ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ УЧЕТА...
УДК 378.046.4:612.821
Овечкина Ирина Викторовна
Учебный мастер лаборатории валеологии, факультет физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии, i_ovechkina@mail.ru, Новокузнецк
Минченкова Наталья Владимировна
Учебный мастер лаборатории валеологии, факультет физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии, minchnv@mail.ru, Новокузнецк
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ УЧЕТА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
Ovechkina Irina Viktorovna
The educational master of laboratory of valueology, physical training faculty, the Kuzbass state pedagogical academy, i_ovechkina@mail.ru, Novokuznetsk
Minchenkova Natalia Vladimirovna
The educational master of laboratory of valueology, physical training faculty, the Kuzbass state pedagogical academy, minchnv@mail.ru, Novokuznetsk
OPTIMISATION OF UCHEBNO-TRAINING PROCESS ON THE BASIS OF THE ACCOUNT OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES ENGAGED
С учетом Концепции развития физической культуры и спорта РФ одной из основных целей политики государства в области физической культуры и спорта является подготовка тренеров спортивных школ всех типов, что дает возможность вести планомерную подготовку спортсменов от новичка до мастера спорта международного класса.
Анализ состояния спорта показывает, что оптимизация учебно-трени-ровочного процесса невозможна без регулярного повышения квалификации тренера.
Повышение квалификации специалистов в области физической культуры и спорта требует всестороннего изучения особенностей учебно-тренировочного процесса. К сожалению, далеко не каждый тренер учитывает психофизиологические особенности занимающихся в своей работе, знание которых является обязательной составляющей индивидуального подхода в организации тренировочных занятий. Тип нервной системы является интегративным показателем генетически обусловленных признаков, определяющих характерные особенности физических функций [6].
Содержание тренировочного процесса подбирается тренером под планируемый результат, меняются формы и методы организации занятий,
обучение приобретает личностно-деятельностный характер, акцент делается на продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраиваются индивидуальные учебные траектории. Полученные знания помогают тренеру самостоятельно повысить свой профессиональный уровень. А так как компетентность подразумевает деятельность, то тренер сам должен уметь эту деятельность организовывать. На эффективность профессиональной деятельности влияют профессионально важные качества тренера-преподавателя, которые основываются на их индивидуально-личностных и социально обусловленных качествах [5]. Важно также призвание к педагогической профессии, которое влияет на успешность и результативность тренерской деятельности, если она подкрепляется определенными свойствами нервной системы тренера.
Особенности нервной системы оказывают значительное влияние на проявление физических способностей человека, его обучаемость движениям, работоспособность и надежность выступления на соревнованиях.
Для каждого типа нервной системы подходят определенные виды спорта [9]:
- для слабого неуравновешенного подвижного (или инертного) типа нервной системы подходят; бег на короткие дистанции, прыжки с трамплина (или с шестом), езда на велосипеде, ролики, йога, медленные танцы, художественная гимнастика, ходьба. Им больше подходят регулярные нагрузки в регулярное время со сменой упражнений/
- для сильного уравновешенного инертного типа нервной системы подходят интеллектуальные виды спорта: шахматы, шашки, бильярд, т.е. такие, где надо рассчитать точность удара, просчитать на несколько шагов вперед, построить многоходовую комбинацию. Также из людей, имеющих такой тип нервной системы, могут получиться хорошие тренеры, поскольку у них есть способности к преподавательской работе и им не надоедает объяснять одно и тоже несколько раз;
- для представителей сильного уравновешенного подвижного типа нервной системы хорошо развитых физически, подойдут любые виды спорта, но выбор обычно остается за такими спортивными занятиями, в которых он может ярко проявить свою индивидуальность и личностные качества. Людям с сильным уравновешенным подвижным типом нервной системы подходят: альпинизм, быстрая ходьба, командные виды спорта, бокс, борьба;
- человек, имеющий сильный неуравновешенный подвижный тип нервной системы предпочитает высокоэмоциональные виды спорта, интенсивные и темповые движения, так как характеризуется высокой психической активностью и энергичностью действий. Людям с таким типом нервной системы подходят: быстрая ходьба, игровые виды спорта, коньки, конный спорт, легкая атлетика (бег), плавание, стрельба из лука, художественная гимнастика.
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ УЧЕТА...
Каждому человеку присуще своеобразное сочетание свойств нервной системы. Изучение и учет этих особенностей помогают тренеру ориентировать детей на тот вид спорта, который оптимально соответствует их способностям и задаткам.
