академия физической культуры и спорта,

Баку, Азербайджан; e-mail: 1010az@rambler.ru

Резюме. В статье обоснована и экспериментально доказана необходимость учитывать в подготовке высококвалифицированных спортсменов такой психологический фактор, как самооценка личности спортсмена. Формирование и устойчивость адекватной самооценки влияет на многие аспекты соревновательной деятельности спортсменов.

Ключевые слова: тренировка, подготовка, спортсмен, самооценка, формирование, соревнования.

Формат цитирования: Алиев Э. А. Процесс формирования и укрепления устойчивой самооценки спортсменов в период предсоревновательной подготовки // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Т. 10. № 2. 2016. С. 5-12.

The Process of Developing and Strengthening of Sportsmen's Stable Self-Esteem in the Period of Precompetitive Training

© 2016 Eltach A. Aliev

Azerbaijan State Academy of Physical Culture and Sports Baku, Azerbaijan; e-mail: 1010az@rambler.ru

Abstract. The author of the article substantiates and experimentally proves the need to take into account the psychological factor, such as atheletes' self-esteem during training the high-qualified ones. The formation and stability of self-esteem affects many aspects of athletes' competitive activity.

Keywords: drill, training, athelete, self-esteem, formation, competitions.

For citation: Aliev E. A. The Process of Developing and Strengthening of Sportsmen's Stable Self-Esteem in the Period of Precompetitive Training. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. Vol. 10. No. 2. 2016. Pp. 5-12. (In Russian)

Вопрос о психологических аспектах, влияющих на формирование личности спортсменов, является объектом исследований практической психологии в спорте. Изучение этой проблемы, в частности, проблемы формирования самооценки

спортсменов, является актуальным в современном олимпийском движении, так как подготовка спортсменов к ответственным соревнованиям не может проходить без учета данного психологического фактора.

Проблема взаимосвязи самооценки спортсмена с его социальным статусом в команде представляется нам одной из актуальнейших в современной психологии спорта. В исследованиях психологов, работающих в области спортивной практической психологии, накоплен большой эмпирический материал о формах проявления самооценки спортсмена, ее регулятивной функции, связи самооценки с самоотношением личности спортсмена и его самопознанием, её адекватности и устойчивости. Следует подчеркнуть, что личность спортсмена формируется в том социальном окружении, в котором он проводит большую часть времени, т. е. в его спортивной команде, где он может проявить себя через свои переживания и отношение к окружающему миру. Активнее всего этот процесс протекает во время соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, когда он адаптируется к психологическим проблемам спортивного коллектива [1; 2].

Период подготовки к соревнованиям является тем самым периодом, когда спортсмен может пройти путь от начинающего спортсмена, притязающего на спортивное мастерство, до действительного чемпиона. Завершающим этапом тренировочной подготовки спортсмена является соревнование.

Социальными факторами, влияющими на развитие личности спортсмена, являются, прежде всего, семья и учебное заведение, соответственно, родители, ровесники из команды и тренер. Также хочется выделить социальное окружение, которое непосредственно влияет на поведение, и многочисленные психологические факторы, оказывающие влияние на формирование личности спортсмена в так называемых малых группах, коллективах, где формируется характер и специальные профессионально-спортивные качества [3; 5].

В процессе спортивных учебно-тренировочных занятий значимым социальным фактором для личности спортсмена является общение и обучение. Раскрыть личностные особенности партнера в процессе обучения можно только на базе самооценки, так как она подразумевает оценку себя, своей деятельности, своего положения в команде и своего отношения к другим членам команды. Вопросами развития проблемы формирования личности широко занимались А. С. Байрамов, А. А.

Ализаде, А. Г. Асмолов, Б. Г. Алиев, Л. И. Божович, Л. С. Славина, Д. И. Фельдштейн, Ю. И. Фролов, С. Ф. Шабанов, Э. А. Гусейнов, Т. Х. Бабанлы, Н. С. Абдуллаев и многие другие.

