УДК 796:378.147
М. С. ЭММЕРТ О. В. МАРАХОВСКАЯ О. О. ФАДИНА
№
Омский государственный технический университет
ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОК В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ_
Результаты нашего исследования служат фактическим материалом для разработки и внедрения в практику программ профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов по управлению персоналом. Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, студенты, степ-аэробика.
Вопрос о подборе эффективных средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки студенток, будущих специалистов по управлению персоналом, их рациональное сочетание для более эффективного воспитания профессионально важных физических и психических качеств остается открытым. В связи с вышеизложенным необходима реализация профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) будущих специалистов по управлению персоналом в учебном процессе в рамках образовательного стандарта дисциплины «Физическая культура».
Предлагаемая комплексная методика, основана на внедрении специально подобранных средств (модифицированные композиции дубль степ-аэробики, подвижные игры и прикладные упражнения) в практический раздел учебной программы дисциплины «Физическая культура», с увеличением количества часов на профессионально-прикладную физическую подготовку с 5,5 % до 45,7 % от общего количества часов. Комплексная методика профессионально-прикладной физической подготовки направлена на повышение уровня профессионально важных физических, психических качеств и функциональных возможностей будущих специалистов по управлению персоналом.
Реализация комплексной методики возможна при соблюдении организационно-педагогических условий проведения профессионально-прикладной физической подготовки (подготовительный, базовый и заключительный периоды) в течение учебного года, с комплексным использованием дубль степ-аэробики, как основного средства, подвижных игр и прикладных упражнений в качестве дополнительных средств для будущих специалистов по управлению персоналом.
Опыт проведенных нами исследований позволил сделать заключение, что даже одни и те же по величине воздействия физической нагрузки со вре-
менем утрачивают способность к функциональным сдвигам, так как организм адаптируется к ним. Эффект зависит от ряда факторов, в число которых входит величина нагрузки, которую можно определить по частоте сердечных сокращений (ЧСС) [1].
При планировании учебно-тренировочных занятий степ-аэробикой использовались методы разучивания танцевальных композиций, рекомендованные [2], в основе которых лежит поточный способ обучения двигательным действиям.
Развивающий характер каждого занятия обеспечивался общей продолжительностью двигательной активности в 60 минут при интенсивности, характеризующейся средней ЧСС, равной 133,2 уд/мин [3]. Высота степ-платформ составляла 20 см, при которой тренировочный эффект относится ко II зоне относительной мощности, где происходит чисто аэробная работа, направленная на развитие кардиореспираторных возможностей организма [4]. В разработанной нами методике повышение нагрузки на занятиях степ-аэробикой осуществлялось без изменения высоты платформы, но за счет повышения темпа музыкального сопровождения, включения движений рук, использования одновременно двух степ-платформ.
Модифицированная композиция дубль степ-аэробики включала в себя все ранее изученные движения ног, согласованные с движениями рук. Она содержала сложнокоординационные элементы, переходы от одной степ-платформы к другой, смену мест занимающихся и большое количество движений рук с гимнастическими палками (укороченной длины, 50 см). Движения рук выполнялись не только в темп музыки, но и на один музыкальный акцент выполнялось два движения. Были включены подбрасывания и перебрасывания палки, которые выполнялись между двумя студентками. Такие элементы позволили нам дополнительно воздействовать на координацию рук, проявлять максимальное
сосредоточение внимания, мышления во время разучивания и выполнения комплекса.
Для определения уровня функциональной подготовленности мы использовали следующие показатели: ЧСС, уд/мин РШС170, кг/м/мин; МПК (абс.), л/мин; МПК (отн.), мл/кг/мин.
Исследование динамики показателя МПК (абс.) выявило достоверное повышение показателя в экспериментальной группе (ЭГ) и контрольной группе (КГ) (Р<0,01) соответственно. При этом в ЭГ в начале эксперимента средний арифметический показатель соответствовал сниженному уровню МПК (абс.) — 1,75 л/мин, а к концу эксперимента — 2,02 л/мин и соответствовал среднему уровню. В КГ на начало эксперимента средний результат, показанный студентками, был 1,66 л/мин, а к концу эксперимента составил 1,86 л/мин, но остался в рамках сниженного уровня [5].
