Научная статья на тему 'Взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта и профессиональной дезадаптации личности'

Взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта и профессиональной дезадаптации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1684
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МОДЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОНОМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ / ПОЗИТИВНАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУДЬБЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ерохина Елена Владимировна

Рассмотрены современные подходы к интерпретации сущности эмоционального интеллекта (ЭИ). Показана противоречивость сложившихся моделей ЭИ (модели способностей и модели смешанного типа). На анализе результатов эмпирического исследования показана перспективность применения интегрированной модели ЭИ, в частности, для определения психологических предикторов профессиональной адаптации личности. Установлена взаимосвязь ЭИ с позитивной оценкой профессии и профессионального пути личности с дезадаптационным состоянием в виде эмоционального истощения. Делается вывод о необходимости дальнейшей теоретико-методологической разработки феноменологии эмоционального интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ерохина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта и профессиональной дезадаптации личности»

УДК 37.03 ББК 88.37 Е 782

Е.В. Ерохина

Преподаватель кафедры андрагогики Института переподготовки и повышения квалификации специалистов Кубанского государственного университета, аспирант кафедры психологических и педагогических наук Института международного права, экономики, гуманитарных наук и управления имени К.В. Россинского (г. Краснодар); Email: [email protected]

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. Рассмотрены современные подходы к интерпретации сущности эмоционального интеллекта (ЭИ). Показана противоречивость сложившихся моделей ЭИ (модели способностей и модели смешанного типа). На анализе результатов эмпирического исследования показана перспективность применения интегрированной модели ЭИ, в частности, для определения психологических предикторов профессиональной адаптации личности. Установлена взаимосвязь ЭИ с позитивной оценкой профессии и профессионального пути личности с дезадаптационным состоянием в виде эмоционального истощения. Делается вывод о необходимости дальнейшей теоретико-методологической разработки феноменологии эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, модели эмоционального интеллекта,

профессиональная деятельность, социономические профессии, позитивная оценка профессиональной судьбы, профессионально-личностная дезадаптация, эмоциональное истощение.

E.V. Erokhina

Lecturer of Andragogics Department of Institute of Retraining and Increasing Qualification of Specialists at Kuban State University, post-graduate student of Psychology and Pedagogy Department of K.V. Rossinsky Institute of International Law, Economics, Humanities and Management (Krasnodar); Email: erokhinae@mail ru

INTERRELATION OF COMPONENTS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND PROFESSIONAL DISADAPTATION OF THE PERSON

Abstract. The paper discusses the modem approaches to interpretation of the essence of emotional intelligence (EI). The author shows the discrepancy of developed EI models (model of abilities and model of the mixed type). On the basis of the analysis of results of empirical research, prospects of application of integrated EI model are shown, in particular, for definition of psychological predictors of professional adaptation of the person. It is established that there is an interrelation of EI with a positive estimation of a trade and a professional way of the person and with a disadaptation condition in the form of an emotional exhaustion. It is inferred that the further theoretical-methodological working out phenomenology of emotional intelligence is needed.

Keywords: emotional intelligence; models of emotional intelligence; professional work; socionomic trades; a positive estimation of professional destiny; professional-personal disadaptation; an emotional exhaustion.

Психологические аспекты социальной, профессиональной адаптации личности являются предметом пристального внимания теории и практики современной психологии. Актуальность исследований в этой области обусловлена не только возрастающей значимостью гуманистических, экзистенциальных ценностей, но и очевидным

конфликтом, в который вступают они с явлениями, детерминированными глобализационными процессами: бездуховностью, экстремизмом, социальной и

экономической поляризацией общества и др. Становится все более ясным: от того, насколько жизнестойким, позитивным будет человек, зависит социально-экономическое будущее общества в целом. Не случайно в исследованиях последних лет отмечается, что успех бизнеса в ближайшем будущем будет определяться тремя «R»: «recruitment»; «retention»; «resilience». Если первые два «R» («recruitment» и «retention») относятся к организационно-психологическим аспектам бизнеса, поскольку определяют подбор и удержание опытных и компетентных сотрудников, то третье «R» («resilience») означает исключительно личностно-психологические аспекты адаптивности человека: выносливость, способность быстро восстанавливать свои жизненные силы, жизнерадостность [1].