Объектами нашего исследования стали спортсмены первого и второго разряда секции бокса спортивных клубов города Баку с соревновательным опытом не меньше одного года, а также предсоревно-вательный учебно-тренировочный процесс юных боксеров.

Предмет исследования:

- закономерности и тенденции психологической структуры самооценки личности юных спортсменов;

- причинно-следственные связи, имеющие место в области исследуемых нами психологических явлений.

Гипотезы исследования.

Основные общие рабочие гипотезы.

1. Предполагается, что определяющим фактором, влияющим на формирование самооценки юного спортсмена, является его положение в системе личных взаимоотношений в коллективе.

Следствие:

- позитивные изменения во всем комплексе психологических установок личности юного спортсмена должны придать больше устойчивости и адекватности самооценке и целеполаганию с учетом реалий сегодняшнего дня.

2. Если подтвердится, что влияние коллектива на формирование самооценки юного спортсмена определяет уровень его заинтересованности в процессе тренировок и соревнований, то можно предположить, что это влияние в целом не снижает, а, напротив, стимулирует общую активность спортсменов в предсоревновательный период.

Суть частных гипотез заключается в следующем:

1) отвечая на анкетные вопросы в подавляющем большинстве случаев юные спортсмены, в зависимости от социального статуса, занимаемого ими в коллективе, будут индивидуально подходить к определению уровня своего отношения к учебно-тренировочному процессу, исходя из установок на самореализацию;

2) тренировочная и соревновательная деятельность юных спортсменов будет зависеть от мотиваций, уровня ожиданий, самостоятельности мышления, занимаемо-

го юным спортсменом статуса в коллективе, самореализуемых установок, ценностной ориентации, волевых качеств, механизмов самооценки, самопознавательного потенциала и свойств интеллекта личности юного спортсмена.

Целью нашего исследования являлось определение процесса влияния самооценки личности спортсмена на его социальный статус в команде. Для решения поставленных задач мы разделили нашу исследовательскую работу на две части.

В первой - теоретической части работы, решались главные задачи:

- раскрытие основных психологических аспектов юношеского возраста, значения спортивной команды для спортсмена;

- выявление взаимосвязи самооценки и статуса личности спортсмена в команде и влиянии данного психологического феномена на спортивные результаты.

Вторая часть была посвящена выполнению непосредственной практической задачи исследования для подтверждения выдвинутых гипотез. Приоритетными для нас были следующие задачи:

- выявление социального места в команде, занимаемое каждым юным боксером;

- определение уровня самооценки спортсменов;

- анализ полученных в исследовании данных.

В спорте юношеский период жизни -это период, когда юноша-боксер от неуверенного новичка, притязающего на спортивную карьеру, доходит до действительно опытного молодого спортсмена, имеющего за плечами большой соревновательный опыт и личные достижения. В спортивной жизни спортсмена возникает проблема выбора приоритетных ценностей, которые он ставит превыше всего, осознание своего «Я», своей индивидуальности, отличие от других спортсменов, свой метод достижения результатов, свой стиль работы на ринге. Осознание своего «Я» может привести к возникновению внутренней напряженности, что приводит к чувству одиночества. Азербайджанский исследователь С. Ф. Шабанов, долгие годы изучавший самооценку школьников, называет этот период «открытие личностью своего внутреннего мира и рост потребности в духовной близости с другим человеком». Юный спортсмен стремится сформировать внут-

реннюю позицию по отношению к себе. В юношеском возрасте отношения с окружающим миром обостряются в силу биологических причин. Резко повышается возбудимость и раздражимость. Дисгармония физического и психического облика проецируется молодым спортсменом на окружающий мир, который воспринимается им как особо напряженный и враждебный [13].

