вит жизнь. А это как раз и является важнейшим элементом общей культуры.
Знакомство с основными понятиями стохастики необходимо для того, чтобы мы могли познавать окружающий мир и создавать одну из научно обоснованных картин этого мира. Применение стохастики в естествознании, технике, экономике, медицине, лингвистике и т.д. приобретает все возрастающее значение. Именно поэтому при изучении курса математики приходится сталкиваться с наукой о случайном, изучение которой способствует лучшему пониманию взаимосвязей между действительностью и математикой, математических моделей действительности. Вот почему знания из области стохастики должны стать важнейшей частью общей культуры и одним из обязательных элементов в воспитании и обучении учащихся профильных классов.
литература
1. Мойсенко А.В. Концепция школьного математического образования / А.В. Мойсенко // Школа самоопределения. Шаг второй. М.: АО «Политекст», 1994. С.392 - 422.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: ООО «А ТЕМП», 2008. 944 с.
3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова [и др.]. М.: Большая Рос. энцикл., 2003. 528 с.
4. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. 576 с.
5. Чупахин Н.П. Математическая культура и культура математики / Н.П. Чупахин // Все-сибирские чтения по математике и механике: тез. докл. Междунар. конф. Томск: Изд-во ТГУ, 1997. С. 265 - 266.
About stochastic culture of students of specialized classes in comprehensive school
Significancy of stochastic culture in the formation of general culture of students of specialized classes in comprehensive school is examined as well as its basic constituents.
Key words: culture, mathematical culture, stochastics, stochastic culture.
в.а. замараев, е.а. колиненко
(Хабаровск)
организация
рекреационно-досуговой деятельности работников железнодорожного транспорта
Представлены результаты экспериментального исследования организации индивидуальной физкультурно-оздоровительной работы служащих на железнодорожном транспорте.
Ключевые слова: организация, самостоятельная, рекреация, физическая культура.
Происходящие в российском обществе социально-экономические изменения выдвигают необходимость адаптации ранее сложившейся системы физкультурнооздоровительной работы на производстве к новым реалиям общественного устройства.
Социологический опрос, проведенный нами среди работников одной из базовых отраслей Дальневосточного региона - Дальневосточной железной дороги (200 человек, средний возраст - 38 лет), показал, что физическими упражнениями оздоровительной направленности желали бы заниматься в свободное от работы время более половины опрошенных (57,5%), в процессе рабочего дня - 18%. 24,5% опрошенных никакими формами и видами физической культуры заниматься не желают. Различными формами физической культуры занимаются лишь 5%.
Цель данного исследования - совершенствование организационно-методичес -ких основ самостоятельных занятий физическими упражнениями на производстве в нерабочее время.
Задачи исследования:
1) разработать и внедрить методику физкультурно-оздоровительных занятий для работников железнодорожного транспорта в нерабочее время с учётом возраста, пола и уровня физического состояния;
2) оценить эффективность внедрения разработанной физкультурнооздоровительной методики на предприятии железнодорожного транспорта (локомотивное депо ст. Хабаровск-11).
© Замараев В.А., Колиненко Е.А., 2009
Структурная схема экспериментальной программы
Исследования проводились на предприятии ржд - дВЖд «локомотивное депо станции Хабаровск-П». для выявления эффективности систематических физических упражнений в годичном цикле, выполняемых в свободное от работы время по индивидуально составленным планам, был осуществлён педагогический эксперимент, в котором приняли участие 100 работников депо - мужчин в возрасте от 20 до 49 лет, не занимающихся систематически физической культурой. Работники цехов и эксплуатационного состава были равно представлены в контрольных и экспериментальных группах. численность каждой группы составляла 50 человек. группы достоверно не различались по показателям физической и функциональной подготовленности (Р<0,05).
Перед практической реализацией поставленных исследовательских задач участники экспериментальной группы прошли трёхнедельный курс обучения по разработанной нами экспериментальной программе дополнительного непрофессионального образования работников железнодорожного транспорта по физической культуре (см. схему). Программа включает в себя теоретический и прак-
тический разделы. теоретический раздел посвящён формированию системы знаний о физической культуре и её значении в профессиональной деятельности работников железнодорожного транспорта. Практический раздел направлен на формирование навыков практической самореализации, методических знаний, умений и навыков по организации и проведению самостоятельных занятий физическими упражнениями.
с целью совершенствования профессиональной подготовки к участию в процессе планирования, организации и проведения эксперимента привлекались студенты дальневосточной государственной академии физической культуры. совместная научно-педагогическая работа велась на основе авторской методики интегративного непрерывного дополнительного научно-образовательного процесса профессионально-прикладной направленности, разработанного для студентов вуза физической культуры [2].