В свете сказанного определяется актуальным исследование психологических ресурсов «resilience» как интегрального свойства личности. С нашей точки зрения перспективным направлением для этого является изучение феномена эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) - уже не новое понятие в современной психологии. В последние годы в отечественной психологии появился ряд работ [см. 2], направленность и содержание которых убедительно свидетельствуют о заметном росте научной актуальности и большой практической значимости исследований в данной области. Тем не менее к настоящему времени не сложилось устоявшегося определения данного понятия. Наиболее развернутый анализ имеющихся концепций ЭИ дан А. Нойбауэром и Х. Фройдентхалером в книге «Emotional intelligence: an international handbook» [3]. Авторы отмечают, что имеют место два наиболее разработанных подхода (моделей) к пониманию психологической сущности эмоционального интеллекта: модели способностей и модели смешанного типа. Эти модели различаются не только по концептуализации, но также и по предложенным методикам измерения ЭИ. Проводя обзор сложившихся зарубежных подходов к психологии ЭИ, мы далее будем обращаться к анализу, проведенному А. Нойбауэром и Х. Фройдентхалером.

Прежде чем остановиться на характеристике названных моделей, отметим, что пионерами в исследовании эмоционального интеллекта с полным основанием можно считать П. Сэловей и Дж. Мэйера, а первым популяризатором - Даниеля Гоулмана [4]. П. Сэловей и Дж. Мэйер в 1990 году, проанализировав существующую психологическую литературу о роли эмоций и эмоциональности в структуре личности, предложили новое понятие, объединяющее два психологических концепта - интеллект и эмоции: «Emotional Intellect» (EI) [5]. Была предложена первая формальная модель концепта ЭИ как структуры, объединившей существующие, но разобщенные принципы исследования индивидуальных различий в способностях обрабатывать и применять эмоциональную информацию. Согласно этой структуре, ЭИ состоит из трех концептуально связанных умственных процессов. Эти процессы: оценка и выражение эмоций (1); регулирование (2) и использование эмоций адаптивными путями (3). Первый (оценка и выражение эмоций) и второй (регулирование, управление эмоциями) процессы разделяются на сам и другие, т.е. на восприятие и управление собственными эмоциями и эмоциями другого человека. При этом оценка и выражение собственных эмоций и эмоций другого человека делятся по принципу содержания, т.е. имеет место вербальная и невербальная формы. Эта модель объединила нескольких хорошо обоснованных конструктов, взятых из исследования эмоций. Например, оценка других эмоций в вербальной сфере приравнена к широко известному конструкту эмпатия.

Процесс «использование эмоций» обусловлен четырьмя факторами, отражающими высокий ЭИ людей, обеспеченный способностью гибко использовать свои эмоции. Это факторы: гибкое планирование; творческий склад ума; способность переключать

внимание; склонности мотивировать себя и других.

Согласно модели П. Сэловей и Дж. Мэйера, «использование эмоций» предполагает, что эмоционально интеллектуальные личности должны быть особенно сведущими в определенных сферах:

- в четком восприятии и оценке собственных эмоций;

- в четком их выражении в разговоре с другими, когда необходимо;

- в точном распознании эмоций других и ответной реакции на них в соответствии с социально адаптивными стилями поведения;

- в эффективном регулировании эмоций в себе и в других для достижения определенных целей (например, для повышения собственного настроения и настроения окружающих);

- в использовании собственных эмоций для решения проблем путем мотивирования адаптивного поведения [3].