Многие из начинающих спортсменов в спортивной команде тренируются «нехотя», и лишь к концу подготовки, перед соревнованиями уже начинают осознавать, насколько является важной всесторонняя подготовка к соревнованиям, что для достижения высоких результатов в спорте необходимо тренироваться больше всех. Теряют свою значимость и многие проблемы, связанные с внетренировочной жизнью. Однако на их место приходят новые мотивы, цели и проблемы, связанные с процессом подготовки к соревнованиям.

В условиях стремительного развития спортивной индустрии, олимпийского движения для современного спортивного клуба важной задачей в подготовке всесторонне подготовленных спортсменов является решение проблемы социально-психологической адаптации к новым условиям соревнований, соперникам и т. д. При резкой смене критериев оценок, при потере привычного статуса в команде у спортсмена возникают значительные сдвиги в области самооценки, отношения к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний спортсмена, связанных с осознанием самого себя. В процессе спортивной деятельности у спортсменов развиваются защитные механизмы, которые позволяют ему сохранять привычную высокую самооценку, привычное отношение к себе за счет искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, а также чувства подавленности, депрессии, желании бросить тренировки и прочих самых разных проявлениях. Следующая, нередко встречающаяся в спортивной жизни проблема, - установка на продолжение спортивной карьеры. По окончанию предсоревновательного подготовительного периода и выступления на

первых соревнованиях, перехода к новому этапу подготовки к более ответственным турнирам многие спортсмены расслабляются, неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками, снижается интерес к спорту, а повышается интерес к другим занятиям. У многих спортсменов данный переходный процесс просто необходим как отдых, как передышка. Спортивная практика показывает, что опыт такого разнообразного взаимодействия с окружающей действительностью, не связанной со спортивными тренировками, имеет огромное развивающее значение в юношеском возрасте.

Хочется отметить, что проблема самоосознания спортсменом собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других, формирования устойчивой самооценки является актуальной для спортсменов любого возраста, но для боксеров юношеского возраста, когда начинает формироваться их стиль ведения боя, появляются коронные удары, свои тактические хитрости, этот вопрос имеет более широкий спектр влияния. Формирование собственного «Я» - это концепт динамического психологического образования. Особенности формирования, развитие и изменение «Я»-концепции обусловлены факторами внутренних и внешних показателей переживаний, развития положительных и отрицательных качеств характера. С развитием и формированием личности спортсмена в юношеском возрасте среда его деятельности, а это спортивный клуб, школа, семья, оказывают сильнейшее влияние на формирование его «Я»-концепции. Особо фундаментальное влияние на формирование «Я»-концепции в процессе социализации оказывают его друзья из спортивной команды. Развитие внутреннего «Я» с возрастом становится все более весомым, особенно после того, как спортсмен становится более известным среди своих сверстников и среди родственников, завоевывая уважение и становясь объектом подражания. Конечно же, семья, как более сильно влияющий на юного боксера социальный фактор, принимает участие в формировании личности спортсмена. В практической психологии спорта принято выделять две формы «Я»-концепции: реальную и идеальную. В основном расхождения между реальной и идеальной «Я»-концепцией могут иметь различное как положительное, так и отрицательное значение в жизни юного спортсмена. С одной стороны, рас-

согласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной «Я»-концепции является источником саморазвития и самосовершенствования личности спортсмена. Также хочется отметить, что в процессе формирования самооценки личности юного боксера многое определяется мерой рассогласования между самооценкой и реальными возможностями боксера, а также его внутрилич-ностной интерпретацией данного фактора. Безусловно, полного совпадения «Я»-реального и «Я»-идеального не бывает, но каждый спортсмен в среде соревновательно-тренировочной деятельности должен стараться довести данный процесс до совершенства.

В спортивной психологии самооценка относится к основным факторам, влияющим на процесс формирования личности спортсмена. Процесс формирования самооценки под влиянием мотиваций, уровня притязаний происходит в общей структуре спортивной деятельности и при взаимодействии с окружающими. Отношение спортсмена к самому себе хоть и происходит после формирования других психологических качеств, в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место. Спортсмен не только осознает себя, но и благодаря адекватной оценке своих возможностей, достижений и недостатков работает над своим саморазвитием, само-совершенстоваванием.

