Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКОЙ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 11-13 ЛЕТ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКОЙ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 11-13 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
75
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ АКРОБАТИКА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТАТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ / СПОСОБНОСТЬ К ОРИЕНТИРОВАНИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ / SPORTS ACROBATICS / COORDINATION ABILITIES / STATIC COORDINATION / ABILITY TO ORIENTATE IN SPACE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павленкович С.С., Казакова Е.А.

Статья посвящена изучению динамики показателей общих и специфических координационных способностей у юных акробаток в тренировочном процессе. Выявлена положительная динамика изучаемых параметров и уровень их развития у юных акробаток в течение двух лет обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Павленкович С.С., Казакова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF SPORT ACROBATIC EMPLOYMENTS ON THE PERFECTION OF COORDINATION ABILITIES OF GIRLS 11-13 YEARS

The article is devoted to the study of the dynamics of indicators of general and specific coordination abilities in young acrobats in the training process. The positive dynamics of the studied parameters and the level of their development in young acrobats during two years of study were revealed.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКОЙ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 11-13 ЛЕТ»

УДК 796.4

Павленкович С.С., к.биол.н.

доцент

кафедра теоретических основ физического воспитания

Казакова Е.А. студент магистратуры 1 курса ФГБОУВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Россия, г. Саратов ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКОЙ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 11-13 ЛЕТ Аннотация: статья посвящена изучению динамики показателей общих и специфических координационных способностей у юных акробаток в тренировочном процессе. Выявлена положительная динамика изучаемых параметров и уровень их развития у юных акробаток в течение двух лет обучения.

Ключевые слова: спортивная акробатика, координационные способности, статическая координация, способность к ориентированию в пространстве.

Pavlenkovich S.S.

Saratov State University, Russia, Saratov

Kazakova Е.А.

Saratov State University, Russia, Saratov THE EFFECT OF SPORT ACROBATIC EMPLOYMENTS ON THE PERFECTION OF COORDINATION ABILITIES OF GIRLS 11-13 YEARS Abstract: The article is devoted to the study of the dynamics of indicators of general and specific coordination abilities in young acrobats in the training process. The positive dynamics of the studied parameters and the level of their development in young acrobats during two years of study were revealed.

Keywords: sports acrobatics, coordination abilities, static coordination, ability to orientate in space.

Спортивная акробатика - современный вид спорта, включающий в себя сочетание сложно-координационных элементов с танцевальными движениями, что дает возможность оказывать широкое воздействие как на весь организм в целом, так и на развитие определенных частей и органов тела. Это удивительно организованный вид спорта, способствующий выработке чувства командной ответственности, формирующий целеустремленность и силу характера [1, 2].

Однако сложность акробатики заключается в техническом исполнении элементов, включающих в себя многогранные движения туловища,

сопровождающиеся согласованными движениями рук и ног, а также полным контролем туловища в пространстве. Акробатические упражнения с каждым днем все чаще применяются для совершенствования мастерства во многих видах спорта [3].

В спортивной акробатике для достижения высоких результатов большое внимание уделяется целенаправленному развитию координационных способностей. Благодаря этому облегчается выполнение всех видов сложных акробатических упражнений - равновесий, прыжков, кувырков, перекатов [4, 5].

В связи с вышеизложенным целью работы явилось изучение влияния занятий спортивной акробатикой на совершенствование координационных способностей у девочек 11-13 лет. Исследования проводились на базе Государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Спортивная школа Надежда Губернии»» в течение 2-х лет обучения в начале и конце года, в котором приняли участие 15 девочек, занимающихся спортивной акробатикой 6 раз в неделю по 2,5 часа.

Для оценки показателей и уровня общих и специфических координационных способностей юных акробаток, а также исследования их динамики в учебно-тренировочном процессе применяли следующие тестовые методики: «Челночный бег 3х10 метров», «Три кувырка вперед», «Метание теннисного мяча на дальность», «Четыре поворота на гимнастической скамейке». Оценку статической координации проводили на основании результатов простой и усложненной пробы Ромберга. Способность к ориентированию в пространстве оценивали с помощью тестовой методики «Бег к пронумерованным набивным мячам». Для оценки способности к комплексной реакции проводили тест «Упражнение реакция -мяч», а оценки способности к ритму - тест «Спринт в заданном ритме» [6, 7]. Все результаты исследований подвергались статистической обработке по критерию Стъюдента.

По результатам тестовых методик «Челночный бег 3х10» и «Три кувырка вперед» выявлено наличие низкого, ниже среднего и среднего уровня развития координационных способностей (табл. 1).