В начале педагогического эксперимента студентки ЭГ показали результат МПК (отн.), равный 31,5 мл/кг/мин, что соответствует сниженному уровню [6], к концу эксперимента этот результат составил 36,6 мл/кг/мин, следовательно, уровень МПК (отн.) к концу эксперимента соответствует удовлетворительному.
Уровень физической работоспособности (РШС170) в ЭГ на начало эксперимента составлял 594,7 кг/м/мин и соответствовал среднему, к концу эксперимента этот показатель повысился до 668,6 кг/м/мин, но остался в пределах средней оценки. В КГ в начале эксперимента средний показатель — 559,04 кг/м/мин, в конце эксперимента — 575,5 кг/м/мин, что также находится в пределах средней оценки физической работоспособности. При этом в конце эксперимента в ЭГ произошли статистически достоверные изменения показателя РШС 170 (Р<0,05), в КГ подобных изменений не произошло (Р>0,05).
Положительный достоверный прирост показателей, характеризующих функциональную подготовленность, мы обосновываем применением степ-аэробики в качестве основного средства ППФП студенток. Повышение функциональных резервов
организма студенток связано, прежде всего, с выполнением упражнений в зоне преимущественно умеренной мощности в течение всей основной части занятия (аэробной и силовой).
Библиографический список
1. Эммерт, М. С. Комплексная методика профессионально-прикладной физической подготовки студенток, будущих специалистов по управлению персоналом / М. С. Эммерт // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2011. - № 5. - С.74 - 76.
2. Аэробика: Теория и методика : в 2 т. / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. — М. : Федерация аэробики России, 2002. — Т. 1. - 232 с.
3. Штих, Е. А. Содержание физического воспитания студенток вузов с преимущественным использованием средств степ-аэробики : дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Штих. - Краснодар, 2008 - 125 с.
4. Жерносек, А. М. Технологии применения занятий степ-аэробикой в оздоровительной тренировке : дис. ... канд. пед. наук / А. М. Жерносек. - М., 2007. - 129 с.
5. Карпман, В. Л. Тестирование в спортивной медицине / В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. - М. : ФиС, 1988. - 208 с.
6. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер. - М. : ФиС, 1987. - 192 с.
ЭММЕРТ Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: [email protected] ФАДИНА Ольга Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: ао1а<3т@уап<3ех.т МАРАХОВСКАЯ Оксана Валериевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.10.2014 г. © М. С. Эммерт, О. В. Мараховская, О. О. Фадина
Книжная полка
Бреслов, И. С. Дыхание и мышечная активность человека в спорте / И. С. Бреслов, Н. И. Волков, Р. В. Томбовцева. - М. : Советский спорт, 2013. - 336 с. - ISBN 978-5-971-80583-0.
Предлагаемое вниманию читателей руководство по физиологии дыхания представляет синтез современных представлений о физиологических и биохимических процессах, обусловливающих газообмен в тканях и эффективную регуляцию организменных функций, направленных на поддержание газового го-меостаза при мышечной активности. Авторы руководства — проф. И. С. Бреслав (Цефат, Израиль), проф. Н. И. Волков и проф. Р. В. Тамбовцева (Москва, Россия) — известные специалисты в области физиологии дыхания и биохимии мышечной деятельности. В книге наряду с изложением основ физиологии дыхания человека подробно освещаются вопросы сопряженности функций тканевого дыхания, транспорта газов с кровью и легочной респирации при мышечной работе. Приводятся результаты экспериментального изучения динамики респираторных функций в различных условиях мышечной деятельности и установления взаимосвязи параметров легочной вентиляции с показателями энергетической стоимости упражнения и состоянием физической работоспособности человека.
Книга рассчитана на широкий круг специалистов в области спорта и физической культуры — тренеров и преподавателей физического воспитания, спортивных врачей, студентов и аспирантов физкультурных учебных заведений — и всех тех, кто интересуется медицинскими проблемами трудовой и спортивной деятельности человека.