Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ»

Разработанный нами фотометрический метод измерения концентрации аэрозоля Н2504 в атмосферном воздухе основан на использовании кислотных свойств молекулы. Аэрозоль Н2504 из воздуха улавливают на фильтр ЛФА-ВП просасыванием воздуха со скоростью не менее 20 л/мин, затем его растворяют в 10 мл водного буферного 0,25% раствора ^НС03 с первоначальной буферной системой 1МаНС0з+Н2С03 при рН 8,36. В результате I азнмодействия буферного раствора с Н2504 выделяется эквивалентное количество СО» и рН становится менее 8,36. После добавления к бесцветному анализируемому раствору 0,2 мл 0,125% водного раствора индикатора бромтимолового синего фотометрируют синий окрашенный раствор при длине волны максимального светоио-глощения 620 им. Растворением аэрозоля Н2504 в буферном растворе устраняется мешающее влияние атмосферных загрязнений с буферным эффектом. Концентрацию Н2504 находят по оптической плотности (Ав20)

Алексеева М. В., № 4, с. 13—16.

УДК <12.

Научная организация учебной работы студентов определяет оптимальное взаимодействие умственной и физической нагрузки, обеспечивающей высокий уровень познавательной деятельности. Вузовский учебный процесс требует такого подхода к использованию физической культуры, при котором необходимо знать и применять наиболее эффективные виды спортивных упражнений как для активации умственной деятельности, так и для создания высокой умственной работоспособности в ответственные моменты (на зачетах, экзаменах и др.).

Особенностью обучения на факультете физического воспитания является то, что теоретические курсы общественных, педагогических, медико-биологических наук сочетаются с практическими занятиями по спортивным дисциплинам. Наибольшее число часов отведено учебным планом на гимнастику, спортивные игры, легкую атлетику, плавание. Само по себе сочетание видов деятельности в учебном процессе полезно, однако степень влияния занятий различными спортивными дисциплинами на умственную работоспособность студентов изучена слабо. Выяснение данного вопроса и было предметом данного исследования.

В работе принимали участие студенты мужского пола в возрасте 21—22 года, занимающиеся на подготовительном отделении факультета физического воспитания мужского пола и имеющие физическую подготовленность на уровне III спортивного разряда. Нагрузка на занятиях планировалась как умеренно интенсивная: частота пульса 120—150 в минуту, моторная плотность 25—30%. По отдельным спортивным дисциплинам характер деятельности был типичен для таких занятий. По плаванию нагрузка состояла из проплывания 600 м без учета времени с отдыхом после каждых 25 м дистанции. Занятие по легкой атлетике включало ходьбу, бег, прыжки в длину, беговые и прыжковые упражнения, по спортивным играм (баскетбол) — из общеразвивающнх и специальных упражнений баскетболиста, упражнений с мячом

окрашенного анализируемого раствора с помощью калибровочного графика зависимости оптической плотности ! от концентраций Н25>04. График строят из стандартных растворов Н3504 с содержанием от 12,5 до 100 мкг и 10 мл раствора, окраска этих растворов меняется от си-пего (контрольный) до сине-зеленого.

Предел обнаружения 12,5 мкг Н2504 в пробе (Ав20=: | = 0,05, кювета /=10 мм), относительная ошибка измерения оптической плотности на спектрофотометре (СФ-4А, СФ-16) ±10%, предел обнаружения концентрации Н,$04 в воздухе 0,03 мг/м3 при пробе воздуха, равной 400

Определению не мешает присутствие в воздухе лет^. чих кислот (соляной, азотной и др.) и аэрозолей сульфатов (аммоний-сульфата, натрий-сульфата и др.), но мешает наличие В'нем аэрозолей других кислот и щелочей.

Апробация метода в натурных условиях дала положительный результат, в связи с чем составлены методические указания по его практическому использованию.

в ведении и передаче, эстафет с мячом. В занятиях шм гимнастике применялись упражнения в парах, на кольЧ цах, брусьях и прыжок через «козла». Наблюдение за пульсом проводили у одних и тех же испытуемых. Степень адаптированности к применяемым видам деятельности была одинаковой. Исследования выполняли на протяжении февраля.

Умственную работоспособность определяли по корректурному тесту В. Я. Анфимова (3 мин), таблицы обрабатывали по формулам Г. М. Уиппла х, определяя коэффициент точности (КТ), коэффициент работоспособности (КР), количество ошибок в пересчете на 100 просмотренных знаков. Измеряли также непосредственный объем зрительной памяти способом запоминания 5 отдельных комплексов, состоящих из 7 гласных букв русского алфавита, время поиска чисел в модифицированной таблице Шульте, время решения задачи на оперативное мышление по методике Г. Д. Горбунова. Занятия длились с 10 ч 25 мин до 11 ч 55 мин, что соответствовало первой паре учебных занятий по расписанию для подготовительного отделения. С участниками экспериментов провели 5 занятий по ознакомлению с применяемыми методиками и тренировке. О динамике исследуемых показателей судили по их изменению через 10 мин после соответствующего занятия в сравнении с показателями до занятия. Кроме того, определяли изменение указанных показателей в день, когда физическая нагрузка отсутствовала — в 10 и 12 ч. Полученные данные обрабатывали статистически. Динамика среднегрупповых показателей по каждой нз применяемых нагрузок, а также в день без нагрузки представлена в таблице.