У большинства девочек по результатам метания теннисного мяча на дальность зафиксирован средний уровень развития координационных способностей. Анализ результатов теста «Четыре поворота на гимнастической скамейке» выявил обследуемых с достаточными и удовлетворительными оценками координационных способностей. Установлены низкие показатели статической координации у большинства акробаток как в простой пробе Ромберга, так и ее усложненном варианте. Для остальных обследуемых характерны средние оценки статической координации. По способности к ориентированию в пространстве и комплексной реакции выявлены достаточные и удовлетворительные возможности.

Таблица 1

Средние показатели общих и специфических координационных способностей акробаток 11 -13 лет на различных этапах исследования

Тестовое задание 2016-2017 учебный год 2017-2018 учебный год

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап

октябрь апрель октябрь апрель

«Челночный бег 3х10», с 9,8±0,06 9,6±0,06* 9,2±0,05да 8,7±0,03^

«Три кувырка вперед», с 5,2±0,07 4,7±0,07* 4,4±0,05да 4,1±0,05^

«Метание теннисного мяча на дальность», м 8,3±0,05 8,8±0,05* 9,6±0,07да 10,1±0,07^

«Четыре поворота на гимнастической скамейке», с 16,3±0,3 15,7±0,2 14,1±0,3да 11,9±0,2^

Простая проба Ромберга, с 32,9±0,6 40,9±0,7* 50,3±0,9да 61,4±0,7^

Усложненная проба Ромберга, с 9,5±0,2 11,9±0,1* 14,8±0,07да 16,7±0,3^

«Бег к пронумерованным набивным мячам», с 12,8±0,1 12,3±0,1* 11,6±0,1да 10,8±0,1^

«Упражнение реакция - мяч», см 165,3±1,8 159,5±2,1* 148,2±1,5да 133,5±2,0^

«Спринт в заданном ритме», с 1,62±0,04 1,43±0,04* 1,31±0,03да 1,12±0,03^

* - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей 1 этапа; да - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей 2 этапа; □ - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей 3 этапа. По способности к усвоению ритма установлен неудовлетворительный, достаточный и удовлетворительный результат.

Выявлена положительная динамика в изучаемых параметрах и уровне их развития у юных акробаток в течение двух лет обучения: в течение первого учебного года существенно увеличились показатели координационных способностей по тестовым заданиям «Три кувырка вперед» и «Метание теннисного мяча на дальность». В течение второго учебного года значительно улучшились результаты выполнения тестовых заданий «Челночный бег 3х10» и «Четыре поворота на гимнастической скамейке» (рис. 1).

2016-2017 гг. ■ 2017-2018 гг. 15.6

9.2 6.6

4.65 6.8 ■ 6.1 3.1

1.95

Челночный бег 3х10 Три кувырка вперед Метание теннисного мяча на дальность Четыре поворота на гимнастической скамейке

Рисунок 1 - Динамика показателей координационных способностей у акробаток 11-13 лет в течение двух лет обучения, %

Прирост показателей статической координации по результатам простой пробы Ромберга в течение 1-го и 2-го учебного года был приблизительно одинаковым (рис.2).

Усложненная проба Ромберга

Простая проба Ромберга

□ 4 этап □ 3 этап ■ 2 этап

25

15

20

25

Рисунок 2 - Изменение показателей статической координации у акробаток 11-13 лет относительно 1 этапа исследований, %

Существенное увеличение показателей способности к ориентированию в пространстве, комплексной реакции и усвоению ритма зафиксировано в течение 2-го учебного года (рис. 3).

2016-2017 гг. ■ 2017-2018 гг. И

16

11 3 9.9 11.3

6.8

♦ -- --г

3.1 3.7

способность к способность к комплексной способность к усвоению ритма

ориентированию в реакции

пространстве

Рисунок 3 - Динамика показателей способности к

ориентированию в пространстве, комплексной реакции и усвоению

ритма у акробаток 11-13 лет в течение двух лет обучения, %

Таким образом, в настоящее время спортивная акробатика непрерывно развивается. Растет массовость занимающихся ею, увеличивается трудность выполнения упражнений, формируются физические качества, повышается спортивное мастерство акробатов. Все это требует постоянного совершенствования методики тренировки, познания особенностей в овладении техникой исполнения простых и сложных акробатических упражнений. Огромное значение приобретает грамотное управление этой системой, где ведущее место отводится тренеру-педагогу.

Использованные источники:

1. Спортивная акробатика / Под ред. В.П. Коркина. М.: ФиС. 2001. 384 с.

2. Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста. М.: Физкультура и спорт. 2004. 144 с.

3. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. М.: Терра-Спорт, 2002. 512 с.

4. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. М.: Тера-Спорт. 2000. 72 с.

5. Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей // Физическая культура в школе. 2001. № 2. С. 30-32

6. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион. 2006. 290 с.

7. Физиология человека: учебно-методическое пособие для студентов Института физической культуры и спорта / С.С. Павленкович, Л.К. Токаева, Т.А. Беспалова. Саратов: «Амирит». 2017. 100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.