применяемых упражнений (бег в различном темпе, прыжки) и особенностями данных параметров. Таким образом, из изученных нами нагрузок более эффективными оказались спортивные игры и гимнастика.
х Л ИТЕ
Горбунов Г. Д. — Вопр. пснхол., 1968, № 4, с. 57—68. Косилов С. А. и др.—Теор. и практ. физ. культуры, 1973, № 7, с. 43—45.
Знаиие закономерностей воздействия занятий спортив- | ными дисциплинами на умственную работоспособность в условиях обучения может быть одним из важных условий оптимизации учебного процесса на факультете физического воспитания.
АТУ РА
Петрушевский И. И. Исследование влияния физических нагрузок на некоторые стороны умственной работоспоё собности военнослужащих. Автореф. дис. канд. Л , 1963:-
Поступила 26/111 1979 г.
УДК 377.6:007.511:612.825.1
Доктор мед. наук Т. С. Криворучко, канд. биол. наук Т. Н. Дубровина1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ ОПЕРАТОРА-ВЫЧИСЛИТЕЛЯ
Молдавский научно-исследовательский институт гигиены и эпидемиологии, Кишинев
В лаборатории гигиены детей и подростков Молдав-кого научно-исследовательского института гигиены и эпидемиологии, где занимаются физиолого-гигиеническим обоснованием профориентации школьников, разработаны критерии оценки физиологических и психофизиологических показателей у подростков 15—16 лет с целью применения их для определения успешности обучения. Мы использовали эти критерии для прогнозирования успешности обучения учащихся профессии оператора-вычисли-теля.
Работа оператора вычислительных машин требует быстрого переключения вив мания от одной мыслительной операции к другой, что, по-видимому, должно обеспечиваться индивидуальными особенностями и состоянием высшей нервной деятельности. Для изучения основных свойств нервной системы, обусловливающих возможность овладения профессией оператора-вычислителя, использован ряд методик с помощью измерителя последовательных реакций (ИПР-01). Силу процесса возбуждения (работоспособность нервных клеток) исследовали с помощью методики Л. Г. Копытовой. Абсолютная длительность латентного периода (ЛП) двигательной реакции имела второстепенное значение, а основная роль принадлежит характеру изменения ЛП в ответ на 100 световых раздражителей. У лип с сильным процессом возбуждения ЛП укорачивается, а у лиц со слабым удлиняется.
Подвижность нервных процессов определяли с помощью двигательной методики А. Г. Иванова-Смолянско-
1 Работа выполнена с участием М. В. Штыкан, Т. И. Войны и А. Л. Лозовацкого.
Таблица 1
Распределение учащихся (в %) с различной успешностью овладения профессией в зависимости от силы процесса возбуждения
Оценка успешности освоения профессии, баллы Нервная система
сильная средня ■>! слабая
5 60,0 40,0 40,0
.4 20,0 50,0 _
3 20,0 10,0 40,0
2 — — 20,0
го (И. Д. Карцев и соавт.). По изменению ЛП на красный сигнал, следующий после тормозного, по сравнению с ЛП на предшествующий красный можно судить о последействии тормозного раздражителя, а по числу ответов на зеленый сигнал — о нарушении дифференцировки.
По показателям работоспособности нервных клеток обследуемые были разделены на 3 группы: с сильной нервной системой, средней и слабой. Из 19 учащихся у 9 установлена высокая сила процесса возбуждения, у 5 — средняя и у 5 — слабая. При анализе успешности обучения профессии оператора-вычислителя выявилась значительная связь между освоением профессии и у ров нем силы процесса возбуждения (/■=0,7), что видно из табл. I.
Судя по данным табл. I, среди учащихся с сильным процессом возбуждения 80 % получили отличные и хорошие оценки, среди учащихся с процессом возбуждения средней силы — 90%. Из лиц со слабым процессом возбуждения 40 % овладели профессией посредственно или с трудом, а 20 % не освоили ее. Следовательно, обучение профессии оператора-вычислителя учащихся со слабым процессом возбуждения представляет ббльшую трудность, чем для тех, кто имеет среднюю и высокую силу процесса возбуждения.
По показателям подвижности нервных процессов обследуемые были разделены также на 3 группы: с хорошей, средней и плохой подвижностью. В группе оказалось одинаковое количество учащихся с хорошей и плохой подвижностью — по 36,8%, со средней — 26,4%. При анализе успешности освоения профессии оператора-
Таблица 2
Распределение учащихся (в %) с различной успешностью освоения профессии в зависимости от подвижности нервных процессов
Оценка успешности освоения профессии, баллы Подвижность нервных процессов
хорошая средняя плохая
5 71,4 40,0 14,3 '
4 28,6 60,0 14,3
3 _ _ 42,8
2 — — 28,6
Таблица 3
Частота положительной индукции, последовательного торможения и нарушения дифференцировки учащихся, отлично, хорошо и плохо овладевающих профессией
1 1 Показатель / Процент учащихся, освоивших профессию
отлично хорошо посредственно плохо
\ Положительная индукция 66,6 33,4 _
Последовательное тормо-
жение 33,4 66,6 100,0 100,0
Нарушение дифференци- 33,3 25,0
ровки 12,9 18,1
вычислителя выявилась полная связь ее с подвижностью нервных процессов (/'=0,8), о чем свидетельствует табл. 2.
