ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013
УДК 796:378
О. О. ФАДИНА
Омский государственный технический университет
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ
Целью работы явилось проектирование модели профессионально-прикладной физической подготовки студентов нефтехимических факультетов. Методы исследования: анализ литературы и документальных материалов. В результате исследования была разработана модель профессионально-прикладной физической подготовки студентов нефтехимических факультетов на основе оздоровительного ориентирования.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, моделирование физкультурной деятельности, студенты.
Введение. Нефтехимическая промышленность принадлежит к числу базовых отраслей российской индустрии и имеет принципиальное значение для развития всех сегментов отечественной экономики. Очень быстрое развитие этой отрасли стало причиной интенсивного притока в них капитальных вложений, улучшение и обновление структуры производственных фондов, что, в свою очередь, вызвало потребность значительного увеличения числа специалистов в этой сфере и, как следствие, привело к увеличению количества абитуриентов в вузы на соответствующие специальности. Несмотря на перенасыщение рынка труда, спрос на специалистов данной области очень высок.
При этом современные технологии, автоматизация и интенсификация, ускоряя производственные процессы, не только содействуют увеличению количественного показателя производимой продукции, но и оказывают неблагоприятное влияние на жизнедеятельность самого человека, его здоровье и образ жизни [1, 2]. По мнению ученых в области медицины, физиологии труда и теории физической культуры, наиболее эффективным средством повышения трудовой и социальной деятельности людей является приобщение их к занятиям физической культурой [3, 4].
Физическое воспитание студентов вузов это педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений связанных с ними знаний, а также на воспитание физических и психических качеств с учетом условий и характера их предстоящей профессиональной деятельности.
Одним из решающих условий успешного протекания данного процесса является его проектирование. Необходимой составной частью проектирования любой инновационной деятельности, позволяющей сравнивать и оценивать варианты проектных решений, имитировать реальные процессы развития, принимать решения о выборе альтернатив является ее моделирование [3]. Моделирование широко используется в проектировании для представления и преобразования объектов, явлений или процессов, которых еще нет в реальности или они по каким-то причинам недоступны.
В рамках проектирования модель позволяет: создавать образы объектов или явлений; имитировать реальные процессы будущей деятельности; проигрывать, сравнивать и оценивать возможные результаты проектирования; делать обоснованный выбор одного из альтернативных вариантов решения проблем [5].
По мнению А. Н. Дахина (2003) [6] и И. А. Колесниковой (2007) [5], модель — это искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физических конструкций или формул, подобный исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта. Она позволяет установить взаимосвязи структурных компонентов, определенные особенности и условия развития каждого этапа экспериментальной работы.
Построение модели — один из способов для предстоящей организации практических действий, как бы образцово правильных практических действий и их результатов [7]. При этом необходимо соблюдение требований, предъявляемых к моделям: ин-герентность (достаточная степень согласованности создаваемой модели со средой, в которой ей предстоит функционировать); простота (из-за необходимости оперирования с ней как с рабочим инструментом) и адекватность [8]. Принципами применения педагогических моделей являются: адаптивность (к внешним и внутренним условиям протекания воспитательно-образовательного процесса); кумуля-тивность (накопление праксиологического эффекта, от применения различных моделей) [9].
Цель исследования — проектирование модели физкультурной деятельности профессиональноприкладной физической подготовки (ППФП) студентов нефтехимических факультетов.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, документальных материалов, анкетирование.
Результаты исследования. Анализ литературы по вопросам физической подготовки студентов свидетельствует, что имеется противоречие между потребностями современного производства в здоровых высококвалифицированных кадрах и сниженным уровнем физической подготовленности и
181
Формирование ценностного отношения к здоровью Развитие профессионально ажных физ. и псих, качеств Повышение физической, функциональной, психической подготовленности
1 Г 1 Г 1 Г
1 Г
Содержание деятельности
Использование оздоровительного ориентирования и его разновидностей, а также комплекса специальных упражнений (с картой и компасом), направленных на развитие внимания, мышления, памяти как основного средства
Применение суставной гимнастики, комплекса силовых упражнений и использование природного фактора в качестве дополнительных средств
расширение знании в области здорового образа жизни
Организационно-педагогические условия реализации ППФП
і 1
Г * і
рациональная организация двигательного режима вовлечение в процесс ППФП повышение интереса к физкультурной деятельности повышение ф из культур но-образовательного уровня
і ♦
Этапы реализации ППФП
і
информационно-диагностический
- выявление условий предстоящей трудовой деятельности;
- исследование физической, психической и функциональной подготовленности.
организационно-деятельностным
- определение цели, постановка задач;
- определение направлений и разработка содержания деятельности;
- реализация проектируемой ППФП.
контрольно-прогностическии
- повторное исследование физической, психической подготовленности и функциональных показателей организма.
