Научная статья на тему 'Повышение функциональных резервов организма студенток в процессе реализации комплексной методики профессионально-прикладной физической подготовки'

Повышение функциональных резервов организма студенток в процессе реализации комплексной методики профессионально-прикладной физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ / СТЕП-АЭРОБИКА / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / STUDENTS / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эммерт Мария Сергеевна, Фадина Ольга Олеговна, Мараховская Оксана Валериевна

Результаты нашего исследования служат фактическим материалом для разработки и внедрения в практику программ профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов по управлению персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эммерт Мария Сергеевна, Фадина Ольга Олеговна, Мараховская Оксана Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving functional reserves of students in process of implementing comprehensive methodology professionally-applied physical training

Our research results serve as facts for development and practical application of professionally oriented physical training programs for prospective HR managers.

Текст научной работы на тему «Повышение функциональных резервов организма студенток в процессе реализации комплексной методики профессионально-прикладной физической подготовки»

УДК 796:378.147

М. С. ЭММЕРТ О. В. МАРАХОВСКАЯ О. О. ФАДИНА

Омский государственный технический университет

ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОК В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ_

Результаты нашего исследования служат фактическим материалом для разработки и внедрения в практику программ профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов по управлению персоналом. Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, студенты, степ-аэробика.

Вопрос о подборе эффективных средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки студенток, будущих специалистов по управлению персоналом, их рациональное сочетание для более эффективного воспитания профессионально важных физических и психических качеств остается открытым. В связи с вышеизложенным необходима реализация профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) будущих специалистов по управлению персоналом в учебном процессе в рамках образовательного стандарта дисциплины «Физическая культура».

Предлагаемая комплексная методика, основана на внедрении специально подобранных средств (модифицированные композиции дубль степ-аэробики, подвижные игры и прикладные упражнения) в практический раздел учебной программы дисциплины «Физическая культура», с увеличением количества часов на профессионально-прикладную физическую подготовку с 5,5 % до 45,7 % от общего количества часов. Комплексная методика профессионально-прикладной физической подготовки направлена на повышение уровня профессионально важных физических, психических качеств и функциональных возможностей будущих специалистов по управлению персоналом.

Реализация комплексной методики возможна при соблюдении организационно-педагогических условий проведения профессионально-прикладной физической подготовки (подготовительный, базовый и заключительный периоды) в течение учебного года, с комплексным использованием дубль степ-аэробики, как основного средства, подвижных игр и прикладных упражнений в качестве дополнительных средств для будущих специалистов по управлению персоналом.

Опыт проведенных нами исследований позволил сделать заключение, что даже одни и те же по величине воздействия физической нагрузки со вре-

менем утрачивают способность к функциональным сдвигам, так как организм адаптируется к ним. Эффект зависит от ряда факторов, в число которых входит величина нагрузки, которую можно определить по частоте сердечных сокращений (ЧСС) [1].

При планировании учебно-тренировочных занятий степ-аэробикой использовались методы разучивания танцевальных композиций, рекомендованные [2], в основе которых лежит поточный способ обучения двигательным действиям.

Развивающий характер каждого занятия обеспечивался общей продолжительностью двигательной активности в 60 минут при интенсивности, характеризующейся средней ЧСС, равной 133,2 уд/мин [3]. Высота степ-платформ составляла 20 см, при которой тренировочный эффект относится ко II зоне относительной мощности, где происходит чисто аэробная работа, направленная на развитие кардиореспираторных возможностей организма [4]. В разработанной нами методике повышение нагрузки на занятиях степ-аэробикой осуществлялось без изменения высоты платформы, но за счет повышения темпа музыкального сопровождения, включения движений рук, использования одновременно двух степ-платформ.

Модифицированная композиция дубль степ-аэробики включала в себя все ранее изученные движения ног, согласованные с движениями рук. Она содержала сложнокоординационные элементы, переходы от одной степ-платформы к другой, смену мест занимающихся и большое количество движений рук с гимнастическими палками (укороченной длины, 50 см). Движения рук выполнялись не только в темп музыки, но и на один музыкальный акцент выполнялось два движения. Были включены подбрасывания и перебрасывания палки, которые выполнялись между двумя студентками. Такие элементы позволили нам дополнительно воздействовать на координацию рук, проявлять максимальное

сосредоточение внимания, мышления во время разучивания и выполнения комплекса.

Для определения уровня функциональной подготовленности мы использовали следующие показатели: ЧСС, уд/мин РШС170, кг/м/мин; МПК (абс.), л/мин; МПК (отн.), мл/кг/мин.

