Научная статья на тему 'Исследование самооценки спортсменов в связи с реализацией соревновательных результатов'

Исследование самооценки спортсменов в связи с реализацией соревновательных результатов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4295
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / САМООЦЕНКА / УВЕРЕННОСТЬ / РЕАЛИЗАЦИЯ БЛИЖАЙШИХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / MOTIVATION / LEVEL OF ASPIRATION / SELF-ESTEEM / CONFIDENCE / REALIZATION OF THE NEAREST COMPETITIVE AND PROMISING RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронкина Людмила Валентиновна

Эффективная реализация спортивных результатов является главной задачей спортивной деятельности. Умение правильно формировать и прогнозировать значение спортивного результата необходимое условие для его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронкина Людмила Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-STUDY OF ATHLETES IN CONNECTION IMPLEMENTATION OF COMPETITION RESULTS

The problem of effective implementation of sports results is the main task of sporting activity. The ability to predict the shape and value of sport performance a necessary condition for its implementation.

Текст научной работы на тему «Исследование самооценки спортсменов в связи с реализацией соревновательных результатов»

структуре технических навыков игры в футбол // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. № 10. С. 177-182.

Беленко Вадим Александрович, тренер-преп., machalett69@mail.ru, Беларусь, Пинск, Центр физической культуры и спорта Полесского государственного университета,

Саскевич Алексей Петрович, магистр, тренер-преп., saskevich a@,mail.ru, Беларусь, Ивацевичи, ДЮСШ Ивацевичского района,

Масловский Евгений Александрович, д-р пед. наук, проф., evgeniy_maslovskiy@mail. ru, Беларусь, Минск, Белорусский государственный университет физической культуры

PHYSICAL ANG TECHNICAL TRAINING YOUNG FOOTBALL PLAYERS AT BASED

CORRELATION ANALYSIS

V.A. Belenko, A.P. Saskevich, E.A. Maslovskiy

As part of the development of training programs for young players in a training activity provides a statistical experimental material to systematize their means of sports training, the ratio of general physical exercise, special orientation, the relationship of exercise when planning physical activities at the stages of training and competitive activity.

Key words: young players, organize training facilities, planning of sports training, technical training.

Belenko Vadim Aleksandrovich, coach and teacher, machalett 69@mail.ru, Belarus, Pinsk, Center for Physical Culture and Sports of the Polesie State University,

Saskevich Alexey Peprovich, vaster pedagogical Science, coach and teacher, saskevich a@mail.ru, Belarus, Ivatsevichi, Children and Youth Sports School District Ivatsevichi,

Maslovskiy Evgeniy Aleksandrovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, evgeniy maslovskiy@,mail.ru, Belarus, Minsk, Belarusian State University of Physical Training

УДК 796.015.8

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ СПОРТСМЕНОВ В СВЯЗИ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ

Л.В. Воронкина

Эффективная реализация спортивных результатов является главной задачей спортивной деятельности. Умение правильно формировать и прогнозировать значение спортивного результата - необходимое условие для его реализации.

Ключевые слова: мотивация, уровень притязаний, самооценка, уверенность, реализация ближайших и перспективных соревновательных результатов.

Спорт как особый вид деятельности человека, характеризуется процессом постоянной оценки собственных результатов. Уникальность

данного вида деятельности заключается в высокой «стоимости» соревновательных результатов, которые достигаются на современном уровне демонстрации рекордов максимальными, а порой и запредельными проявлениями физических возможностей человека. Продуктом и результатом этой деятельности является спортивное достижение. От того, насколько спортсмен способен адекватно оценивать свои возможности в достижении поставленной цели, зависит в конечном итоге, насколько он будет удовлетворен или огорчен показанными соревновательными результатами.

Достижение цели невозможно без субъективной её оценки. Каждое тренировочное занятие подчинено победе, работе над собой. Физическая усталость, сопутствующая значительной мышечной нагрузке во время тренировочных занятий преодолевается путем невероятных волевых усилий, благодаря мотивации и стремлению к реализации ближайших и перспективных целей карьеры спортсменов. В этом процессе самооценка собственных возможностей имеет главное связующее значение между целью, уровнем притязаний и мотивацией. Именно самооценка является в спорте наиболее уязвимым компонентом, поскольку подвергается атаке как со стороны личности каждый момент тренировочной и соревновательной борьбы, так и внешней оценке качества своего достижения. В то же время спортивная деятельность, как никакая другая, создает благоприятные условия для формирования адекватной самооценки. Показанные спортсменом в соревновании результаты являются и условиями, и причиной коррекции самооценки.

