Научная статья на тему 'Влияние занятий оздоровительным ориентированием на функциональные возможности организма рабочих химического производства'

Влияние занятий оздоровительным ориентированием на функциональные возможности организма рабочих химического производства Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
203
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РАБОТНИКИ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / CHEMICAL INDUSTRY WORKERS / PHYSICAL FITNESS / SICKNESS RATE / RECREATE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фадина Ольга Олеговна

Целью работы является экспериментальная проверка эффективности методики физкультурно-оздоровительной тренировки рабочих химического производства во внерабочее время. Методы исследования: анализ литературы и документальных материалов, тестирование, педагогический эксперимент. В результате исследования были получены положительные результаты, выразившиеся в достоверном приросте показателей физической и функциональной подготовленности, а также в снижении заболеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фадина Ольга Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of health improving orienteering on organism functions for chemical industry workers

The purpose of this work is experimental check of efficiency of physicalhealth improving training technique for chemical industry workers. The methods of research are: the analysis of the literature and documentary materials, testing, pedagogical experiment. In the consequence of the research the positive results have been received which have expressed in an authentic gain of parameters of physical and functional fitness, and also decrease in sickness rate.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий оздоровительным ориентированием на функциональные возможности организма рабочих химического производства»

УДК 79666 О. О. ФАДИНА

Омский государственный технический университет

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА РАБОЧИХ ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА________________________________________

Целью работы является экспериментальная проверка эффективности методики физкультурно-оздоровительной тренировки рабочих химического производства во внерабочее время. Методы исследования: анализ литературы и документальных материалов, тестирование, педагогический эксперимент. В результате исследования были получены положительные результаты, выразившиеся в достоверном приросте показателей физической и функциональной подготовленности, а также в снижении заболеваемости. Ключевые слова: работники химической промышленности, физическая подготовленность, заболеваемость, оздоровительное ориентирование.

Внедрение компьютерных технологий, автоматизация и механизация производства ускоряют производственные процессы, содействуют увеличению количественного показателя производимой продукции, но вместе с тем способствуют снижению двигательной активности и ухудшению здоровья работников. Возможным решением проблемы сохранения здоровья работников, профилактики профессиональных заболеваний и поддержания на высоком уровне функционального состояния организма рабочих является организация и внедрение во внерабочее время различных форм профессионально-прикладной и оздоровительной физической культуры.

Непосредственно прикладная физическая подготовка к труду имеет оздоровительное значение, но ее оздоровительный эффект в определенной мере лимитирован особенностями трудовых операций [3]. В настоящее время, когда Федеральная целевая программа развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 гг. ставит задачу охватить до 30 % населения физической культурой и спортом, становится актуальной разработка оптимальных форм, средств и методов оздоровительной физической культуры, с целью снижения заболеваемости, повышения уровня здоровья и качества жизни, росту ее продолжительности. На этой основе мы посчитали необходимым с рабочими химического производства проводить занятия физической культурой физкультурно-оздоровительной направленности.

Основную массу работников химического производства составляют люди второго периода среднего возраста — 35 — 45 лет. Мужчины среднего возраста — основной контингент, занятый в производственной сфере. Обладая большим запасом знаний, профессиональным и жизненным опытом, данная категория трудящихся представляет для общества особую ценность.

В целом сложились противоречия между требованиями современного производства к состоянию здо-

ровья, функциональной подготовленности рабочих химического производства среднего возраста и отсутствием научно обоснованных методик физкультурнооздоровительных занятий в свободное от работы время, повышающих уровень здоровья, двигательную активность данной категории населения.

В связи с выявленными противоречиями требует скорейшего решения проблема поиска и научного обоснования новых средств и методов, в наибольшей степени способствующих укреплению здоровья, длительному поддержанию работоспособности, развитию функциональных возможностей организма рабочих химического производства.

Цель работы — экспериментально проверить эффективность методики физкультурно-оздоровительной тренировки рабочих химического производства во внерабочее время.

Для достижения цели исследованиям мы применяли следующие методы: анализ литературы и документальных материалов, тестирование, педагогический эксперимент.

Для выявления эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент длительностью девять месяцев в естественных условиях — на базе спортивного комплекса. В эксперименте приняли участие рабочие химических производств г. Омска в возрасте 40 — 45 лет в количестве 36 мужчин. Контрольная группа в составе 18 человек занималась общей физической подготовкой, занятия проходили исключительно в спортивном зале. Экспериментальная (18 человек) — по предложенной нами комплексной оздоровительной методике, экспериментальным фактором которой являлось проведение комплексных занятий на основе оздоровительного ориентирования на открытом воздухе. Занятия в обеих группах проходили три раза в неделю, длительность одного занятия составляла 1 час.

