УДК 796:378.015.132
О. О. ФАДИНА
Омский государственный технический университет
№
ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Целью работы явилось практическое обоснование реализации модели профессионально-прикладной физической подготовки студентов нефтехимических специальностей. В результате исследования были получены положительные сдвиги в физической подготовленности студентов нефтехимических факультетов.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, физическая подготовленность, студенты.
Химическая промышленность Омска, как и вся промышленность России, длительное время переживала глубокий кризис. Однако уже несколько лет в этой отрасли наметились и крепнут положительные тенденции. Это касается в той или иной степени всех химических производств города — и нефтеперерабатывающего завода, и завода пластмасс, и завода синтетического каучука, и омского шинного завода, и немалочисленных малых химических предприятий.
Такая тенденция незамедлительно повлекла за собой увеличение абитуриентов, поступающих на нефтехимические специальности вузов. На сегодняшний день насчитывается несколько сотен нефтехимических факультетов в вузах, а специальностей — десятки тысяч. Основные их отличия определяются особенностями предмета, технологии и внешних условий конкретного труда и выражаются в специфике трудовой деятельности, входящих в нее операций, действий. Всем этим обусловлены объективно неодинаковые требования к функциональным возможностям, физическим и другим качествам людей, профессионально занимающихся тем или иным видом труда.
Одним из главных факторов будущей успешной профессиональной деятельности студентов нефтехимических специальностей является их физическая готовность к действиям как в обычных, так и в экстремальных условиях. Успехи в освоении профессиональной деятельности во многом зависят от уровня развития соответствующих профессионально важных физических качеств [1]. Влияние того или иного качества на эффективность профессиональной деятельности меняется с повышением профессионального мастерства самого студента [2].
В рамках обучения в высших учебных заведениях возможна реализация данных потребностей общества посредством совершенствования раздела профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) будущих специалистов. Одним из решающих условий успешного протекания данного процесса является его моделирование. На основе полученного опыта была разработана модель
профессионально-прикладной физической подготовки студентов нефтехимических специальностей на основе элементов оздоровительного ориентирования [3].
Для реализации практической части разработанной модели ППФП был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 32 студента нефтехимических специальностей. Из них 16 составили экспериментальную группу, занятия в которой проводились в соответствии с разработанной моделью ППФП, на основе элементов оздоровительного ориентирования. Занятия в контрольной группе (16 человек) проводились по традиционной программе третьего поколения для вузов.
В начале и конце учебного года были проведены тестирования основных физических качеств (выносливости, скоростно-силовых способностей, силы, быстроты и гибкости), с использованием стандартных тестов, предусмотренных учебной программой вуза. Для оценки выносливости применялся 12-минутный тест Купера; скорост-но-силовых качеств — прыжок в длину с места; силы — подтягивание на перекладине; быстроты — бег 100 м, гибкость оценивалась по тесту — «наклон вперёд». Кроме того, была проведена динамометрия кистей рук и спины.
При сравнении показателей выносливости (12-минутный тест Купера) после окончания эксперимента более высокий прирост результатов наблюдался в экспериментальной группе — на 0,6 км, но статистически достоверных изменений выявлено не было. В контрольной — менее значительный — на 0,2 км (р < 0,001).
Повышение уровня выносливости в экспериментальной группе было ожидаемо, так как основная работа, выполняемая в оздоровительном ориентировании, носила непрерывный характер.
Несмотря на то что основным средством разработанной модели явились элементы оздоровительного ориентирования, значительное развитие получили и другие физические качества, так как занятия носили комплексный характер. Так, например, у испытуемых экспериментальной группы
показатели силы правой и левой кисти улучшились на 6 кг (р < 0,05) и 5 кг (р < 0,05) соответственно. Эти же показатели возросли в контрольной группе на 1 кг, но статистически достоверных результатов не выявлено.
Оценка разницы в результатах экспериментальной и контрольной групп по силе кисти показала, что в экспериментальной группе наблюдается тенденция к более существенному повышению уровня развития силы левой и правой кисти по отношению к контрольной группе. Возросла сила мышц спины как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Тем не менее более значимое увеличение произошло у занимающихся по разработанной нами модели ППФП на основе оздоровительного ориентирования. Выносливость мышц спины достоверно (р < 0,001) повысилась на 7 кг в экспериментальной группе и на 2 кг (р > 0,05) — в контрольной.