Уже доказано спортивной наукой, что спортсмены высокой квалификации обладают рядом таких свойств личности, как высокая ответственность, мотивация достижения, высокая эмоциональная устойчивость, твёрдость характера, уверенность в себе, самоконтроль, самостоятельность, настойчивость и упорство, инициативность и смелость. [3]. Эти качества формируют условия деятельности, прежде всего -конкуренция, которая не даёт покоя ни одному спортсмену как в условиях соревнований, так и на тренировках. Конкуренция беспокоит спортсмена как на исполнительном, так и на прогностическом уровне. Чем выше запросы спортсмена относительно результатов собственной деятельности, тем более тщательным является подбор средств и методов спортивной борьбы. Именно в спортивной деятельности конкуренция - это созидательный потенциал профессионального развития. Понятно, что приближенность цели от периода её формирования до момента реализации, так или иначе, связаны с самооценкой собственных возможностей, с уровнем притязаний и мотивацией. Самооценка в этой связи является как бы диспетчером, центральным направляющим компонентом, которая либо придает ускорение процессу реализации цели, либо тормозит его и препятствует её достижению. Коль скоро это так, то,

изменяя самооценку человека, можно управлять и процессом достижения цели.

Сознательное определение мотивации всегда сопряжено с постановкой цели деятельности. При этом цели - это своеобразные ориентиры, которые мысленно выстраиваются на пути, на протяжении всей спортивной подготовки.

Мотивация - это внутреннее побуждение к достижению цели. Она является составной частью его характера, поэтому задачей тренера в должно быть воспитание у спортсменов активной установки на произвольное самосовершенствование, самовоспитание, саморазвитие. Ощущение компетентности - необходимая составляющая для продвижения вперед, для профессионального роста, для формирования нового целеобразования и достижения новых побед и в спорте, и в других видах деятельности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

Адекватная самооценка является основой для формирования адекватных притязаний. Когда желания личности достичь чего-либо адекватны её возможностям, а, следовательно, они успешно реализуются, возникают положительные эмоции удовлетворения, уверенности в своих силах, самоуважения, желания добиваться большего. И наоборот, если самооценка неадекватна, уровень притязаний также не соответствует реальным возможностям человека, цели и задачи, которые он перед собой ставит, оказываются либо слишком сложными, либо слишком простыми. В результате у человека возникают неадекватные переживания, поведение, обидчивость, агрессия, недоверчивость.

Неадекватный (завышенный или заниженный) уровень притязаний наблюдается у менее надёжных, склонных к срывам спортсменов, имеющих неадекватную самооценку [1, 4].

Долгое время в психологии спорта царила точка зрения, что спортсмены имеют высокий показатель уровня самооценки [6, 7]. В последнее время всё чаще появляются данные о том, что это не совсем так. Например, Г.В. Лозовая [5] отмечает, что лицам, занимающимся профессиональным спортом, свойственна довольно высокая самооценка, но в процессе профессионального самоопределения уровень её меняется. Если личность адекватно и высоко оценивает себя, крепнет её уверенность в себе, и наоборот, если человек не умеет реально оценить себя, то при этом неизбежно испытывает чувство неуверенности или излишней самоуверенности. Естественно, это не добавляет успешности и ухудшает адаптацию к физическим и психическим нагрузкам. Если анализировать ситуацию глубже, то можно объяснить этот феномен сопровождением понижения волевых усилий в момент актуализации мотивов. Согласно данным О.В. Дашкевича «заниженная самооценка сопровождается устойчивой потерей уверенности в успехе, а завышенная - самомнением, потерей бдительности» [2].

Уровень самооценки говорит о том, насколько высоко или низко спортсмен оценивает то или иное своё качество. Произведя самоконтроль своих действий, поступков, установив их желаемость, степень успешности, человек выполняет в соответствии с самооценкой коррекцию этих действий и поступков, то есть осуществляет саморегуляцию своей деятельности и поведения.

В результате проведенного собственного исследования мы сделали вывод о том, что спортсмены, у которых постановка запланированного результата сопровождается его реализацией, характеризуются, во-первых, высокой динамикой целеполагания, во-вторых, более высокими личностными показателями, в частности, уверенностью в достижении цели с характерной тенденцией равномерного адекватного снижения этого показателя с повышением трудности задачи. В группе спортсменов, которые не реализовали в соревнованиях запланированный результат, наблюдается относительно низкая динамика целеполагания и более низкие показатели уверенности при определении реально возможного и удовлетворяющего результата, который они планировали показать в данном соревновании. Этот факт чрезвычайно заинтересовал нас, поскольку указывал на существенные расхождения и особенности в показателе самооценки и уровне притязаний.

Исходя из этих данных, мы предположили, что неадекватная самооценка не позволяет спортсменам второй группы (которые, как правило, не реализовывали запланированные ближайшие и перспективные цели) правильно (адекватно) формировать цели. Оказалось, что наиболее часто (30,5 %) не достигают поставленных целей спортсмены, которые характеризуются неадекватно заниженной самооценкой собственных возможностей, в то время как у спортсменов, характеризующихся неадекватно завышенной самооценкой, процент достижения целей был несколько выше (55,6 %). Следует отметить, что данные, полученные в нашем эксперименте, совпадают с данными ученых о том, что неадекватный (завышенный или заниженный) уровень притязаний наблюдается у менее надёжных, склонных к срывам спортсменов, имеющих неадекватную самооценку [1, 4].

