Научная статья на тему 'Повышение физической подготовленности студентов нефтехимических специальностей технического вуза'

Повышение физической подготовленности студентов нефтехимических специальностей технического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / PROFESSIONAL AND APPLICATION-ORIENTED PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL FITNESS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фадина Ольга Олеговна

Целью работы явилось практическое обоснование реализации модели профессионально-прикладной физической подготовки студентов нефтехимических специальностей. В результате исследования были получены положительные сдвиги в физической подготовленности студентов нефтехимических факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фадина Ольга Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of physical fitness of students of petrochemical specialties of technical university

The purpose of the paper is practical justification for implementation of professional and application-oriented physical training model for students of petrochemical specialties. As a result of research improvements in physical fitness of students of petrochemical faculties are obtained.

Текст научной работы на тему «Повышение физической подготовленности студентов нефтехимических специальностей технического вуза»

УДК 796:378.015.132

О. О. ФАДИНА

Омский государственный технический университет

ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Целью работы явилось практическое обоснование реализации модели профессионально-прикладной физической подготовки студентов нефтехимических специальностей. В результате исследования были получены положительные сдвиги в физической подготовленности студентов нефтехимических факультетов.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, физическая подготовленность, студенты.

Химическая промышленность Омска, как и вся промышленность России, длительное время переживала глубокий кризис. Однако уже несколько лет в этой отрасли наметились и крепнут положительные тенденции. Это касается в той или иной степени всех химических производств города — и нефтеперерабатывающего завода, и завода пластмасс, и завода синтетического каучука, и омского шинного завода, и немалочисленных малых химических предприятий.

Такая тенденция незамедлительно повлекла за собой увеличение абитуриентов, поступающих на нефтехимические специальности вузов. На сегодняшний день насчитывается несколько сотен нефтехимических факультетов в вузах, а специальностей — десятки тысяч. Основные их отличия определяются особенностями предмета, технологии и внешних условий конкретного труда и выражаются в специфике трудовой деятельности, входящих в нее операций, действий. Всем этим обусловлены объективно неодинаковые требования к функциональным возможностям, физическим и другим качествам людей, профессионально занимающихся тем или иным видом труда.

Одним из главных факторов будущей успешной профессиональной деятельности студентов нефтехимических специальностей является их физическая готовность к действиям как в обычных, так и в экстремальных условиях. Успехи в освоении профессиональной деятельности во многом зависят от уровня развития соответствующих профессионально важных физических качеств [1]. Влияние того или иного качества на эффективность профессиональной деятельности меняется с повышением профессионального мастерства самого студента [2].

В рамках обучения в высших учебных заведениях возможна реализация данных потребностей общества посредством совершенствования раздела профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) будущих специалистов. Одним из решающих условий успешного протекания данного процесса является его моделирование. На основе полученного опыта была разработана модель

профессионально-прикладной физической подготовки студентов нефтехимических специальностей на основе элементов оздоровительного ориентирования [3].

Для реализации практической части разработанной модели ППФП был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 32 студента нефтехимических специальностей. Из них 16 составили экспериментальную группу, занятия в которой проводились в соответствии с разработанной моделью ППФП, на основе элементов оздоровительного ориентирования. Занятия в контрольной группе (16 человек) проводились по традиционной программе третьего поколения для вузов.

В начале и конце учебного года были проведены тестирования основных физических качеств (выносливости, скоростно-силовых способностей, силы, быстроты и гибкости), с использованием стандартных тестов, предусмотренных учебной программой вуза. Для оценки выносливости применялся 12-минутный тест Купера; скорост-но-силовых качеств — прыжок в длину с места; силы — подтягивание на перекладине; быстроты — бег 100 м, гибкость оценивалась по тесту — «наклон вперёд». Кроме того, была проведена динамометрия кистей рук и спины.

При сравнении показателей выносливости (12-минутный тест Купера) после окончания эксперимента более высокий прирост результатов наблюдался в экспериментальной группе — на 0,6 км, но статистически достоверных изменений выявлено не было. В контрольной — менее значительный — на 0,2 км (р < 0,001).

Повышение уровня выносливости в экспериментальной группе было ожидаемо, так как основная работа, выполняемая в оздоровительном ориентировании, носила непрерывный характер.

Несмотря на то что основным средством разработанной модели явились элементы оздоровительного ориентирования, значительное развитие получили и другие физические качества, так как занятия носили комплексный характер. Так, например, у испытуемых экспериментальной группы

показатели силы правой и левой кисти улучшились на 6 кг (р < 0,05) и 5 кг (р < 0,05) соответственно. Эти же показатели возросли в контрольной группе на 1 кг, но статистически достоверных результатов не выявлено.