Изучение индивидуальных психофизиологических особенностей спортсмена универсально - не имеет противопоказаний, не ограничено по количеству человек и по возрасту.
Исследования проводились по следующим методикам [1; 8]:
- вариационная кардиоинтервал ом етрия (ВКМ);
- оценка уровня операторской работоспособности на основе сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР);
- сложная зрительно-моторная реакция с выбором из двух альтернатив в 3 этапа (СЗМР-З).
Вариационная кардиоинтервалометрия использовалась для оценки функционального состояния вегетативной нервной системы обследуемого лица по параметрам ритма его сердечной деятельности, а также для оценки общего функционального состояния человека.
Методики СЗМР и СЗМР-З использовались для определения основных свойств нервных процессов: силы процесса возбуждения, силы процесса торможения, подвижности нервных процессов, их применение обосновано работами А. М. Зимкиной (1978) и А. А.Талалева (1992) [3; 4; 7].
Результаты исследований
В МОУ ДОД ДЮСШ г. Осинники было проведено психофизиологическое исследование юных спортсменов, занимающихся в секции коси-ки-каратэ в количестве 34 человек разных возрастных групп.
Исследуя функциональное состояние вегетативной нервной системы по параметрам ВКМ были выявлены дети, которым требуется консультация кардиолога. У остальных детей было определено функциональное состояние как оптимальное или допустимое с напряжением регуляторных систем или незначительным снижением уровня функциональных возможностей.
Оценивая уровень операторской работоспособности по показателям СЗМР было выявлено, что примерно у 70% обследуемых уровень операторской работоспособности высокий или средний, тридцати процентам требуется проведение углубленного психофизиологического обследования и мероприятий, направленных на нормализацию функционального состояния.
Исследуя силу процесса возбуждения и торможения, подвижности нервных процессов по указанным выше методикам (СЗМР, СЗМР-З) участвующие в обследовании дети были разделены на группы по типам нервной системы [10].
Таблица - Распределение занимающихся в секции косики каратэ по типам нервной системы
Тип нервной системы Слабый Неуравновеш. Подвижный или инертный Сильный Уравновеш. Инертный Сильный Уравновеш. Подвижный Сильный Неуравно- веш. Подвижный
Кол-во человек 10 8 14 2
Анализируя полученные данные, выявили, что 10 человек из данной группы имеют слабый неуравновешенный тип нервной системы. В спортивной деятельности отличаются чрезмерно высокой ответственностью, высоким развитием мышечно-двигательного чувства. Их отличает тонкое тактическое чувство, но недостаточная работоспособность и малая устойчивость к внешним раздражителям. Эти лица являются высоко тревожными, порождающими неуверенность в своих силах. Их соревновательные результаты нестабильны, так как присущая им высокая тревожность способствует возникновению состояния «стартовой апатии», которое затрудняет достижение высоких результатов.
Сильный уравновешенный инертный тип в спорте проявляет себя в недостаточно быстрой выработке и переделки двигательных навыков, в замедленных реакциях, в трудности переключения от одного вида деятельности к другому. Таких детей в группе оказалось 8 человек. Сформированные навыки и привычки у них отличаются большой прочностью и устойчивы к внешним раздражителям. Спортсмены данного типа отдают предпочтение небыстрым, спокойным, однообразным упражнениям, склонны к длительной и тщательной отработке техники отдельных упражнений, кропотливой работе по развитию какого-либо физического качества и т. д. Такие лица не отличаются высокой общительностью. Как правило, очень настойчивы. Перед стартом чаще всего находятся в «боевой готовности» [2].
Сильный уравновешенный подвижный тип нервной системы в обследуемой группе имеют 14 человек. Качества, которыми обладают эти люди, незаменимы в спорте. Это самый доброжелательный и спокойный тип нервной системы, при этом он быстро думает и способен на проявление очень быстрой реакции. Из них получаются отличные спортсмены. Они выдержаны, целеустремленны, обладают хорошей волей, отдают предпочтение видам спорта, которые связаны с большой подвижностью, активностью, требуют смелости. Эти лица легко переходят от выполнения одного упражнения к другому, но недостаточно усидчивы и сосредоточены, особенно в однообразной тренировочной деятельности. При изучении новых двигательных действий они быстро схватывают основу изучаемого движения, могут довольно легко выполнить его с первой попытки, но с ошибками; не любят кропотливой длительной работы по совершенствованию техники. Спортсмены этого типа достаточно рабо-
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ УЧЕТА...
