Научная статья на тему 'Физическая и техническая подготовка юных футболистов на основе корреляционного анализа'

Физическая и техническая подготовка юных футболистов на основе корреляционного анализа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
676
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ / ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / YOUNG PLAYERS / ORGANIZE TRAINING FACILITIES / PLANNING OF SPORTS TRAINING / TECHNICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Беленко Вадим Александрович, Саскевич Алексей Петрович, Масловский Евгений Александрович

В рамках разработки программы подготовки юных футболистов в учебнотренировочной деятельности представлены статистический экспериментальный материал по систематизации средств их спортивной подготовки, соотношение упражнений общей физической, специальной направленности, взаимосвязь упражнений при планировании физических нагрузок на этапах тренировочной и соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Беленко Вадим Александрович, Саскевич Алексей Петрович, Масловский Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL ANG TECHNICAL TRAINING YOUNG FOOTBALL PLAYERS AT BASED CORRELATION ANALYSIS

As part of the development of training programs for young players in a training activity provides a statistical experimental material to systematize their means of sports training, the ratio of general physical exercise, special orientation, the relationship of exercise when planning physical activities at the stages of training and competitive activity.

Текст научной работы на тему «Физическая и техническая подготовка юных футболистов на основе корреляционного анализа»

СПОРТ

УДК 796.015.13

ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА

В.А. Беленко, А.П. Саскевич, Е.А. Масловский

В рамках разработки программы подготовки юных футболистов в учебно-тренировочной деятельности представлены статистический экспериментальный материал по систематизации средств их спортивной подготовки, соотношение упражнений общей физической, специальной направленности, взаимосвязь упражнений при планировании физических нагрузок на этапах тренировочной и соревновательной деятельности.

Ключевые слова: юные футболисты, систематизация тренировочных средств, планирование спортивной подготовки, техническая подготовка.

Не все традиционно используемые тесты оценки общей и специальной физической, технической подготовки, а также технико-тактических действий с мячом юных спортсменов в игре в футбол валидны и надежны, адекватны требованиям. Значительная часть используемых в тренировочном процессе упражнений не оказывает влияния на качество выполнения действий, гарантирующих успешность выполнения двигательных задач игры в футбол [1].

Упражнения действующей программы по физической подготовке, в значительной части, не обеспечивают комплексность воздействия, в большей степени отражая «общефизическую» направленность физической подготовки и в меньшей - специальную, что снижает возможность акцентированного воздействия на значимые физические качества и двигательные способности [2].

Практически в каждом футбольном техническом действии, выполняемом юными спортсменами, происходит «косое» - прямолинейное или вращательное - перемещение его туловища и ног по отношению к противнику (чаще всего скоростно-силового и координационного характера), с соблюдением при этом строго требуемых точных параметров. Качество этих основных действий не оценивается тестами тренировочных программ по технической подготовке юных спортсменов [4].

На основании результатов анализа литературы и проведенных корреляционных анализов на этапе констатирующего эксперимента с целью выявления эффективности различных вариантов построения тренировочного процесса из большого арсенала упражнений были отобраны те, применение которых в физическом воспитании и спорте, в футболе, на наш взгляд, дают высокие результаты и в то же время имеют определенную связь со спецификой спортивной деятельности по тождеству проявляемых и развиваемых физических качеств. В связи с вышеизложенным, из нескольких разделов программы дисциплины технической подготовки, на наш взгляд, наиболее важные: координационные действия; упражнения, характеризующие скоростные качества; удары на точность, то есть те, которые тесно связаны, с одной стороны, со спецификой деятельности юных спортсменов в структуре технических навыков игры в футбол, с другой - с уровнем их физической подготовки [3, 5].

Цель исследования - выявить уровень физической подготовки юных футболистов 12-14 лет в структуре технических навыков игры в футбол на основе корреляционного анализа.

Материалы и методы. Согласно цели и задачам исследования использовались: анализ и обобщение научной и методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; спортивно -педагогическое тестирование технической подготовки; методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование длилось 4 года в период с апреля 2010 г. по апрель 2014 г. В педагогическом эксперименте приняли участие дети 2000-2001 г.р. Были созданы контрольная (КГ, п=29) и экспериментальная группы (ЭГ, п=29). КГ - дети, занимающиеся в секции футбола на базе УСУ «ДЮСШ Пинского района» г. Пинск, Беларусь. ЭГ -дети, футбольной команды «Черные пантеры» (Центр физической культуры и спорта УО «Полесский государственный университет» г. Пинск, Беларусь).