Результаты исследования: при планировании процесса оздоровительной физической культуры с

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (76) 2009

Таблица 1

Изменение показателей функциональной подготовленности рабочих химического производства до и после педагогического эксперимента

Показатель фун кциональн ой подготовленности Этап тестирования ЭГ КГ Достоверность различий Рр

X ± т п—18 р1 X ± т п—18 р2

ЧСС, уд/мин 1 83±0,9 <0,001 84±0,97 >0,05 >0,05

2 72±1,03 82± 1,04 <0,001

АДс, мм рт. ст. 1 127±0,97 <0,05 130±1,3 >0,05 >0,05

2 120±1,3 128±0,97 <0,05

АДд, мм рт. ст. 1 83±1,4 <0,05 85±0,8 >0,05 >0,05

2 75±0,9 83±0,97 <0,001

ЖЕЛ, л 1 3,4±0,05 <0,001 3,5±0,05 >0,05 >0,05

2 3,8±0,05 3,6±0,04 <0,05

МПК, л/мин 1 2,3±0,05 <0,05 2,3±0,04 <0,001 >0,05

2 3,0±0,03 2,5±0,03 <0,001

PWC1 5 0 гм/мин 1 610±5,2 <0,001 612±5,8 <0,05 >0,05

2 790±7,1 665±7,8 <0,001

проба Штанге, сек. 1 50 ±0,97 <0,001 53±1,04 <0,001 <0,05

2 88±0,7 70±0,8 <0,001

проба Генчи, сек. 1 23±0,8 <0,001 26±0,8 <0,001 <0,05

2 51±1,2 40±0,7 <0,001

Примечание: 1— тестирование до начала эксперимента; 2 — тестирование после проведения эксперимента Р1 — достоверность различия конечных величин; Р2 — достоверность различия конечных величин.

прикладной направленностью рекомендуется учитывать динамику структуры профессиональных особенностей и дифференцировать выбор средств физического воспитания для своевременной адаптации организма к конкретным условиям производственной деятельности [1, 6, 7].

Необходимость применения оздоровительной физической культуры для рабочих химического производства в возрасте 40 — 45 лет не вызывает сомнения, так как в этом возрасте происходит естественное снижение работы функций всех систем организма, к тому же эти негативные изменения усугубляются воздействием факторов производственной среды.

Нами была разработана комплексная оздоровительная методика с прикладной направленностью на основе оздоровительного ориентирования для рабочих химического производства, реализуемая в зависимости от режима труда и отдыха.

Применение разработанной методики позволило решить следующие задачи: сокращение величины влияния отрицательных факторов производственной среды на профессиональное здоровье; улучшение функционального состояния организма занимающихся. При проведении занятий по разработанной методике мы опирались на основные принципы физического воспитания: сознательность и активность, систематичность, постепенность, адекватность.

В разработанной методике в качестве основных средств физической культуры мы применяли: оздоровительное ориентирование на местности, общеразвивающие упражнения, оздоровительная ходьба, бег, ходьба на лыжах. Также в ходе эксперимента в качестве дополнительных средств физического воспитания мы использовали оздоровительные (естественные) силы природы, оздоровительное плавание,

дыхательные, растягивающие, релаксационные упражнения.

Весь учебно-тренировочный процесс строился на основе одного цикла, связанный тремя этапами: а) подготовительным; б) развивающим; в) поддерживающим. Этапы обеспечивали долговременную устойчивую адаптацию систем организма на основе неуклонного по общей тенденции наращивания объема физических нагрузок и поэтапного обеспечения относительно стабильных промежуточных уровней адаптированности

В неделю проводилось три занятия продолжительностью от 45 до 60 минут. Все занятия проходили на открытом воздухе, дополнительно с целью активного проведения выходного дня одно занятие проводилось в плавательном бассейне. Структура занятий носила общепринятую форму (вводная, основная и заключительная части).

Анализ первого этапа обследования — до начала эксперимента показал примерно одинаковый уровень функциональной подготовленности. Исследование функциональной подготовленности испытуемых после проведения педагогического эксперимента выявило достоверное улучшение всех показателей, свидетельствующее о повышении резервов кардио-респираторной системы (табл. 1).

Урежение ЧСС в условиях физического покоя — один из важнейших эффектов физической тренировки, указывающий на то, что физические упражнения не вызывали нарушений нейрогуморальной регуляции сердца и способствовали повышению резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности [4]. Это один из важнейших эффектов тренировки, связанный с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой

системы [5]. В контрольной группе изменения данного показателя были недостоверны.