Оценка разницы в результатах экспериментальной и контрольной групп по силе кисти показала, что в экспериментальной группе наблюдается тенденция к более существенному повышению уровня развития силы левой и правой кисти по отношению к контрольной группе. Возросла сила мышц спины, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Тем не менее более значимое увеличение произошло у занимающихся по предложенной нами модели на основе элементов оздоровительного ориентирования. Выносливость мышц спины достоверно (р < 0,001) повысилась на 7 кг в экспериментальной группе и на 2 кг (р > 0,05) — в контрольной.
Подобные результаты оказались и в тесте «подтягивание на перекладине». В экспериментальной группе показатель статистически достоверно улучшился на 3 раза, в то время как в контрольной группе на 2 раза (р < 0,001 ).
Повышение силовой выносливости у занимающихся экспериментальной группы в вышеназванных упражнениях мы объясняем систематическим использованием силовых упражнений.
Для выявления уровня развития скоростно-си-ловых способностей был проведен тест «прыжок в длину с места». Сравнивая подготовленность занимающихся экспериментальной и контрольной групп по прыжкам в длину с места, мы отмечаем отсутствие статистической достоверности различий между их исходными результатами в этом упражнении (р > 0,05). После проведения эксперимента в экспериментальной группе произошли статистически достоверные изменения (р < 0,001) на 11 см, в контрольной группе данный показатель улучшился относительно незначительно — на 7 см (р < 0,05). За изучаемый период занимающиеся улучшили свои результаты, что свидетельствует не только об увеличении взрывной силы мышц ног, но и о совершенствовании координации движений.
Такое изменение показателя в экспериментальной группе подтверждает развитие скоростно-сило-вых способностей при занятиях оздоровительным
ориентированием, так как по мере преодоления дистанции ориентировщик вынужден ежеминутно производить нестандартные движения, регулировать длину шага при беге, преодолевая пространства, покрытые различной растительностью, луга, подъемы и спуски разной крутизны, огибая встречающиеся на пути препятствия.
В контрольной группе занимающиеся выполняли различные прыжковые упражнения, которые способствовали развитию «взрывной силы» — качества, влияющего на результат в прыжке с места.
Анализ полученных данных показал, что после проведения эксперимента произошли положительные сдвиги в уровне развития гибкости в обеих группах, но занимающиеся экспериментальной группы превзошли испытуемых контрольной группы. Так, данный показатель в экспериментальной группе увеличился в среднем на 3 см (р < 0,001), в контрольной — соответственно на 1 см (р > 0,05).
Обобщая результаты тестирования, констатируем, что за период педагогического эксперимента в обеих группах произошли позитивные изменения показателей физической подготовленности занимающихся.
Сравнивая результаты экспериментальной и контрольной групп, отмечаем, что в экспериментальной группе произошел более значительный рост результатов в упражнениях, характеризующихся проявлением способности к общей выносливости, силы и гибкости. Занимающиеся контрольной группы также улучшили результаты (р < 0,005) почти во всех упражнениях. Исключение составили упражнения на гибкость.
Библиографический список
1. Федотова, Л. В. Методика развития профессионально-важных психофизических качеств будущих менеджеров государственной службы средствами физической культуры :
автореф..... канд. пед. наук / Л. В. Федотова. — Хабаровск,
2006. - 24 с.
2. Молоткова, В. А. Проектирование системы формирования профессиональной культуры инженера средствами физического воспитания : моногр. / Н. В. Молоткова, В. А. Гриднев, А. Н. Груздев. - Тамбов : ТГТУ, 2010. - 144 с.
3. Фадина, О. О. Проектирование модели профессионально-прикладной физической подготовки студентов нефтехимических факультетов / О. О. Фадина // Омский научный вестник. - 2013. - № 3 (119). - С. 180-183.
ФАДИНА Ольга Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.10.2014 г. © О. О. Фадина