Мэйер и Сэловей утверждают, что ЭИ представляет собой особый тип интеллекта, поскольку эмоционально обусловленные способности хорошо укладываются в границы общепризнанных концептуальных определений интеллекта, например, определения общего интеллекта, предложенного Векслером. Как известно, Векслер рассматривал интеллект как «комплексное, или общее умение личности целесообразно действовать, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать со своим окружением» [6, с. 7]. Хотя ЭИ во многом сходится с другими понятиями способностей, например, с социальным интеллектом, Мэйер и Сэловей настаивают на том, что ЭИ - это не просто очередное описание социального интеллекта. Напротив, поскольку ЭИ основывается, прежде всего, на эмоциональных проблемах, составляющих подоплеку проблем личных и социальных, это понятие описывает область более узкую, чем социальный интеллект, и включает также восприятие и осмысливание внутренних переживаний человека [7].

В 1997 году Мэйер и Сэловей представили пересмотренную и уточненную концептуализацию ЭИ, согласно которой он интерпретируется как одна из умственных способностей и разграничивается с классическими социально-эмоциональными личностными характеристиками, такими, как айзенковские РЕ^факторы, большая пятерка свойств личности и др. В обновленную модель включена новая область, связанная с деятельностными показателями. Она получила название «осмысливанием эмоций». Теперь авторы определяют ЭИ как совокупность эмоциональных способностей, которые можно подразделить на четыре класса или «ветви». В каждой ветви описываются четыре основных способности, различающиеся по своим предпосылкам [4].

Ветвь I (восприятие, оценка и выражение эмоции) включает получение и распознавание эмоциональной информации и составляет самые элементарные умения, связанные с эмоциональной сферой. Диапазон этих компонентов простирается от способности индивида распознавать свои собственные эмоции до способности проводить различие между теми или иными эмоциями, например, между искренним и неискренним выражением чувств. Эти элементарные процессы восприятия являются необходимыми предпосылками к дальнейшей переработке эмоциональной информации.

Ветвь II (эмоциональная фасилитация мышления) описывает пути использования эмоций для стимулирования мыслительного процесса и определяет различные эмоциональные события, способствующие интеллектуальной обработке информации. Сюда входят эмоции, направляющие внимание на важную информацию, и различные настроения, которые могут способствовать тому или иному способу мышления (например, дедуктивному или, наоборот, индуктивному).

Ветвь III (понимание и анализ эмоций) охватывает когнитивную обработку эмоций и представлена четырьмя основными способностями, в которых задействовано абстрактное понимание и мышление по поводу эмоций. Диапазон этих компонентов простирается от умения назвать эмоции и опознавания связи между словами и самими эмоциями до способности опознавать вероятность перехода от одних эмоций к другим.

Ветвь IV (рефлексивное регулирование эмоций) включает способность индивида управлять своими и чужими эмоциями в целях стимулирования эмоционального и интеллектуального роста. Эта способность подразумевает наличие наиболее развитых личностных навыков, начиная со способности оставаться открытым для чувств - как приятных, так и неприятных - и заканчивая способностью управлять эмоциями в себе самом и в окружающих, усиливая приятные эмоции и гася неприятные. Эта ветвь высшего порядка представляет переплетение очень многих факторов, в том числе мотивационных, эмоциональных и когнитивных факторов, которые надлежит распознать и сбалансировать, чтобы успешно управлять чувствами и справляться с ними.

В противоположность Мэйеру и Сэловею, осмысливающим ЭИ с точки зрения способностей, сторонники смешанных моделей не сводят ЭИ только к эмоциям или интеллекту. Они заявляют, что термин ЭИ зачастую обозначает различные группы личностных характеристик, которые могут прогнозировать успех на профессиональном поприще и в повседневной жизни. Одна из наиболее известных «смешанных» концепций принадлежит К. Бар-Ону [8, 9]. В противоположность Дж. Мэйеру и П. Сэловею, утверждающим, что ЭИ основан на способностях, К. Бар-Он определяет ЭИ как «множество непознавательных способностей, умений и навыков, влияющих на возможность индивида успешно справиться с требованиями и нагрузками среды» [8, с.

14].