Достоверное снижение показателей артериального давления в экспериментальной группе свидетельствуют о том, что при выполнении физических упражнений состояния утомления организма не наблюдалось, следовательно, выполняемые упражнения были физиологически адекватны. Это создает условия для максимального усвоения энергетических и пластических компонентов крови клетками тканей организма и способствует формирования долговременной адаптации к систематической мышечной деятельности [2].

Анализ ответной реакции сердечно-сосудистой системы на выполнение теста PWC150 показал, что аэробные возможности возросли у занимающихся обеих групп, но более адаптационным оказался организм у испытуемых экспериментальной группы относительно участников контрольной. Таким образом, занятия по разработанной нами физкультурно-оздоровительной методике способствуют повышению физической работоспособности организма.

Подтверждением положительной роли физических упражнений являются и результаты проб, с задержкой дыхания как на вдохе (проба Штанге), так и на выдохе (проба Генчи), которые свидетельствуют об уровне обменных процессов организма, адаптации дыхательного центра к гипоксии.

Итак, судя по полученным результатам, разработанная методика физкультурно-оздоровительной тренировки оказывает более эффективное воздействие на функциональные резервы организма занимающихся, чем занятия общей физической подготовкой. Это обусловлено целенаправленным развитием выносливости за счет применения оздоровительного

ориентирования в сочетании с общеразвивающими, силовыми и дыхательными упражнениями.

Библиографический список

1. Гузич М.Э. Профессиограмма как средство повышения профессиональной квалификации / М.Э. Гузич // Проблемы учебно-методической и восстановительной работы в вузе : материалы II Межрегион. науч.-практич. конф., 27 февраля 2004 г. / Сургут. гос. ун-т. — Сургут : СурГУ, 2004. — Т. 1. — 170 с.

2. Колиненко Е.А. Повышение уровня физического состояния работников железнодорожного транспорта средствами физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Колиненко. — Хабаровск, 2001. — 24 с.

3. Матвеев Л.П. Что же это такое — оздоровительная физическая культура? / Л.П. Матвеев // ТиПФК. — 2005. — № 11. — С. 21-24.

4. Мильнер Е.Г. Медико-биологические основы массовой физической культуры / Е.Г. Мильнер. — Смоленск : СГИФК. — 1990. — 75 с.

5. Мильнер Е.Г. Формула бега / Е.Г. Мильнер. — М. : ФиС, 1997. — 192 с.

6. Оптимизация психофизического состояния человека, занимающегося различными видами профессиональной деятельности / Под ред. В. А. Нестеровой. — Хабаровск : Б. и., 2003. — 98 с.

7. Щодро М.В. Особенности деятельности судовых специалистов и направленность профессионально-прикладной физической подготовки курсантов / Щодро М.В. // Теория и практика физ. культуры. — 1993. — № 7. — С. 24 — 26.

ФАДИНА Ольга Олеговна, преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.

Статья поступила в редакцию 03.12.2008 г.

© О. О. Фадина

Книжная полка

Василькова, Т. А. Основы андрагогики [Текст] : учеб. пособие для вузов по специальности «Педагогика» / Т. А. Василькова. — М. : КНОРУС, 2009. — 251, [1] с. : табл. — Библиогр.: с. 249 — 250. — ISBN 978-5-390-00344-2.

С позиций достижений теории и практики раскрываются основы андрагогики, проблемы образования, воспитания и дидактики взрослых. Рассмотрены конкретные инновационные технологии (дистанционного и модульного обучения, обучения незанятого населения и пр.).

Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений, а также слушателей факультетов повышения квалификации, практических работников системы образования взрослых.

Ефремов, Е. Г. Психология воздействия [Текст] : учеб. пособие / Е. Г. Ефремов ; ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2008. — 99 с. : рис., табл. — Библиогр.: с. 98. — ISBN 978-5-8149-0644-1.

Автор пособия поставил перед собой цель представить студенту содержание основных теорий психологического воздействия и применяемых методов психологического анализа профессиональных ситуаций, включающих психологическое воздействие. Весь учебный материал в пособии разделен на три части. В первой части представлен конспект лекций по курсу. В соответствии с программой дается основное содержание по темам и предлагается перечень вопросов для самопроверки. Во второй части представлена общая программа учебной дисциплины, темы семинаров, вопросы для обсуждения и материалы для подготовки и выполнения практических работ. В третьей части даны задания для самостоятельной подготовки студентов и для самоконтроля по усвоению учебного материала. Пособие помогает формировать у студентов более глубокие знания по курсу «Психология воздействия».

По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.