Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ МЕДИТАТИВНЫМИ ПРАКТИКАМИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ЛИЧНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ МЕДИТАТИВНЫМИ ПРАКТИКАМИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2215
672
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИТАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МОТИВАЦИОННО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наркевич А.В.

Развитие эмоционального интеллекта является неотъемлемой частью современного человека для достижения поставленных целей в жизни. Данное исследование может помочь в понимании специфики влияния длительных занятий медитативными практиками на эмоциональную сферу личности. В исследовании применялись теоретические, эмпирические и статистические методы. Результаты исследования свидетельствуют о том, что длительные занятия медитативными практиками приводят к увеличению способности личности понимать окружающих, мотивировать их, и влиять на их выбор и поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Наркевич А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF MEDITATIVE PRACTICES ON THE EMOTIONAL INTELLIGENCE OF THE INDIVIDUAL

The development of emotional intelligence is an integral part of modern man to achieve his goals in life. This study can help in understanding the specifics of the impact of long-term meditation practices on the emotional sphere of the individual. Theoretical, empirical and statistical methods were used in the study. The results of the study indicate that long-term meditation practices lead to an increase in the ability of a person to understand others, motivate them, and influence their choices and behavior.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ МЕДИТАТИВНЫМИ ПРАКТИКАМИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ЛИЧНОСТИ»

Влияние занятий медитативными практиками на эмоциональный интеллект личности

The influence of meditative practices on the emotional intelligence of the individual

Наркевич А. В.

кандидат технических наук, соискатель,

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова,

Россия, г. Москва E-mail: alnar@mail.ru

Narkevich А. V.

сandidate of Technical Sciences, applicant,

Yaroslavl state University. P. G. Demidova,

Russia, Moscow e-mail: alnar@mail.ru

Аннотация.

Развитие эмоционального интеллекта является неотъемлемой частью современного человека для достижения поставленных целей в жизни. Данное исследование может помочь в понимании специфики влияния длительных занятий медитативными практиками на эмоциональную сферу личности. В исследовании применялись теоретические, эмпирические и статистические методы. Результаты исследования свидетельствуют о том, что длительные занятия медитативными практиками приводят к увеличению способности личности понимать окружающих, мотивировать их, и влиять на их выбор и поведение.

Annotation.

The development of emotional intelligence is an integral part of modern man to achieve his goals in life. This study can help in understanding the specifics of the impact of long-term meditation practices on the emotional sphere of the individual. Theoretical, empirical and statistical methods were used in the study. The results of the study indicate that long-term meditation practices lead to an increase in the ability of a person to understand others, motivate them, and influence their choices and behavior.

Ключевые слова: медитативные практики, эмоциональный интеллект, мотивационно-эмоциональная

сфера.

Key words: meditative practices, emotional intelligence, motivational and emotional sphere.

Эмоциональная сфера является чрезвычайно важной составляющей в жизни человека. Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами, и отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [1].

В различных религиозных системах и духовных традициях отношение к эмоциям и чувствам весьма разнообразно: от полного аскетизма до полной включенности и проживания. В некоторых традициях отношение к ним избирательно, одни культивируются, другие подавляются, а некоторые являются высшей добродетелью, как например, сострадание в буддизме, в христианстве - любовь к ближнему.

Медитативные практики (МП) позволяют эффективно развивать эмоциональную сферу личности. Медитации способствуют разрешению проблем самоактуализации личности через открытие внутренних эмоциональных ресурсов, нахождение глубинной мотивации человека и приобретение права полностью проявлять свою индивидуальность [3, 4]. В таком состоянии преобладает мотивационно-эмоциональная сфера мышления, а не рационально-логический интеллект и превалирует духовность как направленность к самому себе, к другим людям и высшим силам.

Эмоции, связанные с расширенными состояниями сознания, охватывают широкий спектр и выходят значительно дальше повседневного опыта человека - от крайних проявлений эмоционального страдания до чувств вселенской любви, экстаза и восторга, небесной радости и блаженства и тотального мира и покоя.

Изучением сферы эмоций и чувств личности занимались такие известные ученые как Ч. Дарвин, У. Джеймс, Г. Ланге, З. Фрейд, С.Л. Рубинштейн, В. Вундт, В.П. Симонов, Д. Гоулман и другие.