Рассмотрим полученные результаты по каждому занятию в порядке их проведения. \

1 Т р а х т е н б е р г И. М., Р а ш м а н С. М. Ги-

гиена умственного труда студентов. Киев, Здоров'я,

1973, с. 51.

ЛИТЕРАТУРА

Iуева К. А. — Гиг. и сан., 1954, Чапкевичене Е. С. — В кн.:'Вопросы эпидемиологии и

гигиены в Литовской ССР. Вильнюс, 1971, с. 231 — 238.

Поступила 26/УП 1979 г.

821.3-057.875-06:796

А. И. Емец, В. В. Дементьев

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Луцкнй педагогический институт им. Л. Украинки

Под влиянием гимнастнки статистически достоверно (Р<0,05) сократилось время поиска чисел в таблицах и улучшился показатель памяти, по другим тестам установлено незначительное ухудшение (Р>0,05). Анализ индивидуальных данных показал, что у 86,6% испытуемых уменьшилось время поиска чисел в среднем на 19,6 с и увеличился объем памяти в среднем на 0,7 усл. ед. Время решения задачи на оперативное мышление у 60%) испытуемых возросло в среднем на 33,1 с, у 57,1% ухудшился коэффициент точности на 0,1 усл. ед., у 78,5% снизился коэффициент работоспособности в среднем на 44 усл. ед., у 64,2% число ошибок на 100 знаков увеличилось в среднем на 1,26.

После плавания наблюдались значительные изменения (Р<0,05) времени решения задачи на оперативное мышление и числа ошибок на 100 знаков, причем если первый показатель улучшился, то второй ухудшился. Остальные показатели стали хуже (Р>0,05). У 61,5% испытуемых время поиска чисел увеличилось в среднем на 6,7 с, у 38,4% снизился объем памяти на 1 усл. ед., у 84,6% уменьшился коэффициент точности на 0,11 усл. ед., у 70% сократился коэффициент работоспособности на 60 усл. ед. и у всех возросло число ошибок на 100 знаков.

Занятие спортивными играми приводило к улучшению всех исследуемых показателей (Р>0,05). Время поиска чисел улучшилось у 61,5% в среднем на 5,8 с, 85% испытуемых повысили показатели объема памяти в среднем на 1 усл. ед. у 53,8% студентов улучшилось и у 23% осталось без изменения время решения задачи на оперативное мышление. У 84,6% обследованных улучшился коэффициент точности на 0,08 усл. ед., у 92% увеличился коэффициент работоспособности в среднем на 51,2 усл. ед., у 85% уменьшилось число ошибок на 100 знаков в среднем на 1,21.

Различия в показателях при занятии легкой атлетикой незначительны (Р>0,05). Наряду с улучшением одних показателей (времени поиска чисел в таблице, памяти, коэффициента работоспособности) отмечено ухудшение других. В частности, у 57,1% испытуемых улучшился коэффициент работоспособности на 60 усл. ед., ухудшился коэффициент точности в среднем па 0,06 усл. ед. и увеличилось число ошибок в среднем на 0,88.

Анализ данных, полученных в день, когда физическая нагрузка не применялась, показал, что большинство показателей практически не изменилось или незначительно ухудшилось. При этом анализ индивидуальных данных позволил заключить, что если 50% испытуемых улучшили результаты, то остальные их примерно на столько же ухудшили.

Каждое из проводимых нами спортивных занятий приводило к изменению исследумых показателей. Величина и направленность изменений были обусловлены как характером нагрузки, так и особенностями изучаемых процессов. Так, достоверные сдвиги некоторых показателей по гимнастике (таблицы Шульте, память) и отсутствие изменений по корректурному тесту указывают на положительное влияние упражнений со статическими усилиями на умственную работоспособность студентов. Это подтверждается и данными других авторов (С. А. Коси-лов и соавт., и др.).

Существенные различия в сторону улучшения показателей оперативного мышления и ухудшения данных, полученных с помощью других методик, могут указывать на избирательное влияние плавания на течение психических процессов. Можно предполагать слабую адаптацию участников эксперимента к таким нагрузкам по сравнению с естественными локомоциями (ходьбой, бегом и др.). Никто из обследованных ранее не занимался плаванием.

Спортивные игры оказывают наиболее благоприятное воздействие в плане повышения умственной работоспособности, на что указывают и другие авторы (И. И. Петру-шевский, и др.).