Формирование самооценки личности боксера-юноши зависит от оценок его членами спортивной команды, школьного коллектива, требований к нему тренера и родителей. А отношения требований юноши к своим возможностям укрепляют его самооценку, утверждают его место в команде. В юношеском возрасте основным ведущим мотивом выступает желание утвердиться в спортивной команде, завоевать авторитет, уважение и внимание друзей и наставников [8; 10]. Спортсмены, имеющие высокую самооценку в общении, предъявляют к себе высокие требования, стараясь соответствовать своему спортивному уровню, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в команде. Для спортсмена-юноши типично стремление к сохранению такого статуса в команде, и, стараясь удерживать свое положение в команде, он за счет спортивных результатов на соревнованиях поддерживает свою повышенную самооценку [7, 9].

Положение, занимаемое боксером-юношей в команде, в системе личных взаимоотношений зависит от целого ряда факторов, а также является предпосылкой для формирования личности спортсмена, его самооценки, его жизненной позиции. Особенности поведения и качества проявления характера личности боксера-юноши, обусловливающие его положение в обществе, могут быть поняты и обратно, а именно как результат воздействия на личность того статуса, который он приобрел в спортивной команде.

Для того, чтобы понять психологические механизмы взаимодействия между формированием личности спортсмена и ее положением в спортивной команде, надо не только иметь объективные данные об этом положении, но и представлять внутреннюю позицию спортсмена, т. е. знать, как сам спортсмен переживает свое положение в команде, как воспринимает свой спортивный рейтинг, как он к этому относится.

Для решения практических задач нашего исследования с целью проверки гипотезы о том, что самооценка спортсмена определенно влияет на его статус в спортивной команде и на его спортивные результаты, мы определили объект исследования. Объектом нашего исследования стали спортсмены первого и второго разряда секции бокса спортивных клубов города Баку с соревновательным опытом не меньше одного года. Целью же нашего исследования являлось определение положения каждого юноши-боксера из числа наших респондентов в спортивной команде, а также их положение в системе взаимоотношений. Для проведения исследования мы использовали методику исследования социометрии Дж. Морено.

Проведенное нами исследование включало в себя несколько этапов. Одним из этапов было определение цели исследования. Изучение аспекта знания личности своего места в коллективе, которое он занимает в иерархии спортивного коллектива, то, в какую группу он входит - это может быть группа лидеров, группа среднестатистических членов команды, а также группа, не имеющая высоких и даже средних спортивных результатов. Следующий этап заключался в определении критериев, по которым можно было распределять юных боксеров по группам. В опросниках,

данных во время опроса нашим боксерам, были вопросы, например на подобии следующих: «Больше всего в команде с кем бы тебе хотелось готовиться к соревнованиям?»; «Кого из команды больше всего тебе бы хотелось пригласить к себе на день рождения?». В период подготовки опросников больше всего мы обращали внимание на то, чтобы вопрос вызывал желание объекта общаться с товарищами по спортивной команде. Очередной, третий по счету, этап заключался в том, чтобы у испытуемых была возможность выбора. Мы использовали параметрический метод, т. е. метод с ограничением числа выборов. В своем исследовании мы ограничились тремя выборами. Следующий четвертый по счету этап заключался в подготовке специальных карточек. Пятый этап - это непосредственно сам опрос, его мы проводили в групповой форме. Конечно же, нам пришлось использовать предсоревнователь-ный период подготовки. Прежде чем провести опрос, мы дали юным боксерам разъяснения, связанные с предстоящей работой. После того, как ответы были готовы, мы приступили к обработке и анализу полученных данных. В процессе анализа полученных результатов выявлялась общая картина отношения всех членов команды в спортивном коллективе к той или иной группе спортсменов. В результате проведенного опроса можно было сказать, что юные спортсмены проявили во время исследования высокую активность, с большим желанием участвовали в опросе, усидчиво работали, интересовались результатами эксперимента. Таким образом, в исследовании выявляется потребность каждого спортсмена в общении с теми или иными членами команды, симпатия к ним. Следовательно, чем больше членов команды симпатизирует боксеру, чем большее количество членов команды испытывает потребность общаться именно с ним, тем больше выборов он получит.