В результате исследования установлено, что спортсмены высокого класса, участвующие в эксперименте, реализуют в соревнованиях запланированный результат лишь в 61,8 % случаев, реализация перспективной цели наблюдается еще реже - в 39,7 % случаев. Этот факт заставил нас обратиться к анализу причин, среди которых, как мы предположили, большое значение имеет самооценка спортсменов, в частности, такие её характеристики, как устойчивость и адекватность.

Постановка и реализация цели у спортсменов характеризуются различными показателями самооценки. Так, испытуемые с заниженной самооценкой при определении перспективной цели, как правило, не показывали высокой динамики, то есть занижали значение цели. В отличие от них, испытуемые с адекватной самооценкой, ставят высокие

перспективные цели, выражая высокую уверенность в их осуществлении. В процессе эксперимента мы обнаружили, на этапе реализации результата для спортсмена значимым является не самооценка, а оценка его результата тренером или социумом. Нормальным состоянием является, по нашему мнению, и это показали результаты нашего исследования, чуть завышенная самооценка, иначе нет мотивации развития.

В тренировочной же деятельности несколько другой акцент - там можно себе позволить оценить свои, скажем, технические или физические способности, находя в этом удовлетворение и удовольствие от самого процесса тренировки, наслаждаясь эстетикой выполнения упражнений. Это наводит на мысль о том, что самооценка в спортивной деятельности имеет большое значение, но имеет особенности проявления и актуализируется в большей степени в тренировочном процессе.

Заключение.

1. Спортивная деятельность оказывает позитивное влияние на формирование самооценки личности и может быть рекомендована как средство ее целенаправленной коррекции.

2. Высокая адекватная самооценка спортсменами собственной личности и специализированных способностей является основой реализации запланированных результатов спортсменами высшей квалификации.

3. Гарантами успешности в спортивной деятельности является адекватная форма самооценки и уверенности. Наиболее неблагоприятной формой является неадекватно заниженная самооценка, которая блокирует мотивационную активность спортсменов, не позволяет устанавливать высокий уровень притязаний, стимулирующий реализацию ближайших и перспективных целей спортсмена.

Список литературы

1. Богданова Д.Я. Личностные особенности спортсмена. Л., 1974.

2. Дашкевич О.В. Психологический анализ предметной неадекватности эмоционального компонента спортивной деятельности // Психология личности и деятельности спортсмена: сб. статей / под общ. ред. В.М Мельникова, О.В. Дашкевича. М.: Союзспортобеспечение, 1981. С. 40-50.

3. Зайганов P.M. Психолого-педагогические основы преодоления кризисных ситуаций (на материале спортивной деятельности): автореф. дис. ...д-ра психол. наук. СПб, 1998. 25 с.

4. Лебедев С.А. Стратегии профессионального самоутверждения в педагогической деятельности (на материале вузов министерств юстиции и внутренних дел): дис. ...канд. психол. наук. СПб.,2002. 160 с.

5. Лозовая Г.В. Методологические проблемы изучения самооценки личности // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всерос. съезда психологов. Т. 5. СПб., 2003. С. 67-70.

6. Попов А.Л. Спортивная психология. М.: Флита, 2000. 152 с.

7. Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: автореф. дис. ...канд. психол. наук. СПб., 1998. 184 с.

Воронкина Людмила Валентиновна, канд. пед. наук, доц., Voronkina.fa@yandex. ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

SELF-STUDY OF ATHLETES IN CONNECTION IMPLEMENTATION OF COMPETITION

RESULTS

The problem of effective implementation of sports results is the main task of sporting activity. The ability to predict the shape and value of sport performance - a necessary condition for its implementation.

Key words: motivation, level of aspiration, self-esteem, confidence, realization of the nearest competitive and promising results.

Voronkina Lyudmila Valentinovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Voronkina.fa@yandex.ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation

УДК 796.325

ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАПАДАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ

В ВОЛЕЙБОЛЕ

В.В. Гамалий, О.Л. Шлёнская

Обобщен опыт работы специалистов по вопросу оценки технико-тактического мастерства в волейболе. Эффективность соревновательной деятельности определяют отдельные показатели технико-тактической деятельности игроков, которые приносят результативные действия команды или отдельного игрока. В результате теоретического анализа оценки технико-тактических действий в волейболе определен коэффициент эффективности нападающих действий.

Ключевые слова: компоненты технико-тактической деятельности, квалифицированные волейболисты, оценка технико-тактического мастерства.

Объективизация знаний о структуре соревновательной деятельности спортсменов с учетом особенностей становления спортивного мастерства создает объективные предпосылки для совершенствования системы управления тренировочным процессом и технико-тактической подготовкой в частности. В свою очередь, контроль соревновательной деятельности требует, наряду с регистрацией спортивных результатов (интегральные показатели), регистрацию комплексов параметров, которые характеризуют отдельные компоненты технико-тактических действий в отдельных элементах игровой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.