Эмоциональный интеллект активно изучается в последние годы. Он является интегральной личностной характеристикой, обеспечивающей способность эффективно взаимодействовать с людьми, оказывать на них влияние на основе интуитивного понимания их чувств и потребностей. Впервые этот термин начали использоваться во второй половине прошлого века. Его содержание многократно изменялось, но современное понимание и его модель были описаны в начале 90-х П. Сэловеем и Дж. Майером.

Эмоциональный интеллект включает в себя [2]: самопознание (эмоциональная осведомленность); саморегуляцию; мотивацию (самомотивацию) и социальные навыки, а также эмпатию.

Актуальность исследования обусловлена потребностями в изучении влияния МП на уровень парциального эмоционального интеллекта испытуемых.

Гипотеза исследования. Занятия медитативными практиками влияют на эмоциональный интеллект испытуемых и повышают уровень развития каждого из компонентов: эмоциональной осведомленности, управления своими эмоциями, самомотивации, эмпатии и распознаванием эмоций других людей.

Для выявления особенностей влияния МП на эмоциональный интеллект, было проведено эмпирическое исследование на основе теста по методике М. Холла, которую представил Е. П. Ильин [2].

Методика предназначена для изучения способности испытуемых понимать отношения, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решения.

В исследовании в период 2018 - 2021 годы принимали участие 185 человек из различных городов России и за рубежа, которые были поделены на три группы [5].

Группа 1 (N1) - контрольная, в составе 58 человек, никогда не занимавшихся МП: 36 женщин в возрасте от 20 до 61 лет и 22 мужчины в возрасте от 26 до 62 лет.

Группа 2 (№) - экспериментальная - «начинающие», в составе 64 человек, которые находятся на начальном этапе освоения МП. Их стаж занятий составляет от нескольких месяцев до 3 лет. Среди них 44 женщины в возрасте от 24 до 60 лет и 20 мужчин в возрасте от 19 до 53 лет.

Группа 3 (№) - экспериментальная - «основная», в составе 63 человек со стажем постоянных практик от 3-х до 40 лет. Среди них 36 женщин в возрасте от 26 до 60 лет и 27 мужчин в возрасте от 28 до 64 лет.

Результаты теста подсчитывались с помощью ключей, прилагаемых автором. Полученные статистические данные обрабатывались на основе применения параметрических статистических методов для независимых выборок испытуемых N - N3 оперирующих параметрами нормального (гауссовского) распределения. Способы проверки наличия данного распределения случайной величины включали в себя построение гистограммы распределения, расчетов значений критерия Колмогорова-Смирнова, средних арифметических значений Мх, дисперсий Бх, стандартных отклонений сх, доверительных интервалов. Результаты расчетов представлены в таблице 1 и рисунке 1. Для наглядности на гистограмме указан максимальный уровень для каждой из шкал.

Таблица 1. Результаты эмпирического исследования выраженности уровня парциального эмоционального

интеллекта личности

Группа Количество измерений Мх Мх хmin xmax

- 0,95 +0,95

Эмоциональная осведомлённость

N1 58 9,67 8,29 11,05 -3,00 18,00 5,24

N2 64 12,94 12,05 13,83 5,00 18,00 3,56

N3 63 15,59 15,08 16,10 11,00 18,00 2,02

Управление своими эмоциями

N1 58 5,64 4,44 6,83 -9,00 17,00 4,55

N2 64 7,31 6,37 8,25 1,00 17,00 3,77

N3 63 9,49 8,30 10,68 -3,00 18,00 4,72

Самомотивация

N1 58 7,79 6,46 9,13 -8,00 18,00 5,09

N2 64 9,75 8,78 10,72 3,00 18,00 3,87

N3 63 11,78 10,69 12,87 3,00 18,00 4,33

Эмпатия

N1 58 8,66 7,36 9,95 -4,00 17,00 4,91

N2 64 10,72 9,64 11,80 2,00 18,00 4,33

N3 63 12,87 11,91 13,84 4,00 18,00 3,82

Распознавание эмоций других

N1 58 7,66 6,27 9,04 -9,00 15,00 5,27

N2 64 9,88 8,73 11,01 0,00 18,00 4,58

N3 63 12,37 11,38 13,35 4,00 19,00 3,92

20,0 16,0 12,0 8,0 4,0 0,0

9,7

12,9

15,6

8,0

ь

я т

ан с о е

ь н и

ан н ел н енл

о и м авл

ц о о д е в р п

м Уп

Э с о

5,6 7,3 9,5

8,0

7,8

9,8

1,8

« «

н о

8,7

0,

12,9

8,0

9,9 12,4

7,7

ат

п

м Э

8,0

е и

ЙЙ (ч

у

ва р й ав д е

зй о в §

пцл

со

э

Не медитирует □ Медитирует до 3-х лет □ Медитирует больше 3-х лет □ Максимальный уровень