Результаты и их обсуждение. Первый корреляционный анализ был направлен на выявление взаимосвязей между упражнениями физической и технической подготовки у испытуемых КГ (п=29) на начальном этапе исследования. Были проанализированы корреляционные связи между физической (общая физическая подготовка (ОФП)) и технической (специальная физическая подготовка (СФП)) подготовкой (упражнения блоков «А» и «Б»). При построении корреляционных матриц наблюдались не очень высокие результаты. Зафиксированы как положительные, так и отрицательные корреляционные связи, которые находились на среднем уровне.

На завершающем этапе педагогического эксперимента (апрель 2014 года) результаты выполнения тестов в тренировочном процессе испытуемых КГ (п=29) связаны с техническими действиями неоднозначно, теснота связей различна (табл. 1).

Таблица 1

Взаимосвязь между упражнениями физической и технической видов подготовки в контрольной группе на итоговом этапе исследования

(апрель 2014 г.)

Упр-я 1

10

11

12

13

14

15

1

10 11 12

13

14

15

-0.21 -0.27 0.06 0.15 -0.26 -0.47 -0Л1 -0.20 0.06 0.04 -0.23 -0.31 0.07

-0.03 | -0.02 ОЛб -0.49 -0.27 0ЛЗ -0.01 -0.01 0Л7 -0.14 -0.18 -0.11 0.24

-0.17 -0.10 0.08 0.35 0.06 0.06 -0.02 0.09 0.14 0.28 0.08

-0.131 0.20 0.14 0.22 0.02 0.03 0.21 -0.12 -0.07 0.20 0.13

-0.45 -0.50 -0.13 0.17 -0.17 0.02 0.31 -0.05 -0.20

-0.17 0.20 0.31 0.10 0.01 -0.11 -0.01 0.41

0.38 0.02 0.27 0.15 -0.09 0.15 0.22 0.22

0.23 0.17 -0.09 -0.09 -0.21 0.57 0.10

0.32 0.02 -0.05 -0.10 0.17 0.01

-0.28 -0.35 0.21 0.05

0,39 -0.29 -0.29 -0.25

0.09 -0.37

•0.19 -0.10 -0.221

16

-0.09

-0.08 -0.15 -0.24 0.02 -0,15 -0.04 -0.12 -0.06

0.12 0.18

0.11

0.19 0.35 -0.03

Примечание: 1 - «Бег 15 м (с)»; 2 - «Бег 30 м (с)»; 3 - «Бег 60 м (с)»; 4 - «Челночный бег 5x10 м (с)»; 5 - «Ведение мяча 30 м (с)»; 6 - «Бег 6 минут (м)»; 7 - «Ввод мяча из-за боковой линии (аут) (м)»; 8 - «Прыжок в длину с места (см)»; 9 - «Тройной прыжок (м)»; 10 - «Бег 400 м (с)»; 11 - «Подъем туловища на наклонной скамье из положения лежа (кол-во раз)»; 12 - «Челночное ведение мяча 30 м (с)»; 13 - «Обводка футбольным мячом стоек 15 м (с)»; 14 - «Маятник (с)»; 15 - «Удар на дальность левой ногой (м)»; 16 - «Удар на дальность правой ногой (м)»; - средний уровень корреляционной взаимосвязи.

Положительная корреляционная взаимосвязь наблюдается при сопоставлении результатов следующих упражнений: «Прыжок в длину с места (см)» с тестами «Бег 60 м (с)» (0,35), «Ввод мяча из-за боковой линии (аут) (м)» (0,38) и «Маятник (с)» (0,57). В свою очередь, «Маятник (с)» коррелирует с «Удар на дальность правой ногой (м)» (0,35). В упражнении «Подъем туловища на наклонной скамье из положения лежа (колич. раз)» наблюдается корреляционная взаимосвязь с упражнением «Челночное ведение мяча 30 м (с)» (0,39). «Удар на дальность левой ногой (м)» на среднем корреляционном уровне имеет взаимосвязь с упражнением «Бег 6 минут (м)» (0,41).