Психологический анализ данных, полученных по результатам нашего исследования, показал, что оценивание членов спортивной команды со стороны юных боксеров проходит не совсем равномерно, исходя из чего, мы можем констатировать, что при разделении команды на группы спортсменов большое значение имеет результативность спортсменов, показатели их соревновательной деятельности, а также

система межличностных взаимоотношений.

Используя методику измерения адекватности самооценки личности спортсменов, которая направлена на выявление процентного соотношения несовпадения реальных возможностей юных боксеров с целями, их притязаниями мы выявили, что спортсмены с высокой самооценкой уверены в себе и в том, что без особых усилий займут благоприятную нишу в системе взаимоотношений с членами команды. Средние значения показателя статуса у спортсменов с завышенной или адекватной самооценкой оказались выше, чем у спортсменов с низкой самооценкой.

По показателям результатов исследования уровень самооценки спортсменов существенно влияет на их социальный статус в спортивной команде. У боксеров юношеского возраста, показавших низкую самооценку, показатели социального статуса так же ниже, чем у спортсменов с высокой самооценкой, их результаты на соревнованиях так же соответствуют их возможностям, т. е. ниже среднего. Влияние самооценки на спортивные результаты, качественные и временные характеристики личности боксеров юношеского возраста с возрастом увеличивается, они становятся опытнее, учатся распознавать соперников, выявлять их слабые места, правильно распределять свои силы, выбирать тактику ведения боя в соответствии со своими возможностями. Полученные данные еще раз подтверждают гипотезу о том, что худшая адаптация спортсменов с низкой самооценкой к соревновательно - тренировочным ситуациям отражает процесс формирования адекватной самооценки боксеров юношеского возраста под влиянием социального статуса.

Полученные данные по результатам исследования, показывают, что выборы между юными боксерами распределяются неравномерно, следовательно, полученные данные констатируют то, что юные спортсмены с высокой самооценкой, как установлено, уверены в себе и в том, что без особых усилий займут благоприятную нишу в команде, в системе взаимоотношений со сверстниками, выиграют предстоящие соревнования, так как средние значения показателя статуса у юных боксеров с завышенной или адекватной самооценкой

оказались выше, чем у юных спортсменов с низкой самооценкой.

Показатели уровня самооценки юных боксеров в зависимости от успеха и неудачи в тренировочном и соревновательном процессе существенно влияют на их социальный статус в спортивной команде. У юных боксеров с низкой самооценкой в обеих группах показатели социального статуса ниже, чем у юных боксеров с высокой самооценкой. Влияние самооценки на психологические характеристики социального статуса юных спортсменов с ростом спортивных результатов и возрастом увеличивается. Полученные данные позволяют говорить о том, что влияние самооценки на социальный статус исходит из худшей адаптации юных спортсменов с низкой самооценкой к тренировочным и соревновательным ситуациям в команде, что мешает подготовке к ответственным соревнованиям и повышению спортивных результатов.

Боксеры-юноши, имеющие адекватную самооценку, более реально относятся к своим возможностям, и их показатели на соревнованиях отвечают их статусу в команде и положительно влияют на карьерный рост будущего чемпиона. Спортсмены данной группы на ринге более раскованно проводят свои замыслы в технико-тактической борьбе над соперником. Боксер-юноша, имеющий неадекватную самооценку, относящийся к себе более предвзято, чем его друзья из команды и на соревнованиях, ставя перед собой невыполнимые задачи, сталкивается с неудачей. Практические психологи, работающие с боксерами-юношами, должны проводить психокоррекцию, психопрофилактику и психоконсультацию для устранения таких проблем. Проявления аспектов влияния такого психологического фактора как самооценка на результативность спортсменов подчеркивает актуальность выбранной нами тематики.