тоспособны, уверены в себе. Их спортивные результаты стабильны и, как правило, в соревнованиях бывают выше, чем на тренировках. Перед стартом такие спортсмены находятся в состоянии «боевой готовности».
К сильному неуравновешенному подвижному типу были отнесены 2 человека. Они предпочитают высокоэмоциональные виды спорта, интенсивные и темповые движения, охотно и с увлечением начинают заниматься избранным видом спорта, но энтузиазм быстро пропадает. Такой спортсмен характеризуется высокой психической активностью, энергичностью действий, бурными эмоциями, эффективностью, порывистостью, резкостью, быстрым темпом движений, недостаточной стабильностью результатов и склонностью к предстартовой лихорадке. Они неохотно выполняют длительную тренировочную работу на силу и выносливость, но способны многократно повторять трудное и опасное упражнение, если оно вызвало интерес. Их соревновательные результаты недостаточно стабильны, имеется склонность к «предстартовой лихорадке», что довольно часто не позволяет им полностью реализовать свои возможности в соревнованиях. Они неравнодушны к достаточно агрессивной технике, им нужен выплеск энергии, поэтому спорт важен, как разрядка.
При обучении юных спортсменов с различными индивидуальными особенностями нервной системы ведущую роль должен иметь дифференцированный подход. Как при показе, так и при объяснении спортсмены с сильной нервной системой усваивают упражнение быстрее, чем со слабой. Это объясняется тем, что для «слабых» новое упражнение создает напряженное состояние, особенно в период начального обучения. Исследователи предлагают при обучении двигательным действиям «сильных» типов больше уделять внимания словесному методу, а «слабых» типов - показу. Перед соревнованиями «сильных» следует вдохновить, стимулируя их активность, если необходимо, напомнить об ответственности, о радости и гордости победителя, а «слабых» - успокоить, отвлечь от мыслей о возможной неудаче [9].
Согласно полученным в исследованиях данным тренер составил индивидуальную траекторию каждого тренировочного занятия и в результате этой оптимизации воспитанники на последующих соревнованиях показали более высокие результаты в сравнении с продолжительным периодом неудачных выступлений.
Резюме
Знание особенностей психофизиологической структуры личности спортсмена является обязательной составляющей индивидуального подхода в организации тренировочных занятий, что, безусловно, является важным фактором, побуждающим тренеров повышать свою квалификацию, без которого трудно добиться высокой эффективности тренировочного процесса. Оценка основных свойств нервных процессов: силы процесса возбуждения, силы процесса торможения, подвижности нервных процессов является одним из важных компонентов более полного преставления о возможностях спортсмена.
Библиографический список
1. Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. [Текст]/ Р. М. Баевский. - М.: «Медицина», 1979. - 298 с.
2. Горбунов, Г. Д. Психодиагностика спорта. [Текст]/ Г. Д. Горбунов. - М.: ФКиС, 1986.-208 с.
3. Зимкина, А. М., Климова-Черкасова. Нейрофизиологические исследования экспертизы трудоспособности. [Текст]/ А. М. Зимкина, Климова-Черкасова. - Л.: Медицина, 1978. -280 с.
4. Косачев, В. Е. Квалиметрические аспекты оценки функционального состояния человека-оператора [Текст]/ В. Е. Косачев, В. М. Усов, Н. А. Осипова //В сб.: Медицинские информационные системы. - Таганрог: Изд-во ТРТИ. - Вып. 1(8). -1988.-С. 100-105.
5. Маркова, А. К. Психология профессионализма. [Текст]/ А. К. Маркова. - М.: Домодедовский производственный комплекс, 1996. - С. 147-179.
6. Небылицын, В. Д. Основные свойства нервной системы человека.[Текст]/
B. Д. Небылицын. - М., 1966.
7. Талалаев, А. А. Исследование центральной нервной системы и умственной работоспособности [Текст]/ А. А. Талалаев. //В сб.: Гигиенические исследования средств индивидуальной защиты человека. - М.: Ин-т Биофизики, 1992. -
C. 240-257.
8. Устройство психофизиологического тестирования [Текст]: методический справочник. - Таганрог: медиком МТД, 2004. - 77 с.
9. http://revolution.alIbest.ru/sport
10. www.effecton.ru