Таблица 2

Взаимосвязь между упражнениями физической и технической видов подготовки в экспериментальной группе на итоговом этапе исследования (апрель 2014 г.)

Упр-я 1

10

11

12

13

14

15

1

10 11 12

13

14

15

0.65 0.67 0.39 0.75 -0.31 -0.15 -0.6 -0.50 0.67 0.20 -0.11 0.25 -0.01

0.16

0.78 0.22 0.49 -0.24 -0.25 -0.56 -0.62 0.53 0.31 -0.18 0.34 -0.23

0.18

0.71 -0.28 -0.07 -0.23 -0.42 0.66 0.29 -0.19 0.46 -0.15

0.09

0.53 -0.25 -0.28 -0.45 -0.27 0.28 0.10 0.07 0.20 0.25

0.06

-0.15 -0.06 -0.33 0.69 0.11 -0.15 0.37 0.16

0.01

0.38 0.29 0.26 -0.60 -0.06 -0.02 -0.11 0.09

0.07

0.57 -0.24 -0.33 -0.26 -0.19 -0.07

-0.23

0.63 -0.44 -0.18 -0.07 0.12 0.31

-0.22

-0.431 -0.19 0.05 -0.16 0.08

-0.22

-0.11 0.26 -0.12

0.19

0.10 0.14 -0.26

0.36

-0.05 0.26

-0.01

0.08

16

0.09

0.13 -0.02

0.02

0.36

-0.24

0.11

0.05

0.02

0.24

-0.22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-0.05

0.04 -0.03 -0.12

Примечание: 1 - «Бег 15 м (с)»; 2 - «Бег 30 м (с)»; 3 - «Бег 60 м (с)»; 4 - «Челночный бег 5x10 м (с)»; 5 - «Ведение мяча 30 м (с)»; 6 - «Бег 6 минут (м)»; 7 - «Ввод мяча из-за боковой линии (аут) (м)»; 8 - «Прыжок в длину с места (см)»; 9 - «Тройной прыжок (м)»; 10 - «Бег 400 м (с)»; 11 - «Подъем туловища на наклонной скамье из положения лежа (кол-во раз)»; 12 - «Челночное ведение мяча 30 м (с)»; 13 - «Обводка футбольным мячом стоек 15 м (с)»; 14 - «Маятник (с)»; 15 - «Удар на дальность левой ногой (м)»; 16 - «Удар на дальность правой ногой (м)»; - средний уровень корреляционной взаимосвязи.

Отрицательная корреляционная взаимосвязь установлена между упражнениями «Прыжок в длину с места (см)» и тестами «Бег 15 м (с)» (-0,47) и «Ведение мяча 30 м (с)» (-0,50); «Бег 30 м (с)» и «Бег 6 минут (м)» (-0,49). На отрицательном корреляционном уровне замечена связь упражнений «Ввод мяча из-за боковой линии (аут) (м)» с упражнением «Ведение мяча 30 м (с)» (-0,45). На корреляционном уровне (-0,35) -«Обводка футбольным мячом стоек 15 м (с)» с упражнением «Бег 400 м (с)». «Удар на дальность левой ногой (м)» и «Челночное ведение мяча 30 м (с)» на уровне (-0,37).

Установлено, что по итогам проведения педагогического эксперимента высоких корреляционных взаимосвязей при построении корреляционных матриц у КГ (п=29) не наблюдается, в отличие от средних показателей. Диапазон зафиксированных цифр колеблется от -0,47 до 0,57. Как и по результатам начального этапа (2010 г.), на итоговом этапе (2014 г.) наблюдается похожая ситуация: коррелируют между собой преимущественно те упражнения, которые относятся к силовым и скоростно-силовым, характеризующим уровень физической подготовки юных спортсменов.

Результаты корреляционного анализа на начальном уровне указывают на тот факт, что многие используемые в практике обучения упражнения программы, по которой было предложено заниматься ЭГ (п=29) не имели достоверных связей с качеством выполнения технического действия. Анализ связи указанных показателей показал, что высоких связей во взаимодействиях между упражнениями на начальном этапе исследования (апрель 2010 г.) не имеется - все на среднем уровне.