Рисунок 1. Средние значения распределения данных теста трех групп

Анализ значений числовых характеристик, представленных в таблице 1 и на рисунке 1 показывает, что значения Мх, уровня парциального эмоционального интеллекта по шкалам возрастают от первой к третьей группе. Высокий уровень эмоциональной осведомленности показан группой №, средний уровень - у групп N и №. Средний уровень управления своими эмоциями, самомотивации, эмпатии и распознавания эмоций других показан у групп N - №, за исключением низкого уровня управление своими эмоциями у группы №.

Значения по группам в процентном соотношении от максимального значения имеют следующий вид: по шкале «Эмоциональная осведомлённость» в группе № - 54%, группе № - 72% и группе № - 87%; по шкале «Управление своими эмоциями» в группе № - 31%, группе №2 - 41% и группе № - 53%; по шкале «Самомотивация» в группе N1 - 43%, группе N2 - 54% и группе N3 - 65%; по шкале «Эмпатия» в группе N1 -48%, группе N2 - 60% и группе N3 - 72%; по шкале «Распознавание эмоций других» в группе N1 - 43%, группе

N2 - 55% и группе N3 - 69%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, испытуемые трех групп показали высокий, средний и низкий уровень парциального эмоционального интеллекта. Практикующие МП более трех лет имеют средние значения по шкале «Эмоциональная осведомлённость» выше на 33%; по шкале «Управление своими эмоциями» выше на 22%; по шкале «Самомотивация» выше на 22%; по шкале «Эмпатия» выше на 24%; по шкале «Распознавание эмоций других» выше на 26%, чем у контрольной группы.

Нормальность распределения определена визуально с помощью гистограмм и критерия нормальности Колмогорова-Смирнова.

Оценка статистических различий между тремя группами по уровню парциального эмоционального интеллекта проводилась с помощью однофакторного дисперсионного анализа на основе критерия Фишера [6]:

с2

77 _ °межгр

t = 12 ' ^внутригр

где 5МеЖгР - дисперсия совокупности, оцененная по выборочным средним (межгрупповая дисперсия);

(1)

52

^внутригр

- дисперсия совокупности, оцененная по выборочным дисперсиям (внутригрупповая дисперсия).

Гипотезы исследования:

- Но: группы не различаются по средним значениям количественного признака, то есть занятия МП не влияют на уровень парциального эмоционального интеллекта личности;

- Н1: группы различаются по средним значениям количественного признака, то есть занятия МП влияют на уровень парциального эмоционального интеллекта личности.

После вычисления F-критерия Fэмп его значение сравнивалось с критическим значением Fкр, указанным в таблицах [7]. В случае, если Fэмп равно или превышает Fкр для уровня значимости, равного 0,05, принимается альтернативная гипотеза Н1.

Апостериорные попарные сравнения полученных значений в группах проводились с помощью ^критерия Стьюдента. При значении р<0,05 существует различие в уровне признака между группами.

Результаты применения однофакторного дисперсионного анализа и ^критерия Стьюдента представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты применения однофакторного дисперсионного анализа трех групп и апостериорных

Наименование шкалы -Рэмп р-значение Ър ^критерий Стьюдента, р-значение

N1 -N2 N1 -N3 №-N3

Эмоциональная осведомленность 36,01 0,000 3,05 0,000 0,000 0,000

Управление своими эмоциями 12,38 0,000 3,05 0,028 0,000 0,005

Самомотивация 12,73 0,000 3,05 0,018 0,000 0,006

Эмпатия 14,72 0,000 3,05 0,015 0,000 0,004

Распознавание эмоций других людей 16,52 0,000 3,05 0,014 0,000 0,001

Анализ результатов расчетов, представленных в таблице 2, показывает, что значения Fэмп превышают Fкр для уровня значимости, равного 0,05. Следовательно, нулевая гипотеза Но отвергается, принимается гипотеза Ш, то есть занятия МП влияют на уровень парциального эмоционального интеллекта.