Как видно из табл. 2, оценки у инертных учащихся были ниже, чем у имеющих высокие и средние показатели подвижности.
Так, при высокой подвижности отличные и хорошие оценки получили все обследованные подростки, а среди учащихся с низкой подвижностью нервных процессов 71,4 % были поставлены посредственные и плохие оценки.
Анализ реакций на до- и последнфференцировочныс раздражители показал, что у подростков, отлично осваивающих профессию, преобладает положительная индукция, в то время как у плохо и посредственно осваивающих профессию — последовательное торможенне (табл. 3).
Из табл. 3 видно, что в группе операторов-вычислителей, отлично осваивающих профессию, положительная индукция отмечена у 66,6%, а в группе посредственно и плохо осваивающих ее у всех установлено последовательное торможение. Длительность ЛП на доднфферен-шнровочный сигнал больше, чем на последифференциро-вочный, выявлена у хорошо и отлично овладевающих профессией, а у посредственно и плохо осваивающих ее
ЛП на последифференцировочиый сигнал оказался длиннее, чем на додифференцировочный. У учащихся с отличной и хорошей оценкой нарушения дифференцировки встречались реже, чем у имеющих посредственные и плохие оценки.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что обучение специальности оператора-вычислителя лиц, отличающихся относительной инертностью нервных процессов, представляет гораздо большую трудность, чем для тех, кто имеет высокие и средние показатели подвижности нервных процессов.
Анализ материала показал, что высокая и средняя подвижность нервных процессов может в известной степени нивелировать такой отрицательный для успешности обучения фактор, как низкая сила нервной системы. Так, среди лиц со слабой силой, ио с большой подвижностью нервных процессов были учащиеся, которые сдали экзамены на 4 и 5 баллов. Для подтверждения устойчивости природных физиологических параметров, на которых основана успешность обучения, а также независимости их от таких факторов, как возраст и стаж работы, обследовано 16 высококвалифицированных рабочих вычислительного центра со стажем в данной профессии 2 года и более.
Изучение работоспособности нервных клеток показало, что 43,7 % обследованных обладают сильным процессом возбуждения, 6,3 % — средним и 50,0% — слабым. Однако при исследовании подвижности нервных процессов выявленная хорошая подвижность у 56,2 % работающих, средняя у 37,5%, плохая у 6,3 %. Совпадение результатов исследования у высококвалифицированных рабочих и учащихся, отлично и хорошо осваивающих профессию, свидетельствует о том, что подвижность нервных процессов — наиболее существенный показатель для прогноза успешности обучения учащихся профессии оператора-вычислителя.
Разработанные нами критерии оценки и результаты изучения индивидуальных свойств центральной нервной системы, важных для успешного овладения профессией оператора-вычислителя, рекомендуются в практику проф-консультации.
ЛИТЕРАТУРА
Карцев И. Д., Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиоло- Копытова Л. А. — Вопр. психол., 1963, № 4, с. 59—72. гические критерии профессиональной пригодности под- Криворучко Т. С.. Дубровина Т. И., Война Т. И. и др. — ростков к различным профессиям. М., 1968. Гиг. и сан., 1979, № 3, с. 38—41.
Поступил» 31/УП 1979 г.
УДК в14.71/.72-07:6 16-056.43-053.1 + в16-056.43-053.2-02:614.71/.72
Кандидаты мед. наук Ф. Ф. Даутов, А. X. Яруллин
ВЛИЯНИЕ АТМОСФЕРНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НА РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ АЛЛЕРГИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ У ДЕТЕЙ
Казанский институт усовершенствования врачей им. В. И. Ленина; Медицинский
институт, Казань
Синтез новых химических соединений, которые могут загрязнять атмосферный воздух, обусловливает необходимость изучения здоровья населения. Имеются данные о возможности сенсибилизирующего действия некоторых вредных веществ. В связи с этим изучение аллергических ^реакций населения па воздействие атмосферных загряз-./нений рассматривается как неотложная задача.
Целью наших исследований явилась оценка влияния атмосферных загрязнении на иммунобиологическую реактивность и аллергическую патологию детей, а также на
обеспеченность организма витамином С. Исследования проводились в жилых районах промышленного города, где воздух загрязнен специфическими ингредиентами (сероводород, углеводороды, ацетон, окись этилена, фенол и др.) за счет выбросов химических и нефтехимических производств (район А) и в новом микрорайоне, где воздух ве загрязнен (район Б).
Анализ атмосферного воздуха за 1967—1978 гг. показал, что концентрации сероводорода, ацетона, этилена, бензола и гидроперекиси изопропилбензола были ниже их