Результат: улучшение здоровья, повышение работоспособности, развитие профессионально важных качеств
Рис. 1. Модель профессионально-прикладной физической подготовки студентов нефтехимических факультетов
ІсЮиО И УсШЯУЛЯ ВУЯЗЭЬИШФ ЕЮ2 (бЮ Е5Ы ЯИН13Э0 ИІЯНЬЛУН иияоио
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013
активности будущих специалистов, а также необходимость совершенствования различных форм профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
Накопленный педагогический и методический опыт использования средств физической культуры позволил приступить к разработке модели ППФП студентов на основе оздоровительного ориентирования (рис. 1).
Моделирование как процесс находится в контексте пошаговой образовательной стратегии. Это предполагает наличие определенных последовательных этапов, стадий развертывания модели во времени и пространстве; нормирования прохождения каждого из этапов; пошагового установления обратной связи.
Предложенная модель основана на результатах комплексного изучения условий предстоящей трудовой деятельности, основных профессионально важных качеств и анализа заболеваемости специалистов нефтехимической промышленности [10]. Задачами ППФП студентов явились: содействие сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня физической, психической и функциональной подготовленности, повышение общей и профессиональной работоспособности, снижение заболеваемости; формирование мотивационно-ценностного отношения к использованию различных средств, повышению физической активности; расширение знаний в области здорового образа жизни, самостоятельного использования рекомендуемых средств физической культуры.
При разработке модели ППФП студентов нами учитывались такие факторы, как: предстоящие санитарно-гигиенические условия труда, особенности будущей трудовой деятельности студентов, функциональное состояние важнейших систем организма, мотивации и потребности в двигательной деятельности.
Для данной группы профессий (нефтехимическое производство) из многочисленных форм физической культуры более всего, на наш взгляд, подходит оздоровительное ориентирование и его разновидности.
Специфика труда будущих специалистов — монотонность, воздействие гипокинезии и влияние вредных факторов производственной среды — обусловила выбор оздоровительного ориентирования.
Этот вид физической культуры, по нашему мнению, способствует снятию напряжения с «рабочих» мышечных групп, обеспечивает активную стабилизацию позвоночника, улучшает обменно-трофические процессы, развивает выносливость, и, кроме того, требует проявления творчества и решения тактических задач.
При этом оздоровительное ориентирование в качестве основного средства физической культуры может явиться наиболее необходимым видом профессионально-прикладной физической подготовки, так как:
— занятия круглогодично проходят на природе, на открытом воздухе, что особенно важно для улучшения работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
— лес или парковая зона (места занятий оздоровительным ориентированием) имеются в любом районе города и области и не требуют больших материально-финансовых затрат;
— большая моторная плотность занятий оздоровительным ориентированием позволяет сократить
их продолжительность до 1 — 1,5 часа с сохранением тренирующего режима, что особенно важно в рамках учебной программы студентов.
Суставная гимнастика — это комплекс специально подобранных упражнений, направленных на нормализацию функций суставов и позвоночника. Применение суставной гимнастики предлагается проводить в подготовительной части занятий, что способствует активизации деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.
Также разработана теоретическая часть, включающая естественнонаучные основы оздоровительной физической культуры, методические основы физкультурно-оздоровительной деятельности, оздоровительного воздействия природных факторов, методы регистрации физиологических показателей и ведение дневника самоконтроля.
Занятия должны проводиться в определенной последовательности и с заданной направленностью. Только в этом случае они могут оказать наиболее эффективное воздействие на укрепление здоровья и повышение функциональных возможностей организма занимающихся.
Заключение. На основе анализа и обобщения данных об эффективности оздоровительного ориентирования, а также учитывая интерес студентов к данному виду двигательной активности, разработана и обоснована модель ППФП студентов нефтехимических факультетов. Реализация модели ППФП на основе оздоровительного ориентирования возможна при соблюдении следующих организационно-педагогических условий: рациональной организации двигательного режима, вовлечении в процесс физкультурной деятельности, повышении интереса к физической культуре и физкультурно-образовательного уровня.
Библиографический список
1. Фурманов, А. Г. Теоретические и организационно-методические основы производственной физической культуры : дис. ... д-ра пед. наук в форме научного доклада / А. Г. Фурманов. — Минск, 1992. — 61 с.
2. Белов, В. И. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие / В. И. Белов, Ф. Ф. Михайлович. — М, 1999. — 166 с.
3. Речапов, Д. С. Проектирование и реализация здоровьесберегающей деятельности школы в сфере физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д. С. Речапов. — Тюмень, 2007. — 26 с.
4. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. — М. : Олимпия-Пресс, 2005. — 528 с.
5. Новиков, А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — М. : Эгвес, 2004. — 119 с.
6. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. — М. : Изд. центр «Академия», 2007. — 284 с.
7. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А. Н. Дахин // Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 21-26.
8. Ахметова, М. Н. Проектная культура будущего учителя / М. Н. Ахметова // Школьные технологии. - 2004. - № 4. -С. 210-216.
9. Манжелей, И. В. Педагогические модели физического воспитания / И. В. Манжелей // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - № 4. - 2006. - С. 2-6.
10. Фадина, О. О. Характеристика труда работников химической промышленности / О. О. Фадина // Естествозна-