Занятие легкой атлетикой по-разному влияет на исследуемые показатели, что можно объяснить характером

применяемых упражнений (бег в различном темпе, прыжки) и особенностями данных параметров. Таким образом, из изученных нами нагрузок более эффективными оказались спортивные игры и гимнастика.

х Л ИТЕ

Горбунов Г. Д. — Вопр. пснхол., 1968, № 4, с. 57—68. Косилов С. А. и др.—Теор. и практ. физ. культуры, 1973, № 7, с. 43—45.

Знание закономерностей воздействия занятий спортив- | ными дисциплинами на умственную работоспособность в условиях обучения может быть одним из важных условий оптимизации учебного процесса на факультете физического воспитания.

АТУ РА

Петрушевский И. И. Исследование влияния физических нагрузок на некоторые стороны умственной работоспоё собности военнослужащих. Автореф. дис. канд. Л , 1963:-

Поступила 26/111 1979 г.

УДК 377.6:007.511:612.825.1

Доктор мед. наук Т. С. Криворучко, канд. биол. наук Т. Н. Дубровина1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ ОПЕРАТОРА-ВЫЧИСЛИТЕЛЯ

Молдавский научно-исследовательский институт гигиены и эпидемиологии, Кишинев

В лаборатории гигиены детей и подростков Молдав-кого научно-исследовательского института гигиены и эпидемиологии, где занимаются физиолого-гигиеническим обоснованием профориентации школьников, разработаны критерии оценки физиологических и психофизиологических показателей у подростков 15—16 лет с целью применения их для определения успешности обучения. Мы использовали эти критерии для прогнозирования успешности обучения учащихся профессии оператора-вычисли-теля.

Работа оператора вычислительных машин требует быстрого переключения вив мания от одной мыслительной операции к другой, что, по-видимому, должно обеспечиваться индивидуальными особенностями и состоянием высшей нервной деятельности. Для изучения основных свойств нервной системы, обусловливающих возможность овладения профессией оператора-вычислителя, использован ряд методик с помощью измерителя последовательных реакций (ИПР-01). Силу процесса возбуждения (работоспособность нервных клеток) исследовали с помощью методики Л. Г. Копытовой. Абсолютная длительность латентного периода (ЛП) двигательной реакции имела второстепенное значение, а основная роль принадлежит характеру изменения ЛП в ответ на 100 световых раздражителей. У лии с сильным процессом возбуждения ЛП укорачивается, а у лиц со слабым удлиняется.

Подвижность нервных процессов определяли с помощью двигательной методики А. Г. Иванова-Смолянско-

1 Работа выполнена с участием М. В. Штыкан, Т. И. Войны и А. Л. Лозовацкого.

Таблица 1

Распределение учащихся (в %) с различной успешностью овладения профессией в зависимости от силы проиесса возбуждения

Оценка успешности освоения профессии, баллы Нервная система

сильная средня я слабая

5 60,0 40,0 40,0

.4 20,0 50,0 _

3 20,0 10,0 40,0

2 — — 20,0

го (И. Д. Карцев и соавт.). По изменению ЛП на красный сигнал, следующий после тормозного, по сравнению с ЛП на предшествующий красный можно судить о последействии тормозного раздражителя, а по числу ответов на зеленый сигнал — о нарушении дифференцировки.

По показателям работоспособности нервных клеток обследуемые были разделены на 3 группы: с сильной нервной системой, средней и слабой. Из 19 учащихся у 9 установлена высокая сила процесса возбуждения, у 5 — средняя и у 5 — слабая. При анализе успешности обучения профессии оператора-вычислителя выявилась значительная связь между освоением профессии и у ров нем силы процесса возбуждения (/■=0,7), что видно из табл. I.

Судя по данным табл. I, среди учащихся с сильным процессом возбуждения 80 % получили отличные и хорошие оценки, среди учащихся с процессом возбуждения средней силы — 90%. Из лиц со слабым процессом возбуждения 40 % овладели профессией посредственно или с трудом, а 20 % не освоили ее. Следовательно, обучение профессии оператора-вычислителя учащихся со слабым процессом возбуждения представляет ббльшую трудность, чем для тех, кто имеет среднюю и высокую силу процесса возбуждения.

По показателям подвижности нервных процессов обследуемые были разделены также на 3 группы: с хорошей, средней и плохой подвижностью. В группе оказалось одинаковое количество учащихся с хорошей и плохой подвижностью — по 36,8%, со средней — 26,4%. При анализе успешности освоения профессии оператора-

Таблица 2

Распределение учащихся (в %) с различной успешностью освоения профессии в зависимости от подвижности нервных процессов

Оценка успешности освоения профессии, баллы Подвижность нервных процессов

хорошая средняя плохая

5 71,4 40,0 14,3 '

4 28,6 60,0 14,3

3 _ _ 42,8

2 — — 28,6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.