Оценка разницы в результатах экспериментальной и контрольной групп по силе кисти показала, что в экспериментальной группе наблюдается тенденция к более существенному повышению уровня развития силы левой и правой кисти по отношению к контрольной группе. Возросла сила мышц спины как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Тем не менее более значимое увеличение произошло у занимающихся по разработанной нами модели ППФП на основе оздоровительного ориентирования. Выносливость мышц спины достоверно (р < 0,001) повысилась на 7 кг в экспериментальной группе и на 2 кг (р > 0,05) — в контрольной.

Оценка разницы в результатах экспериментальной и контрольной групп по силе кисти показала, что в экспериментальной группе наблюдается тенденция к более существенному повышению уровня развития силы левой и правой кисти по отношению к контрольной группе. Возросла сила мышц спины, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Тем не менее более значимое увеличение произошло у занимающихся по предложенной нами модели на основе элементов оздоровительного ориентирования. Выносливость мышц спины достоверно (р < 0,001) повысилась на 7 кг в экспериментальной группе и на 2 кг (р > 0,05) — в контрольной.

Подобные результаты оказались и в тесте «подтягивание на перекладине». В экспериментальной группе показатель статистически достоверно улучшился на 3 раза, в то время как в контрольной группе на 2 раза (р < 0,001 ).

Повышение силовой выносливости у занимающихся экспериментальной группы в вышеназванных упражнениях мы объясняем систематическим использованием силовых упражнений.

Для выявления уровня развития скоростно-си-ловых способностей был проведен тест «прыжок в длину с места». Сравнивая подготовленность занимающихся экспериментальной и контрольной групп по прыжкам в длину с места, мы отмечаем отсутствие статистической достоверности различий между их исходными результатами в этом упражнении (р > 0,05). После проведения эксперимента в экспериментальной группе произошли статистически достоверные изменения (р < 0,001) на 11 см, в контрольной группе данный показатель улучшился относительно незначительно — на 7 см (р < 0,05). За изучаемый период занимающиеся улучшили свои результаты, что свидетельствует не только об увеличении взрывной силы мышц ног, но и о совершенствовании координации движений.

Такое изменение показателя в экспериментальной группе подтверждает развитие скоростно-сило-вых способностей при занятиях оздоровительным

ориентированием, так как по мере преодоления дистанции ориентировщик вынужден ежеминутно производить нестандартные движения, регулировать длину шага при беге, преодолевая пространства, покрытые различной растительностью, луга, подъемы и спуски разной крутизны, огибая встречающиеся на пути препятствия.

В контрольной группе занимающиеся выполняли различные прыжковые упражнения, которые способствовали развитию «взрывной силы» — качества, влияющего на результат в прыжке с места.

Анализ полученных данных показал, что после проведения эксперимента произошли положительные сдвиги в уровне развития гибкости в обеих группах, но занимающиеся экспериментальной группы превзошли испытуемых контрольной группы. Так, данный показатель в экспериментальной группе увеличился в среднем на 3 см (р < 0,001), в контрольной — соответственно на 1 см (р > 0,05).

Обобщая результаты тестирования, констатируем, что за период педагогического эксперимента в обеих группах произошли позитивные изменения показателей физической подготовленности занимающихся.

Сравнивая результаты экспериментальной и контрольной групп, отмечаем, что в экспериментальной группе произошел более значительный рост результатов в упражнениях, характеризующихся проявлением способности к общей выносливости, силы и гибкости. Занимающиеся контрольной группы также улучшили результаты (р < 0,005) почти во всех упражнениях. Исключение составили упражнения на гибкость.

Библиографический список

1. Федотова, Л. В. Методика развития профессионально-важных психофизических качеств будущих менеджеров государственной службы средствами физической культуры :

автореф..... канд. пед. наук / Л. В. Федотова. — Хабаровск,

2006. - 24 с.

2. Молоткова, В. А. Проектирование системы формирования профессиональной культуры инженера средствами физического воспитания : моногр. / Н. В. Молоткова, В. А. Гриднев, А. Н. Груздев. - Тамбов : ТГТУ, 2010. - 144 с.

3. Фадина, О. О. Проектирование модели профессионально-прикладной физической подготовки студентов нефтехимических факультетов / О. О. Фадина // Омский научный вестник. - 2013. - № 3 (119). - С. 180-183.

ФАДИНА Ольга Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.

Адрес для переписки: aofadin@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.10.2014 г. © О. О. Фадина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.