Первоначально Бар-Он выделил пять личностных параметров, подразделяемых, в свою очередь, на 15 ключевые факторов ЭИ. Это:

1) внутриличностные навыки, состоящие из самооценки (осознания, понимания и приятия себя); эмоционального самоосознания (осознания и понимания собственных эмоций), уверенности в себе (выражения собственных эмоций, идей, потребностей и желаний), самореализации (реализации собственных потенциальных возможностей), независимости (состояния самоопределения, самообладания и свободы от эмоциональной зависимости);

2) межличностные навыки, состоящие из эмпатии (осознания и понимания эмоций окружающих); социальной ответственности (проявления себя как конструктивного члена своей социальной группы); межличностных отношений (формирования и поддержания близких отношений);

3) адаптивность, включающая способности к решению задач (способности к конструктивному решению личных и общественных задач); проверки на практике (проверки истинности собственных мыслей и чувств); гибкости (приведения собственных чувств, мыслей и поведения в соответствии с меняющимися условиями);

4) умения справляться со стрессами, включающие стрессоустойчивости (умения активно и позитивно справляться со стрессом), способности сдерживать порывы (сопротивления мгновенным побуждениям или умения помедлить с ними, умения сдерживать свои эмоции);

5) общий настрой, т.е. ощущение счастья (чувства удовлетворенности собственной жизнью), оптимизм (сохранения позитивных настроений).

Позднее, в 2000 году, К. Бар-Он пересмотрел модель ЭИ, включив в нее 10 компонентов из первой модели. Новая концепция определялась как «модель эмоционально-социального интеллекта». Это следующие компоненты: самооценка, эмоциональное самоосознание, уверенность в себе, эмпатия, межличностные отношения, стрессоустойчивость, способность сдерживать порывы, проверка на практике, гибкость и способность к решению задач. Остальные пять подкомпонентов исходной модели (самореализация, независимость, социальная ответственность, оптимизм и счастье) стали рассматриваться как «усилители», а не конституирующие компоненты эмоциональносоциального интеллекта.

Таким образом, если модели первого типа трактуют ЭИ как конструкт, относящийся к способностям, модели второго типа позволяют включать во

всеобъемлющее понятие ЭИ гораздо более широкие сочетания особенностей личности. Несмотря на оппозиционность авторов названных концепций, нельзя утверждать, что эти два подхода являются взаимоисключающими. Скорее они могут дополнять друг друга при исследовании эмоциональной сферы личности. Примером такого подхода можно рассматривать методику Холла, разработанную для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений [10, с. 57-59].

Интеграция проанализированных подходов легла в основу проведенного нами исследования, цель которого состояла в определении взаимосвязи между уровнем развития ЭИ представителей социономических профессий и профессиональной дезадаптацией в виде эмоционального истощения.

Гипотеза исследования состояла в предположении о наличии взаимосвязи эмоционального интеллекта с субъективной оценкой себя как успешного профессионала и с устойчивостью личности к дезадаптации в виде эмоционального истощения.

Методы и эмпирическая выборка. Для проверки эмпирической гипотезы были использованы опросные и проективная методики: опросник диагностики ЭИ Холла; эмоциональный тест Фордайса («измерение Фордайса») [11] и опросник для определения уровня профессионального выгорания (опросник МШ) Маслач и Джексон в адаптации

Н.Е. Водопьяновой (шкала «Эмоциональное истощение») [12].

Опросник Холла состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал: «Эмоциональная осведомленность»; «Управление своими эмоциями»; «Самомотивация» (произвольное управление своими эмоциями, исключая п. 14); «Эмпатия»; «Распознавание эмоций других людей» (умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Тест Фордайса включает два задания, позволяющие респонденту оценить, насколько счастливым или несчастным он чувствует себя в целом (1) и какую часть времени (в среднем) он проводит «на подъеме» [13]. В нашем исследовании задания выглядели следующим образом (рис. 1).

В первом (бланк 1) испытуемому предлагалось по десятибалльной шкале оценить, насколько он чувствуете себя счастливым как профессионал.