Исследование динамики показателя МПК (абс.) выявило достоверное повышение показателя в экспериментальной группе (ЭГ) и контрольной группе (КГ) (Р<0,01) соответственно. При этом в ЭГ в начале эксперимента средний арифметический показатель соответствовал сниженному уровню МПК (абс.) — 1,75 л/мин, а к концу эксперимента — 2,02 л/мин и соответствовал среднему уровню. В КГ на начало эксперимента средний результат, показанный студентками, был 1,66 л/мин, а к концу эксперимента составил 1,86 л/мин, но остался в рамках сниженного уровня [5].

В начале педагогического эксперимента студентки ЭГ показали результат МПК (отн.), равный 31,5 мл/кг/мин, что соответствует сниженному уровню [6], к концу эксперимента этот результат составил 36,6 мл/кг/мин, следовательно, уровень МПК (отн.) к концу эксперимента соответствует удовлетворительному.

Уровень физической работоспособности (РШС170) в ЭГ на начало эксперимента составлял 594,7 кг/м/мин и соответствовал среднему, к концу эксперимента этот показатель повысился до 668,6 кг/м/мин, но остался в пределах средней оценки. В КГ в начале эксперимента средний показатель — 559,04 кг/м/мин, в конце эксперимента — 575,5 кг/м/мин, что также находится в пределах средней оценки физической работоспособности. При этом в конце эксперимента в ЭГ произошли статистически достоверные изменения показателя РШС 170 (Р<0,05), в КГ подобных изменений не произошло (Р>0,05).

Положительный достоверный прирост показателей, характеризующих функциональную подготовленность, мы обосновываем применением степ-аэробики в качестве основного средства ППФП студенток. Повышение функциональных резервов

организма студенток связано, прежде всего, с выполнением упражнений в зоне преимущественно умеренной мощности в течение всей основной части занятия (аэробной и силовой).

Библиографический список

1. Эммерт, М. С. Комплексная методика профессионально-прикладной физической подготовки студенток, будущих специалистов по управлению персоналом / М. С. Эммерт // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2011. - № 5. - С.74 - 76.

2. Аэробика: Теория и методика : в 2 т. / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. — М. : Федерация аэробики России, 2002. — Т. 1. - 232 с.

3. Штих, Е. А. Содержание физического воспитания студенток вузов с преимущественным использованием средств степ-аэробики : дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Штих. - Краснодар, 2008 - 125 с.

4. Жерносек, А. М. Технологии применения занятий степ-аэробикой в оздоровительной тренировке : дис. ... канд. пед. наук / А. М. Жерносек. - М., 2007. - 129 с.

5. Карпман, В. Л. Тестирование в спортивной медицине / В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. - М. : ФиС, 1988. - 208 с.

6. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер. - М. : ФиС, 1987. - 192 с.

ЭММЕРТ Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.

Адрес для переписки: [email protected] ФАДИНА Ольга Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.

Адрес для переписки: ао1а<3т@уап<3ех.т МАРАХОВСКАЯ Оксана Валериевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.10.2014 г. © М. С. Эммерт, О. В. Мараховская, О. О. Фадина

Книжная полка

Бреслов, И. С. Дыхание и мышечная активность человека в спорте / И. С. Бреслов, Н. И. Волков, Р. В. Томбовцева. - М. : Советский спорт, 2013. - 336 с. - ISBN 978-5-971-80583-0.

Предлагаемое вниманию читателей руководство по физиологии дыхания представляет синтез современных представлений о физиологических и биохимических процессах, обусловливающих газообмен в тканях и эффективную регуляцию организменных функций, направленных на поддержание газового го-меостаза при мышечной активности. Авторы руководства — проф. И. С. Бреслав (Цефат, Израиль), проф. Н. И. Волков и проф. Р. В. Тамбовцева (Москва, Россия) — известные специалисты в области физиологии дыхания и биохимии мышечной деятельности. В книге наряду с изложением основ физиологии дыхания человека подробно освещаются вопросы сопряженности функций тканевого дыхания, транспорта газов с кровью и легочной респирации при мышечной работе. Приводятся результаты экспериментального изучения динамики респираторных функций в различных условиях мышечной деятельности и установления взаимосвязи параметров легочной вентиляции с показателями энергетической стоимости упражнения и состоянием физической работоспособности человека.

Книга рассчитана на широкий круг специалистов в области спорта и физической культуры — тренеров и преподавателей физического воспитания, спортивных врачей, студентов и аспирантов физкультурных учебных заведений — и всех тех, кто интересуется медицинскими проблемами трудовой и спортивной деятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.