Поскольку юные боксеры, имеющие низкие показатели самооценки, уступают своим сверстникам по команде с высокой самооценкой в отношении ситуаций адап-таций в команде и соревновательной деятельности, одной из актуальных задач психологической службы спорта должна стать коррекция самооценки юных спортсменов. Знание механизма влияния самооценки на социальный статус юных спортсменов в команде позволяет адекватно спланировать программу ее коррекции.

Литература

1. Байрамов А. С. Актуальные психологические проблемы формирования личности. Баку, 1981. 190 с. (на азерб языке).

8. Гусейнов Э. А., Абдуллаев Н. С. Самооценка личности в психологической подготовке боксеров // Произведения молодых исследовате-

2. Байрамов А. С. Психологические этюды. Баку, 1989. 219 с.

3. Бенешкина И. Э. Структура личности. Киев, 1986. 170 с.

4. Бороздина Л. В., Видинская Л. К. Соотношение самооценки и уровня притязаний // Личность в системе коллективных отношений. Курск, 1980. С. 35-42.

5. Блюм Д. Психоаналитические теории личности. М., 1999. 222 с.

6. Гербачевский В. К. Индивидуальные особенности поведения в ситуации выбора в связи с некоторыми характеристиками // Исследование личности в клинике в экстремальных условиях. Л., 1969. С. 78-85.

7. Гусейнов Э. А., Гулиев Р. М. Психология це-леполагания в подготовке спортсменов / Актуальные проблемы изучения гуманитарных наук. Межвузовский тематический сборник. № 5. Б., 1998. 65 с.

problemy formirovaniya lichnosti [Actual psychological problems of forming the personality]. Baku, 1981. 190 p. (In Azerbaijani)

2. Bayramov A. S. Psikhologicheskie etyudy [Psychological sketches]. Baku, 1989. 219 p. (In Russian)

3. Beneshkina I. E. Struktura lichnosti [Personality Structure]. Kiev, 1986. 170 p. (In Russian)

4. Borozdina L. V., Vidinskaya L. K. The relation between the self-esteem and the claim level. Lichnost' v sisteme kollektivnykh otnosheniy [Personality in the system of the collective relations]. Kursk, 1980. Pp. 35-42. (In Russian)

5. Blum D. Psikhoanaliticheskie teorii lichnosti [Psychoanalitic theories of personality]. Moscow, 1999. 222 p.

6. Gerbachevsky V. K. Individual particularities of the behaviour in situations of the choice in connection with some characteristics. Issledo-vanie lichnosti v klinike v ekstremal'nykh uslovi-yakh [The personality research in the clinic in extreme conditions]. Leningrad, 1969. Pp. 78-85. (In Russian)

7. Guseynov E. A., Guliev R. M. The goal-setting psychology in the athletes' training. Aktual'nye problemy izucheniya gumanitarnykh nauk [Actual problems of the study of the humanitarian sciences]. Interuniversity thematic collection. No. 5. 1998. 65 p. (In Russian)

лей. Журнал БГУ. Б., 1998. С. 29-32.

9. Гусейнов Э. А. Исследование психологических факторов влияющих на формирование личности студентов // Научное обозрение, ежеквартальный сборник статей. Махачкала, 2009. Вып. 43. С. 66-68.

10. Гусейнов Э. А. Исследование психологических аспектов, влияющих на процесс подготовки будущих специалистов в вузе // Вестник Московского Университета. Педагогичесое образование. М., 2012. № 2. Сер. 20. С. 62-69.

11. Коломинский Н. Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношениях. Дисс. канд. пси-хол. наук. Минск, 1972. 227 с.

12. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. 335 с.

13. Шабанов С. Ф. Психология личности. Б., 1992. 89 с.

self-esteem in the boxers' psychological training. Proizvedeniya molodykh issledovateley [Young researchers' proceedings]. BSU Journal. Baku, 1998. Pp. 29-32. (In Russian)

9. Guseynov E. A. The study of psychological factors influencing the developing the students' personalities. Nauchnoe obozrenie [Scientific Review], quarterly collection of articles, Mahachkala, 2009. Issue 43. Pp. 66-68. (In Russian)

10. Guseynov E. A. Study of psychological aspects, influencing upon the process of future specialists' university training. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Pedagogichesoe obrazovanie [Bulletin of Moscow University. Pedagogical education]. Moscow, 2012. No. 2. Pp. 62-69. (In Russian)

11. Kolominsky N. L. Samootsenka i uroven' prityazaniy uchashchikhsya starshikh klassov vspomogatel'noy shkoly v uchebnoy deyatel'nosti i mezhlichnostnykh otnosheniyakh [The senior pupils' self-esteem and claim level at the auxiliary school in the educational activity and interpersonal relations]. Ph. D. Dissertation in Psychology. Minsk, 1972. 227 p. (In Russian)

12. Kon I. S. Searching for oneself: the person and his/her self-consciousness. Moscow, 1984. 335 p. (In Russian)

13. Shabanov S. F. Psikhologiya lichnosti [The Personality Psychology]. Baku, 1992. 89 p. (In Russian)

References

1. Bayramov A. S. Aktual'nye psikhologicheskie 8. Guseynov E. A., Abdullaev N. S. The person's

12 ••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 2. 2016

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации Алиев Эльтач Аллахверди оглы, старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и спорта, диссертант кафедры педагогики и психологии, Азербайджанская государственная академия физической культуры и спорта (АГАФКиС), Баку, Азербайджан; e-mail: 1010az@rambler.ru

Научный руководитель: кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, АГАФКиС Э. А. Гусейнов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 23.12.2015 г.

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations

Eltach A. Aliev, senior lecturer, the chair of Theory and Methods of Physical Training and Sports, author of dissertation, the chair of Pedagogy and Psychology, Azerbaijani State Academy of Physical Training and Sports (ASAPTS), Baku, Azerbaijan; e-mail: 1010az@rambler.ru

Research supervisor: Ph. D. (Psychology), professor, the chair of Pedagogy and Psychology, ASAPTS E. A. Guseynov

Article was received 23.12.2015.

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159. 9 / UDC 159. 9

Реализация личностно развивающего потенциала

спортсменов-единоборцев

© 2016 Камилов К. А.

Университет Российской академии образования, Москва, Россия; e-mail: aida.sutaeva@mail.ru

Резюме. В статье рассматриваются психологические защитные механизмы и копинги как регулятивная система стабилизации и преодоления психотравмирующей ситуации в процессе тренировок и соревнований. На основе эмпирического анализа поиска путей повышения резистентности спортсменов установлено влияние интеграции дефензивных механизмов защиты и стратегий совладающего поведения на профессиональную успешность единоборцев.

Ключевые слова: спортсмены-единоборцы, дефензивные защитные механизмы, психологическая подготовка, копинг стратегии, успешность.

Формат цитирования: Камилов К. А. Реализация личностноразвивающего потенциала спортсменов-единоборцев // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Т. 10. № 2. 2016. С. 12-18.

Realization of Combat Athletes' Personality-Developing Potential

© 2016 tomil A. Kamilov

University of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia; e-mail: aida.sutaeva@mail.ru

Abstract. Psychological defense and copings as regulatory system of stabilization and overcoming a psycho-traumatic situation in the training and competing process are discussed in the article. The influence of defensive mechanisms integration and coping behaviour strategies on combat athletes professional success was determined on the basis of empirical analysis of searching the ways to strengthen resistibility of sportsmen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.