Что же касается итогового уровня (апрель 2014 г.), результаты тестирования которого представлены в таблице 2, то из 120 возможных корреляционных взаимосвязей, 31 имеет, либо средний, либо высокий уровень корреляции; 21 взаимосвязь находится на среднем корреляционном уровне (11 - положительные и 10 - отрицательные); 10 находятся на высоком корреляционном уровне в диапазоне от -0,62 до 0,78 (9 - положительные и 1 - отрицательный). Самая частая корреляционная взаимосвязь наблюдается с упражнениями, характеризующих уровень физической подготовки: «Бег 15 м (с)» (4 случая - высокая корреляция, 2 случая - средняя корреляция); «Бег 30 м (с)» (3 случая - высокий уровень, 3 случая - средний уровень). Упражнение, характеризующее скоростную выносливость: «Бег 400 м (с)», находилось в корреляционной взаимосвязи почти со всеми предложенными двигательными действиями. Так же, как и «Бег 60 м (с)».

Заключение. Статистическая обработка полученных результатов педагогического исследования подтверждает, что результаты испытуемых ЭГ оказались выше результатов детей, которые были отнесены в КГ. Можно с уверенностью утверждать, что предложенная программа тренировочных занятий с использованием упражнений блока «А» (ОФП) и блока «Б» (СФП) доказала свою эффективность и со стороны корреляционных взаимосвязей.

Список литературы

1. Андреев С.Н. Футбол в школе. М.: Изд-во «Просвещение», 1986.

144 с.

2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988.

3. Масловский Е.А., Яковлев А.Н., Саскевич А.П. Использование программы по физической подготовке юных футболистов в период проведения двухгодичного педагогического исследования // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 4. С. 155-159.

4. Саскевич А.П. Комплексы специально-подготовительных упражнений для обучения технике игры в футбол с подключением периферического зрения на этапе начальной спортивной специализации: практ. рекомендации. Пинск, 2012. 14 с.

5. Яковлев А.Н., Масловский Е.А., Саскевич А.П. Определение рациональной структуры физической подготовки юных спортсменов в

структуре технических навыков игры в футбол // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. № 10. С. 177-182.

Беленко Вадим Александрович, тренер-преп., machalett69@mail.ru, Беларусь, Пинск, Центр физической культуры и спорта Полесского государственного университета,

Саскевич Алексей Петрович, магистр, тренер-преп., saskevich a@,mail.ru, Беларусь, Ивацевичи, ДЮСШ Ивацевичского района,

Масловский Евгений Александрович, д-р пед. наук, проф., evgeniy_maslovskiy@mail. ru, Беларусь, Минск, Белорусский государственный университет физической культуры

PHYSICAL ANG TECHNICAL TRAINING YOUNG FOOTBALL PLAYERS AT BASED

CORRELATION ANALYSIS

V.A. Belenko, A.P. Saskevich, E.A. Maslovskiy

As part of the development of training programs for young players in a training activity provides a statistical experimental material to systematize their means of sports training, the ratio of general physical exercise, special orientation, the relationship of exercise when planning physical activities at the stages of training and competitive activity.

Key words: young players, organize training facilities, planning of sports training, technical training.

Belenko Vadim Aleksandrovich, coach and teacher, machalett 69@mail.ru, Belarus, Pinsk, Center for Physical Culture and Sports of the Polesie State University,

Saskevich Alexey Peprovich, vaster pedagogical Science, coach and teacher, saskevich a@mail.ru, Belarus, Ivatsevichi, Children and Youth Sports School District Ivatsevichi,

Maslovskiy Evgeniy Aleksandrovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, evgeniy maslovskiy@,mail.ru, Belarus, Minsk, Belarusian State University of Physical Training

УДК 796.015.8

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ СПОРТСМЕНОВ В СВЯЗИ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ

Л.В. Воронкина

Эффективная реализация спортивных результатов является главной задачей спортивной деятельности. Умение правильно формировать и прогнозировать значение спортивного результата - необходимое условие для его реализации.

Ключевые слова: мотивация, уровень притязаний, самооценка, уверенность, реализация ближайших и перспективных соревновательных результатов.

Спорт как особый вид деятельности человека, характеризуется процессом постоянной оценки собственных результатов. Уникальность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.