Исходная величина показателя ИФИ у участников эксперимента в среднем находилась на уровне 2,59 балла, что свидетельствовало о достаточно хорошем адаптационном потенциале системы кровообращения. Это позволило широко использовать основные средства физической культуры. учитывая состояние здоровья участников эксперимента, наличие на предприятии спортивного оборудования, а также климатические условия дальнего Востока, в методику мы включили циклические упражнения аэробной направленности, такие как ходьба, бег, ходьба на лыжах. В качестве средств общего физического развития аэробной направленности использовались упражнения на тренажёрах и гимнастические упражнения.
контрольная группа вела обычный образ жизни с присущим ему двигательным режимом. Экспериментальная - по разработанной нами программе. На начальном этапе в течение трёх недель проводились исследования медикобиологических показателей, а также коррекция предлагаемой нагрузки с учётом возраста и уровня функциональной подготовленности занимающихся. В ходе исследования регулярно проводился контроль посещаемости работниками занятий и выполнения комплек-
Таблица 1
план тренировочных занятий для возраста 20 - 29 лет с уФС выше среднего
№ п/п день недели Вид занятий дозировка, мин Пульсовый режим в диапазоне, уд./мин Методические указания
1 Понедельник Бег 40 - 60 150 - 160 темп средний
г имнастические упражнения 45 150 - 160
2 среда упражнения на тренажёрах 90 150 - 160 темп средний
3 Пятница г имнастические упражнения 45 150 - 160
Бег 40 - 60 150 - 160 темп средний
4 суббота Прогулки 120
са разработанных упражнений, велись педагогические наблюдения и снимались показатели частоты сердечных сокращений (чсс), артериального давления (Ад), массы тела. рассчитывались уровень физического состояния (уФс) и прогнозируемая максимальная работоспособность. текущий медицинский контроль за состоянием здоровья участников эксперимента осуществляли работники здравпункта.
Примерный план тренировочных занятий для возрастных категорий 20 - 29 лет, 30 - 39 лет, 40 - 49 лет с учётом уровня физического состояния (выше среднего, высоким, ниже среднего) представлен в табл. 1 - 3. В зимний период бег может быть заменён на лыжные прогулки.
В возрасте 20 - 29 лет с уровнем физического состояния выше среднего интенсивность нагрузки - 70% МПк, чсс =80% (220 - возраст). общее количество занятий в неделю - 3 - 4. Сдельный объем времени на все виды занятий - 6 - 8 часов.
В возрасте 30 - 39 лет с высоким уровнем физического состояния интенсивность нагрузки - 65 - 75% МПк, ЧCC = 75% (220 - возраст). количество занятий в неделю - 3 - 4. Недельный объем времени на все виды занятий - не менее 6 часов.
В возрасте 40 - 49 лет с уровнем физического состояния ниже среднего интенсивность нагрузки - 50% МПк, чсс = 65% (220 - возраст). количество занятий в неделю - 3 - 4 раза. Недельный объем времени на все виды занятий - не менее 6 часов.
Апробация разработанной модели организации физкультурнооздоровительной работы на производстве в режиме свободного и внерабочего времени позволила получить положительную динамику показателей физического состояния. так, анализ деятельности сердечно-сосудистой системы в экспериментальной группе выявил снижение частоты сердечных сокращений на 4,34 уд/мин (р<0,05). Это один из важ-
Таблица 2
план тренировочных занятий для возраста 30 - 39 лет с высоким уФС
№ п/п день недели Вид занятий дозировка, мин Пульсовый режим в диапазоне, уд./мин Методические указания
1 Понедельник упражнения на тренажёрах 90 135 - 142 темп средний
Бег 20 - 40
2 среда г имнастические упражнения 45 135 - 142
3 Пятница Бег 40 - 60 135 - 14. темп средний
г имнастические упражнения 45 135 - 142
4 суббота Прогулки 120
Таблица 3
План тренировочных занятий для возраста 40 - 49 лет с УФС ниже среднего
№ п/п День недели Вид занятий Дозировка, мин Пульсовый режим в диапазоне, уд./мин Методические указания
1 Понедельник Гимнастические упражнения 45 110 - 115 Темп медленный
Оздоровительная ходьба (лыжи) 30 - 40 110 - 115 Темп средний
2 Среда Упражнения на тренажёрах 90 110 - 115 Темп средний
3 Пятница Оздоровительная ходьба (лыжи) 30 - 40 110 - 115 Темп средний
Г имнастические упражнения 45 110 - 115 Темп медленный
4 Суббота Прогулки 120
нейших эффектов тренировки, связанный с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы [1; 3]. В контрольной группе изменения данного показателя были недостоверны. В процессе эксперимента было отмечено снижение систолического АД в экспериментальной группе с 132,1±0,28 до 127,6±0,11 мм.рт.ст. (Р < 0,05), диастолического АД - с 73,0±0,06 до 70,5± 0,03 мм.рт.ст. (Р<0,05). В данной группе испытуемых наблюдалось также достоверное увеличение жизненного индекса (ЖИ) (Р<0,05) и коэффициента выносливости (кВ) (Р<0,05).
