Научная статья на тему 'ФОТОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ'

ФОТОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — М Д. Манита, Н А. Солдашенкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОТОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ»

Таблица 1

Экспериментальные и расчетные данные о миграции ДОФ, ДАФ-789 и ДАФ-68 нз ПВХ-материалов в воду

Содержание пластификатора, массовые части i Уровень миграции. мг/л

экспериментально установленный расчетный

£ О Ч ДАФ-68 ДАФ-789 ДОФ ДАФ-68 ДАФ-789

10 0,235 0,263 0,226 0,216 0,247 0,193

35 0,328 0,352 0,319 0,345 0,336 0,281

60 0,436 0,507 0,463 0,447 0,493 0,427

85 0,627 0,654 0,682 0,645 0,664 0,617

100 0,932 0,926 0,877 0,913 0,864 0,827

Таблица 2 Физико-химические свойства ДОФ, ДАФ-789 и ДАФ-68

Пластификатор Молекулярная масса Удельная масса Температура кипении, °С Растворимость в воде, г/100 г Коэффициент диффузии в воду, см'/с

ДОФ 391 0,986 381 0,01 3,9Х 10-,в

ДАФ-789 390 0,975 380 0,01 3,88х Ю-10

ДАФ-68 385 0,998 385 0,01 3,81 X Ю-10

Примечание. Миграцию пластификаторов из ПВХ-материалов определяли при 40 °С и экспозиции 3 сут.

но изучение закономерностей миграции пластификаторов: диоктилфталата (ДОФ), диалкилфталата-789 (ДАФ-789) и диалкилфталата-68 (ДАФ-68) из ПВХ-материалов в воду.

Миграцию пластификаторов из 60 образцов материалов, характеризующихся различным качественными и количественным содержанием основных компонентов рецептурной композиции, определяли хроматографическими методами — хроматографией в тонком свое сорбента и газожндкостной (С. Е. Катаева и В. И. Кофанов;С. Е. Катаева).

Результаты эксперимента подвергли корреляционному анализу с учетом трех факторов: содержания пластификатора в рецептуре материала, температуры эксплуатации материалов и экспозиции (удельная поверхность Вматериала 3:1).

Реализация матрицы планирования трехфакторного эксперимента позволила получить в большинстве случаев линейное описание процессов миграции эфиров фталевой кислоты.

Коэффициенты уравнений регрессии, характеризующие эффекты каждого фактора, вычисляли на ЭВМ «Минск-22». При этом значимость каждого коэффициента

уравнения регрессии характеризовалась коэффициер|том Стьюдента (от 2 до 9), а пригодность полученной модели — общим коэффициентом корреляции (от 96 до 98).

В табл. 1 приведены экспериментально установленные и рассчитанные на ЭВМ уровни миграции ДОФ, ДАФ-789 и ДАФ-68 из ПВХ-материалов в воду.

Полученные показатели свидетельствуют о том, что наибольшая миграция пластификатора происходит из образца материала, содержащего 100 массовых частей ДОФ, и достигает уровня 0,93 мг/л. Допустимый уровень миграции его из полимерных материалов в воду равен 2 мг/л.

В табл. 2 указаны физико-химические свойства ДОФ, ДАФ-789 и ДАФ-68.

На основе результатов исследований и математической обработки данных о миграции указанных веществ из ПВХ-материалов в воду мы предложили математическое уравнение, характеризующее уровни миграции изученных пластификаторов: /=—0,159+0, ООЗл^+0,0056х2+ 4-0,045*,, где х1 — содержание пластификатора в рецептуре материала (от 10 до 100 массовых частей); л^ — температура, при которой определяется миграция пластификатора из ПВХ-материала (от 20 до 60 °С); х3 — экспозиция (от 1 до 5 сут).

Существование общей математической модели для изученных фталатных пластификаторов подтверждается их физико-химическими свойствами (растворимостью, коэффициентом диффузии, молекулярной массой и др.), а также экспериментально нами установленной максимальной миграцией их в воду, равной 1 мг/л.

ЛИТЕРАТУРА

Катаева С. Е. — В кн.: Методы анализа и контроля производства в химической промышленности, М, 1977, № 6, с. 5-7.

УДК 614.72-074:546.226-325.06:543.42

Катаева С. Е., Кофанов В. И. — Там же, 1973, № 3, с. 22-24.

Минскер К. С., Федосеева Г. Т. Деструкция и стабилизация поливинилхлорида. М., 1979, с. 195—203.

Поступила 26/1V 1979

М. Д. Манигпа, H.A. Солдатенкова

ФОТОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ

Центральный институт усовершенствования врачей Министерства здравоохранения

СССР, Москва

Серная кислота Н2504 в атмосферном воздухе нахо-■ится в виде жидких водных капель — аэрозоля. Почти се методы определения концентрации ее в атмосферном воздухе основаны на использовании свойств иона водорода — Н + (Е. С. Чапкевичене) или кислотного остатка молекулы, нона 50~^ (М. В. Алексеева и К. А. Буштуе-

ва). В первом случае выявлению Н2504 мешает присутствие в воздухе не только щелочей и аэрозолей других кислот, но и примесей, дающих буферный эффект, во втором — аэрозоли сернокислых солей, почти всегда присутствующие в атмосферном воздухе.