Оценки первого задания интерпретировались следующим образом:

10 - в высшей степени счастлив; 9 - очень счастлив; 8 - довольно-таки счастлив;

7 - в равной мере и то, и другое; 6 - иногда счастлив; 5 - нейтрально;

4 - слегка несчастен; 3 - пожалуй, несчастен; 2 - довольно-таки несчастен;

1 - глубоко несчастен; 0 - в высшей степени несчастен

2. Оцените (в %), насколько счастливы Вы

были на пройденном уже этапе

профессиональной жизни (общая сумма

должна быть 100%):

счастлив в течение__________% времени;

несчастлив в течение____________% времени;

ни счастлив, ни несчастлив в течение____________

% времени

Рисунок 1. Бланк к тесту Фордайса.

Во втором задании (бланк 2) испытуемый оценивал (в %), насколько счастлив он был на пройденном уже этапе профессиональной жизни.

Массив диагностических данных прошел математико-статистическую обработку с применением методов параметрической, непараметрической и многофункциональной статистики (критерии Стьюдента и Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критерий углового преобразования Фишера).

В исследовании приняли участие 94 респондента: врачи (56 чел.) и фельдшеры (38 чел.). В каждой группе испытуемых выделены по две подгруппы: респонденты, начинающие свой профессиональный путь (стаж до 5 лет; 48 чел.), и опытные профессионалы (стаж 10-15 лет; 46 чел). Стаж до 5 лет имеют 28 врачей и 20 фельдшеров; стаж свыше 10 лет имеют 28 врачей и 18 фельдшеров (таблица 1).

Таблица 1.

Совокупная выборка эмпирического исследования

стаж врачи фельдшеры всего

до 5 лет 28 20 48

10-15 лет 28 18 46

Всего: 56 38 94

Массив диагностических данных прошел математико-статистическую обработку с применением методов параметрической, непараметрической и многофункциональной статистики (критерии Стьюдента и Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критерий углового преобразования Фишера) и стандартного пакета статистических программ St.atistica, 6.

Результаты и их обсуждение.

В группе врачей интегральный показатель ЭИ составил 33,3 балла, что соответствует низкому уровню (диапазон низкого уровня - ниже 39 баллов). При этом установлено, что у опытных врачей он выше: 35,3 против 31,2 балла у начинающих клиницистов (при t=2,16 р<0,05). Имеются различия и в показателях парциального ЭИ: у опытных врачей он выше по шкалам «эмоциональная осведомленность» и «управление своими эмоциями» (при t=2,18 и 2,05 р<0,05). Вместе с тем отмечается, что с накоплением опыта врачебной деятельности способность к сопереживанию (шкала 4) снижается: с высоких показателей к средним (в сравнении показателей по группам начинающих и опытных врачей по шкале «Эмпатия» t=2,73 р<0,01) - рис. 2.

В целом по выборке врачей констатируются низкие показатели по шкале 2 («Управление своими эмоциями»), причем у начинающих врачей средние значения по этой шкале находятся в зоне отрицательных чисел (-1,48).

Рисунок 2. Парциальные показатели ЭИ в группе врачей.

У фельдшеров, работающих в бригадах скорой помощи, ЭИ равен 64,7 баллов, что соответствует границе с высоким уровнем, и значительно превышает показатель по выборке врачей (р<0,001). Характерно, что различий как в парциальных, так и в интегративных показателях ЭИ в группах начинающих и опытных фельдшеров не выявлено (рисунок 3). Здесь имеется на уровне тенденции (р<0,1) преобладание средних значений по шкалам «Самомотивация» (шкала 3) и «Распознавание эмоций других людей» (шкала 5) в подгруппе опытных работников.

Наиболее выражено различие между группами врачей и фельдшеров в уровне выраженности способности управлять своими эмоциями: если у врачей это

общепсихологическое качество развито слабо (М=0,54), то у фельдшеров показатель в диапазоне высоких значений (М=15,0) как среди начинающих (М=14,8), так и среди опытных профессионалов (М=15,2). Отмечено также, что с ростом профессионализма у фельдшеров не происходит снижения эмпатических способностей, при этом развиваются эмоциональная осведомленность и способность распознавать эмоции других людей (шкалы 1 и 5).

