УДК 79666 О. О. ФАДИНА
Омский государственный технический университет
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА РАБОЧИХ ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА________________________________________
Целью работы является экспериментальная проверка эффективности методики физкультурно-оздоровительной тренировки рабочих химического производства во внерабочее время. Методы исследования: анализ литературы и документальных материалов, тестирование, педагогический эксперимент. В результате исследования были получены положительные результаты, выразившиеся в достоверном приросте показателей физической и функциональной подготовленности, а также в снижении заболеваемости. Ключевые слова: работники химической промышленности, физическая подготовленность, заболеваемость, оздоровительное ориентирование.
Внедрение компьютерных технологий, автоматизация и механизация производства ускоряют производственные процессы, содействуют увеличению количественного показателя производимой продукции, но вместе с тем способствуют снижению двигательной активности и ухудшению здоровья работников. Возможным решением проблемы сохранения здоровья работников, профилактики профессиональных заболеваний и поддержания на высоком уровне функционального состояния организма рабочих является организация и внедрение во внерабочее время различных форм профессионально-прикладной и оздоровительной физической культуры.
Непосредственно прикладная физическая подготовка к труду имеет оздоровительное значение, но ее оздоровительный эффект в определенной мере лимитирован особенностями трудовых операций [3]. В настоящее время, когда Федеральная целевая программа развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 гг. ставит задачу охватить до 30 % населения физической культурой и спортом, становится актуальной разработка оптимальных форм, средств и методов оздоровительной физической культуры, с целью снижения заболеваемости, повышения уровня здоровья и качества жизни, росту ее продолжительности. На этой основе мы посчитали необходимым с рабочими химического производства проводить занятия физической культурой физкультурно-оздоровительной направленности.
Основную массу работников химического производства составляют люди второго периода среднего возраста — 35 — 45 лет. Мужчины среднего возраста — основной контингент, занятый в производственной сфере. Обладая большим запасом знаний, профессиональным и жизненным опытом, данная категория трудящихся представляет для общества особую ценность.
В целом сложились противоречия между требованиями современного производства к состоянию здо-
ровья, функциональной подготовленности рабочих химического производства среднего возраста и отсутствием научно обоснованных методик физкультурнооздоровительных занятий в свободное от работы время, повышающих уровень здоровья, двигательную активность данной категории населения.
В связи с выявленными противоречиями требует скорейшего решения проблема поиска и научного обоснования новых средств и методов, в наибольшей степени способствующих укреплению здоровья, длительному поддержанию работоспособности, развитию функциональных возможностей организма рабочих химического производства.
Цель работы — экспериментально проверить эффективность методики физкультурно-оздоровительной тренировки рабочих химического производства во внерабочее время.
Для достижения цели исследованиям мы применяли следующие методы: анализ литературы и документальных материалов, тестирование, педагогический эксперимент.
Для выявления эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент длительностью девять месяцев в естественных условиях — на базе спортивного комплекса. В эксперименте приняли участие рабочие химических производств г. Омска в возрасте 40 — 45 лет в количестве 36 мужчин. Контрольная группа в составе 18 человек занималась общей физической подготовкой, занятия проходили исключительно в спортивном зале. Экспериментальная (18 человек) — по предложенной нами комплексной оздоровительной методике, экспериментальным фактором которой являлось проведение комплексных занятий на основе оздоровительного ориентирования на открытом воздухе. Занятия в обеих группах проходили три раза в неделю, длительность одного занятия составляла 1 час.