Разработанный нами фотометрический метод измерения концентрации аэрозоля Н2504 в атмосферном воздухе основан на использовании кислотных свойств молекулы. Аэрозоль Н2504 из воздуха улавливают на фильтр ЛФА-ВП просасыванием воздуха со скоростью не менее 20 л/мин, затем его растворяют в 10 мл водного буферного 0,25% раствора ^НС03 с первоначальной буферной системой 1МаНС0з+Н2С03 при рН 8,36. В результате I азнмодействия буферного раствора с Н2504 выделяется эквивалентное количество СО» и рН становится менее 8,36. После добавления к бесцветному анализируемому раствору 0,2 мл 0,125% водного раствора индикатора бромтимолового синего фотометрируют синий окрашенный раствор при длине волны максимального светоио-глощения 620 им. Растворением аэрозоля Н2504 в буферном растворе устраняется мешающее влияние атмосферных загрязнений с буферным эффектом. Концентрацию Н2504 находят по оптической плотности (Ав20)

Алексеева М. В., № 4, с. 13—16.

УДК <12.

Научная организация учебной работы студентов определяет оптимальное взаимодействие умственной и физической нагрузки, обеспечивающей высокий уровень познавательной деятельности. Вузовский учебный процесс требует такого подхода к использованию физической культуры, при котором необходимо знать и применять наиболее эффективные виды спортивных упражнений как для активации умственной деятельности, так и для создания высокой умственной работоспособности в ответственные моменты (на зачетах, экзаменах и др.).

Особенностью обучения на факультете физического воспитания является то, что теоретические курсы общественных, педагогических, медико-биологических наук сочетаются с практическими занятиями по спортивным дисциплинам. Наибольшее число часов отведено учебным планом на гимнастику, спортивные игры, легкую атлетику, плавание. Само по себе сочетание видов деятельности в учебном процессе полезно, однако степень влияния занятий различными спортивными дисциплинами на умственную работоспособность студентов изучена слабо. Выяснение данного вопроса и было предметом данного исследования.

В работе принимали участие студенты мужского пола в возрасте 21—22 года, занимающиеся на подготовительном отделении факультета физического воспитания мужского пола и имеющие физическую подготовленность на уровне III спортивного разряда. Нагрузка на занятиях планировалась как умеренно интенсивная: частота пульса 120—150 в минуту, моторная плотность 25—30%. По отдельным спортивным дисциплинам характер деятельности был типичен для таких занятий. По плаванию нагрузка состояла из проплывания 600 м без учета времени с отдыхом после каждых 25 м дистанции. Занятие по легкой атлетике включало ходьбу, бег, прыжки в длину, беговые и прыжковые упражнения, по спортивным играм (баскетбол) — из общеразвивающнх и специальных упражнений баскетболиста, упражнений с мячом

окрашенного анализируемого раствора с помощью калибровочного графика зависимости оптической плотности ! от концентраций Н25>04. График строят из стандартных растворов Н3504 с содержанием от 12,5 до 100 мкг и 10 мл раствора, окраска этих растворов меняется от си-пего (контрольный) до сине-зеленого.

Предел обнаружения 12,5 мкг Н2504 в пробе (Ав20=: | = 0,05, кювета /=10 мм), относительная ошибка измерения оптической плотности на спектрофотометре (СФ-4А, СФ-16) ±10%, предел обнаружения концентрации Н,$04 в воздухе 0,03 мг/м3 при пробе воздуха, равной 400

Определению не мешает присутствие в воздухе лет^. чих кислот (соляной, азотной и др.) и аэрозолей сульфатов (аммоний-сульфата, натрий-сульфата и др.), но мешает наличие В'нем аэрозолей других кислот и щелочей.

Апробация метода в натурных условиях дала положительный результат, в связи с чем составлены методические указания по его практическому использованию.

в ведении и передаче, эстафет с мячом. В занятиях шм гимнастике применялись упражнения в парах, на кольЧ цах, брусьях и прыжок через «козла». Наблюдение за пульсом проводили у одних и тех же испытуемых. Степень адаптированности к применяемым видам деятельности была одинаковой. Исследования выполняли на протяжении февраля.

Умственную работоспособность определяли по корректурному тесту В. Я. Анфимова (3 мин), таблицы обрабатывали по формулам Г. М. Уиппла х, определяя коэффициент точности (КТ), коэффициент работоспособности (КР), количество ошибок в пересчете на 100 просмотренных знаков. Измеряли также непосредственный объем зрительной памяти способом запоминания 5 отдельных комплексов, состоящих из 7 гласных букв русского алфавита, время поиска чисел в модифицированной таблице Шульте, время решения задачи на оперативное мышление по методике Г. Д. Горбунова. Занятия длились с 10 ч 25 мин до 11 ч 55 мин, что соответствовало первой паре учебных занятий по расписанию для подготовительного отделения. С участниками экспериментов провели 5 занятий по ознакомлению с применяемыми методиками и тренировке. О динамике исследуемых показателей судили по их изменению через 10 мин после соответствующего занятия в сравнении с показателями до занятия. Кроме того, определяли изменение указанных показателей в день, когда физическая нагрузка отсутствовала — в 10 и 12 ч. Полученные данные обрабатывали статистически. Динамика среднегрупповых показателей по каждой нз применяемых нагрузок, а также в день без нагрузки представлена в таблице.

Рассмотрим полученные результаты по каждому занятию в порядке их проведения. \

1 Т р а х т е н б е р г И. М., Р а ш м а н С. М. Гигиена умственного труда студентов. Киев, Здоров'я, 1973, с. 51.

ЛИТЕРАТУРА

Iуева К. А. — Гиг. и сан., 1954, Чапкевичене Е. С. — В кн.:'Вопросы эпидемиологии и

гигиены в Литовской ССР. Вильнюс, 1971, с. 231 — 238.

Поступила 26/УП 1979 г.

821.3-057.875-06:796

А. И. Емец, В. В. Дементьев

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Луцкнй педагогический институт им. Л. Украинки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.