Результаты обследований по тесту Фордайса показали, что в группе врачей ответ на вопрос «Насколько Вы чувствуете себя счастливым как профессионал?» наиболее высокую оценку имеет в среде начинающих клиницистов (М=7,6 балла). В этой группе нет оценок от 0 до 4-х баллов, т.е. минимальная оценка соответствует показателю «Нейтрально», а средняя по выборке - находится в диапазоне показателей «довольно-таки счастлив» и «в равной мере - и то, и другое». Опытные специалисты менее позитивно оценивают счастье быть врачом: средний балл оценок составил 5,6, т.е. находится в диапазоне показателей «иногда счастлив» и «нейтрально». При ^=-0,509 отмечается наличие обратной корреляционной взаимосвязи эмоционального интеллекта и оценки врачами уровня профессиональной «счастливости». Это наглядно демонстрирует и анализ сравнения индивидуальных показателей.

Рисунок 3. Парциальные показатели ЭИ в группе фельдшеров.

Так, при ЭИ=-13 респондент оценивает в макс. балл (10) счастье быть врачом, а у респондента с ЭИ=58 показатель по тесту Фордайса 5,0 баллов, что соответствует оценке «нейтрально».

В группе фельдшеров средний показатель по тесту составил 6,5 баллов при отсутствии различий между группами опытных и начинающих работников (6,6 и 6,45 баллов соответственно). Несмотря на различия в оценках между группами врачей и фельдшеров, корреляционный анализ данных, полученных по выборке фельдшеров, указывает на отрицательную взаимосвязь интегральных показателей ЭИ и оценок в ощущении счастья быть профессиональным медицинским работником (^=-0,362, т.е. р<0,05).

Эмоциональная оценка пройденного профессионального пути проводилась в группах опытных специалистов. Врачи считают, что в среднем 71,2% профессиональной жизни они счастливы и только 3,6% - несчастливы. Остальную часть (25,2%) пройденного профессионального пути они оценивают как в равной мере «и то, и другое». Аналогично выглядят результаты по группе опытных фельдшеров: 68,6%; 28,3%; 3,1% соответственно.

Корреляционный анализ показывает наличие положительной взаимосвязи между высоким уровнем ЭИ и позитивной оценкой профессионального пути в обеих группах (гк=0,213 и гк=0,228, т.е. р<0,05).

Эмоциональное истощение как составляющая профессиональной дезадаптации личности в структуре синдрома эмоционального выгорания является выраженной характеристикой состояния эмоциональной сферы 42,9% опытных врачей и 16,7% опытных фельдшеров, что при р<0,02 (ф*=1,94) свидетельствует о высоко достоверном преобладании этого состояния в среде врачей. Корреляционный анализ показал наличие тесной взаимосвязи низких показателей ЭИ и состояния эмоционального истощения (г=-374; р<0,05).

Выводы.

Результаты проведенного анализа подтверждают изначально выдвинутую гипотезу. Установлены специфические взаимосвязи эмоционального интеллекта с субъективной оценкой себя как успешного профессионала и с устойчивостью личности к дезадаптации в виде эмоционального истощения. При этом у субъекта социономических профессий (врач, фельдшер) эти взаимосвязи зависят от продолжительности профессиональной деятельности и от ее специфики. Фельдшер, имеющий по совокупности решаемых профессиональных задач значительно большее поле взаимодействия с пациентом, чем врач [14], оказывается более эмоционально

компетентным и, как следствие, менее подвержен риску развития дезадаптационных состояний.

Недостаточное развитие эмоционального интеллекта имеет следствием риск формирования с годами негативного отношения к профессии и к себе, как профессионалу, дезадаптации в виде эмоционального истощения.