Апостериорные попарные сравнения полученных значений групп N1 - № с помощью ^критерия Стьюдента, показали следующее:

- значения шкалы «Эмоциональная осведомленность» группы N превышают значения группы N1 (р=0,000), а значения группы N3 превышают значения группы N1 (р=0,000) и группы N2 (р=0,000). Следовательно,

занятия МП раскрывают эмоциональное самосознание, расширяют и углубляют опыт эмоциональной сферы личности практикующих, являющийся необходимой основой интуитивного понимания себя и других людей;

- значения шкалы «Управление своими эмоциями» группы N2 превышают значения группы N (р=0,028), а значения группы N3 превышают значения группы N (р=0,000) и группы N2 (р=0,005). Следовательно, занятия МП усиливают у практикующих способность к эмоциональной резистентности, влиянию на собственные и чужие эмоции за счёт глубокой интеграции их в структуры личности;

- значения шкалы «Самомотивация» группы N2 превышают значения группы N (р=0,018), а значения группы N3 превышают значения группы N (р=0,000) и группы N2 (р=0,006). Следовательно, занятия МП усиливают у практикующих способность к эмоциональному самоконтролю, управлению отношением, что позволяет личности мотивировать себя и других самостоятельно без потери целостности, выбирать целесообразные чувства и отношения к миру, а также переводить эмоционально-чувственную энергию в конструктивные действия;

- значения шкалы «Эмпатия» группы N2 превышают значения группы N (р=0,015), а значения группы N3 превышают значения группы N (р=0,000) и группы N2 (р=0,004). Следовательно, занятия МП усиливают у практикующих эмоциональную отзывчивость, позволяющую сочувствовать другим, понимать их различные состояния;

- значения шкалы «Распознавание эмоций других людей» группы N2 превышают значения группы N (р=0,014), а значения группы N3 превышают значения группы N (р=0,000) и группы N2 (р=0,001). Следовательно, занятия МП усиливают у практикующих эмоциональную влиятельность и способность различать чувства других людей на основе более или менее выраженных внешних признаков.

Таким образом, эмпирически доказано, что средние показатели уровня парциального эмоционального интеллекта личности у занимающихся медитативными практиками более трех лет на 22 - 33 % выше, чем у контрольной группы. Испытуемыми третьей группы продемонстрирован высокий уровень эмоциональной осведомленности, что показывает глубину и широту эмоционального опыта личности, являющегося необходимой основой интуитивного понимания себя и других людей. Эмоциональная резистентность, низкая способность влиять на собственные и чужие эмоции выявлена у контрольной группы. Статистически значимые результаты свидетельствуют о том, что занятия медитативными практиками более трех лет приводят к увеличению способности личности понимать окружающих, мотивировать их, и влиять на их выбор и поведение.

Список используемой литературы:

1. Общая психология: Учебник для вузов / А. Маклаков .- СПб: Питер, 2003. - 592 с.

2. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.

3. Козлов В.В., Бубеев Ю.А. Измененные состояния сознания: системный анализ. Изд. третье, испр. доп. Саратов, изд. Вузовское образование, 2014, - 281 с.

4. Наркевич А.В., Козлов В.В. Исследование социально-психологических свойств личности лиц, занимающихся медитативными практиками. Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2020. № 2 веб-сайт: http://j .uniyar.ac.ru/index.php/vyrgu

5. Наркевич А.В. Особенности влияния занятий медитативными практиками на волевую саморегуляцию личности // Вестник интегративной психологии // Журнал для психологов. Вып. 22. /Под ред. В.В. Козлова, Ш.Р. Баратова, М.Н.Усмановой. - Бухара - Ярославль: МАПН, 2021. - с. 136-138.

6. Гржибовский А.М., Иванов С.В., Горбатова М.А. Сравнение количественных данных трех и более выборок с использованием программного обеспечения Statistika и SPSS: параметрические и непараметрические критерии. // Наука и здравоохранение, 4, 2016, с. 5-37.

7. Матвиенко С.В. Статистическая обработка данных психологического исследования: учебное пособие / С.В. Матвиенко. - М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2013, - 167 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.