Результаты исследования: при планировании процесса оздоровительной физической культуры с
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (76) 2009
Таблица 1
Изменение показателей функциональной подготовленности рабочих химического производства до и после педагогического эксперимента
Показатель фун кциональн ой подготовленности Этап тестирования ЭГ КГ Достоверность различий Рр
X ± т п—18 р1 X ± т п—18 р2
ЧСС, уд/мин 1 83±0,9 <0,001 84±0,97 >0,05 >0,05
2 72±1,03 82± 1,04 <0,001
АДс, мм рт. ст. 1 127±0,97 <0,05 130±1,3 >0,05 >0,05
2 120±1,3 128±0,97 <0,05
АДд, мм рт. ст. 1 83±1,4 <0,05 85±0,8 >0,05 >0,05
2 75±0,9 83±0,97 <0,001
ЖЕЛ, л 1 3,4±0,05 <0,001 3,5±0,05 >0,05 >0,05
2 3,8±0,05 3,6±0,04 <0,05
МПК, л/мин 1 2,3±0,05 <0,05 2,3±0,04 <0,001 >0,05
2 3,0±0,03 2,5±0,03 <0,001
PWC1 5 0 гм/мин 1 610±5,2 <0,001 612±5,8 <0,05 >0,05
2 790±7,1 665±7,8 <0,001
проба Штанге, сек. 1 50 ±0,97 <0,001 53±1,04 <0,001 <0,05
2 88±0,7 70±0,8 <0,001
проба Генчи, сек. 1 23±0,8 <0,001 26±0,8 <0,001 <0,05
2 51±1,2 40±0,7 <0,001
Примечание: 1— тестирование до начала эксперимента; 2 — тестирование после проведения эксперимента Р1 — достоверность различия конечных величин; Р2 — достоверность различия конечных величин.
прикладной направленностью рекомендуется учитывать динамику структуры профессиональных особенностей и дифференцировать выбор средств физического воспитания для своевременной адаптации организма к конкретным условиям производственной деятельности [1, 6, 7].
Необходимость применения оздоровительной физической культуры для рабочих химического производства в возрасте 40 — 45 лет не вызывает сомнения, так как в этом возрасте происходит естественное снижение работы функций всех систем организма, к тому же эти негативные изменения усугубляются воздействием факторов производственной среды.
Нами была разработана комплексная оздоровительная методика с прикладной направленностью на основе оздоровительного ориентирования для рабочих химического производства, реализуемая в зависимости от режима труда и отдыха.
Применение разработанной методики позволило решить следующие задачи: сокращение величины влияния отрицательных факторов производственной среды на профессиональное здоровье; улучшение функционального состояния организма занимающихся. При проведении занятий по разработанной методике мы опирались на основные принципы физического воспитания: сознательность и активность, систематичность, постепенность, адекватность.
В разработанной методике в качестве основных средств физической культуры мы применяли: оздоровительное ориентирование на местности, общеразвивающие упражнения, оздоровительная ходьба, бег, ходьба на лыжах. Также в ходе эксперимента в качестве дополнительных средств физического воспитания мы использовали оздоровительные (естественные) силы природы, оздоровительное плавание,
дыхательные, растягивающие, релаксационные упражнения.
Весь учебно-тренировочный процесс строился на основе одного цикла, связанный тремя этапами: а) подготовительным; б) развивающим; в) поддерживающим. Этапы обеспечивали долговременную устойчивую адаптацию систем организма на основе неуклонного по общей тенденции наращивания объема физических нагрузок и поэтапного обеспечения относительно стабильных промежуточных уровней адаптированности
В неделю проводилось три занятия продолжительностью от 45 до 60 минут. Все занятия проходили на открытом воздухе, дополнительно с целью активного проведения выходного дня одно занятие проводилось в плавательном бассейне. Структура занятий носила общепринятую форму (вводная, основная и заключительная части).
Анализ первого этапа обследования — до начала эксперимента показал примерно одинаковый уровень функциональной подготовленности. Исследование функциональной подготовленности испытуемых после проведения педагогического эксперимента выявило достоверное улучшение всех показателей, свидетельствующее о повышении резервов кардио-респираторной системы (табл. 1).
Урежение ЧСС в условиях физического покоя — один из важнейших эффектов физической тренировки, указывающий на то, что физические упражнения не вызывали нарушений нейрогуморальной регуляции сердца и способствовали повышению резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности [4]. Это один из важнейших эффектов тренировки, связанный с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой
системы [5]. В контрольной группе изменения данного показателя были недостоверны.
Достоверное снижение показателей артериального давления в экспериментальной группе свидетельствуют о том, что при выполнении физических упражнений состояния утомления организма не наблюдалось, следовательно, выполняемые упражнения были физиологически адекватны. Это создает условия для максимального усвоения энергетических и пластических компонентов крови клетками тканей организма и способствует формирования долговременной адаптации к систематической мышечной деятельности [2].