Изучение роли эмоционального интеллекта в системе психологических ресурсов социальной, профессиональной адаптации личности является, на наш взгляд, перспективным направлением исследований, требующим дальнейшего теоретикометодологического и эмпирического обоснования, что, в свою очередь, дополнит арсенал практических средств в процессе психологического сопровождения профессиональной адаптации личности.

Примечания:

1. Кирхлер Э., Майер-Пести К., Хофманн Е. Психологические теории организации // Психология труда и организационная психология: пер. с нем. Т. 5. Х.: Гуманитарный центр, 2005.

2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. №3. С. 78-86.

3. Emotional intelligence: an international handbook / R. Schulze, R.D. Roberts (eds.). Cambridge; Gottingen: Hogrefe & Huber Publisher, 2005.

4. Goleman D. Working with Emotional Intelligence. N. Y.: Bantam Books, 1998.

5. Mayer J.D., DiPaolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: A component of emotional intelligence // Journal of Personality Assessment. 1990. № 54. Р. 772-781.

6. Wechsler D. The measurement and appraisal of adult intelligence. 4th ed. Baltimore: Williams & Wilkins, 1958.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Mayer J.D., Caruso D.R. Salovey P. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999. 27. Р. 267-298.

8. Bar-On R. Baron Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical manual. Toronto: Multy-Health Systems, 1997.

9. Emotional expression and implications for occupational stress; An application of the Emotional Quotient inventory (EQ-i). Personality and Individual Defferences / R. Bar-On, J.M. Broun, B.D. Kirkcadly, E.P. Thome. 2000. 28. Р. 1107-1118.

10. Фетискин Н.П., Козлова В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.

11. Селигман Мартин Э.П. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни: пер. с англ. М.: София, 2006.

12. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009.

13. Fordyce M. A review of research on the happiness measures: A sixty second index of happiness and mental health // Social Indicator Research. 1988. № 20. Р. 355-381.

14. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

References:

1. Kirhler E., Mayer-Pesti К., Hofmann E. Psychological theories of the organization // Psychology of Work and Organizational Psychology; v. 5 / Trans. from German. - Х: Humanities Centre Publishing House, 2005.

2. Andreeva I.N. Emotional intelligence: phenomenon researches. Questions of Psychology. No.3, 2006, p. 78-86.

3. Emotional intelligence: an international handbook / Ralf Schulze, Richard D. Roberts (eds.). -Cambridge - Gottingen: Hogrefe AND Huber Publisher. 2005.

4. Goleman D. Working with Emotional Intelligence. - New York: Bantam Books, 1998.

5. Mayer, J.D., DiPaolo, M., and Salovey, P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: A component of emotional intelligence. Journal of Personality Assessment. 54, 1990 (pp. 772781).

6. Wechsler D. The measurement and appraisal of adult intelligence (4th ed.). Baltimore: Williams and Wilkins, 1958.

7. Mayer, J.D., Caruso, D.R. and Salovey, P. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence. Intelligence. 27, 1999. (pp. 267-298).

8. Bar-On, R. Baron Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical manual. - Toronto, Canada: Multy-Health Systems, 1997.

9. Bar-On, R., Broun, J.M., Kirkcadly, B.D., and Thomé, E.P. Emotional expression and implications for occupational stress; An application of the Emotional Quotient inventory (EQ-i). Personality and Individual Differences.28, 2000. (pp. 1107-1118).

10. Fetiskin N.P., Kozlova V.V., Manuilov G.M. Social-psychological diagnostics of development of personality and small groups. - M.: Institute of Psychotherapy Publishing House, 2002.

11. Seligman Martin E.P. New positive psychology: Scientific sight on happiness and sense of life / Trans. from English. - M.: Sofiya Publishing House, 2006.

12. Vodopyanova N.E. Stress psychodiagnostics - SPb.: Peter, 2009.

13. Fordyce M. A review of research on the happiness measures: A sixty second index of happiness and mental health. Social Indicator Research, 20, 1988. p. 355-381.

14. Yasko B.A. Psychology of personality and trade of doctor - Rostov - on- Don.: Phenix, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.