В начале эксперимента показатель индекса Керде, отражающий активность отделов вегетативной нервной системы, был отрицательным, что свидетельствует о преобладании парасимпатического тонуса. К концу эксперимента данный показатель у занимающихся по предложенной методике достоверно снизился (р<0,05). У остальных участников эксперимента снижение данного показателя было недостоверным. Показатели уровня физи-
ческого состояния (УФС) в начале эксперимента у лиц, занимавшихся по экспериментальной методике, соответствовали среднему уровню. В процессе апробации физкультурно-оздоровительной методики в экспериментальной групе был зафиксирован рост показателей УФС на 0,026 усл. ед. (Р<0,05) и прогнозируемой работоспособности на 8,6 Вт (Р<0,05). В контрольной группе изменения данных показателей были недостоверными (Р>0,05).
Для оценки влияния разработанной физкультурно-оздоровительной методики на профессионально важные качества (согласно перечню показателей, содержащихся в приказе МПС РФ № 226-У от 25.11.1993 г.) было проведено тестирование работников локомотивных бригад (по 25 человек из экспериментальной и контрольной групп). Исследовались скоростные способности - быстрота как способность к экстренным двигательным реакциям по показателям стрес-соустойчивости, времени переключения внимания, эмоциональной устой-
Таблица 4
Изменение профессионально важных качеств работников эксплуатационного состава за период эксперимента, мс
Показатель Контрольная группа Экспериментальная группа
Х±т Х±т t Р Х±т Х±т t Р
до после до после
Стрессоустойчивость 0,356± 0,01 0,352± 0,03 0,57 >0,05 0,350± 0,02 0,337± 0,17 3,5 <0,05
Время переключения 78±3, 9 77,2± 3,8 0,16 >0,05 80±3,5 74±3,1 1,7 <0,05
Эмоциональная устойчивость ° 3 50 160,8± 0,3 1,6 >0,05 155,7± 0,5 154,2± 3,6 1,5 >0,05
чивости (помехоустойчивости). По результатам тестирования было отмечено, что у испытуемых экспериментальной группы достоверно улучшились показатели стрессоустойчивости и время переключения внимания (см. таб. 4 на с. 123).
В контрольной группе результаты тестирования не выявили достоверных изменений. Таким образом, разработанная нами методика индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности способствует повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, росту резервных возможностей аппарата кровообращения, системы дыхания, улучшению психофизиологических показателей, обеспечивающих безопасность трудовой деятельности работников эксплуатационного состава. Положительные результаты исследования позволяют рекомендовать разработанную методику физического воспитания трудящихся для приобщения их к занятиям физической культурой.
Литература
1. Апанасенко Г.Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теория и практика физической культуры. 1988. № 6. С. 29 - 30.
2. Замараев В.А. Инновационная система совершенствования непрерывного образовательного процесса по курсу анатомии в вузах физической культуры / В.А. Замараев // Вестн. УГТУ-УПИ: сб. науч. ст. / под ред. И.В. Брызгалова. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2006. №10 (81). Вып. 6. Т.1. С. 35 - 37.
3. Мильнер Е.Г. Формула жизни: медикобиологические основы оздоровительной физической культуры. М.: ФиС, 1991. 112 с.: ил. (Наука - здоровью)
Organisation of recreational leisure activity of employees of railway service
Experimental results of organisation of individual health and fitness work of employees on railroad transport are presented.
Key words: organisation, individual, recreation, physical culture.
с.В. романов (Волгоград)
роль СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Рассматриваются особенности формирования конфликтологической компетентности будущего педагога в системе студенческого самоуправления. Системообразующим звеном в трактовке конфликтологической компетентности выступают стратегии поведения в конфликтной ситуации. Выявлены уровни сформированности конфликтологической компетентности будущего педагога.
Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, система студенческого самоуправления, стратегии поведения в конфликтной ситуации, уровни сформированности конфликтологической компетентности будущего педагога.
Педагогическая деятельность характеризуется взаимодействием большого количества людей разных возрастных категорий и с различными представлениями, взглядами, жизненным опытом, что с неизбежностью порождает конфликтные ситуации. Для этого педагог должен обладать опытом разрешения конфликтных ситуаций, т.е. конфликтологической компетентностью.
Существует достаточно много работ, посвященных конфликтологической компетентности, в которых она определяется как совокупность различных компонентов. Так, например, А.А. Кузина понимает под конфликтологической компетентностью старшеклассников совокупность теоретических знаний, умений, навыков, позволяющих цивилизованно выстраивать общение и выбирать достойные варианты поведения в конфликтных ситуациях, и личностных смыслов, ориентирующих на полифоническое, многомерное восприятие мира, эмпатию, рефлексивность, толерантность, конструктивный диалог. В своем исследовании Д.В. Ивченко определяет конфликтологическую компетентность специалиста как интегральную характеристику субъ-
© Романов С.В., 2009