Анализ ответной реакции сердечно-сосудистой системы на выполнение теста PWC150 показал, что аэробные возможности возросли у занимающихся обеих групп, но более адаптационным оказался организм у испытуемых экспериментальной группы относительно участников контрольной. Таким образом, занятия по разработанной нами физкультурно-оздоровительной методике способствуют повышению физической работоспособности организма.
Подтверждением положительной роли физических упражнений являются и результаты проб, с задержкой дыхания как на вдохе (проба Штанге), так и на выдохе (проба Генчи), которые свидетельствуют об уровне обменных процессов организма, адаптации дыхательного центра к гипоксии.
Итак, судя по полученным результатам, разработанная методика физкультурно-оздоровительной тренировки оказывает более эффективное воздействие на функциональные резервы организма занимающихся, чем занятия общей физической подготовкой. Это обусловлено целенаправленным развитием выносливости за счет применения оздоровительного
ориентирования в сочетании с общеразвивающими, силовыми и дыхательными упражнениями.
Библиографический список
1. Гузич М.Э. Профессиограмма как средство повышения профессиональной квалификации / М.Э. Гузич // Проблемы учебно-методической и восстановительной работы в вузе : материалы II Межрегион. науч.-практич. конф., 27 февраля 2004 г. / Сургут. гос. ун-т. — Сургут : СурГУ, 2004. — Т. 1. — 170 с.
2. Колиненко Е.А. Повышение уровня физического состояния работников железнодорожного транспорта средствами физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Колиненко. — Хабаровск, 2001. — 24 с.
3. Матвеев Л.П. Что же это такое — оздоровительная физическая культура? / Л.П. Матвеев // ТиПФК. — 2005. — № 11. — С. 21-24.
4. Мильнер Е.Г. Медико-биологические основы массовой физической культуры / Е.Г. Мильнер. — Смоленск : СГИФК. — 1990. — 75 с.
5. Мильнер Е.Г. Формула бега / Е.Г. Мильнер. — М. : ФиС, 1997. — 192 с.
6. Оптимизация психофизического состояния человека, занимающегося различными видами профессиональной деятельности / Под ред. В. А. Нестеровой. — Хабаровск : Б. и., 2003. — 98 с.
7. Щодро М.В. Особенности деятельности судовых специалистов и направленность профессионально-прикладной физической подготовки курсантов / Щодро М.В. // Теория и практика физ. культуры. — 1993. — № 7. — С. 24 — 26.
ФАДИНА Ольга Олеговна, преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.
Статья поступила в редакцию 03.12.2008 г.
© О. О. Фадина
Книжная полка
Василькова, Т. А. Основы андрагогики [Текст] : учеб. пособие для вузов по специальности «Педагогика» / Т. А. Василькова. — М. : КНОРУС, 2009. — 251, [1] с. : табл. — Библиогр.: с. 249 — 250. — ISBN 978-5-390-00344-2.
С позиций достижений теории и практики раскрываются основы андрагогики, проблемы образования, воспитания и дидактики взрослых. Рассмотрены конкретные инновационные технологии (дистанционного и модульного обучения, обучения незанятого населения и пр.).
Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений, а также слушателей факультетов повышения квалификации, практических работников системы образования взрослых.
Ефремов, Е. Г. Психология воздействия [Текст] : учеб. пособие / Е. Г. Ефремов ; ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2008. — 99 с. : рис., табл. — Библиогр.: с. 98. — ISBN 978-5-8149-0644-1.
Автор пособия поставил перед собой цель представить студенту содержание основных теорий психологического воздействия и применяемых методов психологического анализа профессиональных ситуаций, включающих психологическое воздействие. Весь учебный материал в пособии разделен на три части. В первой части представлен конспект лекций по курсу. В соответствии с программой дается основное содержание по темам и предлагается перечень вопросов для самопроверки. Во второй части представлена общая программа учебной дисциплины, темы семинаров, вопросы для обсуждения и материалы для подготовки и выполнения практических работ. В третьей части даны задания для самостоятельной подготовки студентов и для самоконтроля по усвоению учебного материала. Пособие помогает формировать у студентов более глубокие знания по курсу «Психология воздействия».
По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